Библиографическое описание:

Егорова В. А., Егорова А. М. Воспитание патриотизма в детском творческом коллективе // Молодой ученый. — 2011. — №8. Т.2. — С. 107-114.

Любые крупные социально-политические изменения в стране ведут к смене ценностных ориентиров, тем самым ставя под удар духовно-нравственное развитие подрастающего поколения. Поэтому ключевой задачей современного российского общего образования является обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Коллективная творческая деятельность в общеобразовательной школе может стать одним из способов решения этой задачи.

Современный период в российской истории и образовании – время смены ценностных ориентиров. В 90-е годы прошлого столетия в России произошли как важные позитивные перемены, так и негативные явления, неизбежные в период крупных социально-политических изменений. Эти явления оказали отрицательное влияние на общественную нравственность, гражданское самосознание, на отношение людей к обществу, государству, закону и труду, на отношение человека к человеку.

В период смены ценностных ориентиров нарушается духовное единство общества, меняются жизненные приоритеты молодежи, происходит разрушение ценностей старшего поколения, а также деформация традиционных для страны моральных норм и нравственных установок [4, c.4].

В российском обществе стал ощущаться недостаток сознательно принимаемых большинством граждан принципов и правил жизни, отсутствует согласие в вопросах корректного и конструктивного социального поведения, выбора жизненных ориентиров [4, c.4-5].

Новая российская общеобразовательная школа становится важнейшим фактором, обеспечивающим социокультурную модернизацию российского общества, поэтому духовно-нравственное развитие личности является одним из главнейших ориентиров современного образования. В «Концепции модернизации российского образования» [8] определены важнейшие задачи воспитания, среди которых – формирование у школьников духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе. «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» стандартов второго поколения дает следующую трактовку этого понятия: «Духовно-нравственное развитие личности» - осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом» [4, c.9].

Патриотизм – чувство и сформировавшаяся позиция верности своей стране и солидарности с её народом. Патриотизм включает чувство гордости за свое Отечество, малую родину, то есть край, республику, город и сельскую местность, где гражданин родился и рос. Патриотизм включает активную гражданскую позицию, готовность к служению Отечеству [4, c.7].

Характеристиками интегративности патриотизма в системе общественных отношений выступают гармоническая и императивная стороны жизни общества. Гармоническая, основанная на любви к своей Родине, ведёт к гармонизации системы «личность – коллектив – общество – государство» в пространстве ценностей, смыслов, идеалов и т.д. Императивная указывает на необходимость следования социокультурным регулятивам и духовным стимуляторам [9, c.7].

Основными задачами по патриотическому воспитанию учащихся являются:

  1. изучение ближайшего социального окружения ребёнка;

  2. осуществление непосредственного наблюдения за направленностью проявлений сознания, поведения, характером поступков, действий и деятельности;

  3. создание духовно наполненной, патриотически мотивированной среды жизнедеятельности классного коллектива;

  4. стимулирование общественной направленности действий и поступков микрогрупп классного коллектива;

  5. вовлечение учащихся в систему коллективных творческих дел патриотической, общественно ценной направленности;

  6. организация воспитывающей среды во внеучебной деятельности учеников, вовлечение их в систему дополнительного образования, научно-исследовательскую деятельность, культивация здорового образа жизни;

  7. стимулирование мотивационно-ценностного ядра предстоящей профессиональной деятельности воспитанника [9, c. 9-10].

Подростничество — это самый трудный и сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности. Подростковый возраст – это период развития от «детскости» к «взрослости». В возрастной психологической науке этот этап, приблизительно 11-14 лет, характеризуется как крайне противоречивый, даже критический. «Вместе с тем это самый ответственный период, поскольку здесь складываются основы нравственности, формируются социальные установки, отношения к себе, к людям, к обществу» [11]. Именно в этом возрасте происходит усвоение моральных и этических норм, формируется представление о себе, окружающих людях, закладывается фундамент осознанного отношения к делу, активной жизненной позиции. «Основным содержанием общения подростков становится поиск взаимоотношений, взаимной деятельности. Все это направлено на формирование идеала друга, исправление недостатков не только другого, но и самого себя. Идеал подростковых отношений – «всегда вместе, все пополам». Отсюда требование: взаимная откровенность, сопереживание и умение хранить тайну. Все вместе взятое формирует способность ориентироваться на требования сверстников, учитывать их» [3, c.73].

Жизнедеятельность коллектива для большинства детей – это пространство для развертывания их сегодняшней жизни, для развития их социального опыта и гражданского самосознания. Воспитание патриотизма является основой духовно-нравственного развития учащихся. Поэтому задачей нашего исследования являлось рассмотрение вопросов воспитания у подростков патриотизма через вовлечение учащихся в систему коллективных творческих дел.

Педагогика коллективного творческого воспитания, разработанная И.П. Ивановым, – одна из продуктивных методик воспитания в современных условиях.

Воспитательные возможности КТД связаны, прежде всего, с самореализацией каждого участника. Методика коллективной организаторской деятельности дает возможность построения коллектива на принципах коллективного планирования, организации и обсуждения результатов совместной деятельности.

Наследуя и развивая лучшие традиции русской и советской педагогики, Игорь Петрович разработал на теоретическом, практическом и методическом уровнях отношения доверия, уважения, творческого содружества, товарищества, определил условия развития личности в коллективной творческой деятельности.

Основным условием успешного использования КТД является развитие отношений творческого содружества между всеми участниками этого процесса. Обретая радость творчества, дети обретают душевное равновесие. Глубокий эмоциональный контакт, который является непременным атрибутом дружеского взаимодействия (содружества), формирует своеобразный эмоциональный механизм, позволяющий затем не только осуществлять аналогичные контакты, но активно искать их: в эмоциональном восприятии окружающей действительности, в обретении опыта эмоциональных отношений с людьми [2].

Коллективная деятельность «способствует формированию процессов децентрализации ребенка, т.е. способности оказаться в положении другого человека, увидеть ситуацию его глазами» [15, c. 155], развивает способность к сопереживанию, сочувствию, эмпатии. Без развития данных способностей невозможно развитие толерантных отношений между людьми.

Основной идеей КТД является «осознание и самопринятие себя как творца общего дела; определение и развитие подростками своего творческого потенциала, своих способностей и возможностей, особенных личностных черт, а также способностей толерантного взаимодействия в процессе совместного творчества» [12].

Одним из ярких примеров реализации КТД являются «творческие мастерские», в нашем случае это театр-студия детской песни.

Сфера деятельности студии: постановки музыкальных спектаклей, литературно-музыкальных композиций, песенных клипов, музыкальное оформление концертных программ школы и города, участие во всевозможных конкурсах и фестивалях творческой самодеятельности разных уровней (школьный, городской, областной, международный).

Театр-студия детской песни выступает средством формирования личностных качеств, являющихся базовыми для успешного сотрудничества в коллективе. К этим качествам относят следующие:

  • открытость как проявление активного интереса к другому человеку;

  • организованность как соблюдение определенного порядка, принятого в коллективе, выполнение обязанностей, взятых на себя с учетом общих интересов и собственных желаний;

  • ответственность как принятие коллективной цели, добросовестное отношение к делу, обязанность и способность ребенка отвечать за совершенные действия и их последствия;

  • коллективизм как форма социальной взаимосвязи на основе солидарности, взаимопомощи и объективной требовательности друг к другу, где приоритет отдается коллективным целям по сравнению с целями личными.

В опытно-поисковой работе исследовались 25 подростков. В группу испытуемых вошли учащиеся одного класса, посещающие театр-студию детской песни с 5 по 9 классы (2006 – 2011 гг.). Педагогическое наблюдение, диагностика, тестирование на каждой стадии исследования дает возможность увидеть эмоциональные проявления учащихся, практические действия воспитанников и их отношения между собой, динамику взаимоотношений в коллективе, уровень формирующегося нравственного деятельно-волевого характера подростков.

«Патриотические чувства, любовь к Родине развиваются у подростков в тесной связи с теми новообразованиями, которые присущи этому возрастному этапу: стремление к героическому, жажда подвига в жизни, потребность в самоутверждении, обретение своего места в коллективе сверстников, признании товарищей, ориентация на требования коллектива и повышение внимания и требовательности к себе, большая социальная активность» [9, c. 105]. Поэтому наибольшая часть репертуара театра-студии детской песни - произведения патриотической тематики. Школьники участвовали в следующих мероприятиях:

  • литературно-музыкальные композиции («Край родной, навек любимый», посвященная 75-летию Свердловской области; «Памяти павших будьте достойны», посвященная 65-летию Победы советского народа в ВОВ по стихам и песням Высоцкого; «Всю душу выплещу…», посвященная 115-летию со дня рождения С.А. Есенина);

  • школьные и городские концертные программы (День защитника Отечества, День Победы, День России);

  • смотры-конкурсы и фестивали («Молодежь за здоровый образ жизни!», конкурсы патриотической и авторской песни);

  • уроки Мужества, встречи с ветеранами ВОВ и участниками локальных войн;

  • творческие встречи с местным бардом Б. Синицким – работником градообразующего предприятия.

Диагностика патриотического воспитания на констатирующем и контрольном этапах проводилась по ориентировочной минимальной диагностической программе изучения проявления формирующегося нравственного деятельно-волевого характера подростков [9, c.114] (рис. 1-11). Данный вид диагностики проводился в сентябре 2006 г. и в мае 2011 г.

По данной методике диагностируются базовые качества, проявляющиеся в основных сферах отношений:

  1. любовь к своему Отечеству, забота об общем благе;

  2. любовь к родной природе;

  3. бережливость к общественной и чужой собственности;

  4. бережливость и экономность в отношении к личной собственности;

  5. аккуратность;

  6. товарищество, верность в дружбе;

  7. доброжелательность;

  8. вежливость и культура поведения;

  9. забота о своем здоровье;

  10. самообладание и сила воли;

  11. стремление к самосовершенствованию.

Каждое качество делится на четыре уровня – от нулевого до третьего.

Рассмотрим результаты исследования отдельно по каждому качеству.

  1. Любовь к своему Отечеству, забота об общем благе.












Рис.1. Динамика результатов диагностики базового качества «Любовь к своему Отечеству, забота об общем благе» за период с 2006 по 2011 гг.

Уровни проявления данного качества:

0 – ученик пренебрежительно относится к отечественной истории и культуре,

1 – мало интересуется историко-культурным прошлым и настоящим своего Отечества,

2 – сам интересуется историей и культурой своего Отечества, но активной позиции не проявляет,

3 – интересуется и гордится историей и культурой своего Отечества, проявляет активную позицию в жизни малого Отечества (села, района, города).

Результаты диагностики 2006 г. дали следующие результаты: наибольший процент учащихся относится ко второму уровню проявления данного качества – 84%, к первому уровню – 12%, 4% школьников имеет третий уровень, нулевой отсутствует.

Результаты диагностики 2011 г.: по-прежнему доминирует второй уровень качества (72%), но по сравнению с 2006 г. он снизился на 12 %, нулевой и первый уровни отсутствуют, наибольшее количество процентов выявлено у 3 уровня – 24%.

  1. Любовь к родной природе.

Уровни проявления данного качества:

0 – проявляет разрушительное отношение к природе,

1 – сам не проявляет бережного отношения к природе, участвует в деятельности по охране природы «за компанию»,

2 – любит и бережет природу, принимает участие в природоохранной работе,

3 – любит и бережет природу, организует природоохранную деятельность.












Рис.2. Динамика результатов диагностики базового качества «Любовь к родной природе» за период с 2006 по 2011 гг.

Результаты диагностики по данному критерию выявили, что к 2011 г. году первый уровень исчезает совсем, имеющийся в 2006 г. у 8% учащихся, зато появляется отсутствующий ранее третий уровень, к нему относится 8% учащихся, второй уровень остается неизменным – 92%.

  1. Бережливость в отношении к общественной и чужой собственности.











Рис.3. Динамика результатов диагностики базового качества «Бережливость в отношении к общественной и чужой собственности» за период с 2006 по 2011 гг.

Уровни проявления данного качества:

0 – не бережлив, ущерб чужому и общественному имуществу возмещает после настоятельных требований,

1 – проявляет бережливость при наличии внимания и контроля со стороны старших или товарищей,

2 – сам бережлив, но не побуждает к этому других,

3 – уважает чужую собственность, бережет школьное имущество, побуждает к этому других.

Динамика результатов диагностики этого качества весьма существенна, она наблюдается на всех четырех уровнях: нулевой уровень снижается на 8%, первый уровень падает с 40% до 12%, второй уровень возрастает на 12%, а третий уровень увеличивается на 20%.

  1. Бережливость и экономность в отношении к личной собственности.

Уровни проявления данного качества:

0 – расточителен,

1 – требует контроля и побуждает к бережливому отношению к личным вещам и денежным средствам,

2 – бережет сам личные вещи, экономит денежные средства, но безразличен к расточительности других,

3 – бережет личные вещи и экономит денежные средства, предупреждает расточительность товарищей.












Рис.4. Динамика результатов диагностики базового качества «Бережливость и экономность в отношении к личной собственности» за период с 2006 по 2011 гг.

На начальном этапе (2006 г.) исследования этот вид базового качества имел следующие показатели: нулевой уровень – 0%, первый – 72%, второй – 20%, третий – 8%.

На заключительном этапе исследования мы получили следующие результаты: нулевой уровень – 0%, первый – 40%, второй – 40%, а третий – 20% школьников.

Это качество, как и предыдущее, имеет значимую положительную динамику результатов диагностики: нулевой уровень остается стабильным – 0% учащихся, первый уровень снижается на 32%, второй уровень возрастает на 20%, а третий с 8% поднимается до 20%.

  1. Аккуратность.

Уровни проявления данного качества:

0 – неряшлив,

1 – требует напоминания о необходимости поддерживать чистоту и порядок,

2 – сам аккуратен, но безразличен к неряшливости других,

3 – аккуратен, поддерживает чистоту и порядок в школе и дома, осуждает неряшливость.

В период с 2006 по 2011 гг. данное качество имеет следующую динамику результатов диагностики: нулевой уровень с 4% падает до 0%, первый уровень снизился в два раза, второй уровень уменьшился с 80% до 72%, а третий поднялся с 8% до 24%.












Рис.5 Динамика результатов диагностики базового качества «Аккуратность» за период с 2006 по 2011 гг.

  1. Товарищество, верность в дружбе.

Уровни проявления данного качества:

0 – эгоистичен,

1 – не всегда уважает интересы товарищей, иногда проявляет эгоизм,

2 – верен в дружбе, отзывается на просьбы,

3 – верен в дружбе, охотно сам помогает товарищам в их нуждах и добрых делах.











Рис.6. Динамика результатов диагностики базового качества «Аккуратность» за период с 2006 по 2011 гг.

«Товарищество, верность в дружбе» - еще одно базовое качество программы изучения проявления формирующегося нравственного деятельно-волевого характера подростков, выделяющееся своей высокой положительной динамикой результатов диагностики. К 2011 году нулевой уровень с 12% снижается до 0%; первый уровень становится меньше в 2 раза, он опускается до 8%; второй уровень увеличивает свой показатель на 4%; третий возрастает с 44% до 60%.

  1. Доброжелательность.












Рис.7. Динамика результатов диагностики базового качества «Доброжелательность» за период с 2006 по 2011 гг.

Уровни проявления данного качества:

0 – недобрый, драчливый,

1 – сам не осуждает грубость и насилие, делает это лишь «за компанию»,

2 – сам добрый и отзывчивый, помогает людям в трудные минуты, но не организует добрых дел.

3 – добрый, заботливый, сам охотно помогает малышам и престарелым, организует добрые дела, осуждает зло и насилие.

Результаты диагностики 2006 г. показали: учащихся, имеющих нулевой уровень, – 4%, первый – 16%, второй - 52%, третий - 28%.

Результаты диагностики 2011 г. следующие: нулевой уровень - 0%, первый – 8%, второй – 52%, третий – 40%.

Динамика результатов диагностики такова: нулевой уровень снизился на 4%, первый уровень - на 8%, второй уровень стабильно держится на 52 %, а третий уровень достиг 44% вместо бывших 28% .

  1. Вежливость и культура поведения.

Уровни проявления данного качества:

0 – бестактный,

1 – не всегда сам проявляет уважение и культуру поведения, требует контроля,

2 – вежлив, уважителен по отношению к старшим товарищам,

3 – вежлив, соблюдает такт, уважает старших товарищей, поддерживает культуру поведения в общении с товарищами.












Рис.8. Динамика результатов диагностики базового качества «Вежливость и культура поведения» за период с 2006 по 2011 гг.

Динамика результатов диагностики базового качества «Вежливость и культура поведения» имеет следующие показатели: нулевой уровень с 4% снижается до 0%; первый уровень уменьшается вдвое; второй уровень поднимается с 52% до 56%, третий уровень повышается на 8%.

  1. Забота о своем здоровье.












Рис.9. Динамика результатов диагностики базового качества «Забота о своем здоровье» за период с 2006 по 2011 гг.

Уровни проявления данного качества:

0 – имеет вредные привычки и не реагирует на требования других,

1 – имеет вредные привычки, требует контроля со стороны взрослых и товарищей,

2 – бережет свое здоровье, но безразличен к курению и другим вредным привычкам своих товарищей,

3 – понимает общественную и личную ценность здоровья, сохраняет и укрепляет его, заботится о здоровом образе жизни других.

Результаты диагностики данного качества на начало исследования были выявлены следующие показатели: нулевой, первый и третий уровни имеют по 4% учащихся, второй уровень - 88%.

Результаты диагностики на конец исследования показали: нулевой уровень отсутствует, первый уровень остался на прежней позиции, то есть 4%, второй уровень опустился до 56%, а третий уровень поднялся с 4% до 40%, то есть увеличился в 10 раз.

Положительная динамика существенно проявилась на последних двух уровнях: второй уровень имеет разницу в 32%, а третий – в 36%.

  1. Самообладание и сила воли.

Уровни проявления данного качества:

0 – безволен, подчиняется воле других,

1 – не всегда проявляет волю в добрых поступках, требует поддержки,

2 – сам проявляет волю, но безразличен к безволию своих товарищей,

3 – проявляет самообладание и силу воли в добрых поступках, побуждает к этому других.












Рис.10. Динамика результатов диагностики базового качества «Самообладание и сила воли» за период с 2006 по 2011 гг.

Результаты диагностики 2006 г. следующие: нулевой уровень имеет 4% учеников, первый уровень – 12%, второй уровень – 76%, третий уровень – 8%.

В 2011 г. различия в результатах диагностики были статистически значимыми: нулевой уровень отсутствует, первый уровень имеет 4%, второй – 48%, третий – 48%.

Динамика результатов диагностики базового качества «Самообладание и сила воли» за период с 2006 по 2011 гг. такова: нулевой уровень снизился на 4%, первый уровень с 12% опускается до 4%, второй – с76% до 48%, третий уровень поднимается на 40%.

  1. Стремление к самосовершенствованию.











Рис.11. Динамика результатов диагностики базового качества «Стремление к совершенствованию» за период с 2006 по 2011 гг.

Уровни проявления данного качества:

0 – не стремится к самосовершенствованию,

1 – сам не обращает внимания на свои слабые стороны, нуждается в поддержке,

2 – стремится к самосовершенствованию,

3 – знает свои сильные и слабые стороны, стремится к совершенствованию себя и других.

Результаты диагностики за 2006 г. показали: нулевой уровень имеет 8% учащихся, первый уровень – 60%, второй уровень – 20%, третий – 12%.

Результаты диагностики за 2011 г. следующие: нулевой уровень имеет 0%, первый уровень – 8%, второй уровень – 52%, третий – 40%.

Динамика результатов диагностики базового качества «Стремление к совершенствованию» за период с 2006 по 2011 гг. имеет неоднородные показатели: нулевой уровень снизился на 8%, первый уровень - на 52%, второй уровень поднялся на 32%, третий увеличился на 28%.

Результаты опытно-поисковой работы по патриотическому воспитанию подростков в детском творческом коллективе позволили сделать следующий вывод: воспитательные возможности КДТ могут быть эффективно направлены на формирование у учащихся патриотизма.

Важно, чтобы молодые люди усвоили, что их личное благополучие, их социальный статус, достижения в различных сферах деятельности взаимосвязаны с готовностью к служению Отечеству – тому коллективу, обществу и государству, в котором они живут.



Литература:
  1. URL:http://www.krugosvet.ru/enc/gumanitarnye_nauki/filosofiya/TOLERANTNOST.html.

  2. Аванесян И.Д. Творчество и воспитание. – СПб.: КАРО, 2004. – 160 с.

  3. Белкин А.С. Педагогика детства (Основы возрастной педагогики). – Екатеринбург: «Сократ», 1995. – с.152.

  4. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.: «Просвещение», 2010. – 23 с.

  5. Декларация принципов толерантности [электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://www.tolz.ru/library/?id=41.

  6. Диагностика социальной эмпатии / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., Изд-во Института Психотерапии. 2002. - C.21-23

  7. Изюрова О.С. Вокальный эстрадный ансамбль как форма развития толерантного отношения подростков-воспитанников детского дома к сверстникам: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук: (13.00.02) /О.С. Изюрова. – Екатеринбург, 2009.

  8. Концепция модернизации российского образования
    на период до 2010 года [электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://www.ksu.ru/news/base/concept.htm.

  9. Настольная книга по патриотическому воспитанию школьников. Методическое пособие для школьных администраторов, учителей, классных руководителей, педагогов дополнительного образования / авт.-сост. А.Н. Вырщиков, М.Б. Кусмарцев, А.П. Пашкович. – М.: Глобус, 2007. – 330 с.

  10. Некрасова Л.М. Театральная культура // Программы дополнительного образования. – М.: «Просвещение», 2006. – 240 с.

  11. Немов Р. Психология [электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/nemov2/04.php.

  12. Погодина А.А. Программа по формированию толерантности у подростков в рамках классного коллектива [электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://ypk.yspu.yar.ru/tolerance/3-7.htm.

  13. Пономарева В. [электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-26866/.

  14. Практикум по возрастной психологии :Учебн. пособие / Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. – СПб.: Речь, 2008. – 688 с.

  15. Трофимова Е.Д. Музыкально-театральная деятельность в становлении эмоционально-нравственного мира ребенка // Материалы всероссийской научно-практической конференции студентов и молодых ученых «Музыкальное образование детей и юношества: проблемы и поиски». – Екатеринбург, 12-13 апреля 2007. – 268 с

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle