Автор: Егоров Михаил Игоревич

Рубрика: Психология и социология

Опубликовано в Молодой учёный №3 (26) март 2011 г.

Библиографическое описание:

Егоров М. И. Экстремизм: понятие, сущность, подходы к изучению и осмыслению // Молодой ученый. — 2011. — №3. Т.2. — С. 83-84.

В современном мире умы многих людей будоражит слово «экстремизм», которое в бытовом, обыденном понимании является синонимом «терроризма» и означает противоправную агрессивную деятельность, несущую в себе угрозу жизни, здоровью, имуществу и благополучию людей в целом.

Для научного осмысления данного понятия необходимо, в первую очередь, рассмотреть его в контексте существующей нормативно-правовой базы. В Федеральном законе «О противодействии экстремистской деятельности» (№ 114-ФЗ от 25 июля 2002 г.) экстремизм определяется как система противоправных действий, направленных на подрыв и разрушение: государственно-политических, нормативно-правовых, социально-культурных, морально-нравственных основ, конституционного строя страны.

Безусловно, с этим можно согласиться, т.к. экстремизм нарушает основные права и свободы граждан, а соответственно, и принципы, на которых функционирует большинство современных государств и обществ. В широком смысле, жертвой экстремизма становится человек и общество в самых разных аспектах своей жизнедеятельности – социальной, расовой, национальной, религиозной и языковой принадлежности.

Поскольку пристальное рассмотрение экстремизма в рамках социологических, философских, правовых и других наук началось относительно недавно, на наш взгляд, к существующему законодательству может быть применена конструктивная критика.

Во-первых, некоторые исследователи данного социального явления сходятся во мнении – в определении экстремизма в рамках действующего законодательства переплетаются различные аспекты данного явления: криминальные, политические, экономические и др.

Сама экстремистская деятельность носит достаточно неустойчивый характер, т.к. является последствием изменений и трансформаций, которые происходят в общественных и государственных институтах. Структура экстремизма с точки зрения ценностных и социальных мотивов требует рассмотрения комплексным подходом.

Во-вторых, критика законодательства затрагивает и такой важный момент, как признаки и виды экстремизма. Общепризнанными характерными чертами экстремизма являются неуважение к законам, как порождению институтов государства, несогласие с существующими стереотипами общественных отношений, организованность преступной деятельности и ее политический характер.

К наиболее распространенным видам экстремизма можно отнести: политический, национальный и религиозный; также в научной литературе встречаются экологический, идеологический и др. виды, которые могут быть отнесены к перечисленным выше, поскольку, на наш взгляд, большого влияния на социальные и социально-политические процессы в мире они не оказывают.

Субъекты экстремистской деятельности обычно наделены следующими характеристиками: нарушение социального статуса и социальных ролей, или, коль выразиться иначе, маргинальность, стремление к власти, не понимание сути происходящих социальных процессов и не осознание адекватных мер, коими можно на эти процессы оказывать влияние.

В средствах массовой информации понятия «экстремизм» и «терроризм» зачастую смешиваются и представляются весьма близкими по смыслу или даже равнозначными, что не совсем корректно. По сути, терроризм – это одно из направлений экстремизма, который представляет собой сложный феномен в современной культуре.

Как известно, молодежь является самой подвижной и социально восприимчивой частью общества, она содержит в себе потенциал как для конструктивной деятельности, так и деструктивной. Таким образом, создается опасность криминальной социализации молодежи, при этом нарушается восприятие ею традиционной духовно-ценностной базы воспитания и социализации.

Молодые люди не имеют достаточного опыта для анализа и правильного критического отношения к окружающему миру, для них характерен максимализм, стремление добиваться своих целей любой ценой. Этот аспект в их восприятии накладывается на существенные различия между желаемым и действительностью.

В качестве примера можно привести современные молодежные субкультуры скинхедов и антифашистов. Они представляют собой два противоположных по своей идеологической базе направления. Их роднит тот факт, что и те и другие, используют антиобщественные методы отстаивания своих интересов.

Немногочисленные социологические исследования данных субкультур, свидетельствуют о том, что с точки зрения социальной структуры представители скинхедов и антифашистов тоже значительно разнятся. Если скинхеды большей частью являются выходцами из рабочего класса, то антифашисты – представители социального класса (в России среднего класса нет – некоторые исследователи используют термин «прослойка»).

Интересен психологический процесс освоения человеком экстремистских установок. Во-первых, происходит постижение неудовлетворения окружающей реальностью, несовершенство которой формирует желание ее изменить. Во-вторых, появляется жажда объединения с людьми, разделяющими похожие взгляды, таким образом, происходит формирование экстремистской организации. В-третьих, членами новой организации делается выбор в пользу насилия как самого действенного способа достижения намеченной цели. Можно заключить, что на основе перечисленных последовательных этапов протекает формирование экстремизма как идеологии.

В рамках научного знания есть несколько подходов, которые, на наш взгляд, целесообразно использовать для анализа причин экстремизма.

Цивилизационный и культурологический подходы. В рамках данных подходов экстремизм понимается как конфликт цивилизаций. В современном мире принято говорит о столкновении западной и восточной цивилизаций, различных по своей ментальности (культурно-исторической памяти), ценностях (рациональных, потребительских и меркантильных – западная цивилизация, и духовных, религиозных – восточная цивилизация). На наш взгляд, наиболее значимым следствием данных подходов являются выводы, что сама современная цивилизация оказывает давление на человека, провоцируя его тем самым на экстремистскую деятельность.

В качестве основных корней экстремизма можно назвать: социальный – классовая борьба и возникающие на этой почве неразрешимые антагонистические противоречия; социально-культурный – включает в себя непреодолимые различия между цивилизациями; культурный – выраженный в кризисе современного мира, человека и его критического рационального мышления.

Марксистский метод успешно совмещает в себе социальный и экономический подходы, тем самым, обнажая классовую основу многих проблем современности. Стоит заметить, его использование для анализа экстремизма в сегодняшнем мире осложняется тем, что классовые очертания противостоящих в обществе социальных групп нечетки. Поэтому марксистскому подходу требуется некоторая доработка с учетом нынешних условий; но, в общем, с социологической точки зрения корни экстремизма – в неадаптированности некоторой категории людей к современной ценностной культуре, ставящей во главу угла потребительские интересы и предъявляющей к ним высокий имущественный ценз.

Резюмируя вышеизложенное, явление экстремизма отличается массовостью, устанавливает своей целью радикальные изменения в общественной системе. Решение проблем экстремизма требует куда более глубоких изменений, нежели просто дополнение или модификация существующей нормативно-правовой базы.

Экстремизм требует комплексного подхода как в теоретическом постижении, так и в практике противодействия ему. На сегодняшний момент необходим пересмотр и обновление не только материальной и экономической базы общества, но и системы ценностных установок, формирование нового мышления, свежее осмысление существующих философских и религиозных концепций и т.д.

Врезка1

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle