Профессиональная направленность преподавания физики в СПО | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №37 (275) сентябрь 2019 г.

Дата публикации: 17.09.2019

Статья просмотрена: 1785 раз

Библиографическое описание:

Кузьмина, Е. П. Профессиональная направленность преподавания физики в СПО / Е. П. Кузьмина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 37 (275). — С. 144-146. — URL: https://moluch.ru/archive/275/62355/ (дата обращения: 07.05.2024).



В статье рассмотрены вопросы формирования подготовки будущих специалистов СПО технического профиля на основе реализации междисциплинарных связей.

Ключевые слова: роль физического образования для профессий и специальностей технического профиля, развитие интереса к учебной дисциплине.

Больше, чем какой-либо другой предмет, физика способствует формированию современного научного мировоззрения и миропонимания.

В. Г. Разумовский

Постоянно меняющееся и совершенствующееся современное общество предполагает наличие у выпускника высокий уровень практического опыта, прочные профессиональные знания, устойчивый интерес к выбранной профессии и специальности, способность к самосовершенствованию.

Учебная дисциплина «Физика», входящая в общеобразовательный цикл, не исчерпывается вкладом в систему знаний об окружающем мире и раскрытием роли науки в экономическом и культурном развитии общества и государства. Особенно ценны знания, полученные на занятиях по физике для студентов, обучающихся профессиям и специальностям технического профиля, для которых эта дисциплина является базовой. Современный специалист, деятельность которого будет связана с любым видом техники, и сельскохозяйственная не исключение, должен не только работать с этой техникой, но и знать физические процессы, лежащие в её работе, уметь делать простейшие расчёты. Особую роль в обучении физике играют междисциплинарные связи с профессиональными дисциплинами.Реализацию этих связей в образовательном процессе при обучении студентов физике можно рассматривать как одну из форм интеграции знаний, приводящую их в систему, позволяющую совершенствовать учебный процесс, в связи с чем они являются дидактическим условием и средством глубокого и всестороннего усвоения основ наук в СПО [1,2]

Основная образовательная задача физики не только в формировании общих компетенций и не только в формировании знаний студентов по курсу физики с учетом их профессиональной направленности, но и помогает в формировании развитии тех качеств личности, которые помогут молодому специалисту в его карьерном росте, использовании полученных знаний для продолжения обучения- получения высшего образования.

Цель профилирования дисциплины и реализации междисциплинарных связей в преподавании физики в профессиональном обучении- расширить и углубить знания, показать их практическое применение в жизни, пробудить у студентов стремление к творчеству, помочь им это творчество проявить, выработать умение быстро мыслить, а затем свои мысли кратко изложить и суметь применить в практике.

Огромную роль в обучении физике играют задачи профессиональной направленности. Такие задачи важны не только для профессий и специальностей, для которых физика является профильной.

Например, для группы по специальности «Поварское и кондитерское дело» по теме «Количество теплоты» может быть предложена задача: «В пастеризаторе за час нагревается 2 т сливок от 20° до 80°. Какое количество теплоты расходует установка за час, если удельная теплоемкость сливок 3500Дж/кг*К?» [1,4]

Для групп по специальности «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта», профессии «Автомеханик», изучающих материаловедение, задача может иметь другой вид: «Для повышения твердости и прочности стальных изделий применяется их закалка — нагрев до некоторой температуры с последующим быстрым охлаждением. Какое количество теплоты требуется для нагревания стального молотка массой 500г от 17° до 817°С, если удельная теплоемкость стали 460Дж/кг*К?» [2]

Опыт применения таких задач и заданий позволяет сделать вывод, что решение задач междисциплинарного характера, особенно на этапе актуализации полученных в школьном курсе знаний, способствует практико-ориентированности образовательного процесса, что особенно важно при реализации ФГОС СПО. Система практико-ориентированного обучения на современном этапе профессионального образования формирует практический опыт оценки явлений, процессов, выявления причинно-следственных связей, постановки задач, потребности в дальнейшем пополнении знаний по дисциплине. Реализация принципов практико-ориентированного подхода в обучении физике позволит сделать физику инструментом, с помощью которого студент может объяснить многое, что происходит вокруг него в природе, но главное — применить имеющиеся знания на практике, использовать формулы при необходимых в работе расчётах.

В обучении физике фундаментальная роль отводится постановке эксперимента, который проводится студентами самостоятельно. Это необходимо для будущего специалиста, которому в дальнейшем придётся самому иметь дело с различными приборами, системами, механизмами. Огромная роль в данном случае отводится внеаудиторной самостоятельной работе студентов, учебно-исследовательской деятельности, проектной работе под руководством преподавателя или без его непосредственного участия, что даёт возможность обучающемуся проявить самостоятельность, инициативу, творчество [2,7]

Одним из путей реализации профессиональной направленности получаемых студентами знаний по физике, приводящим к развитию у ребят интереса к изучаемой дисциплине, являются игры. Игры могут проводиться в одной из частей урока, или в виде уроков-игр. Последние имеют ряд специфических моментов в подготовке к ним, имеют отличительные особенности от традиционных уроков. Чаще всего использую игры-стажировки с имитацией производственного процесса, что позволяет продемонстрировать значимость физических знаний [3]

Исходя из сказанного, можно сделать вывод, что целенаправленная и научно организованная взаимосвязь в преподавании общеобразовательных предметов и дисциплин профессионально — технического цикла способствует возрастанию интереса студентов к физике, развитию теоретических и профессиональных умений и навыков обучающихся, активизации их мыслительной деятельности. Правильное и систематическое осуществление междисциплинарных связей — необходимое условие повышения качества подготовки молодых специалистов [5,6]

Литература:

  1. Важеевская, Н. Е. Гносеологические основы науки в школьном физическом образовании [Текст]: дис. … д-ра пед. наук: 13.00.02 / Важеевская Наталия Евгеньевна. — М.: РГБ, 2003. — 443 с.
  2. Волков, В. В. Формирование компонентов научного познания при обучении физике [Текст] / В. В. Волков // Ярославский педагогический вест- ник. — 2009. — № 2 (59). — С. 20–26.
  3. Кабардин.Браверман «Внеурочная работа по физике» М, «Просвещение», 2008г.
  4. Ланина «100 игр по физике» М, «Просвещение», 2006г.
  5. Мултановский, В. В. Физическое взаимодействие и картина мира в школьном курсе физики [Текст]: пособие для учителей / В. В. Мултановский. — М.: Просвещение, 1977. — 167 с.
  6. Разумовский, В. Г. Физика в школе. Научный метод познания и обучения [Текст] / В. Г. Разумовский, В. В. Майер. — М.: ВЛАДОС, 2004. — 463 с.
  7. Усова, А. В. Психолого-дидактические основы формирования у учащихся научных понятий [Текст]: пособие по спецкурсу / А. В. Усова; Челяб. гос. пед. ин-т. — Челябинск: ЧГПИ, 1988 (1989). — 88 с.
Основные термины (генерируются автоматически): физик, профессиональная направленность, технический профиль, дисциплина, задача, знание, образовательный процесс, огромная роль, связь, специальность.


Ключевые слова

роль физического образования для профессий и специальностей технического профиля, развитие интереса к учебной дисциплине

Похожие статьи

Профессиональная направленность дисциплин...

Княжева В. В. Профессиональная направленность дисциплин социально-гуманитарного профиля в системе СПО: практика и технологии

Каким же должно быть содержание учебных дисциплин социально-гуманитарного профиля, чтобы в дальнейшей профессиональной...

Характеристика специальных дисциплин и их роль...

Статья раскрывает основные характеристики специальных дисциплин технических специальностей, их роль в профессиональном образовании. Освещены требования работодателей к подготовке специалистов, также определено, на развитие каких способностей...

Роль дисциплин общеобразовательного цикла в формировании...

Библиографическое описание: Колесник Н. Е. Роль дисциплин общеобразовательного цикла в формировании профессионально важных

Модель осуществления межпредметных связей должна «охватывать процесс выявления, фиксации и реализации межпредметных связей в...

Профессиональная направленность в преподавании физики

Профессиональная направленность в преподавании физики. Автор: Смотрова Елена Владимировна.

После выхода обучающихся с практики на уроках физики перед ними ставится ряд проблемных вопросов, направленных на выявление связи физики с будущей...

Развитие профессиональной направленности студентов...

В статье рассмотрены особенности профессиональной направленности студентов колледжа технических профессий, возрастные проблемы и

Богданов Р. А., Боруруев С. П. Развитие профессиональной направленности студентов колледжа технического профиля [Текст]...

Профессиональная направленность: сущность и структура

Необходимость учёта профессиональной направленности личности в процессе общественного производства возникла не сегодня, поскольку ещё в период раннего антропогенеза, когда древний человек стал жить общиной...

О повышении роли общеобразовательных дисциплин...

Профессионально значимые качества формируются в ходе учебно-воспитательного

Модель осуществления межпредметных связей должна «охватывать процесс выявления, фиксации

- профессионально-техническое содержание образования будущей деятельности специалиста...

О роли преподавателя в подготовке специалистов технического...

В статье рассматривается роль преподавателя среднего специального учебного заведения при подготовке квалифицированных специалистов технического профиля, направления процесса самосовершенствования преподавателей технических дисциплин, готовых работать в...

Прикладная направленность преподавания математики как...

Математика как учебный предмет обладает огромным воспитательным и мировоззренческим потенциалом, заключающимся в связях с другими дисциплинами, которые выявляются в учебном процессе при решении прикладных задач (задач с практическим содержанием).

Похожие статьи

Профессиональная направленность дисциплин...

Княжева В. В. Профессиональная направленность дисциплин социально-гуманитарного профиля в системе СПО: практика и технологии

Каким же должно быть содержание учебных дисциплин социально-гуманитарного профиля, чтобы в дальнейшей профессиональной...

Характеристика специальных дисциплин и их роль...

Статья раскрывает основные характеристики специальных дисциплин технических специальностей, их роль в профессиональном образовании. Освещены требования работодателей к подготовке специалистов, также определено, на развитие каких способностей...

Роль дисциплин общеобразовательного цикла в формировании...

Библиографическое описание: Колесник Н. Е. Роль дисциплин общеобразовательного цикла в формировании профессионально важных

Модель осуществления межпредметных связей должна «охватывать процесс выявления, фиксации и реализации межпредметных связей в...

Профессиональная направленность в преподавании физики

Профессиональная направленность в преподавании физики. Автор: Смотрова Елена Владимировна.

После выхода обучающихся с практики на уроках физики перед ними ставится ряд проблемных вопросов, направленных на выявление связи физики с будущей...

Развитие профессиональной направленности студентов...

В статье рассмотрены особенности профессиональной направленности студентов колледжа технических профессий, возрастные проблемы и

Богданов Р. А., Боруруев С. П. Развитие профессиональной направленности студентов колледжа технического профиля [Текст]...

Профессиональная направленность: сущность и структура

Необходимость учёта профессиональной направленности личности в процессе общественного производства возникла не сегодня, поскольку ещё в период раннего антропогенеза, когда древний человек стал жить общиной...

О повышении роли общеобразовательных дисциплин...

Профессионально значимые качества формируются в ходе учебно-воспитательного

Модель осуществления межпредметных связей должна «охватывать процесс выявления, фиксации

- профессионально-техническое содержание образования будущей деятельности специалиста...

О роли преподавателя в подготовке специалистов технического...

В статье рассматривается роль преподавателя среднего специального учебного заведения при подготовке квалифицированных специалистов технического профиля, направления процесса самосовершенствования преподавателей технических дисциплин, готовых работать в...

Прикладная направленность преподавания математики как...

Математика как учебный предмет обладает огромным воспитательным и мировоззренческим потенциалом, заключающимся в связях с другими дисциплинами, которые выявляются в учебном процессе при решении прикладных задач (задач с практическим содержанием).

Задать вопрос