Библиографическое описание:

Яблонев А. Л. Применение транспорта на пневмоколесном ходу в технологии добычи торфа повышенной влажности с последующей его искусственной досушкой // Молодой ученый. — 2011. — №3. Т.1. — С. 97-100.

Представлена технологическая схема искусственного обезвоживания фрезерного торфа повышенной влажности. Рассмотрены схемы транспортирования торфа к конечному потребителю. Рассчитано возможное процентное количество транспортных операций с применением пневматического колесного хода.
Ключевые слова: торф, транспорт, пневмоколесный ход, сушилка.
Keywords: peat, transport, pneumatic wheel-running, drier.
Крайне сильная зависимость работ по добыче фрезерного торфа от погодных условий отрицательно сказывается как на экономических показателях, так и на всем технологическом процессе. Поэтому неслучаен интерес ученых и инженеров к поиску новых технологий добычи, в которых погодный фактор играл бы меньшую роль.
В этом направлении следует отметить предложение А.В. Михайлова и др. [1, с. 189], рассматривающих технологию круглогодичной экскаваторной добычи торфа, короткую выдержку в расстиле или в штабеле, размещенном на суходоле (для частичного обезвоживания), транспорт его и последующее обезвоживание в заводских условиях. Технология позволяет существенно снизить потери торфа (до 5 %), снизить пожарные и природоохранные риски, исключить комплекс ремонтно-подготовительных работ, сократить потребность в торфяных полях. Однако комбинат по искусственному обезвоживанию фрезерного торфа потребует колоссальных инвестиций, и окупаемость данной технологии, вероятно, будет возможна лишь при больших и стабильных объемах производства и сбыта торфа.
Представляются интересными в настоящее время работы Н.Н. Самсонова [2, с. 10; 3, с. 25], предложившего, организовавшего и испытавшего в 1952-1959 гг на Подозерском торфопредприятии опытную технологию по добыче торфа повышенной влажности (60-65 %) с последующей его искусственной досушкой до влажности 40-45 % в специально построенной на торфопредприятии сушилке, работающей на торфяном топливе. Добыча торфа повышенной влажности осуществлялась скреперно-перевалочным комплексом машин, весь добытый торф укладывался в штабели, которые в последующем перевозились к сушилке, смонтированной на торфопредприятии. Упрощенная технологическая схема искусственного обезвоживания представлена на рис. 1.


Врезка1Врезка8Врезка5Врезка6Врезка7Врезка4Врезка3Врезка2

Врезка9


Врезка10







Рис. 1. Технологическая схема досушки торфа повышенной влажности:
1 – приемный бункер сырья; 2 – конвейер подачи сырья в сушилку; 3 – сушилка; 4 – система конвейеров подачи высушенного торфа на топливо для сушилки; 5 – конвейер подачи сухого торфа на торфобрикетный пресс для изготовления брикетов; 6 – конвейер подачи сухого торфа на отгрузку

Торф из вагонов узкой колеи разгружался в бункер 1, из которого поставлялся в сушильную камеру 3 с помощью конвейера 2. Сушка в среде дымовых газов позволяла снижать влажность торфяной крошки с 60-65 % до 40-45 %. Высушенная фрезерная крошка подавалась: конвейером 6 - на погрузку вагонов узкой колеи, которые сразу же транспортировали ее к потребителю, конвейером 5 - для снабжения сырьем местного торфобрикетного пресса (ТБП), системой конвейеров 4 - для снабжения сушилки топливом. При этом расход торфа на собственные нужды (на топливо для сушилки и на выработку электроэнергии) и потери составил от 14-16,4 % от общего количества торфа, отгруженного потребителям, сожженного в топке сушилки и потерянного в производственном процессе.
Описанная технология позволяла укоротить циклы уборки торфа, применяя только одно-два ворошения в цикле, увеличить количество уборочных и производственных дней в сезоне, повысить за счет этого сезонные сборы на 68-88 % и более оптимально использовать солнечную радиацию для сушки. Кроме того, убранный в штабели торф повышенной влажности меньше саморазогревался, а случаев самовозгорания вообще не было выявлено.
Схема транспорта торфа с применением искусственного обезвоживания изображена на рис. 2.

Врезка13Врезка12Врезка18Врезка11Врезка17Врезка16Врезка15Врезка14



Врезка19

Врезка21Врезка20

Врезка22

Врезка23

Врезка24

Врезка25

Врезка28Врезка27Врезка26



Врезка30Врезка29Врезка31



Рис. 2. Схема доставки искусственно обезвоженного торфа потребителям

Как и в случае с существующей на сегодняшний день технологией транспорта, торф может транспортироваться несколькими видами транспорта: тракторный поезд (Т), железнодорожный вагон узкой колеи (У), железнодорожный вагон широкой колеи (Ш), грузовой автомобиль с прицепом (М), грузовой автомобиль с прицепом в зимний период (МЗ). Отличие заключается в том, что торф повышенной влажности из штабеля 1 доставляется не на перегрузочный пункт и не к потребителю, а на склад, или непосредственно в бункер сушильного отделения (С). Пункты 2 и 3 – перегрузочные площадки торфопредприятия, оборудованные на суходоле; пункты 4 и 5 – склады с запасом топлива, расположенные на территории энергетической станции; 6 – бункер разгрузкорпуса энергетической станции. Пункты 2-3 и 4-5 не объединены в один из-за существенной разницы в подъездных путях и проведении погрузочно-разгрузочных работ, которая вызывает необходимость размещать эти площадки в разных местах. Использование грузового автотранспорта в зимний период обусловлено подготовкой автодорог методом намораживания.
Анализ схемы доставки торфа, изображенной на рис. 2 позволяет оценить процентное соотношение возможностей выполнения транспортных работ тем или иным видом транспорта. Так, из 14 возможных переходов (100 %), 8 переходов (57 %) может быть выполнено с применением тракторов с прицепами и железнодорожных составов узкой колеи, 4 перехода (29 %) - с применением грузового автотранспорта и железнодорожных составов широкой колеи, 3 перехода (21 %) – с применением грузового автотранспорта зимой с использованием технологии намораживания автодорог. Таким образом, в качестве основного транспорта на этих операциях может применяться как железнодорожный вагон узкой колеи, так и тракторный поезд.
С учетом современных тенденций по сокращению объемов перевозок железнодорожным транспортом узкой колеи из-за высоких затрат на его содержание и обслуживание, на первое место по универсальности применения выходят колесные тракторы с прицепами, которые вне сезона добычи, благодаря повышенной проходимости (по сравнению с грузовыми автомобилями), позволяют вывозить добытый торф непосредственно с производственных участков. Прицепы к тракторам, задействованные на вывозке могут быть использованы с технологической схемы уборки торфа из наращиваемых валков (так называемая схема с раздельной уборкой). Коэффициент использования техники в этом случае значительно увеличивается, так как тракторы и прицепы не простаивают в межсезонное время (как в случае применения гусеничных тракторов), а круглогодично вовлечены в производство и сбыт.
В качестве рекомендуемых моделей прицепов, применимых для вывоза торфа можно назвать ПТС-20 грузоподъемностью 15 тонн и объемом кузова с нарощенными бортами до 25 м3 или JSON-8520.1 грузоподъемностью 20 тонн и объемом кузова с нарощенными бортами до 30 м3 производства ПК «Агромастер», Татарстан. Оба эти прицепа самосвального типа с автоматическим открытием заднего борта при опрокидывании кузова.
Внутренняя технология сушильного отделения предполагает наличие устройств непрерывного транспорта (конвейеры, питатели и т.д.). Предложенная Н.Н. Самсоновым технология, отличается от существующей с позиций транспорта добавлением еще одной транспортной операции с погрузкой и разгрузкой. В силу вышеназванных причин, единственным оптимальным транспортом торфа на небольшие расстояния является тракторный поезд, состоящий из колесного трактора на пневмоходу и прицепа. Рост производства торфа из-за укорачивания циклового времени, сделает перевозки торфа транспортом на пневмоколесном ходу еще более актуальными и выгодными.

Литература:
  1. Михайлов А.В., Кремчеев Э.А., Большунов А.В., Нагорнов Д.О. Перспективы развития новых технологий добычи торфа ∕∕ Горный информационно-аналитический бюллетень. - 2010. - № 9. – С. 189-194.
  2. Самсонов Н.Н. Добыча фрезерного торфа повышенной влажности с последующей тепловой его досушкой ∕∕ Торфяная промышленность. - 1947. - № 6. – С. 10-15.
  3. Самсонов Н.Н. Досушка фрезерного торфа повышенной влажности ∕∕ Торфяная промышленность. – 1955. - № 3. – С.25-28.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle