Ретроспективный портрет учителя как субъекта воспитательной системы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №52 (238) декабрь 2018 г.

Дата публикации: 29.12.2018

Статья просмотрена: 390 раз

Библиографическое описание:

Калишкина, Д. С. Ретроспективный портрет учителя как субъекта воспитательной системы / Д. С. Калишкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 52 (238). — С. 67-69. — URL: https://moluch.ru/archive/238/55217/ (дата обращения: 28.04.2024).



В структуре воспитательной системы школы, важным компонентом является единство двух коллективов ученического и учительского. Большая роль, как детерминанты воспитательной системы уделяется образу учителя. В статье раскрывается исторически сложившийся статус и образ учителя в воспитательной системе.

Ключевые слова: воспитание, воспитательная система, образ учителя, субъекты воспитательной системы.

В последнее десятилетие в воспитательной практике образовательных организаций преобладает системный подход. Это вызвало стремление передовых педагогических коллективов школ к созданию воспитательных систем. Инновационная трансформация разворачивается в условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов. Понятие «воспитательная система» начало использоваться в педагогике не так давно. Исследования Л. И. Новиковой, Л. В. Байбородовой, Е. В. Бондаревской, З. И. Васильевой, Б.3. Вульфова, А В. Гавилина, О С. Газмана, О. В. Заславской, В. А. Караковского, И. А. Колесниковой, Л. Н. Куликовой, Ю.С Мануйлова, С. Л. Паладьева, А. Г. Пашкова, Л. А. Пиковой, В. Л. Полукарова, С. Д. Полякова, Н. Л. Селивановой, А. М. Сидоркина, Е. Н. Степанова, позволили создать теоретические и методические основы воспитательных систем, и это значительно обогатить педагогику новыми знаниями о системной природе и сущности воспитательного процесса, его компонентах и структуре, закономерностях построения, управления и преобразования, путях и способах развивающего влияния на личность ребенка. В научной литературе выделяют несколько дефиниций, при помощи которых исследователи пытаются отразить сущность данного феномена. Так, Л. И. Новикова и ее коллеги Н. Л. Селиванова и В. А. Караковский выделяют следующие определение: «Воспитательная система есть целостный социальный организм, возникающий в процессе взаимодействия основных компонентов воспитания (цели, субъекты, их деятельность, общение, отношения, материальная база) и обладающий такими интегративными характеристиками, как образ жизни коллектива, его психологический климат». «Воспитательная система — это развивающийся во времени и пространстве комплекс взаимосвязанных компонентов: целей, ради которых система создается; совместной деятельности людей, ее реализующих; самих людей как субъектов этой деятельности; освоенной ими среды; отношений, возникающих между участниками деятельности; управления, обеспечивающего жизнеспособность и развитие системы» [2]. Воспитательной система школы подразумевает атмосферу высокогуманных отношений между ее участниками. В школе одинаково развиты и деловые, и неформальные отношения между детьми и взрослыми. Создается единый общешкольный коллектив, в который входят и школьники, и педагоги, и активно участвующие в ее жизни родители, выпускники прежних лет, друзья из других школ и т. д. В такой школе ориентируются на коллективистские отношения, сотворчество, сотрудничество, сопереживание, событие детей и взрослых. В качестве примера таких отношений можно привести школьные коммунарские сборы, где за короткий промежуток времени действительно создается своеобразная модель идеального общества, в котором преобладают взаимопонимание, взаимопринятие, взаимопомощь. Полученный в школе опыт проживания в таком справедливом сообществе может стать для ребенка неким образцом для выстраивания собственных отношений к миру, к людям, к себе и за пределами школы.

В этой связи, по мнению Л. И. Новиковой ядром воспитательной системы является единство двух коллективов ученического и учительского. Большая роль, как детерминанты воспитательной системы уделяется образу учителя. Анализ исторического опыта показал, что многие философы, педагоги, писатели и выдающиеся люди всех времен и народов, уделяли большое внимание значению роли учителя в воспитании. Ими был сформирован образ учителя, который акцентировался на личностных характеристиках, без которых нельзя добиться успеха в обучении и воспитании детей. Платон в своих трудах раскрывал идею «если башмачник будет плохим мастером, то государство от этого не очень пострадает, — граждане будут только несколько хуже одеты, но если воспитатель детей будет плохо выполнять свои обязанности, в стране появятся поколения невежественных и дурных людей» [1]. В трудах Аристотеля были разработаны правила избрания афинянами учителей, к которым предъявлялись особые требования и которые регламентировали их ответственность перед государством и обязанности по отношению к воспитанникам. Известный римский педагог Квинтилиан в своих трудах писал «Учитель — это высокообразованный, сдержанный и тактичный человек, любящий свою работу и детей» [3]. Так же он отмечал, что учитель должен выступать высоконравственным примером для своих воспитанников.

Педагоги-новаторы такие как Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, Д. Дидро, А. Дистервег, К. Д. Ушинский, Н. И. Пирогов, Н. А. Добролюбов, Л. Н. Толстой, П. Ф. Каптерев, С. Т. Шацкий, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский,

уделяли внимание профессионализму учителя, который заключался в хорошей подготовке, личностных качествах и высокого уровня мастерства.

В этой связи чешский педагог Ян Амос Коменский в своих трудах писал: «учителям вручена превосходная должность, выше которой ничего не может быть под солнцем» [4]. По его мнению, учитель выступал родителем духовного развития своих учеников и должен быть наделен мудростью, красноречием, нравственностью и благочестием.

Французский философ и просветитель Д. Дидро писал о важности личности учителя. Он выделял такие качества для учителя, как глубокое знание предмета и честная чувственная душа. Главной задачей учителя он видел — воспитать каждого ребенка честным, справедливым и привить вкус ко всему доброму и великому. Д. Дидро отмечал, что в личности достойного воспитателя должны сочетаться такие качества как, доброта, заботливость, ум и знания. Французский педагог Ж. Ж. Руссо в своих трудах уделял внимание и предъявлял требования к нравственному облику учителя.

А. Дистервег придерживался мнению, что учитель должен стремиться к освобождению от рутинных приемов обучения и работать творчески. Учителю он отводил главную роль в воспитании и в этой связи сформулировал правила личности учителя: 1. «Как никто не может дать другому того, чего не имеет сам, так не может развивать, воспитывать и образовывать других тот, кто сам не является развитым, воспитанным и образованным». 2. «Он лишь в той степени и мере может оказывать воспитательное и образовательное влияние на других и неизбежно оказывает, в какой сам причастен к воспитанию и образованию, в какой сделал их своим достоянием». 3. «Он лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и образовывать, пока сам работает над своим собственным воспитанием и образованием» [3].

В XVIII веке просветителями были заложены основы гуманистического подхода к задачам, содержанию и методам воспитания. В этот исторический период Н. А. Добролюбовым были сформулированы принципы истинного народного воспитания. По его мнению, учитель должен быть высокообразованным человеком, иметь высокую и разностороннюю научную подготовку, обладать искусством обучения и воспитания, владеть педагогическим мастерством. В своих трудах Н. А. Добролюбов писал: «Мы требуем, чтобы воспитатели высказывали более уважения к человеческой природе и старались о развитии, а не о подавлении внутреннего человека в своих воспитанниках, и чтобы воспитание стремилось сделать человека нравственным не по привычке, а по сознанию и убеждению... Вы для ребенка, а не он для вас; вы должны приноравливаться к его природе, к его духовному состоянию» [3].

Педагог-новатор К. Д. Ушинский считал, что учитель должен быть: во-первых гуманистом, любить своих детей и профессию; во вторых профессионалом, который знает свой предмет обучения и воспитания; в третьих психологом, который изучает во всех отношениях ребенка; в четвертых мастером своего дела, который достиг вершины искусства в общении с детьми, а так же быть активным, самостоятельным и убежденным человек. К. Д. Ушинский к важным средствам воспитания относил личный пример учителя. В своей работе «О пользе педагогической литературы» он писал: «В организме общественного воспитания всякому назначено свое дело; но самый важный член в этом организме, без сомнения, преподаватель и ближайший воспитатель, если обе эти должности не соединены вместе...» [5]. К. Д. Ушинский акцентировал внимание что: «В воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Он утверждал, что «никакие уставы и программы не могут заменить личности в деле воспитания, что без личного непосредственного влияния воспитателя на воспитанника истинное воспитание, проникающее в характер, невозможно» [5]. Оценивая личность и деятельность воспитателя, педагога-мастера, В. А. Сухомлинский выделяет как важнейшие следующие характеристики: гуманизм, гражданственность, интеллект, культура, исследовательские качества, знание духовного мира ребенка, личностный подход к воспитанию, творческое отношение к работе, искусство и педагогическое мастерство.

Таким образом, ретроспективный портрет личности учителя и его подготовки показывает, что на протяжении веков выдающиеся деятели педагогической мысли отстаивали потребность школы в учителе профессионале, мастере педагогического труда. Они считали, что учитель — это прежде всего гражданин, гуманная личность, человек, любящий детей и свое дело, обладающий всеми необходимыми знаниями, способностями, высокими духовно-нравственными качествами. Требования к учителю профессионалу тесно связанs с современными требованиям.Учитель как субъект воспитательной системы рассматривается не только, как транслятор информации, а как консультант, защитник, помощник, деятельность которого направлена насодействие саморазвитию личности ребенка, реализацию ее творческого потенциала, обеспечение активной социальной защиты, создание необходимых и достаточных условий для активизации усилий детей по решению собственных проблем. Учитель выступает в качестве руководителя детского коллектива, реализует свои функции относительно как класса в целом, так и отдельных учащихся. Он решает задачи в соответствии со спецификой возраста детей, сложившихся между ними взаимоотношений, строя отношения с каждым ребенком с учетом его индивидуальных особенностей. Приоритетной целью деятельности учителя является создание благоприятных условий для развития ценностных отношений ребенка к окружающему миру, к другим людям, к самому себе. В школе самые разные виды совместной деятельности детей и взрослых приобретают воспитывающий характер. То есть, инициируя или поддерживая тот или иной вид деятельности, взрослые стараются извлечь из него воспитательный потенциал.

Литература:

  1. Сластенин В. А., Шиянов Е. Н. Гуманистическая парадигма образования как основа формирования отечественной стратегии профессиональной подготовки учителя // Национальные ценности образования: история и современность: Материалы XVII сессии Научн. совета по проблемам истории образования и педагогической науки / Под ред. З. И. Равкина. — М.: ИТОП РАО, 1996. — 295 с.
  2. Караковский В. А., Новикова Л. И. Теория и практика школьных воспитательных систем// В. А. Караковский, Л. И. Новикова — М.: Новая школа, 2006.
  3. Мищенко А. И., Мищенко Л. И., Шиянов Е. Н. Теоретикометодологические основы формирования содержания педагогического образования// А.И Мищенко. — М.: МПГУ, КГПИ, 1991. — 285 с.
  4. Мижериков В. А., Ермоленко М. Н. Введение в педагогическую деятельность: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. — М.: Педагогическое общество России, 2002. — 268 с.
  5. Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания // Избр. пед. соч. — Т.1 — М.: Учпедгиз, 1953. — 638 с. 10. Харламов И. Ф. Педагогика: Учебное пособие. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Гардарики, 1999. — 519 с.

[1] Статья подготовлена при финансовой поддержке РФФИ, проект 18-013-00613а «Социально-педагогические детерминанты формирования интегративных свойств воспитательных систем»

Основные термины (генерируются автоматически): воспитательная система, образ учителя, учитель, воспитание, отношение, ребенок, качество, педагогическое мастерство, труд, школа.


Похожие статьи

Роль и влияние личного примера учителя в процессе воспитания.

Авторитет учителя — это сложный феномен, который качественно характеризует систему отношений к педагогу.

Учитель — воспитатель должен знать, чем живут, и интересуются его дети. Для всего этого не требуется много времени, для этого нужно только внимание к детям и...

Педагогическое мастерство учителя (по А.С. Макаренко) как...

Библиографическое описание: Комаров А. А. Педагогическое мастерство учителя (по А.С

Нужно говорить только о мастерстве, то есть о действительном знании воспитательного

Основой успеха педагогической работы А.С. Макаренко считал отношение к своему делу...

Воспитательный процесс и роль педагога в его организации

воспитательная работа, воспитательная система, вид деятельности, спортивная школа, показатель воспитанности, критерий

процесс воспитания, закономерность, воспитание, отношение, ситуация успеха, воспитательный процесс, воспитатель, деятельность, развитие...

Характерологические особенности личности учителя

Особенность труда учителя состоит еще и в том, что

От личных характерологических особенностей учителя во многом зависят и процесс, и успех воспитания.

Учитель — это человек, не мыслящий своей деятельности без стремления познать детей, понять и научить их...

Роль учителя в современной школе | Статья в сборнике...

По мнению великого педагога, никакая система воспитательных средств не может быть рекомендована как постоянная, ибо изменяется сам ребёнок, вступая в

учитель-психолог: учитывает в своей работе возрастные и индивидуальные психологические особенности ребенка.

Идеи К. Д. Ушинского в исследовании феномена классного...

Воспитательная система школы создавалась усилиями всех участников образовательного процесса: учителями, детьми, родителями. В процессе их взаимодействия формировались цели и задачи, определялись пути их реализации, организовывалась деятельность.

Моя педагогическая философия | Статья в журнале...

Несомненно, что педагогическое мастерство — это высокое качество достижений учителя в

учитель, педагогический вуз, будущий учитель, ребенок, педагогическое мастерство

Воспитательная деятельность педагогов в школе реализуется в трех сферах: в процессе.

Воспитательная система школы | Статья в сборнике...

Воспитательная система-величина, производная от совокупной деятельности школы: от регулярного обучения по стандартизованным программам, от кружковой и факультативной работы, от организации досуга. Суть проблемы в том, чтобы обеспечить интеграцию всех этих...

Понятие и некоторые особенности педагогического мастерства

Педагогическое мастерство — это высокий уровень профессиональной деятельности

С внутренней стороны педагогическое мастерство — это функционирующая система знаний

Наиболее удачно, по нашему мнению, сущность педагогического мастерства раскрыта в...

Похожие статьи

Роль и влияние личного примера учителя в процессе воспитания.

Авторитет учителя — это сложный феномен, который качественно характеризует систему отношений к педагогу.

Учитель — воспитатель должен знать, чем живут, и интересуются его дети. Для всего этого не требуется много времени, для этого нужно только внимание к детям и...

Педагогическое мастерство учителя (по А.С. Макаренко) как...

Библиографическое описание: Комаров А. А. Педагогическое мастерство учителя (по А.С

Нужно говорить только о мастерстве, то есть о действительном знании воспитательного

Основой успеха педагогической работы А.С. Макаренко считал отношение к своему делу...

Воспитательный процесс и роль педагога в его организации

воспитательная работа, воспитательная система, вид деятельности, спортивная школа, показатель воспитанности, критерий

процесс воспитания, закономерность, воспитание, отношение, ситуация успеха, воспитательный процесс, воспитатель, деятельность, развитие...

Характерологические особенности личности учителя

Особенность труда учителя состоит еще и в том, что

От личных характерологических особенностей учителя во многом зависят и процесс, и успех воспитания.

Учитель — это человек, не мыслящий своей деятельности без стремления познать детей, понять и научить их...

Роль учителя в современной школе | Статья в сборнике...

По мнению великого педагога, никакая система воспитательных средств не может быть рекомендована как постоянная, ибо изменяется сам ребёнок, вступая в

учитель-психолог: учитывает в своей работе возрастные и индивидуальные психологические особенности ребенка.

Идеи К. Д. Ушинского в исследовании феномена классного...

Воспитательная система школы создавалась усилиями всех участников образовательного процесса: учителями, детьми, родителями. В процессе их взаимодействия формировались цели и задачи, определялись пути их реализации, организовывалась деятельность.

Моя педагогическая философия | Статья в журнале...

Несомненно, что педагогическое мастерство — это высокое качество достижений учителя в

учитель, педагогический вуз, будущий учитель, ребенок, педагогическое мастерство

Воспитательная деятельность педагогов в школе реализуется в трех сферах: в процессе.

Воспитательная система школы | Статья в сборнике...

Воспитательная система-величина, производная от совокупной деятельности школы: от регулярного обучения по стандартизованным программам, от кружковой и факультативной работы, от организации досуга. Суть проблемы в том, чтобы обеспечить интеграцию всех этих...

Понятие и некоторые особенности педагогического мастерства

Педагогическое мастерство — это высокий уровень профессиональной деятельности

С внутренней стороны педагогическое мастерство — это функционирующая система знаний

Наиболее удачно, по нашему мнению, сущность педагогического мастерства раскрыта в...

Задать вопрос