Автор: Гаврилова Ольга Владимировна

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №11 (91) июнь-1 2015 г.

Дата публикации: 04.06.2015

Статья просмотрена: 82 раза

Библиографическое описание:

Гаврилова О. В. Иностранный язык как средство формирования профессиональных компетенций бакалавра // Молодой ученый. — 2015. — №11.1. — С. 32-34.

Социально-экономические и политические изменения в обществе, бурное развитие информационно-коммуникационных технологий заставляет человечество по-другому взглянуть на образование. Требования, предъявляемые к выпускникам высших учебных заведений, основываются на потребности общества в высококвалифицированных, конкурентно-способных специалистах. Современные компании хотят видеть служащих, обладающих такими качествами как гибкость, способность работать в команде, коммуникабельность. Владение иностранным языком становится все более и более актуальным.

Потребность общества в специалистах, способных осуществлять коммуникацию на иностранном языке и условия подготовки в высшей школе рождают несомненное противоречие по ряду причин. Во-первых, трудоемкость курса иностранного языка неязыкового вуза не способствует успешному формированию коммуникативной компетенции будущего специалиста. Во-вторых, слабая мотивация студентов к изучению иностранного языка из-за отсутствия частой потребности применения.

Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования делают приоритетным изучение иностранного языка, включая его в базовую часть Блока 1. Результатом освоения программы является сформированность компетенций (общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных). Делая анализ общекультурных и общепрофессиональных компетенций бакалавриата всех направлений подготовки в неязыковом вузе, следует отметить, что общее требование к бакалавру, это обладание способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия; необходимыми навыками профессионального общения на иностранном языке. В данном случае возникает проблема условий формирования данной компетенции. Трудоемкость дисциплины «Иностранный язык» составляет 324 часа из которых только 136-148 отводится на практические занятия и рассчитан на первый, второй курсы обучения, что в слабой степени способствует формированию вышеназванной компетенции.

Коммуникация на иностранном языке требует длительной и кропотливой работы студента, так как научиться общаться в неязыковой среде сопровождается рядом причин: психологической (страх совершить ошибку и показаться глупым), лингвистической (недостаток практики общения), недостаточное методическое сопровождение учебного процесса.

Поэтому для устранения данных причин следует структурировать курс иностранного языка в высшем учебном заведении, опираясь на основные положения примерной программы "Иностранный язык" для неязыковых вузов и факультетов С.Г. Тер-Минасовой и разделить на два этапа изучения:

1 Бытовая сфера общения, учебно-познавательная сфера общения, социально-культурная сфера общения -1-3 курсы;

2 Профессиональная сфера общения – 4 курс.

Таким образом, увеличение часов на изучение иностранного языка будет способствовать развитию когнитивных и исследовательских умений; развитию информационной культуры; расширению кругозора и повышению общей культуры студентов; воспитанию толерантности и уважения к духовным ценностям разных стран и народов.

Другим не маловажным фактором является мотивация студентов к изучению иностранных языков так как в условиях неязыковой среды студенты не испытывают в этом особой потребности.

Как показывает исследование, большая часть студентов при изучении иностранного языка в вузе обладает просоциальным мотивом («нужно по учебной программе», «чтобы не отчислили»). Следовательно, процесс учебы для них – это либо привычное функционирование, либо вынужденное поведение. Некоторые обладают мотивом самоутверждения («построить успешную карьеру») и мотивом аффилиации («чтобы путешествовать», «общаться с иностранцами»). И только незначительная часть студентов имеют внутреннюю мотивацию – изучают иностранный язык, потому что это им нравится.

Как правило, в институт приходят студенты со слабой или средней базовой подготовкой в изучении иностранных языков. Данный факт говорит о том, что повысить мотивацию к изучению языка представляется сложным за один, два года. Следовательно, это затрудняет процесс формирования общекультурных и профессиональных компетенций перечисленных выше.

Несмотря на данную проблему, для преподавателя ставится задача поиска эффективных путей формирования мотивации к изучению иностранного языка, которая способствует успешному профессиональному становлению. На наш взгляд, потенциал преподавателя и современные образовательные технологии могут способствовать решению данной задачи.

Самыми приемлемыми путями могут быть:

- создание дидактических условий, побуждающих студентов в условиях диалога, общения и взаимодействия с преподавателем и другими студентами к активному использованию всех имеющих у них на данный момент знаний (по программе личного эмпирического опыта) для решения профессиональных задач и при отсутствии у них специальной подготовки, получаемой на последующих курсах обучения в вузе;

- учёт особенностей будущей профессиональной деятельности, в основе чего лежит формирование профессиональной мотивации;

- содержание учебного материала;

- использование информационных коммуникационных технологий в изучении иностранного языка (Интернет, Skype, видео уроки носителей языка и т.д.)

Таким образом, совместная работа преподавателя и студента позволит сделать процесс изучения иностранного языка более успешным и будет способствовать формированию профессиональных компетенций бакалавра.

 

Литература:

1.        Готлиб, Р. А. Социальная востребованность знания иностранного языка / Р.А. Готлиб / Социологические исследования. – 2009. - № 2. - С. 122–127.

2.        Обучение иностранным языкам. Материалы для специалиста образовательного учреждения. М., 2003. - 192 с.

3.        Типовая рабочая программа по иностранным языкам для неязыковых вузов / под ред. С.Г. Тер-Минасовой. Москва.-2009.- 31 с.

Основные термины (генерируются автоматически): иностранного языка, изучении иностранного языка, изучению иностранного языка, сфера общения, изучение иностранного языка, иностранном языке, иностранного языка неязыкового, курс иностранного языка, изучения иностранного языка, профессиональных компетенций, приоритетным изучение иностранного, мотивация студентов, формированию профессиональных компетенций, Бытовая сфера общения, Профессиональная сфера общения, учебно-познавательная сфера общения, социально-культурная сфера общения, часть студентов, общепрофессиональных компетенций бакалавриата, Похожая статья.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос