Библиографическое описание:

Карасевич А. О. Поведение в контексте динамической модели психики // Молодой ученый. — 2011. — №9. — С. 182-186.

Динамическая модель психики является новым перспективным подходом к систематизации и интеграции психологического знания. Модель предназначена для подробного изучения психики, ее природы и законов функционирования. Безусловно, психика – субъективная реальность, и в ее описании модель является каркасом, наполнение которого индивидуально. Моделируя механизмы психики, мы познаем их суть. Кроме того, мы создаем пространство ее дальнейшего изучения. Чтобы быть хоть немного объективным, нужно признать, что все субъективно: содержание коллективного сознания воспринимается индивидуально, а субъективное содержание психики огромно и тяжело постигаемо. Внутренний мир каждого человека уникален, хотя если рассматривать его несколько отдаленно, то можно найти те контуры, которые могут быть общими для всех людей. И чтобы сложить головоломку под названием «психика человека», нужно учитывать все уникальное, что есть в каждом человеке, и вместе с тем стремится к нахождению общих областей. Конечно, вся психологическая наука построена по принципу «мой субъективный взгляд на психику приоритетен», то есть любая теория, даже с виду весьма объективная, является историей внутреннего мира ее создателя. Можно, конечно, игнорировать влияние психической жизни того или иного ученого на его научные взгляды, но в психологии это недопустимо. И даже теории, созданные многими веками ранее, являются ценными орудиями преодоления субъективности науки, не говоря уже о том, что эти теории – плечи, на которых стоит современная психология. Идеи великих ученых преодолевают хаос в понимании психики, наводят порядок, без которого невозможна психология, и даже признание некого беспорядка может послужить инициатором систематизации. Интегрируя в современную науку эти теории, мы развиваем ее, и тем самым они приобретают для нас новую ценность.

Прежде всего, кратко опишем модель. Основой динамической модели психики является понятие потребностно-целевой линии – это промежуток времени между началом деятельности, исходящим из потребности, и находящимся в будущем результатом – целью. Потребностно-целевые линии могут входить одна в другую, накладываться. Потребностно-целевую линию можно назвать потребностно-результатной, когда результат, к которому стремится деятельность, не осознан. Всю деятельность можно разделить на внутреннюю (психическую) и внешнюю (организменную). К организменной деятельности относятся наши движения, работа органов и вся активность в целом. К психической деятельности можно отнести процессы ощущения, восприятия, внутренней речи, мышления, воображения, памяти и эмоций – эта деятельность будет соответствовать динамическому блоку психики. Кроме динамического блока психики можно выделить стационарный блок, который является вместилищем всего накопленного и врожденного психического материала индивида. То есть в психических процессах находится в любой момент времени малая часть всего психического материала, основная часть не актуализирована. В стационарном блоке психике можно выделить множество компонентов: знаний, потребностей, целей, мотивов, темперамента, характера, самооценки, способов реагирования и пр. Причем многие из них не сводимы к памяти, к примеру, темперамент.

Модель представлена в виде растущей нити, состоящей из трех элементов: динамического и стационарного блоков психики, а также организма и организменной деятельности (Рисунок 1). В модели рост нити имеет под собой методологическое основание в качестве концепции Растущего блока Универсума [1]. Модель трехмерна, динамична, выполнена в программе sds Max. С помощью модели возможна демонстрация социальных процессов. Психофизическая проблема решается в пользу психофизического единства [2, с. 25].

Рисунок 1. Общая схема динамической модели психики

Прежде чем перейти к рассмотрению поведения в рамках динамической модели психики, мы затронем тему психофизической проблемы. Как уже было сказано, в модели она решается в пользу психофизического единства. Это значит, что психика (субъективная нематериальная реальность) и ее субстрат – нервная система (объективная материальная структура) – рассматриваются как две разные стороны психофизического целого. Причем это психофизическое целое можно представить в контексте модели как процессуальное и стационарное, то есть психические процессы динамического блока психики имеют под собой физиологическую основу – соответствующие им физиологические процессы, происходящие в нервной системе, а компоненты стационарного блока – покоящуюся физиологическую основу, способную перейти в активное состояние. Разумеется, между нервной системой и психикой нет взаимодействия. И если психическое ярко выражено «влияет» на поведение, то и это психическое имеет под собой физиологическую основу, а поведение будет отображено психикой. И когда психический процесс – к примеру, мышление – определяет дальнейшую жизнь индивида (к примеру, принятие важного решения), то, рассматривая физиологическую составляющую психофизического целого, мы говорим, что физиологический процесс (субстрат мышления) завершился неким физиологическим результатом (субстрат решения), который, в свою очередь, в дальнейшем определил ход организменной деятельности. Если рассматривать психическую сторону целого, то мышление завершилось решением, которое обусловило дальнейшую психическую деятельность. Теперь мы видим стационарное (решение и его субстрат) и динамическое (мышление и его субстрат) психофизическое целое. Любой психический процесс или его возможность, любой обуславливающий его фактор (к примеру, темперамент), любой психический материал, не актуализированный в данный момент времени имеет под собой физиологическую основу. Следовательно, любое внешнее или внутреннее (организменное и психическое) событие запускает процессуальное психофизическое целое, которое мы назовем процессуальной психофизической дихотомией (Рисунок 2). Данная дихотомия может завершиться неким психическим результатом (имеющим физиологическую основу), который может перейти в покоящееся состояние – данную психофизическую дихотомию мы назовем стационарной. Примеры процессуальной психофизической дихотомии – это психические процессы и их субстрат (организменная деятельность). Примеры стационарной психофизической дихотомии – это знания индивида, его убеждения, потребности, цели, планы, мировоззрение, способы реагирования на то или иное событие и прочие компоненты стационарного блока психики, которые имеют под собой физиологическую основу, то есть в любое время в процессуальной дихотомии актуализируется лишь небольшая часть стационарной дихотомии. К примеру, человек за свою жизнь удовлетворяет огромное количество потребностей, но в данный момент времени он может удовлетворять лишь небольшую их часть, остальная часть находится в неактивном состоянии в стационарном блоке психики, либо, если брать шире, в стационарной психофизической дихотомии. Дихотомия – это демонстрация психической и физиологической сторон психофизического целого.

Рисунок 2. Психофизическая дихотомия

Далее мы рассмотрим поведение в контексте модели. Организменная деятельность может начинаться произвольно и рефлекторно. Рефлекторное начало деятельности обусловлено тем, что оно, имея врожденный или приобретенный характер, свойственно животным и человеку – это реакции на то или иное событие (как внешние, так и организменные), не имеющие ничего общего с волей. У человека рефлекторное начало деятельности может быть осознанно. Однако человек отличается от животных наличием сознания (основанного на знаковых системах), поэтому он может осуществлять деятельность произвольно.

Осознанная произвольность имеет место в тех случаях, когда организменная деятельность была обусловлена осознанным содержимым компонентов стационарного блока психики, и на эту деятельность было обращено внимание. К примеру, человек собирает вещи в дорогу. Он начал их собирать, так как на это повлияли соответствующие компоненты стационарного блока психики: опыта (без некоторых вещей тяжело в дороге), знаний (в том месте, куда отправляется человек, не обойтись без определенных вещей), потребностей (сэкономить на том, что можно взять из дома), норм (в дорогу принято собирать вещи) и многих других. Разумеется, человек может осознавать те причины (содержимое компонентов), которые его «заставили» начать собирать вещи, но может их и не осознавать. Как бы то ни было, а при данном начале деятельности он осознает сам процесс организменной деятельности, то есть его внимание направленно именно на него.

Неосознанная произвольность характеризуется тем, что это осознанная произвольность, перешедшая в разряд навыка, то есть это та деятельность, которая может начинаться неосознанно, но ранее начиналась осознанно и произвольно. К примеру, певец может после многих репетиций не обращать внимания на доведенный до совершенства процесс пения, будучи погруженным в собственные мысли.

Осознанная рефлекторность – это осознанный рефлекс. Разумеется, эти рефлексы невозможно контролировать (те рефлексы, которые можно контролировать – к примеру, «подавление» зевка – относятся к произвольным видам деятельности – не сам зевок, а контроль над ним), однако их можно осознавать. К примеру, когда врач бьет молоточком по колену, срабатывает коленный рефлекс, мы видим это, обращаем свое внимание.

Неосознанная рефлекторность свойственна как человеку, так и животным. Это неосознанные условные или безусловные рефлексы, лежащие в основе действия. Самый простой пример – мигательный рефлекс. Разумеется, мы редко обращаем внимание на процесс моргания, как и на процессы дыхания, сердцебиения, но если даже оторваться от физиологической причины, то подобные рефлексы возможны как реакции на внешний раздражитель – к примеру, смыкание век при пыльном ветре. К сложным вариантам неосознанной рефлекторности могут относиться активизации «впитанных» моделей поведения (мы не говорим об осознанных моделях). Так, человек и животные могут «обучаться» посредством наблюдения. К осознанной и неосознанной рефлекторности, следует, вероятно, отнести респондентное поведение. Оперантное же поведение относится ко всем четырем вышеперечисленным видам начала деятельности. Также при всех этих четырех видах начала деятельности могут быть затронуты различные компоненты стационарного блока психики.

Что же касается психической деятельности, то произвольными – осознанными и неосознанными – будут такие построенные на знаковых системах процессы, как мышление, внутренняя речь, воображение, память. Безусловно, невербальная память свойственна и животным, то есть она может относиться к рефлекторной деятельности. Так и воображение может быть непроизвольным – к примеру, сновидение [3, с. 59]. Процессы ощущений и эмоций могут носить у человека носить произвольный характер – так, с помощью управления вниманием, мы осознаем то или иное ощущение или ощущения, воспринимаем внешний объект, а эмоции могут «подавляться», к примеру, мышлением.

Произвольность обеспечивает остановку или начало деятельности – она подчинена воли человека, рефлекторность тоже обеспечивает остановку и начало деятельности, однако она не подвластна воле человека. Сам же ход деятельности – сложное сплетение перечисленных выше видов деятельности. Человек может собрать вещи (осознанная произвольность), затем «на автомате» сделать кофе (неосознанная произвольность), обдумывая дальнейшие планы (осознанная произвольность), отдернуть губы от горячего кофе (неосознанная рефлекторность), услышать звонок телефона и повернуть в его сторону голову (осознанная рефлекторность) и так далее до бесконечности. Различные виды начала деятельности могут иметь место одновременно (к примеру, мысль при рвотном рефлексе).

Произвольность построена на основе знаковых систем и она носит социальный характер. К произвольности можно отнести как содержимое психики, основанное на знаках (к примеру, убеждения), так и навыки, сформированные сознательно. Речь всегда произвольна. Даже не сдержанное вовремя восклицание произвольно, и во время разговора мы редко задумываемся, что сказать собеседнику, однако все же это произвольность, и если человеком усвоена речевая модель, то данную модель нельзя отнести к рефлекторной, пусть даже и усвоена она неосознанно. Если коснуться контроля деятельности, осуществляемого с помощью психических процессов (главным образом, восприятия, памяти, мышления), то он всегда произволен. Это работа воли. Безусловно, рефлекторность порой осуществляет свой контроль за деятельностью (к примеру, организм не даст себе много времени не спать: как бы ни нужно было работать, при сильной усталости наступит сон), но эта рефлекторность не тождественна воли человека, хотя может и восприниматься положительно, кроме того, при сильной мотивации произвольность может «победить» рефлекторность. То есть произвольность может вносить коррективы, изменять произвольный и рефлекторный виды деятельности (к примеру, корректировка произвольной деятельности в соответствии с полученной новой информацией в первом случае и сдерживание потребности потянуться на важном скучном мероприятии – во втором). Точно так же рефлекторность может влиять на рефлекторные и произвольные виды деятельности (например, остановка кашля из-за боли в грудной клетке и остановка работы из-за усталости). Рефлекторность можно отнести к началу потребностно-результатной линии. К слову, рефлекторность и произвольность рассматриваются в данной статье именно в контексте потребностно-целевых линий.

Инициировать деятельность – поведение, доступное наблюдению, и психическую деятельность – может внешнее событие, организменное состояние (к примеру, голод) и психическое событие или «программа» (процессуальная или стационарная психофизическая дихотомия), либо все вкупе в разных сочетаниях (Рисунок 3).

Рисунок 3. Факторы актуализации деятельности

Итак, произвольность и рефлекторность осуществляется при активизации того или иного содержимого компонентов, противоположный ей процесс – это пополнение компонентов в ходе деятельности (его мы затронули выше), причем процессы пополнения и активизации могут идти параллельно, это все равно что копировать одновременно файлы из одной папки в другую, а из второй – в первую. Компоненты могут пополняться внешним материалом, организменным, преобразованным психическим, а также комбинированным, преобразованным в психической деятельности, либо не преобразованным (Рисунок 4).

Рисунок 4. Пополнение компонентов различным материалом (вид спереди)

Разумеется, все представленные выше схемы могут быть представлены в динамике в 3D-программах, однако здесь мы ограничились рисунками.

Таким образом, в данной статье мы определили, что деятельность индивида зависит от многих факторов: внешних, организменных, психических. Поведение человека, его психическая деятельность влияет на окружающий мир, организменную деятельность и психику. Это сложный взаимосвязанный процесс. Определив влияющее на произвольную активность содержимое компонентов стационарно блока психики, причины его активизации, мы, возможно, постигнем ход деятельности субъекта. Безусловно, это приоритетное направление исследований.


Литература:

  1. Поликарпов, В.А. Растущий блок Вселенной / В.А. Поликарпов, А.О. Карасевич // Институт исследований природы времени [Электронный ресурс]. – 2011. – Режим доступа : http://www.chronos.msu.ru/RREPORTS/Polikarpov_rastushii-blok.html. – Дата доступа : 10.05.2011.

  2. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб. : Питер, 2007. – 713 с.

  3. Современный психологический словарь / под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. – СПб. : Прайм-Еврознак, ОАО ВКТ Владимир, 2008. – 490 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle