Автор: Карасевич Антон Олегович

Рубрика: Психология и социология

Опубликовано в Молодой учёный №10 (45) октябрь 2012 г.

Статья просмотрена: 18 раз

Библиографическое описание:

Карасевич А. О. Перспективы применения 4DPMR в медицинской психологии // Молодой ученый. — 2012. — №10. — С. 281-284.

На Рисунке 1 отображен пример возможной структуры четырехмерной психофизической модели реальности (общее описание модели представлено в соответствующей статье данного выпуска журнала). Рисунок a – местоположение индивида в пространстве в момент (этот рисунок может включать окружение индивида), рисунок b – модель-сфера, отображающая наполнение психики индивида в момент времени , рисунок c – модель головного мозга индивида (при подробном разборе психической активности индивида мы можем описывать лежащие в ее основе физиологические процессы, причем мы можем описывать потенциальные возможности мозга, соответствующие стационарному блоку психики), рисунок d – общая модель психики, позволяющая проследить ее динамику, рисунок e – вид динамической модели психики сбоку с упрощенной картой осознания (для примера выделен лишь процесс мышления). Таким образом, на Рисунке 1 обозначено: 1 – стационарный блок психики, 2 – оболочка, обозначающая организм и организменную деятельность, 3 – динамический блок психики, 4 – направление роста модели, 5 – отражение в психике окружающего мира (переход в психический план), 6 – процесс мышления, 7 – остальные психические процессы, входящие в карту осознания, 8 – влияние стационарного блока психики на психическую деятельность (активизация психического материала), 9 – осознаваемая часть динамического блока психики, 10 – неосознаваемая часть динамического блока психики. Мы кратко смоделировали лишь один момент времени в контексте деятельности индивида, но для подробного моделирования нам необходим анализ огромного количества подобных моментов. Так мы приходим к осознанию необходимости создания специальной компьютерной программы, способной отобразить всю динамику деятельности индивида.

Рисунок 1 – Пример структуры 4DPMR

Модель может быть использована в патопсихологическом исследовании для подробного моделирования нарушений сознания, восприятия, памяти, мышления, умственной работоспособности, эмоциональной и личностно-мотивационных сфер. Также мы можем моделировать патопсихологические характеристики различных психических расстройств, причем с различной степенью подробности. Поскольку цель данной работы – обозначение общих векторов развития модели, краткая демонстрация ее потенциала, то мы покажем лишь три примера моделирования некоторых симптомов психических расстройств, а именно: галлюцинации при шизофрении, наличие альтер-личностей при расстройстве в виде множественной личности, обсессии и компульсии при обсессивно-компульсивном расстройстве. На Рисунке 2 обозначено: 1 – внешнее пространство без реального внешнего раздражителя (место, куда проецируется галлюцинаторный образ), 2 – стационарный блок психики, 3 – галлюцинация в психической деятельности субъекта, 4 – психическая деятельность, 5 – оболочка модели, обозначающая организм и организменную деятельность, 6 – направление роста модели, 7 – время активности агрессивной субличности (основная личность бездействует), 8 – время активности главной субличности (агрессивная субличность бездействует), 9 – стационарная психика, подчиненная агрессивной субличности, 10 – психическая деятельность агрессивной субличности, 11 – психическая деятельность главной субличности, 12 – стационарная психика главной субличности, 13 – компульсии в поведении, 14 – обсессии в психической деятельности.

Р
исунок 2 – Общее моделирование галлюцинации (А), двух альтер-личностей (Б), обсессий и компульсий (В)

Разумеется, мы лишь кратко продемонстрировали некоторые критерии заболеваний, но любое расстройство можно очень высоко детализировать в контексте модели, при этом данная модель будет объективна, исключая любое неверное пристрастное отношение к психике больного со стороны специалиста.

Также мы смоделируем нарушение мышления при поражении лобных долей мозга, то есть перейдем в область нейропсихологии. При поражении лобных долей наблюдается: нарушение произвольной регуляции мышления, снижение критичности и избираемости деятельности, контраст между неспособностью выделить общий смысл рассказа и возможностью точно пересказать его фактическое содержание, при описании событий по сюжетным картинам аналитико-синтетическая деятельность заменяется перечислением деталей без возможности выделения главных элементов, грубое нарушение ориентировочной структуры интеллектуальной деятельности, невозможность сформулировать основной вопрос задачи, в некоторых случаях наблюдаются не сообразующиеся с условием беспорядочные счетные действия, отвлечение на побочные рассуждения [3, с. 25]. Приведем пример: «Больному дается задача: у колхозников было 12 гектаров земли. С каждого гектара они сняли по 5 центнеров семян. 1/3 они продали государству. Сколько у них осталось? «12 гектаров… по 5 центнеров… Определим на каких-то разных участках… Пусть у нас женские направления. Пусть у нас будет СУ-12, его именуют… Ну и разделить на 3 части… 1-я, 2-я и 3-я… В женском участке разделили на 3 части. Три участка пошло на деление женского гектара, если мы будем считать по 3 – 18 гектаров…» [1, с. 415]. Смоделируем данный пример. На Рисунке 3 обозначено: 1 – внешний объект, отражение которого в психике влияет на процесс мышления (в вышеизложенном примере это сестра), 2 – влияние внешних объектов на ход мышления, 3 – вплетение в мышление побочных ассоциаций (в примере – название трактора), 4 – побочная внесистемная операция умножения, 5 – оболочка модели, обозначающая организм и организменную деятельность, 6 – процесс мышления, 7 – психическая деятельность индивида, 8 – стационарный блок психики, 9 – направление роста модели, 10 – физиологическая локализация нарушения мышления (поражение лобных долей).

Р
исунок 3 – Модель нарушения мышления (А) с локализацией (Б)

Теперь смоделируем патологическое психическое отражение окружающего мира на примере лейтенанта Засецкого. Выписка из истории болезни № 3712: «Младший лейтенант Засецкий, 23 лет, получил 2 марта 1943 года пулевое проникающее ранение черепа левой теменно-затылочной области...» [2, с. 19]. Мы смоделируем развивавшуюся в результате ранения гемианопсию. На Рисунке 4 обозначено: 1 – объективный внешний мир (возьмем за его образец поле зрения больного перед ранением), 2 – переход внешнего мира в психический план, 3 – динамический блок психики, 4 – отражение внешнего мира в психике (после ранения правая половина поля зрения выпала), 5 – стационарный блок психики, 6 – оболочка модели, обозначающая организм и организменную деятельность. Таким образом, с помощью модели возможна демонстрация субъективного отражения окружающего мира индивидом, что вкупе с точными данными о состоянии головного мозга будет способствовать дальнейшему развитию научного знания нейропсихологии.

Р
исунок 4 – Модель гемианопсии Засецкого (срез модели)

Следует отметить, что с помощью модели возможна демонстрация структуры нарушений при различных видах афазий, апраксий, агнозий и других нарушений. В целом, подобное моделирование может быть востребовано в медицинской психологии, нейропсихологии, психологии здоровья, психосоматике, специальной психологии, психиатрии и различных видах психологической помощи. При этом в процессе моделирования сохраняется связь с общей, социальной и другими отраслями психологической науки.


Литература:

1. Лурия А.Р. Мозг человека и психические процессы / А.Р. Лурия. Т. II. Нейропсихологический анализ сознательной деятельности. – М. : Педагогика, 1970. – 496 с.

2. Лурия, А.Р. Потерянный и возвращенный мир / А.Р. Лурия. – Москва : издательство московского университета, 1971. – 122 с.

3. Фролова, Ю.Г. Нейропсихология: курс лекций / Ю.Г. Фролова // Сайт ФФСН БГУ [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.ffsn.bsu.by/ffsn.files/caf/k-psi/obr-res-psi/kl_neyropsi_frolova.pdf. – Дата доступа : 27.09.2012

Основные термины (генерируются автоматически): блок психики, блок психики, стационарный блок психики, стационарный блок психики, направление роста модели, процесс мышления, организменную деятельность, динамический блок психики, блока психики, блока психики, динамического блока психики, психическая деятельность, оболочка модели, динамический блок психики, направление роста модели, наполнение психики индивида, четырехмерной психофизической модели, психофизической модели реальности, динамического блока психики, модели психики сбоку.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос