Библиографическое описание:

Киченко В. А. Эволюция теоретических взглядов о понятии трудовой мотивации [Текст] // Актуальные вопросы экономических наук: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Уфа, апрель 2013 г.). — Уфа: Лето, 2013. — С. 76-79.

Статья посвящена исследованию проблеме современного менеджмента — трудовой мотивации на предприятии. В данной статье сделана попытка объединения и анализа основных теорий о понятии мотивация, проведен анализ отечественных и зарубежных авторов, решавших проблему представленной тематики.

Ключевые слова: мотивация, потребности, мотивы, управление трудом.


Исследование проблем понятия мотивации возникли очень давно. Предпосылки к исследованию управления трудом можно косвенно рассмотреть около 4000 лет до н. э., возможно первыми управленцами столкнувшимися с понятием мотивации стали египтяне. Далее проблему управления трудом можно увидеть в истории Китая около 1100 лет до н. э. Научному же изучению причин активности человека положили великие мыслители древности, такие как Гераклит, Сократ, Аристотель и другие философы. За весь период исследования данной проблемы процесс трансформации понятия «мотивация» прошел большие изменения. Наглядно это можно просмотреть в приведенной ниже таблице, которая описывает временные рамки, авторов, основные мысли и труды, связанные с понятием мотивация.

Таблица 1

Динамика изменения подходов к мотивации

Время

Автор

Основные отличия

С 535 г. до н. э.

Гераклит Эфесский

— анализировал побудительные силы, потребности и влечения человека.

— основополагающим стало, что потребности определяются условиями жизни человека.

470–399 гг. до н. э.

Сократ

— утверждал, что человек должен поступать таким образом, чтобы в результате его действий получаемое удовольствие превышало страдания.

384–322 гг. до н. э.

Аристотель Стагирский

— полагал, что стремления человека к чему либо, тесно взаимосвязаны с поставленной целью.

— стремления человека зависят потребностей и чувств удовлетворения и неудовлетворения.

— описывает четыре различные вида причин, побуждающих к действию: движущая, целевая, формальная и материальная.

1401–1464

Николай Кузанский

— идея перехода от религиозных основ мотивации, к мотивации, основывающейся на рациональных целях человека.

— описывает идеал свободного и благородного человека, воплощающего в себе сущность мировой природной гармонии.

1596–1650

Рене Декарт

— говорил о спонтанности волевого импульса и выдвигал в качестве важнейшего побуждения влечение, которое при осознанности его становится желанием, а так же рассматривал его как относящееся и к телу, и к душе.

1583–1645

Гуго Гроций

— детально обосновал необходимость наказаний. По его мнению, без наказаний «несправедливости будет становиться все больше»: «Необходимо как можно скорее отнять привлекательность у порока, чего нельзя достигнуть иначе, как отняв у сладости приятность каким-нибудь последующим страданием».

1588–1679

Томас Гоббс

— считал стремления к самосохранению и собственной выгоде основными нравственными побуждениями и рассматривал «благо» предметом влечений и желаний.

1632–1677

Бенедикт Спиноза

— считал, что аффективность, страстность, мотивационная направленность и напряженность должны рассматриваться с объективной точки зрения.

1723–1789

Поль Анри Гольбах

— потребности являются движущим фактором человеческой воли и умственной активности.

1723–1790

Адам Смит

— говорил о применение принципа специализации к промышленным рабочим.

— разработал концепцию контроля.

— немаловажным считал расчет оплаты труда.

1773–1836

Джеймс Милл

— анализ и общение человеческой мотивации.

1809–1882

Чарльз Дарвин

— первый шаг в поведенческом и мотивационном сближении живых существ, показал, что у человека и животных имеется множество общих форм поведения, в особенности эмоционально-экспрессивных выражений, потребностей и инстинктов.

1841–1925

Генри Файоль

— разработал систему вознаграждения персонала. «Оплата труда должна быть справедливой и приносить удовлетворение и работнику и работодателю».

— «Порядок» — обеспечивает соответствие работника своему месту. Кроме хорошего подбора персонала, он предполагает еще и точное количественное равновесие управляющих и управляемых. Когда человек видит на своем заводе большое количество людей в администрации и ощущает свое полное бессилие повлиять на сокращение, мотивация снижается.

1856–1939

Зигмунд Фрейд

— придавал основную роль в организации поведения бессознательному ядру психической жизни, образуемому мощными влечениями.

1817–1904

Дж. Уотсон

— мотивы поведения понимаются как причина телесных реакций организма в ответ на внешние воздействия. Это выражено в известной формуле «стимул — реакция».

1900–1910

Артур Шопенгауэр

— «Четыре принципа достаточной причины»

— доказывает иллюзорность свободы воли. Интеллект позволяет человеку подняться на высшую ступень причинности — мотивацию, обусловливающую его действия не механическим толчком, органической раздражимостью или наглядными представлениями, а понятиями, способными сохранять прошлое и предвосхищать будущее. Развитие интеллекта расширяет круг понятий и, следовательно, мотивов, но не влияет на их выбор. Поведение предопределено «эмпирическим характером» человека.

1871–1938


1842–1910

Уильям Мак-Дугалл

Уильям Джеймс

— полагали, что поведение мотивируют инстинктивные желания. В труде «Основы психологии» Джеймс представляет перечень основных двенадцати инстинктивных желаний человека. Мак-Дугалл в свою очередь расширил и усовершенствовал этот перечень.

— доказали, что человеческие желания многогранны.

— были первыми влиятельными психологами, которые разработали всеохватывающую теорию основных человеческих желаний.

1856–1915

Фредерик Тейлор

— максимизация прибыли работодателя в сочетании с повышением благосостояния его работников. Необходимость в создании условий труда, при которых работник был бы заинтересован работать быстрее и качественнее.

— ввел понятие «урок» как форму оплаты труда. «Урок» представляет собой строго определенное ежедневное задание, норму выработки (по аналогии со школьными уроками).

1861–1919

Генри Гант

— занимался разработками в области методики премиальной оплаты, составившего карты-схемы для производственного планирования (получившие, его имя — так называемые гантт-схемы), а также внесшего вклад в разработку теории лидерства.

— делал акцент на социальной ответственности бизнеса и менеджмента, имеющих широкие обязательства перед обществом.

1868–1924

1878–1972

Френк и Лилиан Гилберет

— разработали элементы научной организации труда на уровне отдельных движений и операций.

— предложили тщательно разработанные модели прогрессивной заработной платы для мотивации работников.

1868–1933

Мэри П.Фоллет

— построенная философия менеджмента, основывалась на индивидуальной мотивации.

1880–1949

Элтон Мэйо

— основной труд «теория человеческих отношений» из которой можно выделить три главных вывода: у людей присутствует потребность принадлежать своей рабочей группе, на производстве существуют различные формальные и неформальные группы (которые основываются на дружеских взаимоотношениях и общих интересах) и любую неформальную группу можно использовать в интересах предприятия, воздействуя на всю группу через одного работника тем самым увеличивая производительность труда.

1890–1947

Курт Левин.

— теория получившая название «динамической теории личности». По мнению автора, основанием человеческой активности в любых ее формах являются потребности. Причем понимание потребностей является более широким по сравнению с более ранними представлениями в психологии, связанными главным образом с биологическими, врожденными потребностями.

1897–1967

Гордон Олпорт

— развил общую концепцию личности, противостоящую психоанализу, бихевиоризму, «гормической» психологии По нению автора личность — это динамическая организация внутри индивида особых мотивационных систем, привычек, установок и личностных черт, которые определяют уникальность его взаимодействия со средой, прежде всего социальной.

— мотивация человека к развитию себя через достижение важных перспективных целей. Такая мотивация подразумевает рост, а не снижение уровня напряжения.

1904–1990


Беррес Фредерик Скиннер

— рассматривал мотивацию как циклический процесс научения, в котором последствия поведения в прошлом влияют на последующие действия человека.

— поведение может быть управляемо, уточнено и изменено благодаря определенным изменениям в системе поощрений и наказаний.

1906–1964

Дуглас МакГрегор

— Выделил одиннадцать факторов полностью зависящих от руководителя. На основе данных факторов сформировал два различных подхода к управлению «теория X» и «теория Y» Авторитарный стиль управления для работников, основополагающий на постоянном контроле, и только под принуждением «Теория X». Тип работников, которые сами мотивируют себя в потребности трудиться и находить внутреннее удовлетворение в труде, правда, если для этого созданы необходимые условия относилось к «Теория Y».

1908–1970

Абрахам Маслоу

— Сформировал иерархию потребностей в которой выделил пять уровней: 1) физиологические потребности; 2) потребность в безопасности (как физической, так и экономической); 3) потребность в любви, принадлежности (социальные потребности); 4) потребность в уважении, признании; 5) потребность в самовыражении. Если удовлетворены потребности низших уровней, то для мотивации сотрудника к труду надо активизировать следующий, более высокий уровень потребностей.

1923–2000

Фредерик Герцберг

— основной труд «Психологическая теория мотивации». Основывается на том, что на рабочем месте, наряду с определёнными факторами, которые вызывают удовлетворение от работы, в то же время, существуют отдельные наборы факторов, которые вызывают неудовлетворённость от работы.

1932 — н.в.

Виктор Врум

— разработал теорию ожиданий рассматривает человека как рациональное существо, которое стремится к получению максимальной выгоды путем ограниченных затрат своей энергии. Основные положения теории ожидания сводятся к следующему: мотивированность человека к затрате определенных усилий на выполнение заданий зависит от ожидания, т. е. от вероятности того, что существует взаимосвязь результатов труда и его оплаты, а также от валентности, т. е. ценности ожидаемого вознаграждения.

— мотивация поведения сотрудника определяется тремя факторами 1) силой уверенности в том, что конкретные действия приведут к конкретному результату; 2) силой уверенности в том, что конкретный результат приведет к конкретному вознаграждению; 3) привлекательностью или приемлемостью вознаграждения.

1943 — н.в.

Уильям Оучи

— заключается в отождествлении работником себя с нанявшей его фирмой. В Японии этому способствует система пожизненного найма, дух коллективизма и доверия между служащими и с руководством, (это происходит через такие формы общения как утренние митинги, цеховые собрания, собрания малых групп, собрания кружков качества, коллективные туристские поездки, спортивные соревнования и др.). В результате у японского служащего формируется убеждение, что от него лично, от его работы зависит судьба фирмы или компании.

— забота о каждом сотруднике организации, качестве трудовой жизни, привлечение сотрудников к групповому принятию решений.


Представленный анализ теорий показывает, что процесс трансформации понятия мотивация проходит большие изменения. Например, в девятнадцатом веке мотивацию рассматривали, как психологический индивидуальный процесс. Начиная с двадцатого века понятие «мотивация» стало тесно связываться с понятием «потребности», так же с двадцатого века мотивация начинает применяться конкретно на предприятии. В наше время существует множество современных теорий мотивации, решающие самые различные проблемы на предприятиях, теории становятся узконаправленными, индивидуальными.

Несмотря на представленное многообразие теорий и концепций мотивации, можно сказать, что мотивация персонала не стоит на месте, она продолжает развиваться и совершенствоваться. Так как, прежде всего, изменяется внешняя среда, изменяются экономические отношения и отношения людей к труду. Зная то, что движет человеком к выполнению какой-либо деятельности, какие мотивы лежат в основе его действий, можно разработать эффективную систему методов управления персоналом, актуальную в современное время.


Литература:

  1. Н. В. Кузнецова, История менеджмента: Издательство дальневосточного университета Владивосток — 2001 г. с. 15

  2. Дэкерс, Л. Мотивация: теория и практика: расшир. курс. — М.: ГроссМедиа, 2007.

  3. Мескон, М. Основы менеджмента / М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. — М.: Дело, 1992. — 702 с.


Основные термины (генерируются автоматически): мотивации трудовой деятельности, трудовой мотивации, процесс трансформации понятия, понятии трудовой мотивации, стремления человека, понятием мотивации, проблем понятия мотивации, понятием мотивация, мотивация человека, Совершенствование мотивации трудовой, совершенствованию мотивации трудовой, понятии мотивация, трансформации понятия мотивация, мотивация поведения сотрудника, религиозных основ мотивации, современных теорий мотивации, инстинктивных желаний человека, мотивации работников, управления трудом, мотивации сотрудника.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос