Библиографическое описание:

Шевченко А. А. Теоретические аспекты обеспечения конкурентоспособности компании сферы услуг // Молодой ученый. — 2010. — №12. Т.2. — С. 220-224.

В современных условиях экстернализации глобальных рисков и их адсорбции национальной экономикой, вновь актуализируется вопрос о соотношении понятий конкурентоспособности и конкурентоустойчивости национальных акторов. Формирование, сохранение и развитие конкурентоспособности является значимым элементом в системе обеспечения национальной безопасности страны. В условиях кризиса слаженное управление рисками, грамотное использование маркетинговых и финансовых инструментов является необъемлемой частью формирования конкурентоспособности компании сферы услуг.

Определить источник конкурентного преимущества – значит, определить формулу успеха корпорации (предприятия, компании) на рынке. Черты, характеризующие условия функционирования бизнеса на современном этапе: сложность корпоративной структуры, диверсифицированность осуществляемых операций, уровень развития инструментария и методик проведения мнимых сделок, поддающихся лишь внешнему документальному анализу, наличие неисследованных сфер в действии рыночных механизмов и, как следствие, слабая прогнозируемость возможных воздействий на предприятия – приводят к возникновению неожиданных негативных последствий в виде ухудшения параметров деятельности компаний и их конкурентного позиционирования.

Вплоть до последнего времени в определении универсального источника успешного конкурентного позиционирования компании преобладали подходы, в которых ученые отдавали приоритет таким традиционным факторам, как сырьевая база, уникальное технологическое преимущество, научно-технический потенциал, человеческий фактор, развитость рыночной инфраструктуры, облегченный доступ к рынку капитала, уровень экономической культуры и т.д. Комбинации данных факторов действительно являлись основой экономического роста на различных этапах развития экономики.

Однако в последнее время наблюдается снижение роли традиционных конкурентных преимуществ, что объясняется облегченным доступом к подобным факторам конкурентоспособности в результате глобализации, качественно нового развития технологий, а также изменения форм конкурентной борьбы и ее обострения.

Источники, определявшие ранее конкурентоспособность компаний, уже сыграли свою роль в эволюции последних, и образуют ныне базис, благоприятные предпосылки для успешного роста бизнеса компании сферы услуг. На современном же этапе конкурентное преимущество компании заключается в выработке парадигмы противодействия возможным последствиям реализации потенциальных рисков внешней среды, позволяющей осуществлять гибкую настройку компании к изменениям в экономике путем управления корпоративным риском.

 Концепции конкурентных преимуществ получили развитие в работах классиков политической экономии А. Смита, В. Леонтьева, Б. Олина, М. Портера, Д. Риккардо, С. Ситаряна, Э. Хекшера. Исследование свободной конкуренции как особого института организации бизнеса отражено в работах А. Маршалла. Разработка параметров конкуренции проведена в трудах Дж. Робинсон. Исследование императивов категории конкурентоспособности приведено в работах А. Альберта, Е. Визера, Г. Габуния, М. Гельвановского, А. Дынкина, Р. Завьялова, П. Зулькарпаева, Л. Ильясова, А. Куренкова, М. Мескона, Ф. Праде, Р. Фатхундинова, Ф. Хеодури, Ю. Шамрая.

Под конкурентным преимуществом фирмы следует понимать первопричину его здоровья и преуспевания. Определить источник конкурентного преимущества - значит, определить формулу успеха на рынке.

Обладание абсолютным преимуществом заключается в меньшем уровне удельных издержек в рассматриваемой стране. Установленное соотношение может определяться как естественными причинами (например, климатические факторы, природные ресурсы), так и искусственными (т.е. приобретенными в результате целенаправленных действий: государственная политика, усовершенствование технологий, инновационный прорыв и т.д.).

Сравнительное преимущество состоит в сохранении страной более низкого относительного уровня издержек, несмотря на отсутствие у нее абсолютного преимущества ни по одному из товаров. Данное государство экспортирует продукцию с более низкими затратами для выхода на новый уровень потребления. В такой ситуации страна будет стремиться экспортировать товары, требующие для своего производства значительных затрат факторов производств, которыми они располагают в относительном избытке, и незначительных затрат дефицитных для них факторов, в обмен на импорт товаров с обратными свойствами.

Другими словами, в косвенной форме экспортируются избыточные факторы и импортируются дефицитные, то есть передвижение товаров компенсирует меньшую мобильность факторов производства.

Конкурентоспособность представляет собой сложную многоаспектную и многоуровневую категорию, органически присущую рыночной системе ведения хозяйства. Прагматический аспект адекватных представлений о содержании этой категории определяется тем, насколько набор ее смыслообразующих признаков может быть использован в качестве основы при разработке методов и средств решения практических задач, связанных с достижением заданного уровня конкурентоспособности. Очевидно, что для обеспечения прагматики любой категории недостаточно ее определения в традиционном понимании. Требуется своего рода экспликация, которая бы устанавливала пусть на самом общем уровне взаимосвязь самой категории и ее смыслообразующих компонентов с другими категориями предметной области.

Современный этап развития мировой экономики характеризуется дальнейшим углублением и расширением межгосударственных связей, самостоятельным выходом на мировые рынки хозяйствующих субъектов. Успешное внедрение на зарубежный рынок напрямую зависит от степени конкурентоспособности фирмы, отрасли, страны в целом. Однако современная экономическая наука не дает ни единой общепринятой трактовки содержания категории «конкурентоспособность», ни единого общепринятого подхода к методам ее оценки и формирования. Определяясь с понятием «конкурентоспособность», многие исследователи отталкиваются от термина «конкуренция», трактуя его как «экономическое соревнование» (таблица 1).

Таким образом, исходя из предыдущих рассуждений, под конкурентоспособностью следует понимать способность обеспечивать лучшее по сравнению с конкурентами предложение на базе обладания конкурентными преимуществами. Именно обладание конкурентными преимуществами позволяет завоевать прочную конкурентную позицию на рынке.

Многообразие конкурентных преимуществ можно разделить на три группы:

-        преимущества, связанные с масштабами деятельности;

-        преимущества, связанные с низкими издержками;

-        преимущества, связанные с дифференциацией продукта.

Важно понимать, что конкурентное преимущество тем ценнее, чем оно устойчивее во времени. Долгосрочные конкурентные преимущества являются стратегическими ориентирами для любого предприятия. Задача анализа конкурентоспособности - оценить величину и характер имеющихся конкурентных преимуществ и показать устойчивость конкурентной позиции предприятия или системы.

Таблица 1

Детерминация термина «конкурентоспособность»

Автор

Детерминация термина «конкурентоспособность»                           

М. Портер

Конкурентоспособность − свойство товара, услуги, субъекта рыночных отношений выступать наравне с присутствующими там товарами, услугами или конкурирующими субъектами рыночных отношений.

М. Гельвановский

В самом общем смысле − обладание свойствами, создающими преимущества для субъекта экономического соревнования.

Р. Завьялов

Концентрированное выражение экономических, научно-технических, производственных, организационно-управленческих, маркетинговых и иных возможностей страны (равно как и любого конкретного товаропроизводителя), которые реализуются в товарах и услугах успешно (или безуспешно) противостоящим конкурирующим аналогам как на внутреннем, так и на внешнем рынке.

Р.П. Фатхундинов

Свойство объекта, характеризующееся степенью реального или потенциального удовлетворения конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке.

Е. Дж. Визер,
Ф. Праде

Способность фирмы приобрести, сохранить и увеличить долю на рынке.

П.У. Зулькарпаев,
Л.Р. Ильясова

Интегральная конкурентоспособность предприятия − это его способность занимать определенную долю рынка продукции и способность увеличивать/уменьшать данную долю.

М. Мескон,
А. Альберт,

Ф. Хеодури

Выраженная компетентность заключается в том, что фирма делает что-то лучше, чем ее конкуренты, т.е. сохраняет конкурентоспособность, позволяющую фирме привлекать и сохранять портебителей.

Ю.Ф. Шамрай,
Г.В. Габуния

Конкурентоспособность определяется как сравнительная прибыльность экспорта поставщиков (фирм или стран), т.е. как сравнительная разница между рыночными ценами и затратами на производство и реализацию поставляемой на мировой рынок продукции

А.А. Дынкин
А.В. Куренков

Конкурентоспособность страны − результирующий показатель того, насколько эффективно по сравнению с другими странами она производит, распределяет и продает создаваемые в ней товары и насколько разумно она использует свои экспортные преимущества для неуклонного повышения собственного экономического потенциала в самом широком смысле этого понятия

ОЭСР

Конкурентоспособность − способность компаний, отраслей, регионов и наций обеспечивать сравнительно высокий уровень дохода и заработной платы, оставаясь открытыми для международной конкуренции.

С трансформацией экономической системы согласно принципов неоэкономики и формирования экономики знаний, которые характеризуются возрастанием ценности нематериальных активов, понятие конкурентоспособности трансформируется в приобретает новые черты.

Экономика из репликационной, т. е. основанной на воспроизведении как можно большего количества экземпляров данного товара (пищи, одежды, мебели, телевизоров и т.д.), становится инновационной, основанной на создании новых экземпляров товаров.

По мнению Г.Б. Клейнера, в экономике знаний уже нельзя рассматривать конкуренцию как главенствующий способ взаимоотношений между предприятиями. Сочетание конкуренции и кооперации, сочетание сотрудничества и соперничества. Конкуренция важна, но не всеобъемлюща. Без кооперации так же, как и без конкуренции, невозможно существование современной экономики вообще и экономики знаний тем более. [1]

Концепция формирования добросовестной конкуренции как экономического института (модели) используется для рассмотрения условий экономических теорий, описывающих различные аспекты рыночных отношений. Известно, что условие развития конкурентной экономической модели – это определенность. В условиях глобализации финансовых технологий, напротив, при наличии недобросовестной конкуренции неопределенность существует в силу того, что информация об участниках рынка, услугах и конкурентах не является полной или значительно искажается. Для эффективного применения известного принципа Парето имеет значение мотивация при выборе различных альтернатив.

Недобросовестная конкуренция, наоборот, снижает мотивацию и препятствует адекватному выбору альтернативных экономических вариантов, как со стороны конкурентов, так и со стороны потребителей. В свою очередь, в рамках ордолиберальной экономической теории считается, что только в условиях добросовестной конкуренции «параллельные усилия должны способствовать росту достижений каждого индивида, а на финише решающее слово должно остаться за потребителем» [2]. Отбор экономических агентов рынка услуг должен происходить в рамках добросовестной конкуренции. С этой точки зрения недобросовестная конкуренция препятствует конкуренции результатов и способствует развитию бизнеса хозяйствующих субъектов, добивающимся своей экономической эффективности нечестными методами, например, формированием модели финансовой пирамиды.

Подводя итог анализу содержательной стороны понятия «конкурентоспособность», можно сделать несколько основополагающих выводов:

1. Конкурентоспособность – это явление, органически присущее рыночной системе ведения хозяйства, при котором одни производители в силу наличия некоторых ключевых преимуществ перед другими производителями обладают способностью наилучшим образом удовлетворить потребности рынка и тем самым достигают на нем господствующего положения. Следствием этого положения становится получение своеобразной экономической ренты двух видов – абсолютной ренты в виде дополнительной прибавочной стоимости от монопольного владения ключевыми преимуществами и дифференциальной ренты в виде излишка прибыли над средним уровнем в силу более высокой производительности вложенного в производство капитала.

2. Поскольку конкурентоспособность может быть определена только в результате сравнения возможностей отдельных производителей, она относительна и зависит от того, с каким производителем на каком рынке происходит сравнение. Вместе с тем производитель или товар могут обладать неоспоримыми конкурентными преимуществами, независимо от того, на каком рынке они представлены. Отсюда, по нашему мнению, выводится представление об абсолютной и относительной конкурентоспособности. Действительно, товар, неконкурентоспособный на мировом рынке, может быть конкурентоспособен на внутреннем. Такой относительно конкурентоспособный товар может быть реализован и принесет доход производителю в рамках той рыночной ниши, для которой его характеристики видятся приемлемыми. Однако при этом уровень экономической ренты производителя окажется ниже, чем в случае абсолютной конкурентоспособности, и тем ниже, чем меньше рыночная область, на которой товар сохраняет свою конкурентоспособность.

3. Конкурентоспособность обладает внутренней иерархией, т.е. проявляется через взаимодействие различных уровней локализации – от уровня отдельного продукта (услуги) или производственного процесса до уровня национальной экономической системы и мирового хозяйства. Причем взаимосвязи между уровнями иерархии носят диалектический характер: с одной стороны, им присуща взаимообусловленность, а с другой – возможность приобретения определенных качественных характеристик независимо друг от друга. Так, национальная конкурентоспособность во многом определяется конкурентоспособностью отдельных компаний внутри страны. В свою очередь конкурентоспособная экономика страны создает дополнительные преимущества отдельно работающим компаниям в виде международного престижа, эффективной государственной политики и постоянно расширяющегося внутреннего рынка. Однако национальная конкурентоспособность и конкурентоспособность компаний развиваются не только во взаимосвязи, но и независимо друг от друга в силу самостоятельного выбора субъектами отношений вариантов рыночного поведения и могут не совпадать.

4. В числе ключевых предпосылок, обеспечивающих тот или иной уровень конкурентоспособности можно выделить наделенность производителей факторами производства, а также качество, цена и уровень использования последних. При этом сами факторы производства делятся на две различные по значимости группы – основные или данные от природы (земля, климат, минеральные ресурсы, население и т.д.) и развитые, формируемые в результате человеческой деятельности (капитал, технологии, квалифицированная рабочая сила и т.д.). Длительный исторический период в экономическом развитии наиболее существенную роль играли основные факторы производства. Затем по мере развития научно-технического прогресса и превращения науки в непосредственную производительную силу все большее значение приобретали факторы, связанные с технологическими и организационными инновациями и наличием высококвалифицированных работников. Это положение сохраняется и в настоящее время, но постепенное истощение источников основных факторов производства, проблемы полноценного воспроизводства человеческих ресурсов, возникающие, в том числе, на фоне техногенного разрушения биосферы, заставляют предположить, что в будущем роль основных факторов вновь будет возрастать.

5. Значимость конкурентных преимуществ ограничена во времени. По мере распространения и освоения передового опыта снижается уровень дополнительного дохода, который эти преимущества способны приносить. Для сохранения достигнутого уровня конкурентоспособности процесс формирования преимуществ должен стать непрерывным. Причем сроки разработки и внедрения инноваций должны соответствовать темпам диффузии нововведений. Следовательно, конкурентоспособность это не только экономическое явление, но и процесс непрерывного поиска инноваций, совершенствующих сам продукт, его производство и распределение.

6. Конкурентоспособность представляет собой обобщающий критерий эффективности функционирования предприятия, поскольку от достигнутого уровня конкурентоспособности в решающей степени зависят возможности его выживания и развития. Вместе с тем она напрямую зависит от количества, качества и темпов развития элементов, процессов и взаимосвязей, образующих предприятие как экономическую систему. Таким образом, конкурентоспособность не может не рассматриваться как важнейший системообразующий признак, ориентируясь на который экономическая система должна формироваться и совершенствоваться.

 

Литература:

1.      Клейнер, Г.Б. Микроэкономика знаний и конкурентоспособность предприятий // Современная конкуренция. - 2007. - № 3.

2.      Ойкен В. Основные принципы экономической политики. М., 1995. С. 97.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle