Библиографическое описание:

Килинская Н. В. К вопросу о становлении личностных особенностей студентов-психологов в процессе профессионального образования [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы Междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). — М.: Буки-Веди, 2012. — С. 82-85.

В практике вузовского образования заметно активизировался интерес к личностным особенностям студентов. Становление педагога-психолога протекает на протяжении всей профессиональной деятельности. В вузе закладываются основы личностных и профессионально значимых качеств специалиста, которые в последующем обеспечивают профессиональное становление личности в процессе психолого-педагогической деятельности.

Проблема профессионального становления изучалась Г.М.Белокрыловой, А.А.Бодалёвым, Л.И.Божович, Ю.М.Забродиным, Э.Ф.Зеером, Е.А.Климовым, Т.В.Кудрявцевым, А.К.Марковой, Л.М.Митиной, Н.С.Пряжниковым, Р.М.Шамионовым и другими учеными, определившие, что профессиональное становление представляет собой динамический процесс преобразования личностных и профессиональных качеств, характеризующийся самоопределением, самосовершенствованием, самообразованием, самоактуализацией, самосознанием, самореализацией. В своих исследованиях Г.В.Акопова, В.Я.Ляудис, Н.В.Клюева, рассматривают профессиональное становление как часть саморазвития личности, определяющего ее включенность в работу и удовлетворенность профессиональной деятельностью. При этом личностный результат профессионального развития не сводим только к приобретенным знаниям и умениям. Он находит отражение в изменении отношений личности к будущей профессиональной деятельности, в развитии профессионального самосознания, в динамике образа Я-профессионала, в профессиональных самооценках. Несмотря на различия в подходах к решению вопросов профессионального становления определяется и общность мнении, заключающееся в признании того, что, выбирая профессию, профессионально совершенствуясь, личность изменяется: изменяется отношение к будущей профессии, развиваются профессионально важные качества. Представленная сегодня новая модель специалиста, имеет сходство с представлениями о самоактуализирующейся личности, созданная в духе гуманистической психологии, и соответственно меняет основные аспекты в решении основных задач в образовании.

В нашем исследовании участвовало 108 студентов, первого курса дневного и заочного факультета педагогики и психологии в возрасте от 17 до 25 лет. из них 86% женщин и 14% мужчин.

Диагностика ответственности как системное свойство личности изучалось через опросник В.П. Прядеина (разработан на основе модели А.И. Крупнова) [7]. Он позволяет определить комплексный показатель степени выраженности данного свойства, а также различные мотивационно-смысловые и регуляторно-динамические составляющие. Динамический компонент рассматривается посредством эргичности–аэргичности (характеристики поведенческой активности–пассивности). Компонент регуляции (или самоконтроль) определяется такими параметрами как экстернальный-интернальный. Эмоциональный компонент изучался по параметрам астеничности-стеничности (отрицательные –положительные) эмоции, выполняя ответственные мероприятия). Мотивационная составляющая определялась со стороны социоцентричности и эгоцентричности, когнитивный компонент – с позиции осмысленности и осведомленности, результативный компонент – в предметной, коммуникативной и субъектной сферах.

Личностные качества студентов исследовались многофакторным опросником личности Р.Б. Кеттела. Тест практичен, раскрывает обширную информацию об индивидуальность. Позволяет выяснить коммуникативные свойства, эмоционально-волевые и интеллектуальные особенности, особенности межличностного взаимодействия. В результате количественной и качественной оценки составляющих личностных факторов и их взаимосвязей, отдельные факторы можно объединить в блоки по трем направлениям: 1) факторы: B, M, Q1 - интеллектуальные особенности; 2) факторы: A, H, F, E, Q2, N, L –характеризуют особенности межличностного взаимодействия и коммуникативные свойства; 3) факторы: C, G, I, O, Q3, Q4 - эмоционально-волевые особенности. Полученные результаты оценивались нами применительно к особенностям профессиональной деятельности психологов, поскольку в основе профессионально значимых качеств (ПВК) данной деятельности лежат характерологические особенности.

Особенности личностных свойств проявляющиеся в межличностных контактах, диагностировались по методике Т. Лири. Учитывая критерии адаптивного–дезадаптивного поведения, у испытуемых определялся уровень проявления личностного свойства. Для определения уровня самоактуализации применялся опросник Э. Шострома, адаптированный М.В. Крозом, Л.Я. Гозманом (стандартизован на выборке А.М. Раевским педагогов) [2]. Самоактуализация как личностная категория рассматривается в нем через перечень разных шкал личностно-профессиональных ориентаций, они включают такие ценностные ориентации как гибкость, поведенческую сензитивность и спонтанность, склонность к гармоничному восприятию окружающей действительности, самоуважение, контактность, межличностную чувствительность, эмпатию, стремление к приобретению знаний, выражающееся в познавательной потребности, реализуемая в креативности - творческая направленность.

По результатам выполнения методики, диагностирующей уровень различных компонентов свойств ответственности у первокурсников, видно, что в выборке студентов 52,6 % относятся к группе «ответственных, в то время как 47,4% респондентов относятся к категории «безответственных» или ситуативно-ответственные. При анализе результатов отдельных компонентов свойств ответственности просматривается разница между выделенными группами студентов. Как показывает практика, студенты «ситуативно-ответственные» (или «безответственные») в основном полагаются на других, на обстоятельства, при реализации ответственных поручений редко испытывают положительные эмоции, у них ограничен набор способов и приемов реализации ответственности, и отсутствует четкая ориентация в мотивации ответственного поведения и, соответственно имеют низкую продуктивность ответственности как черты личности. Студенты обладающие явным свойством ответственности отличаются сформированностью как инструментальных, так и мотивационных компонентов ответственности и показатели отличаются высокими значениями. Подобные показатели В.П. Прядеин относит к гармоническому типу ответственности, который характеризуется динамичностью, эргичностью, осмысленностью, социоцентрической мотивацией, стеничностью эмоций, продуктивностью и выраженной интернальностью.

Выявленные данные с помощью методики Т. Лири, свидетельствуют о том, что представления респондентов о себе и предпочитаемом стиле межличностных отношений довольно полные и что большинство студентов выбирают адаптивные формы межличностного взаимодействия. Около 84% респондентов видят себя уверенными, в целом ориентированными на себя; имеющими сотрудничать; настойчивыми, целеустремленными, упрямыми, скептиками, непосредственными, энергичными, в суждениях и поступках реалистичными, вежливыми, доверчивыми, ожидающими помощи и советов, нуждающимися в признании.

Данные по «тесту самоактуализации» обрабатывались с помощью частотного анализа результатов по всем шкалам теста. Результаты частотного анализа продемонстрировали, что большинство данных по 14 шкалам теста входят в диапазон (от 40 до 54 Т-б.). что соответствует удовлетворительным значениям, а от 18 до 40% студентов выражен оптимальный уровень самоактуализации. По двум базовым шкалам: «компетентности во времени», оценивающей способность человека жить «настоящим», чувствовать текущий момент во всей полноте, и «поддержки», определяющей насколько человек осознает себя как «автора» событий своей жизни и степени ответственности за нее, оптимальный уровень имеют 29% и 24% студентов-первокурсников; удовлетворительный – 44% и 50%, низкий – 23% и 8%. Около 46% студентов в целом приближаются к оптимальному уровню самоактуализации по пяти шкалам: «ценностные ориентации» – оценивает субъективную значимость общечеловеческих ценностей; – «самоуважение» – отражает способность человека ценить свою индивидуальность, – «представления о природе человека» – оценивает способность человека к самопониманию и пониманию других людей,– «сензитивность» – отражает уровень осознанности собственных потребностей и чувств прощать себе и другим недостатки и ошибки; – «синергичность» – характеризует способность человека к сотрудничеству с другими.

По результатам исследования характерологических особенностей личности были построены усредненные профили по тесту Р. Кеттелла.

Направленность характерологических особенностей по фактору А к положительному полюсу (А+) свидетельствует о том, что у студентам присущи такие качества как открытость, яркость эмоциональных проявлений, готовность к сотрудничеству, активность, предпочтительны ситуации с социальным значением.

Анализ результатов по фактору Е показал, что студенты в большей мере характерно более зависимое поведение, отсутствие стремления к самостоятельности.

Направленность характерологических особенностей по фактору C (сила «Я» - слабость «Я») к отрицательному полюсу (C-) указывает на то, что студенты в меньшей степени регулировать эмоции и настроение, особенно умение найти им адекватное объяснение и реалистическое выражение.

Испытуемые показали направленность к отрицательному полюсу фактора В (В-). Это говорит о сложностях при концентрации внимание на задаче, что мешает «отстраниться» от эмоциональных переживаний и решать интеллектуальные задачи.

Высокие показатели по фактору F (жизнерадостный - серьезный), направленные к положительному полюсу характеризуют студентов как людей менее активных, беспечных, бодрых, оптимистичных, легко воспринимающих жизнь.

Более высокие показатели по шкале G говорят о том, что студенты в большей степени совестливы и с высокими моральными принципами. Им присущ высокий уровень самоконтроля поведения, стремление к установлению общечеловеческих ценностей, руководствуются чувством долга.

Студенты обнаружили высокие показатели по шкале Н (социальная смелость, решительность), что свидетельствует о их смелости, общительности, эмоциональной активности, активности испонтанности поведения способности выдерживать большие нагрузки.

Высокие показатели по фактору I (мягкосердечность, нежность - суровость, жесткость) - 74% что показывают, что респонденты проявляют чувствительность, нуждаются в поддержке тянутся к другим, доминирует художественное мышление.

Направленность характерологических особенностей по фактору L (подозрительный - доверчивый) к положительному полюсу (L+) у 70% студентов о настороженном отношении к другим, подозрительности, недоверии. В коллективе они держатся обособленно, с завистью относятся к успехам других, думают, что не признают их достижения и недооценивают. Высокие показатели по шкале М говорят о том, что у респондентов развито воображение, мечтательны, наблюдается рассеянность.

Студенты обнаружили направленность характерологических особенностей по шкале N к положительному полюсу (N+). Это свидетельствует о том, что они проницательны, склонны к поиску логики, в поступках, эмоциональных реакциях окружающих и собственных переживаниях.

Высокие показатели по фактору О (гипотимия - гипертимия), направленные к положительному полюсу, говорят о озабоченности, тревожности, подавленности, склонны к самообвинениям. Часто чем-то озабочены, недооценивают свои возможности, склонны к самоупрекам, принижают свою компетентность и способности. В обществе держатся замкнуто и обособленно.

Анализ результатов по фактору Q1 (радикализм - консерватизм) показал, что для студентов свойственны разнообразные интеллектуальные интересы, склонность к экспериментированию, стремление информации по различным областям знания,

Анализ результатов по фактору Q2 говорят о том, что у студентов выявлены такие особенности независимость, самостоятельность, предпочитают делать все сами: сами принимают решения, добиваются их исполнения и несут ответственность. Они практически не нуждаются в поддержке со стороны, «чувстве локтя», в одобрении.

Более высокие показатели у 68% студентов по шкале Q3 направленные к положительному полюсу (Q3+) демонстрируют умении контролировать себя, наличие организованности, упорно и планомерно следовать поставленной цели (волевой контроль эмоций и общего поведения)..

Анализ результатов по фактору Q4 (напряженный - невозмутимый) свидетельствуют о напряженности, озабоченности неудовлетворенности стремлений. Для студентов характерна в большей степени некоторая фрустрированность (Q4+). Они более напряженны, эмоционально неустойчивы, раздражительны и нетерпеливы.

Таким образом, для студентов психологов характерны следующие индивидуально - психологические особенности: открытость, легкость в общении, эмоциональная устойчивость, склонность к лидерству, невнимательность, жизнерадостность, самоуверенность, беспечность, аккуратность, смелость или даже дерзость, чувствительность, подозрительность, развитое воображение, мечтательность, обидчивость, несамостоятельность, умение подчиняться правилам, напряженность, озабоченность планами. Дальнейшая наша работа будет направлена на изучение динамики и уточнение выявленных особенностей у студентов в процессе профессионального обучения.


Литература:

  1. Аксентьева М.А. Проблемное поле психологии профессионального образования М. 2001.

  2. Донцов А.И., Белокрылова Г.М. Профессиональные представления студентов-психологов // Вопросы психологии. 1999. №2.

  3. Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий. СПб., 2004.

  4. Лешин В.В. Профессиональная направленность и проблема развития личности студентов Вопросы психологии. № 8. 2006.

  5. Личностные факторы профессиональной успешности и неуспешности психологов-консультантов / Культурно-исторический подход и проблемы творчества / Под ред. Е.Е.Кравцовой, В.Ф.Спиридонова – М.,2003.

  6. Маркова А.К. Психология профессионализма. - М., 1996.

  7. Прядеин В.П. Ответственность как системное качество личности: Учеб. пособие. Екатеринбург, Урал.гос.пед.ун-т, 2001.

  8. Раевский А.М. Тест самоактуализации личности // Психолог в школе. М., 1999. №2. С.10–23.

  9. Реан А.А. Практическая психодиагностика личности: Учеб. пособие, СПб., 2001.

Основные термины (генерируются автоматически): личностных особенностей, личностных особенностей студентов, положительному полюсу, характерологических особенностей, Направленность характерологических особенностей, сформированности личностных особенностей, Высокие показатели, формирование личностных особенностей, Особенности сформированности личностных, Анализ результатов, способность человека, профессиональное становление, личностных особенностей студентов-психологов, высокие показатели, межличностного взаимодействия, особенности межличностного взаимодействия, различными спортивными играми, отрицательному полюсу, профессиональной деятельности, компонентов свойств ответственности.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос