Библиографическое описание:

Цепилова А. В. Нестандартные формы уроков как способ интеграции профессиональной и иноязычной коммуникативной компетенции (на примере преподавания профессионального иностранного языка студентам инженерных специальностей) // Молодой ученый. — 2011. — №6. Т.2. — С. 171-173.

В наши дни в образовании происходит ряд изменений, что связано стакими процессами как глобализация, научно-технический прогресс, развитие информационных технологий и др. Одним из таких изменений является пересмотр целей и содержания образования, который находит отражение в компетентностном подходе.
В литературе существуют различные мнения по поводу сфер применения компетентностного подхода, способов его реализации, содержания понятий «компетенция» и «компетентность», классификации компетенций, выбора компетенций, которые являются ключевыми для специалиста в той или иной области и т.д.
Так, например, В.А. Байденко в своей работе «Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения» связывает понятие «компетенция» с единым языком, который необходим для описания профилей и уровней высшего образования. Все компетенции разделяются на две большие группы: общие и профессиональные. К общим компетенциям относятся компетенции социального взаимодействия; самоорганизации и самоуправления; системно-деятельностные компетенции; ценностно-смысловые и политико-правовые компетенции и компетенции самостоятельной познавательной деятельности [2, с. 19].Профессиональные компетенциивключают организационно-управленческие, экономические, общенаучные, общепрофессиональные и специальные компетенции. [2, с. 19].
Автор также описывает результаты исследований, проведенных в 2005 г. аналитическим центром «Эксперт» на предмет востребованности общих компетенций. Согласно результатам опроса, в котором участвовали вузы и предприятия ВПК, металлургического и машиностроительного профиля, существует целый ряд общих компетенций, которые необходимы для профессиональной деятельности. Наряду с умением работать на компьютере, лидерскими качествами, мобильностью, широким кругозором, респонденты назвали владение иностранным языком и навыки общения. Таким образом, наличие коммуникативной компетенции является важнейшим условием успешного осуществления профессиональной деятельности [2, с. 11-23].
В монографии «Компетентностно-ориентированное высшее профессиональное образование: теория и практика» компетентность рассматривается как способность действовать на основе полученных знаний.
В работе затрагивается понятие профессиональных компетенций. В американской педагогической науке под последними понимаются «…конкретные профессиональные знания, умения и навыки, востребованные современным рынком труда, которыми должен овладеть выпускник высшего учебного заведения для соответствия требованиям потенциального рабочего места в выбранной профессии» [4, с. 11].
В монографии говорится и о способах формирования компетентности. Делать это нужно с учетом комплексного характера данного понятия, с помощью активных форм и методов обучения, уделяя внимание самостоятельной работе студентов[4, с. 7-49].
Н.А. Гришанова в своей работе «Компетентностный подход в обучении взрослых» анализирует существующие определения понятия «компетентность» и выделяет сущностные характеристики, отличающие последнюю от знаний, умений, навыков. Сюда относятся эффективное использование способностей, сотрудничество с коллегами в процессе решения профессиональных задач, интеграция знаний, способностей и установок, необходимых для выполнения трудовой деятельности и др.Таким образом, основными отличиями компетентности от знаний, умений, навыковявляются ее интегративный характер, соотнесенность с ценностно-смысловыми характеристиками личности, а также практическая направленность [3, c. 6].
Из вышеизложенного видно, что компетентностный подход ориентирован на деятельность, практическое применение знаний. Очевидно, что решение любой задачи в профессиональной сфере требует привлечения нескольких видов компетенции. А поскольку любая профессиональная деятельность предполагает устное или письменное общение, то можно сказать, что одной из основных компетенций, необходимых современному специалисту, является коммуникативная, причем как на родном, так и как минимум на одном иностранном языке. Поэтому сложно переоценить роль дисциплины «Профессиональный иностранный язык» в реализации компетентностного подхода.
Данный предмет, преподаваемый, как правило, на старших курсах учебных заведений, может рассматриваться и как самостоятельная дисциплина со своими целями и задачами, и как элемент в системе предметов, общей целью которых является развитие обучаемого как личности, готовой к жизни в современном обществе и востребованной на рынке труда.
Таким образом, в процессе преподавания иностранного языка для специальных целей коммуникативная компетенция учащихся должна развиваться не обособленно, а в тесной связи с базовыми и профессиональными компетенциями. Ниже мы рассмотрим нестандартные формы организации занятий, которые могут быть использованы в процессе обучения как один из способов такой интеграции.
В современной практике преподавания наиболее распространены следующие виды нестандартных уроков: урок-дискуссия или диспут, урок-конференция или круглый стол, видеоурок и др. Очень широко используются активные методы обучения. В связи с этим выделяется урок-ролевая (или деловая) игра, проблемные уроки.Все эти виды прекрасно подходят для занятий по профессиональному иностранному языку.
В рамках дискуссий учащиеся могут обсуждать вопросы из своей профессиональной сферы, развивая при этом умения в различных видах речевой деятельности.Так, например, со студентами, специализирующимися в области энергетики, можно провести урок-дискуссию на тему: “The future of energy industry: nuclear fusion or renewables” («Будущее энергетики: термоядерный синтез или альтернативные источники»). Такое занятие может начинаться с чтения и/или прослушивания мнений различных специалистов по данному вопросу, что позволяет развивать речевые умения в чтении и аудировании. Затем студентов можно поделить на 2 группы, каждая из которых должна привести аргументы в пользу одного из рассматриваемых источников энергии. Очевидно, что для решения данной задачи студентам понадобится не только знание соответствующей терминологии, но и профессиональные знания по своей специальности.
На уроке-конференции или круглом столе студенты выступают с докладами, в которых затронуты актуальные проблемы изучаемой ими науки. Презентация докладов может и должна сопровождаться их обсуждением для развития умений неподготовленной речи. Следует заметить, что при подготовке такого занятия лучше заранее проконсультироваться с преподавателем профилирующей кафедры, так как преподаватели иностранного языка зачастую не разбираются в специальности настолько, чтобы сформулировать темы докладов, актуальные с научной точки зрения. В идеале необходимо также присутствие такого рода специалиста на занятии, для того, чтобы оценить проделанную студентами работу с точки зрения содержания.
Эффективными являются и видеоуроки. В наши дни они являются очень популярными, так как существует огромное количество видеороликов на специальные темы.
Фильмы и видеосюжеты помогают закрепить ранее изученную профессиональную терминологию, а зачастую – расширить и углубить знания по специальности.
Рассмотрим в качестве примера следующее задание:
Watch a part of the cartoon and write the name of the element opposite the number of protons in its nucleus. (Просмотрите отрывок из мультфильма и впишите название элемента напротив количества протонов в его ядре).

1


8


79


92


Основная задача при его выполнении – совершенствование аудитивных умений. Одновременно закрепляется терминология: студент должен услышать и записать название элементов (водород, кислород, золото, уран). При этом учащиеся работают с информацией профессионального характера: мультфильм помогает лучше запомнить количество протонов в ядрах атомовхимических элементов.
Следует отметить, что в видеосюжеты следует подбирать так, чтобы в них не было принципиально новой для студентов научной информации. Тогда то, что они изучали на специальных предметах, предстанет для них в новом свете – на иностранном языке.
Еще одной нетрадиционнойформой занятия, является проблемный урок. Это занятие, целиком посвящённое выполнению проблемных заданий. Такие уроки прекрасно подходят для развития у учащихся творческого мышления, инициативности, ответственности [1, с. 3 - 7].
Задания представляют собой проблемные вопросы или ситуации. При их выполнении учащийся должен задействовать все имеющиеся у него знания и самостоятельно найти способ решения стоящей перед ним задачи. Рассматриваемая проблема может носить лингвистический, либо экстралингвистический характер. Естественно, что на занятиях по иностранному языку для специальных целей следует давать ситуации из сферы профессиональной деятельности студентов.
Например, студентам, изучающим атомную энергетику, можно дать следующее задание:
Imagine that the authorities are going to build a new nuclear power plant in your city. Calculate the cost of building. Then evaluate risks and benefits associated with its operation.” (Представьте, что в вашем городе собираются построить новую АЭС. Рассчитайте расходы на строительство. Затем оцените риск и выгоду от её эксплуатации).
Учащиесяактивно обсуждают проблему, высказывают свои точки зрения,спорят,то естьимеет место иноязычное общение с привлечением профессиональных знаний.
Еще одной интересной с точки зрения интеграции различных компетенций организационной формой занятия является ролевая или деловая игра. Конечно, на уроках по профессиональному иностранному языку целесообразнее использовать деловые игры, так как они направлены на формирование коммуникативных умений в профессиональной сфере и именно их лучше проводить на продвинутом этапе обучения [5, с.256].
Так, например, с будущими специалистами в области ядерного нераспространения можно провести деловую игру на тему “AnIAEAinspectionatauraniumenrichmentplant”(Инспекция МАГАТЭ назаводе по обогащению урана). В зависимости от количества участников можно выделить несколько ролей:директор завода, представители МАГАТЭ, инженерыи т.д. Естественно, что студенты должны быть знакомы с целями подобных инспекций и их процедурой. То есть иметь определенные знания по специальности и применить их в ходе выполнения задания.
Итак, мы рассмотрели основные организационные формы, которые можно использовать при планировании занятий по профессиональному иностранному языку. На таких урокахпроисходит активное взаимодействие учащихся в условиях, приближенных к реальной иноязычной коммуникации в профессиональной сфере. Студенты получают возможность не только совершенствовать свои речевые умения, но и углубить и расширить знания по специальности, применить на практике профессиональные умения.
Конечно, чтобы провести такое занятие, преподаватель должен до определенной степени разбираться в рассматриваемом вопросе, либо обратиться за помощью к специалистам профилирующих кафедр. Только в этом случае можно утверждать, что оно будет полезным для развития и профессиональной, и иноязычной коммуникативной компетенции учащихся.

Литература:
  1. Активные методы обучения в преподавании иностранного языка: Пособие для преподавателей иностранных языков вузов / Под ред. Н.П. Бельтюковой. – Томск: Изд-во Том. ун-та. 1990. – С. 3 – 7.
  2. Байденко В.А. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения, М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006, С. 11 – 23.
  3. Гришанова Н.А. Компетентностный подход в обучении взрослых: Материалы к третьему заседанию методологического семинара 28 сентября 2004 г. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. – С. 5 – 8.
  4. Компетентностно-ориентированное высшее профессиональное образование: теория и практика. Монография. – Барнаул, Изд-во ААЭП, 2007 с. 7 – 49.
  5. Настольная книга преподавателя иностранного языка [Справочное пособие]. Е.А. Маслыко, П.К. Бабинская, А.Ф. Будько, С.И. Петрова. – Минск: Вышэйшая школа, 2003. – С. 256 – 269.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle