Профессиональная направленность в преподавании физики | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Опубликовано в

IV международная научная конференция «Теория и практика образования в современном мире» (Санкт-Петербург, январь 2014)

Дата публикации: 09.01.2014

Статья просмотрена: 974 раза

Библиографическое описание:

Смотрова, Е. В. Профессиональная направленность в преподавании физики / Е. В. Смотрова. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.). — Т. 0. — Санкт-Петербург : Заневская площадь, 2014. — С. 151-153. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/99/4769/ (дата обращения: 19.04.2024).

В данной статье представлены пути и методы реализации профессиональной направленности преподавания физики для профессий начального профессионального образования. Дается описание методов организации поисковой и исследовательской деятельности обучающихся

Ключевые слова: профессиональная направленность, поисковая, исследовательская деятельность обучающихся.

Статистика утверждает, что на сегодняшний день только 5 % выпускников школ осознанно подходят к выбору рабочей профессии.

По результатам опроса, проводимого психологической службой среди обучающихся, поступивших в ГАОУ СПО КО КузТАГиС на ступень начального профессионального образования в 2013–2014 учебном году, основными мотивами выбора образовательного учреждения были:

-          нежелание или невозможность продолжать свое обучение в школе;

-          низкий уровень знаний;

-          желание учиться с друзьями в одном образовательном учреждении;

-          близость к месту проживания;

-          социальные гарантии (стипендия, бесплатное питание, проживание в общежитии);

-          отсутствие средств, для обучения в ОУ ВПО и СПО на коммерческой основе.

Начиная преподавать свой предмет, обязательно провожу анкету:

-          Считаете ли вы важным изучение физики?

-          Видите ли применение полученных знаний в будущей профессии?

Проведенный опрос и результаты анкетирования (Рис.1) показывают, что обучающиеся не считают важным изучение физики, не видят применение полученных знаний в будущей профессии, имеют низкий уровень мотивации.

 

Рис. 1

Проведение входного контроля убеждает в том, что для решения данных проблем уровень знаний оставляет желать лучшего. Необходимо создавать условия, побуждающие обучающихся прилагать максимум усилий к самостоятельной деятельности, развитию мыслительной деятельности и воспитанию ответственности, заинтересованности в результатах обучения.

Это можно достичь, решая следующие задачи:

-          развить у обучающихся познавательный интерес к предмету, повысить значимость изучения физики;

-          реализовать связь между теорией и практикой, учитывать проблемные производственные ситуации на уроках физики;

-          сформировать у обучающихся мотивационно — ценностное отношение выбранной профессии;

-          повысить качество обучения через всестороннее раскрытие интеллектуального и личностного потенциала ученика;

-          внедрить продуктивные технологии в воспитательно — образовательный процесс.

Для реализации данных задач провожу работу по следующим направлениям:

1.                 Организация исследовательской, поисковой деятельности обучающихся.

Реализацией данной цели является организация обучающихся для выполнения лабораторно — практических задач. Постановка и наблюдение за физическими экспериментами.

После выхода обучающихся с практики на уроках физики перед ними ставится ряд проблемных вопросов, направленных на выявление связи физики с будущей профессиональной деятельностью.

Например:

1.                 Почему не следует смотреть на пламя, возникающее при электросварке?

2.                 Почему темное стекло предохраняет глаза сварщика от вредного действия пламени электросварки?

3.                 Каково назначение дросселя в сварочном аппарате?

4.                 Чем объясняется соединение двух кусков металла при сварке и пайке?

2.                  Развитие информационно — коммуникационной компетентности обучающихся реализуется в поиске и работе с информацией, выполнении исследовательских заданий и их публичной защите, работе с различными источниками информации, формировании навыков эффективного взаимодействия в коллективе.

Предлагаю обучающимся следующие задания:

-          Написать сочинение о производственной практике по теме: «Какие физические процессы вы наблюдали на практике?»; подготовка видео экскурсии или презентации о пройденной практике.

Также обучающимся предлагается подготовить — КЕЙС — ситуации с использованием интегрированных знаний по физике и производственному обучению. При изучении курса физики обучающиеся получают теоретические знания по разделам: «Тепловые явления», «Электростатика». Поэтому стремлюсь пробудить интерес обучающихся к овладению умениями и навыками профессионального труда. Провожу занятия на основе Кейс — метода. В ходе решения кейс — стадии обучающиеся учатся анализировать информацию, работать в команде, презентовать результаты своей деятельности.

В качестве исследовательских заданий в течение всего периода обучения обучающиеся создают портфолио — «Физика в моей профессии», что обеспечивает формирование у обучающихся умения наблюдать, вычленять главное, оформлять результаты работы. Обучающиеся пишут рефераты, доклады, выступают на классных часах и внеклассных мероприятиях, готовят презентации с использованием фотографий тех процессов, которые они наблюдали на предприятиях.

Развивающемуся обществу нужны образованные, нравственно — воспитанные люди, которые отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны; могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные решения, способны к сотрудничеству.

Литература:

1.                  Компетентностный подход. Инновационные методы и технологии обучения [Текст]: учебно-методическое пособие / Н. В Соловова, С. В. Николаева.- Самара: «Универс групп», 2009.- 234с.

2.                  Информационные технологии в образовании [Текст]:Сборник научных трудов участников VII научно-практической конференции-выставки — Ростов н/д., Ростиздат, 2007. — 142 с.

3.                  Дечева, Е. В. Профессиональная направленность преподавания физики в учреждениях начального профессионального образования с использованием современных информационно-коммуникативных технологий [Электронный ресурс] / Е. В. Дечева — Электрон. дан. — Режим доступа: http://www.pedsovet.org.Образование.link_id,3465/ltemid,88, свободный. 2007. -29 авг. — Загл. с экрана.

4.                  Стук, А. К. Использование ИКТ в преподавании физики [Электронный ресурс] / А. К. Стук. — Электрон. дан. — Режим доступа: http://www.zavuch.info/uploads/methodlib/1, свободный. 2012. — 9 дек. — Загл. с экрана.

Основные термины (генерируются автоматически): обучающийся, будущая профессия, изучение физики, исследовательская деятельность обучающихся, начальное профессиональное образование, уровень знаний, урок физики.

Похожие статьи

Организация исследовательской деятельности учащихся по...

исследовательская деятельность учащихся, исследовательская деятельность, исследовательская работа, изучение физики, знание, учащийся, процесс познания, оказание помощи...

Некоторые аспекты преподавания физики в школе

сообщение учащимся первоначальных знаний по физике (о механическом движении

осуществление политехнического образования учащихся и свободный выбор профессии.

Так как обучение физики и проходит в старших классах на заключительном уроке, например...

Исследовательское обучение как средство формирования...

Уровень подготовленности специалиста к научно-исследовательской деятельности

Формирование исследовательских умений обучающихся как...

Исследовательская деятельность учащихся через концептуальный подход на уроках информатики.

Подготовка к исследовательской деятельности будущего...

Подготовка к исследовательской деятельности будущего педагога профессионального обучения. Автор: Аскаров Ихтиёржон Бахтиёрович. Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования.

Предпрофильная подготовка учащихся по физике

Главная задача — формирование устойчивого интереса к изучению физики.

Ключевые слова: профориентационная работа, профессия, специальность, обучающийся, образовательное учреждение.

Система подготовки обучающихся к сдаче ЕГЭ по физике...

Исследовательская деятельность учащихся | Статья в журнале...

Исследовательская деятельность учащихся. Автор: Каюмова Алия Магзумовна.

На уроке в 6 классе при изучении темы «Разноспрягаемые глаголы» было предложено ученикам

В повседневной работе мы сталкиваемся с разным уровнем подготовки детей.

Проектная деятельность при изучении физики как способ...

Великая цель образования — это не знания, а действия. Герберт Спенсер. В статье автор рассматривает проблему развития универсальных учебных действий при использовании современных образовательных технологий на уроках физики.

Исследовательская деятельность как основа развития...

исследовательская деятельность, образовательный комплекс, уровень образования, проектная деятельность, проект, начальная школа

Проектно-исследовательская деятельность как эффективное средство профессиональной ориентации учащихся.

Развитие творческих способностей учащихся на уроках физики

На обобщающем уроке в конце учебного года в 9 классе можно провести урок — деловую игру, на котором учащиеся доказывают, что полученные на уроках физики знания, умения и навыки пригодятся им в дальнейшей жизни, в профессиональной деятельности.

Похожие статьи

Организация исследовательской деятельности учащихся по...

исследовательская деятельность учащихся, исследовательская деятельность, исследовательская работа, изучение физики, знание, учащийся, процесс познания, оказание помощи...

Некоторые аспекты преподавания физики в школе

сообщение учащимся первоначальных знаний по физике (о механическом движении

осуществление политехнического образования учащихся и свободный выбор профессии.

Так как обучение физики и проходит в старших классах на заключительном уроке, например...

Исследовательское обучение как средство формирования...

Уровень подготовленности специалиста к научно-исследовательской деятельности

Формирование исследовательских умений обучающихся как...

Исследовательская деятельность учащихся через концептуальный подход на уроках информатики.

Подготовка к исследовательской деятельности будущего...

Подготовка к исследовательской деятельности будущего педагога профессионального обучения. Автор: Аскаров Ихтиёржон Бахтиёрович. Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования.

Предпрофильная подготовка учащихся по физике

Главная задача — формирование устойчивого интереса к изучению физики.

Ключевые слова: профориентационная работа, профессия, специальность, обучающийся, образовательное учреждение.

Система подготовки обучающихся к сдаче ЕГЭ по физике...

Исследовательская деятельность учащихся | Статья в журнале...

Исследовательская деятельность учащихся. Автор: Каюмова Алия Магзумовна.

На уроке в 6 классе при изучении темы «Разноспрягаемые глаголы» было предложено ученикам

В повседневной работе мы сталкиваемся с разным уровнем подготовки детей.

Проектная деятельность при изучении физики как способ...

Великая цель образования — это не знания, а действия. Герберт Спенсер. В статье автор рассматривает проблему развития универсальных учебных действий при использовании современных образовательных технологий на уроках физики.

Исследовательская деятельность как основа развития...

исследовательская деятельность, образовательный комплекс, уровень образования, проектная деятельность, проект, начальная школа

Проектно-исследовательская деятельность как эффективное средство профессиональной ориентации учащихся.

Развитие творческих способностей учащихся на уроках физики

На обобщающем уроке в конце учебного года в 9 классе можно провести урок — деловую игру, на котором учащиеся доказывают, что полученные на уроках физики знания, умения и навыки пригодятся им в дальнейшей жизни, в профессиональной деятельности.