Мотивация в психологии: история и современное состояние проблемы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №3 (345) январь 2021 г.

Дата публикации: 16.01.2021

Статья просмотрена: 12465 раз

Библиографическое описание:

Горбач, Н. С. Мотивация в психологии: история и современное состояние проблемы / Н. С. Горбач. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 3 (345). — С. 42-44. — URL: https://moluch.ru/archive/345/77509/ (дата обращения: 09.05.2024).



В данной статье автором произведён анализ состояния проблемы мотивации в психологической науке.

Ключевые слова: мотивация, мотив, потребность, деятельность.

Проблема изучения мотивации является одной из важнейших в современной психологии, она сложна и многоаспектна, что обуславливает множественность понимания её сущности, природы и структуры. Существует большое количество литературы и разработан целый ряд подходов в изучении мотивации в психологии. Несмотря на то, что единого и общепринятого определения понятия мотивации не существует до сих пор и различные авторы характеризуют мотивацию с учётом специфики того научного направления, в котором они работают, несомненным остаётся то, что мотивация является главной движущей силой в поведении и деятельности человека.

Мотивация понимается как совокупность побуждающих факторов, определяющих активность личности, к которым относятся мотивы, потребности, стимулы, детерминирующие активность человека [1].

Основные направления психологии мотивации оформились в первой половине ХХ века в работах таких известных авторов, как З. Фрейд, К. Левин, И. П. Павлов, У. Мак-Дугалл, У. Джеймс, Э. Торндайк и др. Однако уже великие мыслители Древнего мира, такие как Аристотель, Гераклит, Демокрит, Платон, Сократ упоминали о «нужде», которая являлась детерминантом активности любого живого существа. Таким образом, они положили начало научному изучению причин активности человека и их детерминации [2].

Впервые термин «мотивация» был употреблён А. Шопенгауэром в статье «Четыре принципа достаточной причины» (1900–1910), после чего данный термин прочно вошёл в терминологию психологов для объяснения причин активности и поведения человека [2].

Важный этап в изучении мотивации начался в XIX в. благодаря появлению учения З. Фрейда о бессознательном и влечениях человека. С точки зрения автора теории психоанализа, решающую роль в поведении играет бессознательное ядро психической жизни, которое образуется мощными сексуальными или агрессивными влечениями, требующими удовлетворения. В отличие от функционалиста У. Джемса, который считал, что мотивация связана, в основном, с сознательным принятием решения, З. Фрейд и его последователи считали, что решающая роль принадлежит бессознательному [8].

В 20-е гг. XX в. в западной психологии возникают первые теории мотивации таких авторов, как К. Левин, Г. Олпорт и др., в которых выделяют, помимо биологических, вторичные, или психогенные, потребности, появляющиеся в процессе обучения и воспитания (Г. Мюррей). К таким потребностям относятся потребность в достижении успеха, в независимости, в уважении, в избегании неудач и др.

В XX в., как и ранее, понятие «мотивация» неразрывно связано с понятием «потребность». В 1954 г. обширную классификацию потребностей выдвинул А. Маслоу. По его теории человек не может испытывать потребности высокого уровня, не удовлетворив потребности базовые. В самый низ своей пирамиды А. Маслоу ставит физиологические потребности, на самый верх — потребность в самоактуализации [5].

Однако теории мотивации потребностями были противопоставлены взглядам бихевиористов. Так, например, Э. Торндайк, считает, что поведение развивается по схеме «стимул — реакция», говоря о раздражителе как об активном источнике реакции организма. В целом, для бихевиористов не существовало проблемы мотивации, так как, по их мнению, динамическое условие поведения — это реактивность организма, то есть его способность отвечать определённым образом на раздражители.

Во второй половине XX в. возникают новые концепции мотивации, характерной чертой которых было признание ведущей роли сознания в детерминации человеческого поведения. Благодаря когнитивным теориям мотивации, появились новые мотивационные понятия, такие как, социальные потребности, жизненные цели, ценности, ожидание успеха, боязнь неудачи.

Значительный вклад в разработку теории мотивации внесли отечественные психологи, такие как П. К. Анохин, Н. А. Бернштейн, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, Р. С. Немов, Е. П. Ильин и др., которые установили, что именно мотивация объясняет целенаправленность действия, а также организованность и устойчивость целостной деятельности, которая направлена на достижение определенной цели.

В теории мотивации, разработанной в отечественной психологии, принято считать, что, говоря о мотивах деятельности, следует иметь в виду именно опредмеченную потребность. А. Н. Леонтьев, автор психологической концепции деятельности, отмечал, что предмет деятельности, являясь мотивом, может быть как вещественным, так и идеальным, но, главное, что за ним всегда стоит потребность [3].

Кроме того, А. Н. Леонтьев, посвятив долгое время разработке проблем мотивации в психологии, вводит понятие личностного смысла деятельности и приходит к выводу о том, что «формирование личности человека находит своё психологическое выражение в развитии её мотивационной сферы» [4].

С. Л. Рубинштейн в книге «Основы общей психологии» рассматривал мотивы в связи с конкретными видами деятельности. При этом мотивы связывались с общественно-историческим развитием, общественным характером деятельности человека, подчеркивалось, что человеческой деятельность сознательна в отличие от инстинктивного поведения животных. Также в своих книгах С. Л. Рубинштейн развивал потребностный поход к рассмотрению мотивов [7].

Психологические механизмы мотивации человека изучались X. Хекхаузеном. По мнению автора, мотивация — это взаимодействие трех основных факторов: личностного, ситуационного и мотива, соотносящихся между собой посредством механизма когнитивных умозаключений [9].

Р. С. Немов определяет мотивацию как «совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность» [6].

Существуют различные теории мотивации. Традиционно их делят на содержательные и процессуальные. Содержательные теории, к которым относятся теория иерархии потребностей А. Маслоу, теория приобретённых потребностей Д. МакКлелланда, двухфакторная теория Ф. Герцберга, рассматривают мотивационную сферу с точки зрения потребностей и нужд, которые стоят за ними. Процессуальные теории, среди которых выделяют теорию ожиданий В. Врума, модель-теорию мотивации Портера-Лоулера, теорию равенства (справедливости) С. Адамса, рассматривают мотивацию с точки зрения причин, побуждающих деятельность, поведение человека определяется не только его потребностями, но и его восприятиями и ожиданиями.

Таким образом, обзор работ отечественных и зарубежных психологов показывает, что проблема изучения мотивации в психологии остаётся актуальной. Нельзя сказать, что на данный момент учёные пришли к единому мнению касательно этого вопроса, однако накопленные материалы позволяют провести более глубокое исследование проблем мотивации.

Литература:

  1. Волкова Е. Л. Современные подходы к мотивации персонала / Е. Л. Волкова // Ученые записки санкт-петербургского государственного института психологии и социальной работы. — 2007. — № 2 (Т.8). — С. 29–33.
  2. Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы — СПб.: Питер, 2011. — 512 с.
  3. Леонтьев, А. Н. Потребности, мотивы и эмоции. / А. Н. Леонтьев. — М.: МГУ, 1971. — 40 с.
  4. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики / А. Н. Леонтьев. — М.: МГУ, 1981. –584 с.
  5. Маслоу, А. Мотивация и личность / А. Маслоу. — СПб.: Питер, 2011. — 352 с.
  6. Немов, Р. С. Психология: учебник для бакалавров / Р. С. Немов. — М.: Издательство Юрайт. — 2015. — 639 с.
  7. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — СПб.: Питер, 2010. — 713 с.
  8. Фрейд, З. Основные психологические теории в психоанализе / З. Фрейд. — М.: АСТ, 2006. — 400 с.
  9. Хекхаузен, Х. Мотивация и деятельность. Т.1. / Х. Хекхаузен. — М.: Педагогика, 1986. — 632 с.
Основные термины (генерируются автоматически): потребность, мотивация, поведение человека, теория мотивации, автор, изучение мотивации, мотивационная сфера, проблема изучения мотивации, проблема мотивации, решающая роль.


Похожие статьи

Проблема мотивации в современном менеджменте

В процессе мотивации задействованы потребности и мотивы. Потребности — это внутренние побуждения к действию.

Поэтому возникает необходимость выявления нестандартных способов мотивации людей к труду и их практического применения, чем и занялась одна из...

К вопросу о мотивации профессиональной деятельности

Бихевиористские теории мотивации объясняют поведение через схему стимул- реакция», рассматривая раздражитель как активный источник реакции организма. Авторы данного подхода стали рассматривать мотивацию как состояние, функция которого в снижении порога...

Психологические механизмы развития мотивации человека

Большое внимание уделяется изучению этой проблемы и в зарубежной психологии.

Прежде чем говорить о природе мотивации человека, необходимо отметить, что она имеет

мотив, потребность, теория мотивации, мотивация, успех, мотивационный процесс, личный успех...

Исследование проблем мотивации в персональном управлении

Ключевые слова: мотивация, мотивационный процесс, управление процессом, функция, бизнес, этапы мотивации, технология процесса управления, социальные потребности, ситуация, потребности людей, стимулирование, эффективность мотивации.

Понимание мотивации как побудителя человеческой активности

Проблема мотивации поведения является одной из ключевых в психологии. Являясь основой психологии личности, она определяет человеческую активность и детерминирует особенности поведения и деятельности. Неудивительно, что эта проблема с давних пор занимает умы...

Исследование процесса мотивации в организации и разработка...

Рис. 1. Особенности концепции мотивации. Мотивация — это личное и внутреннее чувство

Мотивация — это спланированный процесс. Люди различаются своим подходом к процессу

Однако среди мотивационных факторов есть признание и продвижение, которые также имеют...

Современные теории мотивации в образовательной деятельности

В статье рассматриваются современные теории мотивации, которые предлагаются зарубежными учеными. Делается попытка спроецировать данные теории на образовательную деятельность и показать их значимость для преподавателей с целью формирования...

Эволюция теоретических взглядов о понятии трудовой мотивации

Исследование проблем понятия мотивации возникли очень давно. Предпосылки к исследованию управления трудом можно косвенно рассмотреть около 4000 лет до н. э., возможно первыми управленцами столкнувшимися с понятием мотивации стали египтяне.

Сущность и содержание понятия «мотивация» в системе...

Мотивация играет большую роль в системе управления персоналом, является базовой функцией менеджмента.

Процесс мотивации базируется на потребностях человека, которые и считаются главным объектом влияния с целью побуждения человека к действию.

Похожие статьи

Проблема мотивации в современном менеджменте

В процессе мотивации задействованы потребности и мотивы. Потребности — это внутренние побуждения к действию.

Поэтому возникает необходимость выявления нестандартных способов мотивации людей к труду и их практического применения, чем и занялась одна из...

К вопросу о мотивации профессиональной деятельности

Бихевиористские теории мотивации объясняют поведение через схему стимул- реакция», рассматривая раздражитель как активный источник реакции организма. Авторы данного подхода стали рассматривать мотивацию как состояние, функция которого в снижении порога...

Психологические механизмы развития мотивации человека

Большое внимание уделяется изучению этой проблемы и в зарубежной психологии.

Прежде чем говорить о природе мотивации человека, необходимо отметить, что она имеет

мотив, потребность, теория мотивации, мотивация, успех, мотивационный процесс, личный успех...

Исследование проблем мотивации в персональном управлении

Ключевые слова: мотивация, мотивационный процесс, управление процессом, функция, бизнес, этапы мотивации, технология процесса управления, социальные потребности, ситуация, потребности людей, стимулирование, эффективность мотивации.

Понимание мотивации как побудителя человеческой активности

Проблема мотивации поведения является одной из ключевых в психологии. Являясь основой психологии личности, она определяет человеческую активность и детерминирует особенности поведения и деятельности. Неудивительно, что эта проблема с давних пор занимает умы...

Исследование процесса мотивации в организации и разработка...

Рис. 1. Особенности концепции мотивации. Мотивация — это личное и внутреннее чувство

Мотивация — это спланированный процесс. Люди различаются своим подходом к процессу

Однако среди мотивационных факторов есть признание и продвижение, которые также имеют...

Современные теории мотивации в образовательной деятельности

В статье рассматриваются современные теории мотивации, которые предлагаются зарубежными учеными. Делается попытка спроецировать данные теории на образовательную деятельность и показать их значимость для преподавателей с целью формирования...

Эволюция теоретических взглядов о понятии трудовой мотивации

Исследование проблем понятия мотивации возникли очень давно. Предпосылки к исследованию управления трудом можно косвенно рассмотреть около 4000 лет до н. э., возможно первыми управленцами столкнувшимися с понятием мотивации стали египтяне.

Сущность и содержание понятия «мотивация» в системе...

Мотивация играет большую роль в системе управления персоналом, является базовой функцией менеджмента.

Процесс мотивации базируется на потребностях человека, которые и считаются главным объектом влияния с целью побуждения человека к действию.

Задать вопрос