Библиографическое описание:

Изотова А. В. Особенности формирования идентичности личности спортсменов в подростковом возрасте // Молодой ученый. — 2010. — №10. — С. 248-250.

Проблема идентичности личности – одна из наиболее актуальных в изменяющихся условиях. Переживание идентичности актуализируется и в профессиональной, и в половой, и в этнической сфере человеческой жизни. Постановка проблемы идентичности личности в спорте, определение ее структуры, генезиса и условий становления является значимой по причине отмечаемого исследователями кризиса идентичности современного человека (Г.М. Андреева, Т.М. Буякас, А.В. Кузьмин, Д. Орлов, М.В. Заковоротная, Л.М. Путилова, А.В. Лукьянов, A. Toffler и др.).

Понятие «идентичность» имеет в литературе различные интерпретации. Э.Эриксон определил идентичность как внутреннее постоянство и тождественность личности. Мид (1975) связывал идентичность со способностью человека относиться к себе рефлексивно. Это становится возможным, так как взаимодействующий субъект предвосхищает установку партнера и может воспринимать себя с его точки зрения.

Формирование идентичности является длительным, в определенном смысле занимающим всю жизнь процессом. На каждой стадии развития имеет место свойственное ей субъективное чувство идентичности. Но именно в подростковом и юношеском возрастах происходит формирование идентичности личности. По мнению Эриксона, поиск личной идентичности – центральная задача взросления. Перед подростком стоит задача: найти ответ на вопрос «Кто Я», который бы одинаково удовлетворял его и других. Подросток, для приобретения личной идентичности, должен вырваться за пределы ранних идентификаций [4].

Дж. Марсиа предположил, что феноменологически тот или иной вид идентичности проявляется через наблюдаемые паттерны «решения проблем», т.е. актуализируется в ситуации социального выбора. Соответственно он выделяет в подростковом возрасте:

• во-первых, достигнутую идентичность, характеризующуюся тем, что подросток перешел критический период, отошел от родительских установок и оценивает свои будущие выборы и решения, исходя из собственных представлений. Он эмоционально включен в процессы профессионального, идеологического и сексуального самоопределения, которые Дж. Марсиа считает основными линиями формирования идентичности;

• во-вторых, мораторий как наиболее критический период в формировании подростковой идентичности. Основным его содержанием является активная конфронтация взрослеющего человека с предлагаемым ему обществом спектром возможностей. Требования к жизни у такого подростка смутны и противоречивы, его бросает из одной крайности в другую, и это характерно не только для его социального поведения, но и для его представлений о себе;

• в-третьих, Дж. Марсиа выделяет диффузию, характеризующуюся практическим отсутствием у подростка предпочтения каких-либо половых, идеологических и профессиональных моделей поведения. Проблемы выбора его еще не волнуют, он еще как бы не осознал себя в качестве автора собственной судьбы;

• в-четвертых, Марсиа описывает такой вид подростковой идентичности, как предрешение. В этом случае подросток хотя и ориентирован на выбор в указанных трех сферах социального самоопределения, однако руководствуется в нем исключительно родительскими установками, становясь тем, кем хотят видеть его окружающие [4].

Отношения со сверстниками в раннем подростковом возрасте приобретают особо важное значение. По мере взросления возникает необходимость в более тесных и непосредствепных дружеских связях, позволяюших делиться своими переживаниями, трудностями и самыми сокровенными мыслями [7]. Г. Крайг отмечает присущее подростковому возрасту активное стремление утвердиться в многообразной массе сверстников, включающей множество людей разных типов. В юности же процесс социального сравнения претерпевает качественные изменения [5]. И.С. Коп считает важнейшей средой развития в юношеском возрасте общество сверстников. В юношеских межличностных отношениях вырабатываются необходимые навыки социального взаимодействия, сознание групповой принадлежности [3]. Становление идентичности в юношеском возрасте тесно связано с развитием способности к интимным доверительным отношениям. Так, снособность к интимности отличает прежде всего тех, кто находится в стадии «моратория», или достиг «зрелой идентичности», тогда, как общение молодых людей с «предрещенной» пли «диффузной идентичностью» более поверхностно и стереотпппо. Среди юношей и девушек с «диффузной идентичностью» самый высокий процепт изолированных [5].

Семья является микрогруппой, которая обеспечивает социализацию личности, отражает все социальные нроблемы, присущие копкретному обществу. Семья выступает той ипстанцией, где ребенок осваивает начальные взаимодействия с окружающими, семья транслирует общественные и семейные нормы и ценности. От того, как сложатся отношения между этими двумя типами норм, складывается формирующийся стиль поведения, и шире - стиль жизни.

Острая проблема подросткового возраста, хотя возникает гораздо раньше, - это перестройка отношений с родителями, переход от детской зависимости к отношениям, основанным на взаимном доверии, уважении и относительном, но неуклонно растущем равенстве. Во многих семьях, особенно авторитарных, эта перестройка происходит болезпенно и воспринимается родителями как ненослушание, вызывающее поведение и т.д. [3].

Подростковый возраст, по определению Л.И. Божович, является затяжным переходным периодом от детства к взрослости, в течение которого ломаются и перестраиваются все прошлые отношения ребенка к миру и к самому себе. В этот период активно развиваются процессы самоопределения и самосознания, приводящие к формированию жизненной позиции и образа Я, с которым человек вступает в самостоятельную жизнь) [2].

Шнейдер дает такое определение: «Личностная идентичность есть самореферентность, то есть ощущение и осознавание уникальности «Я» в его экзистенции и неповторимости личностных качеств, при наличии своей принадлежности социальной реальности» [8, с.64].

Кризисами периода взросления называют чрезвычайно гетерогенную группу нарушений, общий признак которых – возрастной этап их появления и , как правило, бурное полисимптоматическое проявление. Кризис идентичности может быть реакцией на:

- утрату статуса подростка;

-глубокого несоответствия биологических возможностей социальным требованиям;

- неуверенность в своей компетентности в новом статусе;

-резкие биологические изменения, происходящие в организме взрослеющего человека.

Во время кризисов происходит определение подростками себя как личности, как индивидуальности, синтезируется новое «взрослое Я» [4].

Э.Эриксон относил возникновение кризиса идентичности к периоду подросткового развития, когда усваиваются взрослые роли. В психике подростка происходит процесс формирования чувства идентичности, что сопряжено с серьезными трудностями и необходимостью преодоления препятствий. По мнению Эриксона, поиск личной идентичности – центральная задача периода взросления [9]. Физическая и психическая нестабильность, ожидания со стороны общества и проблемы развития ставят молодых людей в нелегкое положение. В этот период необыкновенно трудно согласовывать собственные переживания, требования окружающих и приспособление к общественным нормам.

Подросток для приобретения личной идентичности. Должен вырваться за пределы ранних идентификаций. В этом периоде большое значение имеет обучение, приобретение и совершенствование профессиональных навыков, реализация драйва к любознательности и креативности.

Для завершения формирования идентичности необходим период выжидания, поскольку слишком быстрое решение может оказаться неудачным выбором. В благоприятных условиях, эта задача решается в течение психосоциального моратория, когда спортсмен имеет возможность свободно экспериментировать с новыми возможностями в различных областях (в том числе в спорте), касающихся карьеры, выбора профессии, убеждений, не считая себя окончательно обязанным фиксироваться на одной из возможностей выбора. [4].

Реализоваться в спорте больших достижений – это призвание, осуществление которого требует субъективного преобразования всей той множественности, которой является человеческое «я».

В этом плане состоявшийся спортсмен – это подлинный субъект, осуществивший в себе необходимые преобразования по выявлению собственной подлинной (истинной) индивидуальности.

Для обретения идентичности необходимо признание этого индивидуального проекта себя другими людьми. Н. Аббаньяно по этому поводу отмечает: «человек может быть самим собой только при условии, что он выходит за рамки самого себя к тройной трансцендентности Я, мира и сообщества» [1, с. 45]. Такая трансцендентная устремленность (проект), чтобы быть идентичным, должен найти признание в некотором сообществе, что, в свою очередь, предполагает тройную соотнесенность. Как подробно показывает К. Крылов, эта соотнесенность требует наличия следующих факторов: во-первых, нужно, чтобы человек сам считал себя частью этого сообщества, и не «в душе», а показывая это (Крылов называет эту позицию «Я» - фактор); во-вторых, чтобы сообщество было с этим согласно, и демонстрировало это согласие не на словах, а на деле («Мы» - фактор); в-третьих, чтобы это признавали посторонние – то есть всякие «третьи лица» («Они» - фактор) [6]. Крылов приводит для иллюстрации такой пример: для того, чтобы считаться врачом, необходимо самому в это верить, необходимо признание коллег (как минимум – диплом) и необходимо, чтобы это признавали все остальные – потенциальные пациенты. Такая идентичность будет «стопроцентно» признана. Если же не выполняется какое-либо из этих условий – идентичность в плане соотносимости с сообществом будет не полной [6]. Здесь рассматриваются две крайние позиции: спорт высших достижений и массовые спортивные практики. Очевидно, что полноценное («стопроцентное») признание реализуется в «большом» спорте. Спортсмен хочет реализоваться в каком-либо виде спорта и показывает это, работая в данном направлении – это усилия субъективации, реализуемые в физической, психологической, технико-тактической, морально-волевой подготовке и т. д. Таким образом, налицо присутствие «Я» - фактора.

Выступая на соревнованиях и добиваясь успеха, он признается данным конкретным сообществом спортсменов (приобретает определенный рейтинг) – таким образом задается присутствие «Мы» - фактора. И его признают как известного спортсмена зрители – реализация «Они» - фактора. То есть, при условии достижения высоких спортивных результатов идентичность данного спортсмена полностью подтверждена – трансценденция его Я признана и сообществом, к которому он принадлежит, и другими людьми.

 

Литература:

1.                  Аббаньяно, Н. Введение в экзистенциализм. – СПб.: «Алетейя», 1998. – 508 с.

2.                  Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии № 2, 1978. – с.23-35.

3.                  Кон И. С. В поисках себя. Личность и ее самосознание. М.: Политиздат, 1984. - 335 с.

4.                  Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В., Загоруйко Е.Н.. Идентичность в норме и патологии. – Новосибирск, НГПУ, 2000. – 255 с.

5.                  Крайг Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2002.- 992 с.

6.                  Крылов К. Идентичность // [Электронный ресурс]. –  Режим доступа: URL: http://www.antropotok.archipelag.ru/text/a063.htm(дата обращения 20.09.10).         

7.                  Райе Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. - Спб.: Питер, 2000. - 624 с.

8.                  Шнейдер Л.Б. Личностная, гендерная и профессиональная идентичность: теория и методы диагностики. – М.: Московский психолого - социальный институт, 2007. – 128 с.

9.                  Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. – М.: Прогресс, 1996. – 344 с.

 

 

 

 

 

Основные термины: идентичности личности, личной идентичности, подростковом возрасте, формирования идентичности, приобретения личной идентичности, поиск личной идентичности, подростковой идентичности, кризиса идентичности, формирования идентичности личности, Проблема идентичности личности, проблемы идентичности личности, формирование идентичности личности, кризиса идентичности современного, линиями формирования идентичности, формировании подростковой идентичности, субъективное чувство идентичности, вид подростковой идентичности, формирования идентичности необходим, Переживание идентичности, формирования чувства идентичности

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle