Автор: Уколов Алексей Валерьевич

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №5 (28) май 2011 г.

Библиографическое описание:

Уколов А. В. О проблеме слабой физической подготовки курсантов 1 курса Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России // Молодой ученый. — 2011. — №5. Т.2. — С. 269-270.

Физическое воспитание – неотъемлемая часть современного общества. Недостаточное развитие физических качеств, таких как выносливость, еще со школы оказывает огромное влияние на сохранность контингента курсантов в ВУЗах силовых структур на этапе начала обучения и является актуальной проблемой для преподавателей физической культуры.

Ключевые слова: физическое воспитание, физические качества, выносливость, силовые структуры

A.V. Ukolov

About the Problem of the Weak Physical training of Cadets 1 Courses Saint-Petersburg University of the state fire service of the Ministry for Emergency situations of Russian federation

Physical training is an integral part of a modern society. Insufficient development of physical qualities, such as endurance, from school makes huge impact on safety of cadets in HIGHER SCHOOLS of power structures at a stage of the beginning of training and is an actual problem for teachers of physical training.

Keywords: physical training, physical qualities, endurance, power structures

Взаимосвязи физического воспитания с общими культурными, политическими и социально-экономическими условиями жизни общества весьма сложны и не одинаковы в различных формациях. Физическое воспитание, являясь составной частью общества, его подсистемой, находится в определенных связях, взаимоотношениях с другими социальными подсистемами [Евсеев Ю.И. 2005]. Закономерности функционирования физического воспитания, отражают характер взаимодействия его со средой, который можно сформулировать следующим образом: физическое воспитание, являясь подсистемой общества, формируется и изменяется под воздействием общекультурных, материальных и социальных условий жизни общества и обусловленных ими потребностей, а в процессе функционирования оказывает воздействие на социально-демографические группы [Сластенин В.А. 2002]. Для понимания сущности физического воспитания важно понять, что побуждает человека к двигательной активности, так как этот вид деятельности не связан напрямую с добыванием материальных благ, необходимых для жизни.

Проблема физического воспитания студентов во всех ВУЗах является актуальной. Оканчивая школу, лишь 18% выпускников имеют 1 группу здоровья и хорошую физическую подготовку, 51% выпускников с трудом, но справляется со школьной программой физической культуры и 31% молодых людей имеют 3 группу здоровья и ограничение на физические нагрузки [Антипин В.Б. 2006].

При поступлении в ВУЗ силовой структуры, например университет государственной противопожарной службы МЧС России, обязательным является практический экзамен по физической подготовке. Большинство поступающих абитуриентов из числа 51% не сдают вступительный экзамен, а те, кто с большим трудом поступает, отчисляются после первого семестра обучения в связи с академической задолженностью по физической культуре.

Таким образом, перед преподавателями появляется проблема, переходящая со школы и влияющая на сохранность контингента обучающихся курсантов высшего учебного заведения силовых структур. Причина данной проблемы кроется за слабо развитыми физическими качествами, в числе которых одно из главных физических качеств – это выносливость.

Выносливость – это физическое качество позволяющее противостоять утомлению в процессе активной двигательной деятельности. Необходимо отметить, что выносливость характеризует способность организма довольно длительное время преодолевать физическое напряжение без заметного снижения интенсивности деятельности. В этом плане различают общую и специальную (скоростную, силовую, координационную) выносливость.

Для достижения успеха не только в сохранности контингента обучающихся курсантов, но и в подготовке спасателей, огнеборцев, инженеров пожарной безопасности и многих других высококвалифицированных специалистов, необходима организация систематической тренировки, в которой будут рационально использоваться упражнения для развития общей и специальной выносливости. И прежде чем говорить о том, как развить выносливость, необходимо выяснить, что такое общая и специальная выносливость.

Общая выносливость выражается в таком функциональном состоянии организма, которое характеризуется повышенной дееспособностью его органов и систем и в первую очередь сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

Специальная выносливость связана со специальными навыками курсанта. Она выражается в настроенности нервной системы на специфическую деятельность, связанную со спасением человеческой жизни или тушением пожара. Эта настроенность дает возможность быстро и точно реагировать на быстро изменяющиеся положения, концентрировать и соизмерять свое внимание и усилия только в нужных направлениях, действовать расчетливо и экономно, сохраняя свежесть сил [Попов А.Л. 2000].

К упражнениям по развитию общей выносливости, укрепляющим мышечную, сердечно-сосудистую и дыхательную системы, относятся: бег, ходьба, передвижения на лыжах, плавание, гребля и различная физическая работа. Общая выносливость воспитывается в результате постоянных, систематических упражнений. Она служит базой для развития специальной выносливости курсанта.

Специальная выносливость может быть развита только путем практических занятий и в первую очередь упражнениями с партнером в условиях схожих с настоящими. Именно такими заданиями осуществляется настройка нервной системы на специфическую деятельность, которая дает ему возможность действовать неутомимо, расчетливо и экономно, без особых усилий. Следовательно, чтобы чувствовать себя уверенным в сложных положениях, возникающих в процессе задания, надо быть к ним подготовленным.

Сосредоточенная, кропотливая работа над совершенствованием любого «узкого» задания приучает курсанта хорошо владеть техникой в каждой ситуации. Применение длительных упражнений в условном бою с огнем помогло решить задачу выработки специальной выносливости у спасателей и пожарных высокого класса.

Каждое тренировочное занятие по развитию специальной выносливости лежит через упражнения на снарядах. Например, при выполнении упражнений на снарядах используется специальный вид нагрузки и чередование работы и отдыха с целью воспитания специальной выносливости.

Так, в задании с «грузом» курсант поднимает штангу на грудь, масса которой заранее подобрана под вес выполняющего упражнение и выполняет с максимальной скоростью и интенсивностью 10–15 взрывных коротких выбрасывания перед собой (длительностью от 1с до 1,5с), после чего, повторяет упражнение в спокойном темпе, таких 4 серии.

Выводы. Таким образом, для развития специальной выносливости курсанта важно повысить общую выносливость, настроить нервную систему на специфическую деятельность в бою с огнем или за жизнь человека путем специальных упражнений с партнером и с помощью других боевых упражнений. Все это необходимо сочетать с воспитанием таких качеств курсанта государственной противопожарной службы, как настойчивость и упорство.


Литература:

1. Антипин В.Б. Формирование мотивации занятия боксом у юношей путем удовлетворения актуальных потребностей: дис.канд.пед.наук / В.Б.Антипин - Омск, 2006 – С. 125

2. Евсеев, Ю.И. Валеологическая и профессионально-ориентированная направленность физического воспитания. - N21. 2005 - С. 181

3. Попов, А.Л. Спортивная психология: Учебное пособие для специализированных вузов / А.Л. Попов. - М., 2000 - С. 152

4. Сластенин, В.А. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. – С. 426

Врезка1

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle