Библиографическое описание:

Касаткина А. П. Некоторые проблемы семьи и брака в системе российского законодательства и мусульманской традиции // Молодой ученый. — 2010. — №10. — С. 181-185.

Российское законодательство закрепляет принцип добровольности брачного союза в статьях 1 и 12 СК РФ. Установление данного положения связывается с рецепцией византийского права, с принятием христианства на Руси. В Кормчей книге IX века (гл. 50) было установлено: "Весть приим о хотящих браку сочетатися, в первых да весть... - аще своим вольным произволением, а не принуждением ради от родителей и сродников или от господий своих... сочетатися хотят"[1]. Хотя уже в русском обычном праве содержалось указание на требование согласия брачующихся при совершении брака. Д.И. Мейер связывал с личностью Петра I возникновение данного условия брака: "...несмотря на то, что по самому существу брака согласие брачующихся необходимо для его заключения, в прежние времена у нас не сознавали этой необходимости и очень часто, даже обыкновенно, браки совершались по воле родителей и господ брачующихся, так что только Петр Великий обратил надлежащее внимание на согласие самих брачующихся лиц и поставил его необходимым условием совершения брака..."[2].

Браком, влекущим за собой юридические последствия, признается в Российской Федерации только брак, зарегистрированный в органах ЗАГСа. Брак, заключенный по религиозному обряду или по национальным обычаям, не имеет правового значения. Однако фактические брачные отношения или религиозный брак, заключенный до принятия   Указа Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1944 г., могут иметь те же правовые последствия, что и зарегистрированный.

Процедура заключения брака по мусульманской традиции весьма упрощена и не требуется какой-либо регистрации. Для признания брака действительным необходимо соблюдение процедуры, которая состоит из предложения о заключении брака и   принятия этого предложения в то же время и в том месте непосредственно за предложением. Договор брака   должен соответствовать предъявляемым условиям.

Еще одним требованием, предъявляемым шариатом к женщинам при вступлении в брак, является истечение срока 'идда после предыдущего брака, который   равен 4 месяцам и 10 дням. Если же после расторжения брака жена будет беременна, то период 'идда длится до окончания беременности. Данное требование обусловлено необходимостью точного определения отцовства ребенка, который может быть рожден после брака.

Российское законодательство не допускает регистрации брака между лицами, состоя­щими в близких степенях родства. Запрещается заключение брака между родителями и детьми и другими родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии. Невозможно за­ключение брака также между родными братьями и сестрами как полнородными (имеющими общих отца и мать), так и неполнородными (имеющими только одного общего родителя). Этот запрет имеет биологическое происхождение. Браки между близкими родственниками существенно повышают вероят­ность передачи по наследству многих наследственных заболе­ваний. Эта закономерность была замечена людьми задолго до того, как она получила свое объяснение в современной генети­ке.

Запрещаются и браки между усыновленными и усыновите­лями. Этот запрет имеет не биологическое, а социальное проис­хождение. Он связан с тем обстоятельством, что с течением времени естественный запрет на заключение браков между близкими родственниками приобрел характер этической нор­мы. Брак между родителями и детьми стал невозможным и по соображениям морали. Усыновление, имеющее своей целью со­здать отношения, имитирующие родительские, также попадает под действие этого морального запрета. Поэтому в законода­тельстве и сохранено правило о запрете подобных браков.

При исследовании вопроса о родственных связях брачующихся мусульман был выявлен факт многочисленных противоречий в возможности и невозможности регистрации брака между родственниками. На наш взгляд, этот факт свидетельствует больше о самих разночтениях мусульманского права, то есть в разных областях люди по-своему решают для себя  данный вопрос. В общероссийском семейном праве таких разночтений быть не может. Круг лиц, вступление с которыми в брак запрещено по российскому праву, недостаточно широк, в частности, отсутствует запрет на вступление в брак дяди и племянницы. Отсутствие запрета на брак со свойственниками обусловлено тем, что российским законодательством во главу угла поставлен именно биологический фактор, хотя, на наш взгляд, здесь следует принимать во внимание и морально-этические факторы.

Кроме брака с родственниками запрещено также вступать в брак с близкими родственниками жены. К ним относятся: родственники по прямой восходящей и нисходящей линии жены. С данной категорией родственников брак невозможен и после развода с первой женой. Но существует также и такая категория родственников жены, брак с которыми запрещен только на период брака с первой женой, так запрещено, например, иметь в женах одновременно двух сестер[3].

Также запрещено вступать в брак с бывшей женой отца или сына.  «Не женитесь на тех женщинах, на которых  были женаты ваши   отцы,   разве  только   это   произошло раньше». Молочное родство шариат практически во всех отношениях приравнивает к кровному родству, на что указывает хадис: "Запрещено по молочному родству то, что запрещено по кровному".

           Отношения усыновителя с усыновленным также приравниваются к отношениям родителей и детей. Таким образом, мусульманское право запрещает вступать в брак, как с кровными родственниками, так и со свойственниками и молочными родственниками, из чего можно сделать вывод, что основой запрета является, помимо недопущения инцеста, также недозволенность, при этом наиболее близкие родственники жены, ее мать и дочь, а также жена сына или отца считаются подобными кровным родственникам и по этой причине брак на них запрещен также после расторжения брака.

Ни в российском, ни в мусульманском праве на данный момент не существует такого института, как временный брак. Временный брак разрешался мусульманским правом лишь в начале становления мусульманской религии, но в последующем был запрещен. В настоящее время некоторые мусульманские секты, в частности, шииты, разрешают временные браки, основываясь на высказывании Ибн 'Аббаса о дозволенности таких браков и не признавая последующего запрета на временный брак. Суннитские ученые, доказывая запрещенность временных браков, указывают на последующий отказ Ибн 'Аббаса от данного мнения.

Такое решение с позиции мусульманского права правомерно в связи с тем, что женщина воспринимается только как жена и мать. Таким образом, женщина обязана быть в официальном законном браке, чтобы иметь отношения с мужчиной.

Мусульманское право предусматривает возможность заключения брака под условием.   Так, в частности, муж или жена могут сказать при заключении брака: "Я беру ее в жены, если она имеет хороший характер" и т.п.,   если в последующем окажется, что супруга не соответствует данному условию, у мужа (жены) будет выбор между аннулированием брака и признанием его действительным.

При заключении брака также могут быть поставлены иные условия, которые могут накладывать на одного из супругов обязанности или наделять его правами, прямо не предусмотренными шариатом. В случае принятия данных условий другой стороной они становятся для нее обязательными. Так жена может при заключении договора поставить условием невозможность заключения мужем второго брака без ее согласия и т.п.

Как мы видим, между российским и мусульманским правом имеются значительные различия по вопросу заключения брака. К примеру, в Дагестане как в субъекте Российской Федерации действуют нормы российского законодательства, но в то же время нормы мусульманского права оказывают значительное влияние на регулирование семейных отношений.

  Как правило, между дагестанцами заключается « никях » - брак по шариату, называемый некоторыми народами Дагестана « магаром ».

  При разрешении в быту вопросов, относящихся к брачно-семейным отношениям, жители Дагестана также зачастую фактически руководствуются нормами мусульманского права. При выяснении у жителей Махачкалы, чем руководствуются дагестанцы, заключая шариатский брак, большинство из опрошенных ответили, что брак по шариату является   национальной формой заключения брака. При этом верующие отвечали, что без никяха (« магара ») женщина является запретной для мужчины, а жить с женой без оформления шариатского брака является грехом.

Неверующие отвечали следующим образом: представители старшего поколения говорят, что они соблюдают принципы шариата, чтобы их не упрекнули в отступлении от национальных традиций. Молодежь отвечала, что соглашается с оформлением брака по шариату, учитывая пожелание старших.

Брачное сожительство без заключения брака в какой-либо форме признается мусульманским правом уголовным преступлением.

Заключение брака по российскому законодательству производится в личном присутствии лиц, вступающих в брак, в органах   записи актов гражданского состояния (ЗАГС) по истечении месяца со дня подачи ими заявления (ст. ст. 10, 11 Семейного кодекса Российской Федерации).

При наличии уважительных причин орган записи актов гражданского состояния по месту государственной регистрации заключения брака может разрешить заключение брака до истечения месяца, а также может увеличить этот срок, но не более чем на месяц. При наличии особых обстоятельств (беременности, рождения ребенка, непосредственной угрозы жизни одной из сторон и других особых обстоятельств) брак может быть заключен в день подачи заявления.

  Кроме того, для заключения брака необходимо наличие ряда условий, определенных в законе, а также отсутствие причин, препятствующих заключению брака.

Требование, предъявляемое российским правом к личному присутствию супругов при заключении брака, не известно в мусульманском праве, поскольку брак здесь рассматривается как разновидность гражданско-правового договора, который может быть заключен не только стороной лично, но и по поручению. Требования, предъявляемые к  представителю (вакилю), сводятся к следующему: он должен быть совершеннолетним, психически здоровым и не должен быть грешником.

В то же время в нем имеется институт помолвки, к которому российское законодательство относится индифферентно. Институт помолвки направлен на то, чтобы будущие супруги могли лучше узнать друг друга, поскольку мужчины и женщины, не находящиеся в близкой степени родства, не имеют права встречаться   друг с другом, наличие же помолвки данное ограничение снимает.

В соответствии с нормами шариата является крайне желательным видеть невесту до свадьбы,   поскольку существует хадис, в котором сообщается, что аль-Мугира бин Шу'ба рассказал: "Когда при жизни посланника Аллаха я посватался к одной женщине, он спросил меня: "Видел ли ты ее?" Я ответил: "Нет". Тогда он сказал: "Так сделай это, ибо лучше всего, если будет меж вами любовь и согласие!".

Необходимыми условиями для заключения брака по российскому праву являются взаимное добровольное согласие мужчины и женщины, вступающих в брак,   достижение ими брачного возраста и отсутствие обстоятельств, препятствующих заключению брака (ст. ст. 12, 14 СК РФ)[4].

В мусульманском праве, помимо условий, имеющихся в российском праве, при заключении брака также необходимо участие попечителя невесты (вали), давшего согласие на вступление в брак, и двух свидетелей. Относительно женщин, состоявших ранее в браке, необходимо после предыдущего брака истечение срока ‘идда, равного 4 месяцам и 10 дням.

В соответствии с российским законодательством взаимное согласие на вступление в брак представляет собой согласованное встречное волеизъявление будущих супругов, направленное на возникнове­ние брачного правоотношения. Воля лиц, всту­пающих в брак, должна формироваться свободно. Наличие на­силия, обмана, угрозы, заблуждения или иных неправомерных воздействий приводит к недействительности брака.

Волеизъяв­ление должно соответствовать воле. Согласие на вступление в брак изъявляется устно и непосредственно лицом, вступающим в брак, в процессе регистрации брака и подтверждается его подписью. В случае расхождения между волей и волеизъявле­нием так же, как и в гражданском праве, предпочтение отдается воле.

Предварительное взаимное согласие вступающих в брак, в соответствии с мнением представителей шафиитской юридической школы, не всегда является в мусульманском праве обязательным условием действительности брака. Такое согласие является необходимым условием по отношению к совершеннолетнему, умственно полноценному мужчине, а также к совершеннолетней, умственно полноценной женщине, ранее состоящей в браке. То есть, только данные категории вступающих в брак предполагаются способными в полной мере понимать сущность семейных отношений и в должной мере защищать свои права при заключении брака. За лиц, не относящихся ни к одной из этих категорий, договор брака может быть заключен отцом или дедом при соблюдении ряда условий. К таким условиям в частности относятся отсутствие вражды между попечителем и опекаемым, между женщиной   и супругом, а также равенство социальных положений будущих супругов. Если после заключения брака без согласия девушки она выступит против этого брака, такой брак признается недействительным.

Представители ханифитской юридической школы считают, что совершеннолетняя, умственно полноценная девушка не может быть выдана замуж без ее на то согласие и, более того, имеет право заключить брак без согласия своего попечителя в случае, если она вступает в брак с равным по социальному положению.

Основой такого разногласия является различное понимание хадисов: "Любой договор брака, заключенный женщиной, без разрешения вали, является ничтожным" и "Не выдает замуж женщина женщину и не выдает женщина замуж саму себя".

По российскому законодательству необходимым условием для заключения брака является достижение брачного возраста. Данное условие признается необходимым, прежде всего потому, что для вступления в брак необходима определенная степень физической и психической зрелости. По мнению российского законодателя, таким возрастом является возраст гражданского совершеннолетия — 18 лет. Тем не менее, не следует переоценивать влияние законодательства в этой области. Невозможность вступления в зарегистрированный брак до достижения 18 лет не служит препятствием к вступлению в фактические брачные отношения. Отказ в государственной регистрации таких отно­шений, если они уже сложились, ни к чему, кроме нарушения прав фактических супругов, привести не может. Поэтому в пункте 2 статьи 13 СК РФ предусмотрена возможность снижения брачного возраста лицам, достигшим 16 лет, при наличии ува­жительных причин. Снижение производится органами местной администрации по месту заключения брака. Возможно по российскому праву и снижение брачного возраста до более низкого уровня, которое отнесено Семейным кодексом к полномочиям субъектов РФ, которые, очевидно, с учетом местной специфики могут принять закон о снижении брачного возраста. Но российское законодательство не устанавливает низшего предела, до которого может быть снижен брачный возраст. В результате чего законами некоторых субъектов РФ, в частности Башкирией, допускается неограниченной снижение брачного возраста, что вступает в противоречие с уголовным кодексом, который устанавливает ответственность за половое сношение совершенное лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста, с лицом, заведомо не достигшим четырнадцатилетнего возраста.

По мусульманскому праву совершеннолетним считается лицо, достигшее половой зрелости. Несовершеннолетние, как неспособные в должной мере защищать свои интересы и не осознающие в полной мере сущность брака, не имеют права заключать договор брака самостоятельно. Однако в мусульманском праве отсутствует ограничение возраста вступающих в брак, т.е. в брак могут вступать и несовершеннолетние. Шариат требует, чтобы совершеннолетнюю девушку по возможности быстрее выдавали замуж. По этому поводу имеется хадис - изречение Мухаммеда, где говорится: "Счастлив тот отец, который выдал свою дочь замуж до того, как у нее появилась первая менструация". Однако на сегодняшний день некоторые государства с преимущественно мусульманским населением принимают меры к ограничению возраста, с которого можно вступать в брак, и ограничения тем самым применения норм шариата. Так, принцип таксис ал-када (право правителя уточнять и ограничивать юрисдикцию своих судов) был использован в 1931 г. в Египте с целью препятствовать вступлению в брак несовершеннолетних. Закон лишил суды права принимать заявления на вступление в брак, если жених не достиг возраста восемнадцати, а невеста - шестнадцати лет. 

Также как и в случае вступления в брак умственно неполноценных лиц, договор о браке несовершеннолетних заключают от их имени представители, которыми могут быть лишь отец или дедушка со стороны отца. Если лица, от имени которых их представители заключили брак в период несовершеннолетия, по достижении совершеннолетия возражают против брака, такой брак признается ничтожным.

Представляется целесообразным установление действующим российским законодательством такого условия для заключения брака, как согласие родителей (усыновителей), при отсутствии родителей (усыновителей) - согласие опекунов или попечителей. Допустимо освобождение от "родительской власти" по достижении ребенком определенного возраста (22 лет), получении им профессионального образования и приобретении способности вести самостоятельную жизнь. При отсутствии согласия родителей лицо, желающее вступить в брак, может обратиться в суд с требованием о разрешении заключить брак без согласия законных представителей. Однако возникает другая проблема, связанная с созданием специализированных судов по семейным делам.

Действующее федеральное законодательство не предусматривает согласие родителей даже при вступлении в брак несовершеннолетнего (п. 2 ст. 13 СК РФ), хотя региональное законодательство в пределах своих полномочий по вопросу снижения брачного возраста устанавливает в качестве особого условия согласие родителей (лиц, их заменяющих) на заключение брака лицом, не достигшим брачного совершеннолетия. Современное право некоторых государств, прежде всего относящихся к англосаксонской системе права, называет в качестве обязательного условия действительности брака наличие согласия родителей или лиц, их заменяющих.

Понуждение к заключению брака не допускается. В России заключение брака возможно только при личном присутствии брачующихся (п. 1 ст. 11 СК РФ). Вступающие в брак подтверждают взаимное добровольное согласие на заключение брака, а также отсутствие обстоятельств, препятствующих данному акту. УК РСФСР предусматривал такой вид общественно опасного деяния, как принуждение женщины к вступлению в брак или продолжению брачного сожительства либо воспрепятствование женщине вступить в брак, а равно похищение ее для вступления в брак (ст. 233). Действующий УК РФ квалифицирует как преступление похищение человека при определенных обстоятельствах (ст. 126). Законодатель счел нерациональным установление специального состава - принуждение к вступлению в брак - вероятно, ввиду незначительного числа таких преступлений.

Наличие таких обстоятельств, как насилие и угроза, для признания брака недействительным сомнений не вызывает. Суд устанавливает существование этих фактов и своим решением признает заключенный брак недействительным, поскольку нарушено условие о взаимном добровольном согласии мужчины и женщины на вступление в брак (ст. 27 СК РФ). Не имеет юридического значения, от кого исходит принуждение: от одного из вступающих в брак, от родителей, родственников или знакомых брачующихся. Л.М. Пчелинцева правильно считает, что от принуждения следует отличать разного рода родительские советы и рекомендации по поводу предстоящего брака[5]. Более того, такая точка зрения подтверждает целесообразность установления обязательного согласия родителей на брак детей.

Что касается таких обстоятельств, как сокрытие болезни (кроме венерической и ВИЧ-инфекции), беременности от другого мужчины либо, наоборот, сообщение о несуществующей беременности, то в этих случаях нельзя говорить об отсутствии взаимного и добровольного согласия на брак и, следовательно, такой обман не является основанием для признания брака недействительным, однако способен дискредитировать брак, разрушить его[6]. Такой брак может быть расторгнут в установленном порядке.

Вместе с тем встречается мнение, что обман и заблуждение являются основаниями для признания брака недействительным[7]. Такая позиция может быть принята, если обман и заблуждение имеют место относительно самого акта бракосочетания, но не личностных качеств одного из брачующихся, его здоровья, социального и материального положения.

Согласно Конституции РФ вопросы семейного законодательства отнесены к совместному ведению РФ и субъектов РФ, однако Семейным кодексом урегулированы, практически все вопросы семейного законодательства и к ведению субъектов РФ отнесены только некоторые второстепенные вопросы. Категорически нельзя согласиться с мнением некоторых авторов о том, что было бы более целесообразным принятие Основ семейного законодательства РФ, регулирующих лишь основные вопросы семейного законодательства, и предоставление субъектам РФ права принятия кодексов, детально регламентирующих вопросы семейного права, серьезно отличающихся от общефедеральной практики рассмотрения дел в данной сфере. И аргумент, что это позволит в должной мере учесть специфику присущую отдельным субъектам РФ с преимущественно мусульманским населением, отнюдь не защищает в равной мере всех граждан Российской Федерации одинаково справедливо, независимо от их национальной принадлежности и вероисповедания. Существует различные точки зрения на правовую природу брака. В наиболее общем виде их можно свести к пониманию брака как договора   и института особого рода. В мусульманском законодательстве брак представляет собой самостоятельный гражданско-правовой договор по созданию семьи с последующим возникновением прав и обязанностей супругов. Браком, влекущим за собой юридические последствия, признается в Российской Федерации только брак, зарегистрированный в органах ЗАГСа. Брак, заключенный по религиозному обряду или по национальным обычаям, не имеет правового значения.

Литература:

1.      Семейный кодекс РФ

2.      Пчелинцева Л.М. Семейное право России. М., 2004. С. 89.

3.      Нечаева А.М. Семейное право: Курс лекций. М., 2001. С. 91.

4.      Владимирский-Буданов М.Ф. Обзор истории русского права. Ростов н/Д, 1995. С. 413.

5.      Мейер Д.И. Русское гражданское право: В 2 ч. 2-е изд., испр. М., 2000. С. 715.

6.      Хегай М. Исследование явления многоженства в Таджикистане. —Душанбе, 2002. —С. 10. Также. Акилова М. Состояние и тенденции брако-разводных отношений в Согдийской области // Современные проблемы гендерных исследований в Таджикистане. —Душанбе, 2002. —С.18.

7.       Косова О.Ю. Семейное и наследственное право России. М., 2001. С. 73;

 

 



[1] Цит. по: Владимирский-Буданов М.Ф. Обзор истории русского права. Ростов н/Д, 1995. С. 413.

[2] Мейер Д.И. Русское гражданское право: В 2 ч. 2-е изд., испр. М., 2000. С. 715.

[3] См.: Хегай М. Исследование явления многоженства в Таджикистане. —Душанбе, 2002. —С. 10. Также. Акилова М. Состояние и тенденции брако-разводных отношений в Согдийской области // Современные проблемы гендерных исследований в Таджикистане. —Душанбе, 2002. —С.18.

[4] Семейный кодекс РФ

[5] См.: Пчелинцева Л.М. Семейное право России. М., 2004. С. 89.

[6] См.: Нечаева А.М. Семейное право: Курс лекций. М., 2001. С. 91.

[7] См., например: Косова О.Ю. Семейное и наследственное право России. М., 2001. С. 73;

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle