Источники по истории русских духовно-культурных учреждений в Туркестане конец XIX- начало XX вв. | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №7 (30) июль 2011 г.

Статья просмотрена: 506 раз

Библиографическое описание:

Смесова, Е. А. Источники по истории русских духовно-культурных учреждений в Туркестане конец XIX- начало XX вв. / Е. А. Смесова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2011. — № 7 (30). — Т. 2. — С. 44-46. — URL: https://moluch.ru/archive/30/3431/ (дата обращения: 27.04.2024).

Одним из важных направлений изучения новой истории Узбекистана является объективное освещение переломного исторического периода, связанного с завоеванием и господством царской России в Средней Азии и системное изучение многоаспектного воздействия колониального режима на общественный строй и жизненный уклад народов края.

Практическая реализация этой задачи видится в обращении к мало изученным проблемам истории. Например, сегодня особую актуальность приобретает потребность в систематизированном изучении и конкретной характеристике духовно-культурных учреждений русского населения, которые сформировались и функционировали на территории Республики Узбекистан на колониальном этапе её истории.

Данная научная проблема еще не становились объектом самостоятельного исследования, но общественная потребность в ее изучении чрезвычайно велика. Она определяется прежде всего тем, что духовно-культурная политика царизма составляла сердцевину стратегии колонизации среднеазиатского региона.

Исследование было возможно лишь на основе всестороннего изучения разных типов источников. Особое место среди них занимают: материалы официального делопроизводства, дневники и мемуары, материалы статистики и прессы.

Подавляющая часть источников относится к первой группе. Она разнообразна по своему характеру и содержанию. Прежде всего, это законодательные акты царского правительства, юридически закреплявшие колониальное положение народов Туркестана. Наиболее полно они отложились в «Полном своде законов Российской империи». Это – комплекс законов, связанный с административными преобразованиями в Туркестане после его завоевания: «Указ Правительствующего Сената об образовании Туркестанской области 1865 г.», «Проект положения об управлении в Семиреченской и Сырдарьинской областях», «Положение об управлении Туркестанским краем 12 июня 1886 г.» и др.

Базисную основу работы составили архивные документы Центрального государственного архива Республики Узбекистан. В частности, в процессе были изучены и привлечены данные из фондов: Канцелярии Туркестанского генерал-губернатора (Ф.И- 1), Управления начальника Зерафшанского округа (Ф. 5), Правлений Сырдарьинской ( Ф.И-17), Самаркандской (Ф.И-18), Ферганской ( Ф.И-19) областей, Управление начальника Скобелевского уезда ( Ф.23), Управление начальника города Ташкента (Ф.36), Управление учебных заведений Туркестанского края (Ф.47), Совет Туркестанского генерал-губернатора ( Ф.717 ), Сырдарьинское попечительство о детских приютах (Ф. 268), Туркестанский комитет попечительства о слепых (Ф. 611). Концентрируя в себе документы, исходящие из правящих институтов империи и краевой администрации, они позволили проследить формирование духовно-культурной политики российского правительства и охарактеризовать деятельность краевых и областных структур по практической реализации этой политики в Туркестанском крае.

Использовались материалы Самарского областного государственного архива Российской Федерации, а именно Екатериновского (Ф. 265) и Воскресенского волостных правлений Самарской губернии (Ф. 335).

Из большого количества архивных материалов была проведена процедура контент анализа, отобраны и проанализированы данные о переселенческой политике властей, в условиях и методах переселения русского населения в Туркестан; изучались журналы заседаний Канцелярии туркестанского генерал-губернатора и областных правлений по проблеме формирования духовно-культурной политики, образования приходов, монастырей, Духовной консистории, строительства храмов и т.д. Проанализированы социальные аспекты, лежащие в основе установления колониальной системы власти. Особое внимание обращено на проведение русской церковью общественно-просветительской и благотворительной деятельности среди русского населения. Осваиваясь на новом месте, русские поселенцы первым делом писали прошения о постройке церкви, о том, чтобы прислали священника, о необходимости заложения храмов.

Источники свидетельствуют о том, что церковь находилась в полной зависимости от государственной системы в материальном и моральном плане. Она была включена в качестве важной детали в механизм русификации Туркестана. Перед духовенством была поставлена задача – добиться в возможно короткие сроки того, чтобы Россия пустила корни в социальную почву Туркестана и навеки закрепилась бы в ней.

Использованные в работе документы о благотворительной деятельности религиозных и светских учреждений можно разделить на следующие группы: организационные документы, распорядительные, учетные, учетно-контрольные и отчетные документы. В первую группу входят Уставы, Положения и правила благотворительных обществ, дающие представление о работе Туркестанского благотворительного общества. Примером распорядительной документации может послужить дело «Об открытии в Ташкенте Туркестанского благотворительного общества», «О принятии в ведомство учреждений императрицы Марии Федоровны Ташкентского детского приюта имени К. П. фон Кауфмана и о личном составе попечительства» [1]

К учетным документам относятся различные расходные книги и журналы, подписные листы на пожертвования, расходные кассовые книги благотворительных обществ. В группу учетно-контрольных документов входят материалы ревизий благотворительных обществ. [2]

Составной частью комплекса источников из группы официального делопроизводства являются отчеты о конкретной деятельности высших чинов администрации и отчеты различных государственных учреждений, отчеты и обзоры областных правлений,[3] опубликованные сборники документов и отчёты официальных ревизий Туркестанского генерал-губернаторства.[4]

Отчеты сенаторов Российской империи Ф. К. Гирса (1882) и К. К. Палена (1908) дают обширный материал для сравнительного анализа действий колониальной власти за четверть века и в то же время раскрывают подходы высших российских чинов к проблемам управления Туркестаном, и в частности, к вопросам духовно-культурной политики в регионе.

Другой, важной для нашего исследования группой источников являются материалы частного происхождения. Это дневники, памятные записки деятелей, причастных к выработке духовно-культурной политики среди русского населения или просто хорошо о ней осведомленных, мемуары, письма. Естественно, что авторы этих документов рассматривают интересующие нас события сквозь призму личного восприятия, которые во многом определялись их положением в обществе, их социально-политическими воззрениями.[5]

Для характеристики позиций общественного мнения, выражавшего интересы военно-служилой бюрократии, определенный интерес имели публикации «Туркестанских ведомостей» (1870 – 1917), «Туркестанского курьера» (1908 – 1917), «Русского Туркестана» (1898 – 1907), «Туркестанских епархиальных ведомостей» (1906 – 1917), газет «Церковный голос»(1906), «Церковь и жизнь» (1917), «Ферганские областные ведомости»(1907 – 1917).

В публикациях печати содержится информация практически по любой теме конца XIX – начала ХХ вв. Например, на страницах печати усиленно обсуждались вопросы об итогах и перспективах экономической политики России в Туркестане, деловых качествах русской администрации, конкретных фактах её произвола. Современники отмечали, что «ни одна часть России не интересовало наше общество и не находилось под таким близким и постоянным контролем общественного мнения и печати, как именно Туркестанский край»[6].

Некоторые страницы истории духовно-культурной жизни русского населения колониального Андижана нашли отражение в сборнике «Андижан в документах и материалах (1876 – 1917)», - Андижан, 2009. В нем опубликовано 402 документа ЦГА РУз, раскрывающих разнообразные вопросы их жизни Андижана.

Привлечение значительного массива разных источников в их органической взаимосвязи и сравнительном сопоставлении, позволило глубже исследовать изучаемую тему.


Литература:

  1. ЦГА РУз ф. 268, оп.1, д. 43.

  2. Например: дело «О расследовании жалоб на администрацию Ташкентской богадельни (1907); «Отчет главного комитета о действиях Туркестанского благотворительного общества за 1874 – 1875 гг»; «Отчет Самаркандского областного попечительства детских приютов за 1909 г. и др.

  3. Обзоры Сырдарьинской области за 1885-1913 гг.-Ташкент,1886-1916; Обзоры Самаркандской области за 1888-1910 гг. – Самарканд-Ташкент,1888-1912; Обзоры Ферганской области за 1889-1913 гг –.Новый Маргелан,1889-1916; Терентьев М.А. Статические очерки Среднеазиатской России. // Записки русского географического общества отдел статистики. – Ташкент, IV –. СПб.1874; Церковные школы Российской империи. Статистические сведения – СПб.: 1907.

  4. Гирс Ф.К. Отчет о состоянии Туркестанского края. – СПб.1883;Он же, Отчет о состоянии Туркестанского края. – СПб. 1888; . Отчет Туркестанской учительской семинарии за 25 лет ее существования (30 августа 1879&#;30 августа 1904 гг.), Составитель Н.П.Остроумов. СПб.1905.&#;219 с.; Отчет по ревизии Туркестанского края,,произведенный по высочайшему повелению сенатором гофмейстером графом К. К. Паленом. Выпуск IXVIII – СПб. 1909 – 1910. Пален К.К. Материалы к характеристике переселенческого хозяйства в Туркестане. - Приложение к отчету по ревизии Туркестанского края. Ч. 1. Отд. 4. – СПб. 1911;

  5. Романовский Д.И. Заметки по среднеазиатскому вопросу. – СПб. 1868; Остроумов Н. П. К истории народного образования в Туркестанском крае. К.П. фон-Кауфман (1867 – 1881). – Т. 1895; Он же. Константин Петрович фон Кауфман, устроитель Туркестанского края. Личные воспоминания. – Т. 1899.;Федоров Г.П. Моя служба в Туркестанском крае./Исторический вестник. Том 133. – 1913, № 9, Том 134, № 10. Мустафин А. Николай Иванович Гродеков (1883 – 1913). Воспоминания, заметки. /Исторический вестник.Том 142 – 1915; Лыкошин Н.С. Полжизни в Туркестане. – Пг. 1916.

  6. Петербургские ведомости. № 37, 6 февраля 1875.

Основные термины (генерируются автоматически): духовно-культурная политика, русское население, Туркестан, документ, Туркестанский край, благотворительная деятельность, официальное делопроизводство, практическая реализация, Российская империя, Туркестанское благотворительное общество.


Похожие статьи

Шелк и торговля в Туркестане (конец XIX — начало XX в.)

Россия, Туркестан, Азия, пуд, Европа, Туркестанский край, Российская империя, шелк, Ташкент, шелковая продукция.

Из истории деятельности «Пушкинского общества»...

Пушкинское общество, Туркестан, чтение, общество, деятельность, колониальная администрация, Донская речь, Русский Туркестан, Ташкентский вокзал, Туркестанский край.

Общеимперская система нотариата в Туркестанском...

Туркестанский край, областной суд, нотариальная часть, Казахстан, нотариальный архив, нотариус, судебная система, судья, акт, Российская империя.

Классификация фондов по экономическим вопросам...

Первая группа — это документы Туркестанского комитета Временного правительства (фонд-1044) и совета рабочих, солдат и депутатов Туркестанского края

2) фонды освещающие состояние экономики; 3) фонды отображающие культурную, духовную, социальную жизнь

Создание туркестанской автономии — первый шаг к созданию...

Отношение местного населения к главной проблеме Туркестана- автономии края — ярко проявляется в решениях краевых съездов мусульман, состоявшихся в 1917г.

Истоки противоречий, разъединявших туркестанское общество, крылось в неоднозначности...

Туркестанская (Кокандская) автономия — первое...

Между тем решение мусульманского съезда о формировании на территории Туркестанского края национальной демократической государственности нашло широкую поддержку среди разнообразных слоев коренного населения.

Национальные особенности движения джадидов в Туркестане

Основа джадидов Туркестана составляла интеллигенция, стоявшая в первых рядах сопротивления против колониальной политики Российской империи.

Открытые в этих городах общества и объединения культурно — просветительского направления привели к...

Д. И. Логофет о налоговой системе Бухарского эмирата...

Также они вызвали сомнения в правительстве Российской империи.

Также он приходит к заключению, что несмотря на русское правление в Туркестане тоже немало свидетельств

6. Р. Гуровский. Экономическая жизнь Бухары. Туркестанский сборник. Т. 542. — 1910.

Национальные экономические задачи прогрессивного джадидизма

Например, в российском сборнике “Общая регистрация населения Российской империи в 1897 году” уровень грамотности населения Туркестанского края оценивался в 2%. Здесь не было принято к сведению, что местное население знало арабскую письменность.

Похожие статьи

Шелк и торговля в Туркестане (конец XIX — начало XX в.)

Россия, Туркестан, Азия, пуд, Европа, Туркестанский край, Российская империя, шелк, Ташкент, шелковая продукция.

Из истории деятельности «Пушкинского общества»...

Пушкинское общество, Туркестан, чтение, общество, деятельность, колониальная администрация, Донская речь, Русский Туркестан, Ташкентский вокзал, Туркестанский край.

Общеимперская система нотариата в Туркестанском...

Туркестанский край, областной суд, нотариальная часть, Казахстан, нотариальный архив, нотариус, судебная система, судья, акт, Российская империя.

Классификация фондов по экономическим вопросам...

Первая группа — это документы Туркестанского комитета Временного правительства (фонд-1044) и совета рабочих, солдат и депутатов Туркестанского края

2) фонды освещающие состояние экономики; 3) фонды отображающие культурную, духовную, социальную жизнь

Создание туркестанской автономии — первый шаг к созданию...

Отношение местного населения к главной проблеме Туркестана- автономии края — ярко проявляется в решениях краевых съездов мусульман, состоявшихся в 1917г.

Истоки противоречий, разъединявших туркестанское общество, крылось в неоднозначности...

Туркестанская (Кокандская) автономия — первое...

Между тем решение мусульманского съезда о формировании на территории Туркестанского края национальной демократической государственности нашло широкую поддержку среди разнообразных слоев коренного населения.

Национальные особенности движения джадидов в Туркестане

Основа джадидов Туркестана составляла интеллигенция, стоявшая в первых рядах сопротивления против колониальной политики Российской империи.

Открытые в этих городах общества и объединения культурно — просветительского направления привели к...

Д. И. Логофет о налоговой системе Бухарского эмирата...

Также они вызвали сомнения в правительстве Российской империи.

Также он приходит к заключению, что несмотря на русское правление в Туркестане тоже немало свидетельств

6. Р. Гуровский. Экономическая жизнь Бухары. Туркестанский сборник. Т. 542. — 1910.

Национальные экономические задачи прогрессивного джадидизма

Например, в российском сборнике “Общая регистрация населения Российской империи в 1897 году” уровень грамотности населения Туркестанского края оценивался в 2%. Здесь не было принято к сведению, что местное население знало арабскую письменность.

Задать вопрос