Библиографическое описание:

Дробот А. А. Основные подходы к проектированию модульных образовательных программ повышения квалификации педагогических работников // Молодой ученый. — 2011. — №10. Т.2. — С. 157-158.

Образовательная программа - доку­мент, представляющий собой план, перечень, структуру, т.е. некое описание алго­ритма предстоящих действий того, кто создает ус­ловия для получения образования и того, кто это образование стремится получить. Программа выполня­ет различные функции: организующую, прогностическую, ориентационную, но самая важная ее миссия со­стоит в описании того, что сможет сделать (какие именно задачи решит) участник процесса освоения образовательной программы в ходе обучения. Опыт проектирования различно­го вида образовательных программ столь же зна­чителен и разнообразен, как и сам образователь­ный процесс, однако выбор всегда определяется поставленными целями.

Изменения, происходящие в практической педагогике изменяют целевые установки повышения квалификации педагогов. Сегодня главным является не накопление про­фессиональных знаний и умений, а обогащение опыта творчества, активизация процессов самосовершенствования и само­реализации личности каждого слушателя в сфере профессио­нальной деятельности. Для достижения данной цели реализуются следующие задачи:

  • вооружить педагога такими подходами, такими методами и приемами профессиональной деятель­ности, которые будут действенными при решении не только типичных, но и новых профессиональных теоретических и практических задач.

  • создать наиболее благоприятные условия для фор­мирования устойчивой профессиональной мотивации, для личностно­го развития и профессионального роста каждого педагога

  • ознакомить с системой фундаментальных и специальных профессиональных знаний.

Наиболее успешно решать поставленные задачи можно в рамках реализации модульных образовательных программ (программ, состоя­щих из отдельных, относительно самостоятельных фрагментов), благодаря их следующим особенностям:

  • целевая ус­тановка на развитие личности;

  • проектирование содержания образова­ния соответственно профессиональной деятельности;

  • субъ­ект-субъектный характер взаимодействия между преподавателем и обучающимся;

  • опора на субъектный опыт слушателей;

  • представление учеб­ного материала в виде системы познавательных и практических, теоре­тических и профессиональных задач, заданий и упражнений;

  • мотивационное обеспечение профессионального образования.

Проектирование модульных программ осуществляется на основе следующих принципов:

  • в первую очередь программа отвечает на вопрос о мотивации, содержании, методах, средствах и результатах деятельности обучающегося и проектируется исходя из потенциального содержания его учебной деятельности и результатов освоения им со­держания, преимущественно описывает содержание и способы действия того, кто учится, а не того - кто учит;

  • все модули методически и идеологичес­ки согласованы друг с другом, в то же время каж­дый модуль может выступать как самостоятельная программа;

  • каждый модуль должен иметь самостоятель­ную цель, достигаемую при изучении данного модуля;

  • модули не могут быть построены на идеях, противоречащих друг другу;

  • модули должны быть построены на одном методическом основании;

  • все применяемые методические приемы в модулях должны одинаково трактоваться и быть понятны всем участникам образовательного про­цесса;

  • цели модулей должны быть диагностируемы сопоставимыми методиками;

  • модуль должен быть обеспечен учебно-мето­дическим комплексом, позволяющим обучающимся самостоятельно (при необходимости) освоить со­держание;

  • модули должны быть обеспечены дополняю­щими друг друга (согласуемыми друг с другом) глоссариями;

  • модули могут дублировать друг друга (исполь­зуя, например, различные подходы к конструиро­ванию), в этом случае слушатель может выбрать один из предложенных модулей;

  • участ­ники образовательного процесса, могут выбрать некоторое минимально-возможное число модулей (принцип их отбора, при этом, должен быть четко определен) или освоить всю программу.

Программа каждого модуля, понимаемого как функцио­нальный узел, содержащий целевую программу действий, относитель­но законченный блок информации и методическое руководство по его освоению и достижению поставленных целей, включает четыре взаимосвязанных блока:

  • целевой блок, содержащий дидактические цели,

  • блок контроля и оценки результатов, дающий информацию о способах контроля и самоконтроля, содержащий варианты контрольных зада­ний, тестов, вопросов к зачетам и экзаменам,

  • информационный блок - описание учебного материала какого-либо курса, структурированного на учебные элементы,

  • методический блок - информация о возможных путях и спосо­бах освоения данного учебного материала, позволяющих достичь за­планированных результатов в развитии профессиональной деятельно­сти и в профессиональном образовании в целом.

Блок дидактических целей реализует функцию целеполагания, способствует осознанию близких, средних и отдаленных пер­спектив повышения квалификации не только преподавателем, но и слушателями, способствует принятию последними целей модульного обучения в качестве значимых результатов познавательной и практической деятельности. Построение и приня­тие целевой программы действий, обеспечивает субъектную позицию слушателя, формирует активно-преобразующее отношение к процессу повышения квалификации.

С целью определения уровня усвоения, закрепления усвоенного, ди­агностики трудностей в обучении, в содержание программы включаются контроль­ные задания различного типа. Для решения вопроса о выборе форм текущего и итогового контроля, обучающемуся предоставляются предполагаемые формы отчетности, opиентирующие на определенный уровень усвоения профессиональных знаний и развития профессиональной деятельности. Зная, какое содержание, в каком объеме, на каком уровне усвоения, за какой максимальный промежуток времени должно быть освоено, слушатель сможет сравнить свои достижения с предполагаемыми и внести необходимые коррективы в процесс повышения квалификации (самостоятельно, либо при помощи преподавателя). Для каждого вида и формы проверки резуль­татов повышения квалификации разрабатывается система оценивания.

Такая структура программы позволяет слушателям, развивая умение адекватно оценивать уро­вень своих достижений, осознанно выбирать сложность, объем и способ освоения со­держания модуля, подход, метод и приемы решения конкретной педа­гогической ситуации, рационально использовать учебное время для уг­лубления и расширения сферы профессионального образования или творчества, своевременно обращаться за помощью и вносить коррек­тивы в организацию своей познавательной и профессиональной дея­тельности. В конечном итоге, это обеспечи­вает формирование индивидуального стиля педагогической деятельно­сти учителя.

Третий блок программы знакомит слушателей с тем, какие специальные, профессиональные и предметные знания, умения и навыки должны быть сформированы, какие профессиональные зна­ния, умения и навыки потребуются для обеспечения успеха в решении рассматриваемого класса педагогических задач и, в конечном итоге, для достижения поставленной интегрирующей дидактической цели. Программа предусматривает изменение содер­жания с учетом динамики социального заказа. Учебный материал выстраивается так, чтобы разделы были бы достаточно независимы друг от друга и могли легко изменяться, дополняться и развиваться, обеспечивая возможность приспособления содержания обучения и путей его усвоения к индивидуальным потребностям обучаемых. Кроме того, содержание дифференцируется на материал, который не­обходимо достаточно четко и подробно раскрыть слушателям (ос­новной материал), и материал, который они должны рассмотреть и освоить самостоятельно (дополнительный материал). В программе представляются практические и творческие задания, которые также делятся на обязатель­ные для всех и выполняемые по желанию. Слушатель может выбрать задание различного уровня сложности (репродуктивного, конструктивного, творческого) и выполнять его на приемлемом уровне самостоятельности (индивидуально, в малой группе, выполнять каждый день понемногу и др.). В программе даются четкие указания, по каким вопросам и где можно найти такой материал, а также, когда и как можно получить разъяснения в случае затруднений в его освоении. Все это позволяет сформировать творческое отношение к профессиональному образованию и самообразованию, обеспечить рост активности и самостоятельности слушателей в процессе модульного обучения.

В программе предлагается серия способов и путей реализации деятельности по повышению квалификации, из которых обучающийся может выбирать с учетом своих представлений, возможностей и потребностей. Один и тот же учебный материал может осваи­вается и присваивается посредством различных видов учебно-профессиональной деятельности: чтения и анализа моногра­фий, обоснования и защиты педагогического подхода, педагогического решения, составления тезисов или конспектов, разработки собственного варианта опорного конспекта или обобщаю­щей схемы по теме, участия в обсуждении проблем на семинаре, напи­сания планов, конспектов и разработок уроков, конструи­рования возможных решений конкретной педагогической задачи и т.п.

Такой подход обеспечивает формирование индивидуального стиля педагогической деятельности с опорой на предоставленные сведения и личный опыт самообразования и профессиональной деятельности. Предоставляемая возможность выбора наиболее подходящего пути и средств самосовершенствования развивает у слушателей чувство ответственности за свой вы­бор, чувство долга и потребность в дальнейшем профессиональном развитии. Расширение сферы представлений о целях, содер­жании, методах, формах педагогической деятельности позволяет открывать все новые и новые грани, новые смыслы педагогического взаимодействия.

Основные термины: повышения квалификации, повышения квалификации педагогических, квалификации педагогических работников, корпоративного повышения квалификации, образовательных программ, профессионального образования, квалификации педагогических кадров, педагогических работников учреждений, Опыт корпоративного повышения, модульных образовательных программ, индивидуального стиля педагогической, программ повышения квалификации, работников учреждений профессионального, повышения квалификации педагогов, учреждений профессионального образования, формирование индивидуального стиля, пер­спектив повышения квалификации, процессу повышения квалификации, резуль­татов повышения квалификации, процесс повышения квалификации

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle