Автор: Уколов Алексей Валерьевич

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №5 (28) май 2011 г.

Библиографическое описание:

Уколов А. В. О проблеме слабой физической подготовки курсантов 1 курса Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России // Молодой ученый. — 2011. — №5. Т.2. — С. 269-270.

Физическое воспитание – неотъемлемая часть современного общества. Недостаточное развитие физических качеств, таких как выносливость, еще со школы оказывает огромное влияние на сохранность контингента курсантов в ВУЗах силовых структур на этапе начала обучения и является актуальной проблемой для преподавателей физической культуры.

Ключевые слова: физическое воспитание, физические качества, выносливость, силовые структуры

A.V. Ukolov

About the Problem of the Weak Physical training of Cadets 1 Courses Saint-Petersburg University of the state fire service of the Ministry for Emergency situations of Russian federation

Physical training is an integral part of a modern society. Insufficient development of physical qualities, such as endurance, from school makes huge impact on safety of cadets in HIGHER SCHOOLS of power structures at a stage of the beginning of training and is an actual problem for teachers of physical training.

Keywords: physical training, physical qualities, endurance, power structures

Взаимосвязи физического воспитания с общими культурными, политическими и социально-экономическими условиями жизни общества весьма сложны и не одинаковы в различных формациях. Физическое воспитание, являясь составной частью общества, его подсистемой, находится в определенных связях, взаимоотношениях с другими социальными подсистемами [Евсеев Ю.И. 2005]. Закономерности функционирования физического воспитания, отражают характер взаимодействия его со средой, который можно сформулировать следующим образом: физическое воспитание, являясь подсистемой общества, формируется и изменяется под воздействием общекультурных, материальных и социальных условий жизни общества и обусловленных ими потребностей, а в процессе функционирования оказывает воздействие на социально-демографические группы [Сластенин В.А. 2002]. Для понимания сущности физического воспитания важно понять, что побуждает человека к двигательной активности, так как этот вид деятельности не связан напрямую с добыванием материальных благ, необходимых для жизни.

Проблема физического воспитания студентов во всех ВУЗах является актуальной. Оканчивая школу, лишь 18% выпускников имеют 1 группу здоровья и хорошую физическую подготовку, 51% выпускников с трудом, но справляется со школьной программой физической культуры и 31% молодых людей имеют 3 группу здоровья и ограничение на физические нагрузки [Антипин В.Б. 2006].

При поступлении в ВУЗ силовой структуры, например университет государственной противопожарной службы МЧС России, обязательным является практический экзамен по физической подготовке. Большинство поступающих абитуриентов из числа 51% не сдают вступительный экзамен, а те, кто с большим трудом поступает, отчисляются после первого семестра обучения в связи с академической задолженностью по физической культуре.

Таким образом, перед преподавателями появляется проблема, переходящая со школы и влияющая на сохранность контингента обучающихся курсантов высшего учебного заведения силовых структур. Причина данной проблемы кроется за слабо развитыми физическими качествами, в числе которых одно из главных физических качеств – это выносливость.

Выносливость – это физическое качество позволяющее противостоять утомлению в процессе активной двигательной деятельности. Необходимо отметить, что выносливость характеризует способность организма довольно длительное время преодолевать физическое напряжение без заметного снижения интенсивности деятельности. В этом плане различают общую и специальную (скоростную, силовую, координационную) выносливость.

Для достижения успеха не только в сохранности контингента обучающихся курсантов, но и в подготовке спасателей, огнеборцев, инженеров пожарной безопасности и многих других высококвалифицированных специалистов, необходима организация систематической тренировки, в которой будут рационально использоваться упражнения для развития общей и специальной выносливости. И прежде чем говорить о том, как развить выносливость, необходимо выяснить, что такое общая и специальная выносливость.

Общая выносливость выражается в таком функциональном состоянии организма, которое характеризуется повышенной дееспособностью его органов и систем и в первую очередь сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

Специальная выносливость связана со специальными навыками курсанта. Она выражается в настроенности нервной системы на специфическую деятельность, связанную со спасением человеческой жизни или тушением пожара. Эта настроенность дает возможность быстро и точно реагировать на быстро изменяющиеся положения, концентрировать и соизмерять свое внимание и усилия только в нужных направлениях, действовать расчетливо и экономно, сохраняя свежесть сил [Попов А.Л. 2000].

К упражнениям по развитию общей выносливости, укрепляющим мышечную, сердечно-сосудистую и дыхательную системы, относятся: бег, ходьба, передвижения на лыжах, плавание, гребля и различная физическая работа. Общая выносливость воспитывается в результате постоянных, систематических упражнений. Она служит базой для развития специальной выносливости курсанта.

Специальная выносливость может быть развита только путем практических занятий и в первую очередь упражнениями с партнером в условиях схожих с настоящими. Именно такими заданиями осуществляется настройка нервной системы на специфическую деятельность, которая дает ему возможность действовать неутомимо, расчетливо и экономно, без особых усилий. Следовательно, чтобы чувствовать себя уверенным в сложных положениях, возникающих в процессе задания, надо быть к ним подготовленным.

Сосредоточенная, кропотливая работа над совершенствованием любого «узкого» задания приучает курсанта хорошо владеть техникой в каждой ситуации. Применение длительных упражнений в условном бою с огнем помогло решить задачу выработки специальной выносливости у спасателей и пожарных высокого класса.

Каждое тренировочное занятие по развитию специальной выносливости лежит через упражнения на снарядах. Например, при выполнении упражнений на снарядах используется специальный вид нагрузки и чередование работы и отдыха с целью воспитания специальной выносливости.

Так, в задании с «грузом» курсант поднимает штангу на грудь, масса которой заранее подобрана под вес выполняющего упражнение и выполняет с максимальной скоростью и интенсивностью 10–15 взрывных коротких выбрасывания перед собой (длительностью от 1с до 1,5с), после чего, повторяет упражнение в спокойном темпе, таких 4 серии.

Выводы. Таким образом, для развития специальной выносливости курсанта важно повысить общую выносливость, настроить нервную систему на специфическую деятельность в бою с огнем или за жизнь человека путем специальных упражнений с партнером и с помощью других боевых упражнений. Все это необходимо сочетать с воспитанием таких качеств курсанта государственной противопожарной службы, как настойчивость и упорство.


Литература:

1. Антипин В.Б. Формирование мотивации занятия боксом у юношей путем удовлетворения актуальных потребностей: дис.канд.пед.наук / В.Б.Антипин - Омск, 2006 – С. 125

2. Евсеев, Ю.И. Валеологическая и профессионально-ориентированная направленность физического воспитания. - N21. 2005 - С. 181

3. Попов, А.Л. Спортивная психология: Учебное пособие для специализированных вузов / А.Л. Попов. - М., 2000 - С. 152

4. Сластенин, В.А. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. – С. 426

Врезка1

Основные термины (генерируются автоматически): специальной выносливости, физического воспитания, physical training, специальной выносливости курсанта, развития специальной выносливости, of physical, Специальная выносливость, Общая выносливость, специфическую деятельность, of physical training, физической культуры, of physical qualities, воспитания специальной выносливости, Physical training is, сохранность контингента курсантов, of power structures, Специальная выносливость связана, физическое воспитание, государственной противопожарной службы, развитию специальной выносливости.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle