Библиографическое описание:

Козырева О. А., Матвеев А. А. Системы принципов формирования культуры самостоятельной работы будущих педагогов и инженеров-строителей в структуре педагогического взаимодействия // Молодой ученый. — 2011. — №10. Т.2. — С. 159-161.

Феноменология гносеологической единицы современной педагогики «культура самостоятельной работы» неоднозначна, т.к., с одной стороны, – это категория культурологии и психосоциологии со своими специфическими социально обусловленными механизмами трансформации сознания и моделей взаимоотношений субъекта культуры и общества в психосоциальном конгломерате опыта человечества и личности в микро-, мезо-, макро- и мегамасштабах, с другой стороны, – это категория педагогики, в рамках которой могут быть выделены и использованы на практике системы принципов, методов, приемов, форм, средств, методик, технологий педагогического взаимодействия и даже методологических подходов, фасилитирующих понимание необходимости формирования культуры самостоятельной работы субъекта деятельности, общения, культуры и пр. как механизма социализации, самоопределения, самореализации, са­мосовершенствования и взаимодействия.
Культура самостоятельной работы (КСР) – это механизм самосовершенствования и самореализации субъектов социального пространства, определяющий ориентиры и особенности социального взаимодействия субъектов-носителей деятельности и культуры. Формирование КСР, определяемой нами как совокупности формально-ло­ги­чес­ких и содержательно-методологических требований и норм, предъявляемых к самостоятельной работе как психолого-педа­го­ги­чес­ко­му феномену, обуславливающему формирование и развитие личности, способствует отражению объективных закономерностей, требований, норм, специфики деятельности субъектов культуры в системе субъект-субъект­ных и субъект-объектных отношений, является фундаментальным явлением, предопределяющим результат саморазвития и самореализации в полисистемном ракурсе – это и общение, и профессиональная деятельность, и культура, и досуг, и искусство, и религия, и пр.
Отразим и обозначим гносеолого-методологическое обоснование совокупности принципов формирования КСР педагога в контексте преобразования и реформирования современного общества и закономерностей и принципов гуманной педагогики и психологии. Поясним, что мировая практика в области воспитания, обучения и образования использует всегда в своем арсенале систему принципов, а не отдельно выделенные принципы, не отвечающие системности, цельности, последовательности, научности, практической значимости и обоснованности. Итак, перечислим элементы системы принципов формирования КСР педагога:
1) сциентизма и мастерства:
  • формирование научной, профессионально-педагогической картины мира, мировоззрения, системы ценностей;
  • формирование моделей, выбор средств и методов реализации данных моделей в профессионально-педагогической деятельности и общении.
2) интегративности и преемственности:
  • формирование общеучебных, общекультурных ЗУН-ов и компетенций;
  • формирование профессионально-педагогических и специально-педагогических компетенций.
3) синергетичности и рационализма:
  • учет всех определяемых полисубъектных и межгрупповых возможностей и ограничений в поле деятельности и общения педагога и осознание способов и форм самоорганизации антропосистемы в микро-, мезо-, макро- и мегамасштабах;
  • разум как основа сосуществования и взаимодействия.
4) персонификации и сотворчества:
  • саморазвитие, самосовершенствование, самореализация;
  • межличностное и межгрупповое условно бесконфликтное, продуктивное взаимодействие.
5) состоятельности и продуктивности:
  • определение и совершенствование модели социализации, самосовершенствования, самореализации, взаимодействия;
  • моделирование и презентация продукта в микро-, мезо-, макро- и мегасреде.
6) дихотомичности и взаимодополнения:
  • выделение и использование в практической и теоретической работе педагога двух диаметрально противоположных составляющих процесса, например, индуктивных и дедуктивных методов;
  • ситуативное и своевременное пополнение ресурсов и моделей профессионально-педагогической деятельности и общения.
Система принципов формирования КСР педагога уникальна по своей основе, в ней учтен линейно-нелинейный характер моделирования и организации педагогического взаимодействия. Реализация системы принципов – одно из условий формирования КСР педагога.
Рассмотрим дефиниции и систему принципов формирования КСР инженера-строителя. Итак, под КСР инженера-строителя мы будем понимать совокупность формально-логических, содержательно-ме­то­до­логических требований и норм, предъявляемых к самостоятельной работе как психолого-педа­го­ги­чес­ко­му феномену, обуславливающему становление, формирование и развитие личности, способной адекватно строить профессионально-деятельностные модели, фасилитирующие изучение проблем, их анализ и решение в традиционной и нестандартной формах, приводящих к оформлению патентов на изобретения и рацпредложения, а также разнообразным трудам интеллектуальной собственности и благам, создающим предпосылки для развития средств, форм, условий, технологий профессионально-трудовой деятельности и общения.
В условиях перехода на двухуровневую структуру высшего профессионального образования можно построить дефиницию термина «КСР инженера-строителя» с позиции основной гносеолого-дидактической единицы (компетенции) – это матрица преобразований структур, качеств, ценностей, моделей, мотивов, целей и задач личности, включенной в систему социально-профессиональных, гражданско-правовых и культурно-досуговых отношений в микро-, мезо-, макро- и мегамасштабах, предопределяющая построение и реализацию вектора саморазвития, самосовершенствования и самореализации в социально и личностно значимых направлениях, определяющих условия для создания, потребления и распределения материальных благ в соответствии с нормами общественных и индивидуальных отношений, создающих и сохраняющих человеческое в человеке и обществе.
В контексте компетентностного подхода можно привести еще одно определение КСР инженера-строителя – это социально обусловленный и личностно значимый механизм формирования разнообразных компетенций у субъекта деятельности, культуры и общения, предопределяющий и/или фасилитирующий включение личности в профессионально-деловые, социально-педагогические, культурно-до­су­го­вые отношения, где смыслы деятельности и общения лежат в поле ресурсов и результатов антропологического генеза, а ценность и смысл результатов преобразования есть история рождения и становления общества и каждого человека в полном смысле этого слова.
Иными словами КСР это мерило человеческого в человеке, где сам человек становится на позицию первооткрывателя, родоначальника, мастера, творца истории, техники, культуры, производства, спорта и прочих областей деятельности человеческого разума, нравов и физического труда, создающих человека в социально важных, личностно значимых направлениях, в ходе которых рост и становление есть функция деятельности, самосовершенствование и самореализация – продукты данной деятельности и культуры, благополучие и устойчивость личности – условия сохранения общества, результаты проверки истинности моделей отношений и преобразований в средах.
В данном направлении можно выделить следующую систему принципов полисубъектного взаимодействия, фасилитирующих формирование КСР, являющейся вектором формирования и развития личности и средством, подталкивающим к осознанным процессам самоопределения, самосовершенствования, самореализации будущих инженеров-строителей:
1. Принцип научности в системе современного знания и культуры:
  • принцип последовательности, системности, систематичности в изучении объективной реальности внешнего и внутреннего генеза;
  • принцип прочности, результативности, состоятельности интеллектуальной и физической деятельности;
  • принцип единства теории и практики в построении моделей деятельности и общения;
  • принцип единства сознания и деятельности в становлении личности как уникальной ценности современного мира;
  • принцип культуросообразности и природосообразности воспитания, обучения, образования, развития в их единстве и уникальной полисубъектной матрице формирования интересов, склонностей, предпочтений, мотивов, целей, условий, принципов, уровней притязаний, моделей самооценки, взаимооценки, общения, поведения, самоопределения, самосовершенствования, самореализации и пр.;
  • принцип социализации и адаптации через значимую деятельность и общение;
  • принцип аксиакмеологических и гносеолого-герменевтических основ взаимодействия в социуме, а также самосовершенствования и самореализации личности на протяжении всей жизнедеятельности;
  • принцип учета индивидуальных особенностей личности в мультисредовом ее формировании и развитии;
  • принцип адекватного отражения объективной действительности в полисистемном рассмотрении событий, явлений, условий, тенденций, закономерностей и пр.;
  • принцип гуманной целеустремленности и диалектической иерархичности самовыражения и роста личности в мультисредовом конгломерате ее идей, мыслей, грез, чувств, эмоций и пр. индивидуально-личностных особенностей, включенных прямо и косвенно в общее поле культуры, науки, искусства и др.;
  • принцип здоровьесберегающей системы психобиологосоциального развития личности в культуре деятельности и общении.
2. Принцип эзотеричности и дихотомичности в становлении, формировании, развитии личности и культурно-исторического поля, создаваемого, трансформируемого, ретранслируемого, обновляемого в микро-, мезо-, макро-, мега- и космомасштабах:
  • принцип ситуативного самовыражения и благополучия личности в среде;
  • принцип психоэмоционального и морально-гносеологического комфорта и личностно-профессиональной состоятельности, результат которых опосредован такими эзотерическими и дихотомическими феноменами, как вера, надежда, любовь, добро и зло, ответственность, гуманизм, востребованность и пр.;
  • принцип индивидуальной симпатии-антипатии, агностицизм коего влияет на продуктивность деятельности и общения, на здоровье и благополучие личности и социума в целом.
Данные принципы есть не что иное, как результат анализа деятельности студентов инженеров-строителей в методологическом контексте их становления, формирования и развития.
Возможности формирования инженеров-строителей благодаря нами выявленным двум составляющим есть двусторонняя монета полисубъектных и субъект-объектных отношений и преобразований, свидетельствующих о неустанной борьбе научного и эзотерического в науке, культуре, искусстве.
От нас зависит процесс и результат формирования КСР студентов будущих педагогов и инженеров-строителей. Как известно, данный процесс носит двусторонний характер, и результат сформированности КСР отражается и на деятельности педагога, моделирующего и внедряющего индивидуально-личностные аспекты общения и деятельности всех субъектов в воспитательно-образовательном поле.


Литература:

Козырева, О. А. Культура самостоятельной работы: учебно-ме­то­ди­чес­кое пособие к компьютеризированному учебнику / О. А. Козырева. – Новокузнецк, 1997. – 102 с.
Козырева, О. А. Моделирование технологии уровневого обучения в системе высшего профессионального образования / О. А. Козырева // Развитие систем высшего образования: тенденции, перспективы, прогнозы: тезисы Международной научно-практической социологической конференции 21 декабря 2006 г. – М.: изд-во Современного гуманитарного университета, 2006. – С.73-74.

5

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle