Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №6 (140) февраль 2017 г.

Дата публикации: 07.02.2017

Статья просмотрена: 158 раз

Библиографическое описание:

Кривушкин Н. А. Изучение и комплексный психоанализ высших психических функций (ВПФ) в лечении психосоматических заболеваний и психических расстройств. Нейрофизиологическая основа ВПФ // Молодой ученый. — 2017. — №6. — С. 199-202. — URL https://moluch.ru/archive/140/39357/ (дата обращения: 25.04.2018).



Мы живём в постоянно меняющемся, перестраивающемся, стремительно развивающемся мире познания и науки. Любой научной отрасли будет характерна тенденция к усложнению, обусловленная получением, обработкой, накоплением, обменом знаний и информации. Медицине в целом, и психологии- в частном- это характерно больше всего. И хотя подход к диагностике, лечении, реабилитации в большинстве своём случае имеет универсальный алгоритм, мы не сможем и не должны по крайней мере подгонять его под каждого пациента. Далеко не все клинические случаи на практике легко решаемы, и мы обязаны довести до совершенства свои навыки и умения оказания медицинской помощи в целях благоприятного исхода болезни. Именно поэтому, я призываю всех и каждого по отдельности читать, читать и ещё раз читать научные исследования, по возможности- самим проектировать их и отдавать себе ясный отчёт о проделанной работе, тем самым, осознавая всю важность своей профессиональной деятельности.

Аспект освещения моей проблемы- современный подход к такому методу лечения психических расстройств как психоанализ. На данный момент существует около десятки школ психоанализа по всему миру, которые совершенно по-разному интерпретируют эту психологическую теорию. Но содержательная компонента теории неизменимая почти во всех концепциях: психолог на основе полученных от пациента мыслей о ассоциациях, снах и фантазиях интерпретирует и формирует диагноз о наличии бессознательных конфликтах и на основании найденного ищет пути решения проблем. И хотя психоанализ имеет широкое хождение среди методов лечения и по сей день широко применим, у него, как и у всех научных теорий и концепций есть свои недостатки, недочёты и общие минусы, в которых мы попытаемся разобраться.

Дабы не быть голословным в своих суждениях, мы подойдём во всех вопросах в данной статье с научной и только с научной точки зрения. За основу будут взяты мета- анализы, которые проводились с 1993 года до настоящего момента такими учёными- психологами как Клаус Граве, Ганс Айзенк, Питер Медавар, Альберт Эллис и многие другие. В ходе данных эмпирических исследований по выявлении эффективности проведения психоанализа по лечению пациентов с психическими расстройствами, ведущими приоритетными ошибочными направлениями в методе лечения были указаны:

– Проявление риска возникновения и негативное влияние ятрогенных факторов. Так, согласно вышеназванным исследованиям, ведение психоанализа оказывает психологический стресс и способствует возникновению у пациента ишемической болезни сердца и заболеваний онкологической направленности. В ходе исследований в Германии, было замечено, что психоанализ не оказывает положительного воздействия на больных, страдающих онкологическими заболеваниями;

– В совокупности с этим, психоанализ не оказывает должного воздействия при лечении пациентов с психосоматическими заболеваниями: происходит лишь кратковременное уменьшение симптомов заболевания и должного облегчения состояния больного не наблюдется;

– Отсутствие нейробиологической и нейрофизиологической основы у теории психоанализа вызывает сомнения в применении самой методики для лечения ряда заболеваний, где нельзя не учитывать анатомо- физиологические особенности организма самого пациента. Зигмунд Фрейд пытался создать нейрофизиологическую теорию бессознательных психически расстройств, где пытался объяснить и описать механизмы развития вышеназванных патологий. Работа осталась незавершенной и до нас дошли лишь очерки и наброски.

Таким образом, имея за собой проработанный на протяжении времени комплекс медицинских вмешательств в рамках психоанализа, так или иначе, свои “бреши” и “дыры” в ней остаются и даже появляются новые. Возникает вопрос о дополнении и возможного усовершенствования концепции психоанализа и его логического завершения.

Прежде всего, недостаток мы видим в отсутствии нейрофизиологической основы для психоанализа и возможные пути её построения. Не будем бросаться из огня да в полымя, и зададим начало исключительно психологическими терминами. Высшие психические функции (ВПФ)- сложноорганизованные психические процессы, в совокупности, содержащие в себе 5 структурных компонент: мышление, память, воображение, восприятие и речь. Понятие было введено нашим соотечественником, психологом Л. С. Выготским. За основу он принимал “низшие” и “высшие” психические функции, но после, это часть учения устарела, и круг последователей Выготского, внимательно выудив необходимую информацию из письменных источников самого психолога, придали теоретическое значение ВПФ: они приобрели целостную форму и были связаны между собой рядом признаков: интериоризацией, опосредованностью, произвольными способами саморегуляции и общей структурной системностью. Не менее важно и я бы сказал, определяющим тезисом в этом учении уделяется внимание наличие мозговой организации: психофизиологическим коррелятом формирования ВПФ выступают сложные функциональные системы, имеющие вертикальную (корково- подкорковую) и горизонтальную (корково- корковую) организацию. Но важно знать и главное понимать, что в отличие от анализаторов и их связи с отделами мозга, где каждый из них функционально привязан к своему отделу (зрительный анализатор к затылочному отделу, например), высшая психическая функция является результатом системной деятельности мозга, где каждая из мозговых структур вносит свой вклад в построение и осуществление деятельности каждой из таких функций.

Разберёмся со значимостью каждой из ВПФ, для обоснования их необходимости применения в методе психоанализа:

– Мышление- одна из главенствующих функций, является процессом моделирования обработки информации и последующее отражение объективной реальности и её свойств. В основе построения положений, из которых складывается таковая реальность, рассматриваются виды умственных операций: сравнение, синтез, анализ, абстракция, индукция и дедукция. Путём применения этих методов мышления мы ищем, структурируем, классифицируем, обрабатываем информацию для лучшего понимания и выстраиваем аксиоматические положения, которые применяем в будущем для решения поставленных перед нами задач и вопросы. Если алгоритм выполнения самой операции нарушается, это влечёт за собой обратимый или же необратимый процесс нарушения памяти, а в след за ней- патологии различного рода и течения. Не маловажен нейрофизиологический базис: работа коры больших полушарий, их функциональная связь с лобными долями и присоединение трёх анализаторов: речедвигательный, речеслуховой и речезрительный. Само мышление представляется процессом пространственной синхронизации, в участии которой принимают сверхмедленные потенциалы. Замедление мыслительной активности может привести к усилению их действию и их количественному увеличению, усиление- к уменьшению интервалу и появлению дзет-волн. Данные мозговой активности получают при помощи ЭЭГ, МРТ, ПЭТ.

– Память- целостный и структурный комплекс, принимающий участие в хранении, передачи, обработки и поиска информации. Из структуры мы выделяем следующие процессы памяти- запоминание, хранение, воспроизведение и забывание. В зависимости от того, какие процессы преобладают в качественном отношении к другим процессам, будут определяться развитие памяти. Так, если человек способствует усиленному накоплению информации для своей памяти, у него может быть развита как долговременная, так и кратковременная память. И от того, как часто он воспроизводит накопленную информацию устанавливается прямо пропорциональная зависимость, когда он её забудет. Нейрофизиологическая основа памяти, также, как и мышление, затрагивает несколько мозговых структур, даже можно сказать-все. Вообще, для нейрофизиологического базиса ВПФ будет характерна анатомо- физиологическая связь одного психического процесс (функции) с другой, что обуславливает её сложноорганизованость и появления сочетанных или комбинированных патологий. Сама память представлена нейронными сетями, где происходят сложные биохимические процессы между последними. Нейроны обеспечивают друг с другом образование синаптических связей; новые связи обеспечивают хранение, обработку, передачу и поиск только что полученной свежей информации, а старый-уже закрепившейся связи, обеспечивают хранение и воспроизведение уже накопившегося материала.

– Воображение- психологический процесс создания или преобразования предметов, ситуаций, образов и явлений путём перестройки уже имеющихся представлений, т. е. процесс переработки прошлого, уже имеющегося опыта за всю профессиональную, учебную, трудовую и прочую деятельность индивида. Воображение будет тесно связано с памятью, как на основе психических процессов, так и в нейрофизиологическом направлении. Решающим фактором связи между двумя ВПФ является наличии следов памяти (образов) для создания воображения, которые как раз, образуются и хранятся в нашей памяти. Но есть два принципиальных психофизиологических различия: память- это единый комплекс простых, стандартных, непреобразованных образов, в то время как система воображения преобразует эти представления и доводит их до максимилизации картины воображения. Во- вторых, полученная картина воображения субъективна: пациент может иметь перед собой несуществующий образ для иных людей, но для него он останется целостной и реальным представления отражения действительности. А отдельные отрезки памяти- стандартные представления и образы, являются объективными понятиями, т. е. аксиоматическими положениями для процесса мышления, и в целом для всех ВПФ.

– Восприятия является синтезом ощущений, представленный сложным процессом приёма и преобразования сенсорной информации, формирующий субъективный целостный образ объекта. Основной содержательной компонентой будет ощущение, которое отражает лишь один единственный признак или свойство вещи, предмета, объекта или явления, в то время как восприятие- целостная структура, отражающая цельную картину образа. Нейрофизиологической основой будут сенсорные анализаторы организма человека, каждый из которых связан с отдельными зонами коры больших полушарий. Соответственно, вновь прослеживается связь между разными мозговыми структурами, и нарушение формирования восприятия, плотно ложится в создание воображения, а вместе с ним по цепочке и мышления.

– Речь- исторически сложившиеся форма общения посредством языковых конструкций между людьми. Является своеобразной системой кодирования информации о предметах, вещах, ситуациях и явлениях. Также являясь одним из нейрофизиологических элементов мозговой организации принимает участие в функционировании с другими ВПФ, а теснее всего- с мышлением. Так как в лобных долях располагаются уже названные в статье три разновидности речевых анализатора, а также наиболее ярко выраженная активизация потенциации, нарушение механизмов речи одновременно отразится на аппарате мышления и наоборот, повреждение целеполагающей программы мышления повлечёт обратимые и необратимые последствия на речевой и артикуляционный аппараты (синдром лобной доли).

Итог: системность ВПФ приобретают направление в развитии патологий любого рода и течения: как комбинированных, так и единичных. Общность этих психологических процессов имеют непосредственное значения для понимания развития патогенеза болезни с психологической точки зрения, а структуризация нейрофизиологической основы даёт прочное основание для диагностики, установления, процесса протекания психического расстройства или же психосоматического заболевания и что не менее важно, установление прочной связи между отражением различного рода симптомов каждой патологии и их значение для предупреждения развития последующих болезней.

Но как же установить связь между ВПФ и протеканием патологий психофизиологических направленностей на практике? Разберём отдельный клинический случай: на приём к психотерапевту пришёл мужчина, у которого есть семья: молодая красивая жена, двое детей- мальчик и девочка, а также милая собачка. Мужчина ответственно относится к выполняемой им трудовой деятельности, прилежно относится к служебным и дисциплинарным обязательствам. Много устаёт, курит, часто подвержен стрессам. Страдает болями в спине, из-за чего развился остеохондроз. Проходит курс лечения в течении уже продолжительного, долгого времени, но фармакотерапия и прочие назначения врачей не помогают. Сильно обеспокоен своей проблемой, хотя и не торопился идти к психотерапевту.

Учитывая специфику приёмов, мы разберём случай по отдельным фактам, деталям и нюансам, а потом систематизируем картину полученных симптомов и в совокупности- диагноз заболевания с поиском и путями решения проблем. В ходе рассказа о своём жизненном положении у пациента было выявлено нарушение речи- полиморфная дислалия (больной не выговаривает, не произносит букву “Р”). Он сильно озадачен этим, часто пытается огибать слова с этой буквой, тем самым его речь чаще бессвязная, хотя нарушение динамично- больной может свыкнутся на время с этой патологией. Дабы не вызывать возникновение и возможное распространение ятрогенных факторов, после общения с родственниками, было выяснено что в детстве мальчик не занимался с логопедом, он рос один, воспитывался в неблагополучной семье отцом- алкоголиком. Последний, совершал над ним действия психического насилия, часто ругал и кричал, из-за чего у больного остались болезненные воспоминания из детства. Теперь, он не в состоянии свыкнутся и забыть болезненные воспоминания, не может избавиться от остеохондроза. Имеют место быть и соматические симптомы такие как курение и частое перенапряжение на работе, в совокупности с нарушением речи и бессвязным мышлением, у больного началась развиваться артериальная гипертензия, после сделанного ЭКГ. Остаётся рекомендовать больному создать комплекс, систему психологических установок, которые будут целенаправленны на освобождение от личностного страха прошлого и развитие нового восприятия самого себя.

Главным образом, картина психосоматического заболевания развернулась перед нами в классификации отдельных, единичных проблем пациента. Теперь, мы можем собрать каждый из симптомов воедино. Из психической симптоматики мы выделили нарушения речи (полиморфная дислалия) и нарушение мышления (симптом откликаемости). Симптомов нарушения восприятия, воображения и памяти не обнаружено. Вкупе, соединение нарушения речи и мышления создали образ конфигурации больного, где он борется со своим внутренними детскими воспоминаниями, не дающие ему избавиться от психосоматического заболевания. С другой стороны- соматические симптомы (курение, излишнее напряжение) привели к возникновению сторонней, иной патологии, которая лишь может усугубить процесс как психического, так и физиологического выздоровления. В результате, приоритетным направлением в комплексном психоанализе будет структурность, системность, конкретизированность полученных знаний при обследовании и диагностике пациента. Важно учесть каждую из ВПФ, проанализировать наличие нарушений и возможное возникновении каждого психологического процесса, дабы исключить риск появления других патологий. И нельзя не обойтись без основания нейрофизиологического механизма развития заболевания, без его детального понимания, дабы исключить опять же возможность перехода или развитие иного болезненного состояния на другие анатомо- физиологические системы организма. Именно комплексный психоанализ, с рассмотрением каждой из ВПФ может позволить расширить, дополнить и даже при удачном стечении обстоятельств и при проведении эмпирических рандомизированных когортных исследований и ведения мета отчётов, позволит завершить основную концепцию психоанализа. Главное- осознавать и отдавать себе ясный отчёт о проводимом методе лечение, ведь алгоритм может быть универсален, а человеческая жизнь, а вместе с ней и каждый клинический случай- индивидуален, и под частую, требует внимательного и главное- целостного рассмотрения, без исключений на другие болезни и болезненные состояния. Только так можно добиться прогрессирующего лечения как психической, так и соматической стороны заболевания и полного выздоровления пациента, с последующим предупреждения рецидива патологии.

Литература:

  1. Бернштейн Н. А. «Как несколько старомодно выражается Выготский, низшие центры служат в истории развития предпосылкой для развития высших центров». 2003. Страниц: 235
Основные термины (генерируются автоматически): комплексный психоанализ, психоанализ высших психических, комплексный психоанализ высших, Нейрофизиологическая основа ВПФ, психических расстройств, высших психических функций, нейрофизиологической основы, психосоматического заболевания, лечении психосоматических заболеваний, коры больших полушарий, ясный отчёт, десятки школ психоанализа, усовершенствования концепции психоанализа, эффективности проведения психоанализа, методе психоанализа, нейрофизиологического базиса ВПФ, теоретическое значение ВПФ, коррелятом формирования ВПФ, клинический случай, основную концепцию психоанализа.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос