Особенности переживания кризиса середины жизни лицами зрелого возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №23 (157) июнь 2017 г.

Дата публикации: 11.06.2017

Статья просмотрена: 2098 раз

Библиографическое описание:

Кузнецова, О. С. Особенности переживания кризиса середины жизни лицами зрелого возраста / О. С. Кузнецова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 23 (157). — С. 275-277. — URL: https://moluch.ru/archive/157/44446/ (дата обращения: 19.04.2024).



В статье рассматривается проблема особенности переживания кризиса середины жизни лиц зрелого возраста. Рассматриваются результаты эмпирического исследования симптомов возрастного кризиса зрелых людей.

Ключевые слова: «кризис середины жизни», взрослость, переоценка ценностей

The article deals with the problem especially the experiences of mid-life crisis people of mature age. Discusses the results of empirical research of symptoms of age-related crisis of mature people.

Keywords: «mid-life crisis», the maturity, the revaluation of values

Взрослость — период онтогенеза, в котором происходит тенденция максимального развития возможностей человека: духовных, интеллектуальных, физических. По мнению Э. Эриксона, взрослость — это центральный этап жизненного пути человека, главными характеристиками личности являются забота о воспитании нового поколения, профессиональное самосовершенствование, раскрытие индивидуального творческого потенциала. [5].

Нельзя, не согласится с Э. Эриксоном в том, что зрелый человек нуждается в том, чтобы быть нужным, а зрелость нуждается в стимуляции и одобрении со стороны ближайшего окружения: родителей и детей. Вместе с этим важным в данном возрастном периоде является генеративность индивида, по Э. Эриксону — основная задача зрелости. Генеративность — заинтересованность человека в устойчивости жизни и наставлении нового поколения.

Большая часть зарубежных исследователей в своих трудах рассматривают зрелость как динамический период жизни, когда индивид оценивает свое прошлое, настоящее, то чего он достиг и к чему стремился, происходит переоценка ценностей, поиск нового содержания и смысла жизни.

Социальная ситуация развития в зрелом возрасте связана с общественно полезной деятельностью, профессиональным становлением, проявлением индивидуальности в воспитании нового поколения.

Одновременно этот период характеризуется наличием переломных моментов, внутренних конфликтов, связанных с противоречием чувства стабильности жизни и сомнением в самореализации, меняющих жизнь, называемым кризисом середины жизни.

Термин «кризис середины жизни» впервые был предложен Д. Левинсоном. Автор ввел представление о кризисе середины жизни как о возрастном этапе жизни, связанного с переосмыслением и жизненных ценностей и поиском путей самореализации [1].

Отношение разных психологов в своих исследования периода кризиса жизни неоднозначно: одни разделяют мнение о том, что зрелость период разочарований и депрессий, борьбы с собой и миром (Д. Левинсон), другие — момент взлета и роста (К. Г. Юнг). К 30–45 годам взрослые люди обретают устойчивость в жизни и уверенность в себе за счет приобретения таких личностных характеристик, как умение брать на себя ответственность, целеустремленность, критичность, адекватность самооценки и т. д.

И. С. Кон кризис середины жизни считает 40–50 лет. По его мнению, взрослые люди переживают изменения профессиональной карьеры, трудовых навыков и семейных отношений, которые ведут к апатии, потери перспективы в начинаниях.

К. Г. Юнг определяет границы кризиса середины жизни в возрасте 35–40 лет. Этот период описывается автором как время открытия новых возможностей для самореализации индивида. Лица зрелого возраста переосмысляют свои цели и стремления в жизни, погружаясь внутрь своего сознания [2].

Мы согласны с утверждением Г. Шихи и другими учеными, что с наступлением кризиса середины жизни у человека в возрасте 35–45 лет происходят изменения в четырех измерениях: изменение внутреннего мира, ощущение физического спада, изменение восприятия времени, появление тревоги и чувства опасности [4].

Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что середина жизни — период переоценки ценностей и поиска смысла жизни для человека.

Период середины жизни имеет высокую вероятность развития депрессии, связанной с неопределенностью, противоречивостью, нестабильностью, осознанием и принятием ответственности за события переживаемых индивидом.

Перед нами была поставлена задача выявить специфику переживания и преодоления кризиса середины жизни зрелыми людьми.

Наше эмпирическое исследование было направлено на определение особенностей проживания кризиса середины жизни.

В нашем исследовании был использован следующий психологический инструментарий: для выявления зрелых людей, находящихся в возрастном кризисе — методика диагностики духовного кризиса Л. В. Восковской (Шутовой), А. В. Ляшук», для исследования специфики поведенческих симптомов кризиса — методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда (в адаптации А. К. Осницкого), для выявления физиологических симптомов — анкета, основанная на вопросах шкалы депрессии Э. Бека (в адаптации В. Каппони, Т. Новак).

Согласно полученным данным по методике Л. В. Восковской 81,25 % исследуемых из первоначальной выборки переживают кризис середины жизни. По данной методике можно говорить о том, что большинство зрелых людей, принявших участие в исследовании, переживают кризис середины жизни.

В рамках следующего этапа исследования по выявлению специфики поведенческих симптомов кризиса среднего возраста у исследуемых по методики К. Роджерса и Р. Даймонда по шкале «адаптация» были получены следующие результаты:

− 37,5 % исследуемых адаптировались к условиям жизни, они довольны своей жизнью, положением в обществе, проявляется духовный рост. Прохождение периода кризиса середины жизни проходит ровно, человек осознает и принимает ответственность за события, происходящие в реальное время. Они самостоятельно ищут пути разрешения данного кризиса.

− У 62,5 % исследуемых наблюдается проявления дезадаптации: потеря смысла жизни, депрессия, чувства вины. Эти люди чаще всего обвиняют в собственных ошибках других, наблюдается агрессивное поведение.

Результаты исследования свидетельствуют о том, что социально-психологическая адаптация у исследуемых низкая, что часто приводит к межличностным конфликтам, замкнутости, напряженности в работе и т. д.

Изучая физиологические симптомы кризиса середины жизни по анкете, основанной на вопросах шкалы депрессии Э. Бека (в адаптации В. Каппони, Т. Новак), были получены следующие данные:

− У 25 % испытуемых наблюдается выраженная депрессия. В своей профессиональной деятельности эти люди не устойчивы, у них возникают частые конфликты, трудности целеполагания;

− У 56,25 % — умеренная депрессия, которая проявляется в переосмысление, переоценки ценностей, опыта, достигнутых результатов, сомнения в собственной продуктивности для семьи и общества;

− У 18,75 % — легкая депрессия, возникшая в результате понимания упущенных жизненных возможностей.

Как показало исследование симптомов проживания кризиса середины жизни у лиц зрелого возраста, взрослость — это период жизни, связанный с внутренними переживаниями человека в отношении себя и окружающего мира. У большой части испытуемых острота переживаний в кризисе очень велика, что провоцирует их на конфликты в межличностных отношениях, напряженности в работе, неудовлетворенностью жизни и др.

Таким образом, важным направлением нашего исследования является изучение личностных переживаний кризиса жизни. Зрелые люди, находящиеся в кризисе, нуждаются в психологической помощи для эффективного преодоления кризиса середины жизни.

Литература:

  1. Дементий Л. И. Ответственность личности как ресурс копинг-поведения // Вестник КрасГУ. Серия «Гуманитарные науки». — 2004. — № 6. — с. 164–170.
  2. Ермолаева М. В. Психология развития: методическое пособие для студентов заочной и дистанционной формы обучения. — 2-е изд. — М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: МОДЭК, 2003. — 376.
  3. Сапогова Е. Е. Взгляд на взрослость изнутри: психологический дивертисмент // Психология старости и старения. — 2001. — № 1.
  4. Шихи Г. Возрастные кризисы. Ступени личностного роста. — Спб.: Ювента, 1999. — 409 с.
  5. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. — М.: Прогресс, 1996. — 208 с.
Основные термины (генерируются автоматически): зрелый возраст, кризис середины жизни, переоценка ценностей, возрастной кризис, воспитание нового поколения, методика диагностики, социально-психологическая адаптация, том, шкала депрессии.


Ключевые слова

взрослость, «кризис середины жизни», переоценка ценностей

Похожие статьи

Старость как кризисный возрастной период | Статья в сборнике...

Например, психологический кризис, имеющий место в конце зрелого возраста называется некоторыми исследователями предпенсионным, что указывает на ведущую роль в его формировании социально-профессионального фактора...

Особенности ценностно-смысловой сферы мужчин и женщин...

ценностно-смысловая сфера личности, возрастной кризис, кризис 30 лет, ценностные и смысложизненные ориентации.

Социально-психологические аспекты развития ценностно-смысловой сферы личности в юношеском возрасте.

Выраженность эмоционального выгорания у педагогов в период...

О наступлении кризиса свидетельствуют участившиеся в возрасте 35-40 лет депрессии и невротические расстройства.

В период «тройного кризиса» активизируются качественно новые механизмы адаптации, выступающие в форме психологических защит .

Психологические особенности подросткового возраста и их...

Этот возраст является кризисным периодом, во время которого у подростка появляются новые проблемы, меняются отношения с окружающими его людьми.

Особенности переживания кризиса середины жизни лицами зрелого возраста.

Подходы к определению критериев зрелости личности

Случается и так, что зрелый возраст не является показателем психологической зрелости человека.

В основе акмеологии лежат идеи об уникальности и ценности человеческой жизни, способности человека к

Носко И. В. Психология развития и возрастная психология.

Возможности внутриличностных защит и стратегий совладания...

В ситуации психологического кризиса беременности психологические защиты не снижают остроту эмоционального, психологического напряжения, то

Методика для психологической диагностики способов совладания со стрессовыми и проблемными для личности ситуациями.

Социально-психологические аспекты развития...

Социально-психологические аспекты развития ценностно-смысловой сферы личности в юношеском возрасте.

Вместе с тем, несмотря на большое число исследований по проблеме ценностей единого подхода в психолого-педагогической науке не существует.

Причины и формы психологического кризиса в системе...

Мураталиева А. Н., Тулепбергенова А. У., Кушекбаева Ж. С., Бакытбайкызы А. Причины и формы психологического кризиса в системе воспитания

Дело в том, что подростки больше других возрастных групп страдают от не стабильности социальной, экономической и моральной...

Старость как кризисный возрастной период | Статья в сборнике...

Например, психологический кризис, имеющий место в конце зрелого возраста называется некоторыми исследователями предпенсионным, что указывает на ведущую роль в его формировании социально-профессионального фактора...

Особенности ценностно-смысловой сферы мужчин и женщин...

ценностно-смысловая сфера личности, возрастной кризис, кризис 30 лет, ценностные и смысложизненные ориентации.

Социально-психологические аспекты развития ценностно-смысловой сферы личности в юношеском возрасте.

Выраженность эмоционального выгорания у педагогов в период...

О наступлении кризиса свидетельствуют участившиеся в возрасте 35-40 лет депрессии и невротические расстройства.

В период «тройного кризиса» активизируются качественно новые механизмы адаптации, выступающие в форме психологических защит .

Психологические особенности подросткового возраста и их...

Этот возраст является кризисным периодом, во время которого у подростка появляются новые проблемы, меняются отношения с окружающими его людьми.

Особенности переживания кризиса середины жизни лицами зрелого возраста.

Подходы к определению критериев зрелости личности

Случается и так, что зрелый возраст не является показателем психологической зрелости человека.

В основе акмеологии лежат идеи об уникальности и ценности человеческой жизни, способности человека к

Носко И. В. Психология развития и возрастная психология.

Возможности внутриличностных защит и стратегий совладания...

В ситуации психологического кризиса беременности психологические защиты не снижают остроту эмоционального, психологического напряжения, то

Методика для психологической диагностики способов совладания со стрессовыми и проблемными для личности ситуациями.

Социально-психологические аспекты развития...

Социально-психологические аспекты развития ценностно-смысловой сферы личности в юношеском возрасте.

Вместе с тем, несмотря на большое число исследований по проблеме ценностей единого подхода в психолого-педагогической науке не существует.

Причины и формы психологического кризиса в системе...

Мураталиева А. Н., Тулепбергенова А. У., Кушекбаева Ж. С., Бакытбайкызы А. Причины и формы психологического кризиса в системе воспитания

Дело в том, что подростки больше других возрастных групп страдают от не стабильности социальной, экономической и моральной...

Похожие статьи

Старость как кризисный возрастной период | Статья в сборнике...

Например, психологический кризис, имеющий место в конце зрелого возраста называется некоторыми исследователями предпенсионным, что указывает на ведущую роль в его формировании социально-профессионального фактора...

Особенности ценностно-смысловой сферы мужчин и женщин...

ценностно-смысловая сфера личности, возрастной кризис, кризис 30 лет, ценностные и смысложизненные ориентации.

Социально-психологические аспекты развития ценностно-смысловой сферы личности в юношеском возрасте.

Выраженность эмоционального выгорания у педагогов в период...

О наступлении кризиса свидетельствуют участившиеся в возрасте 35-40 лет депрессии и невротические расстройства.

В период «тройного кризиса» активизируются качественно новые механизмы адаптации, выступающие в форме психологических защит .

Психологические особенности подросткового возраста и их...

Этот возраст является кризисным периодом, во время которого у подростка появляются новые проблемы, меняются отношения с окружающими его людьми.

Особенности переживания кризиса середины жизни лицами зрелого возраста.

Подходы к определению критериев зрелости личности

Случается и так, что зрелый возраст не является показателем психологической зрелости человека.

В основе акмеологии лежат идеи об уникальности и ценности человеческой жизни, способности человека к

Носко И. В. Психология развития и возрастная психология.

Возможности внутриличностных защит и стратегий совладания...

В ситуации психологического кризиса беременности психологические защиты не снижают остроту эмоционального, психологического напряжения, то

Методика для психологической диагностики способов совладания со стрессовыми и проблемными для личности ситуациями.

Социально-психологические аспекты развития...

Социально-психологические аспекты развития ценностно-смысловой сферы личности в юношеском возрасте.

Вместе с тем, несмотря на большое число исследований по проблеме ценностей единого подхода в психолого-педагогической науке не существует.

Причины и формы психологического кризиса в системе...

Мураталиева А. Н., Тулепбергенова А. У., Кушекбаева Ж. С., Бакытбайкызы А. Причины и формы психологического кризиса в системе воспитания

Дело в том, что подростки больше других возрастных групп страдают от не стабильности социальной, экономической и моральной...

Старость как кризисный возрастной период | Статья в сборнике...

Например, психологический кризис, имеющий место в конце зрелого возраста называется некоторыми исследователями предпенсионным, что указывает на ведущую роль в его формировании социально-профессионального фактора...

Особенности ценностно-смысловой сферы мужчин и женщин...

ценностно-смысловая сфера личности, возрастной кризис, кризис 30 лет, ценностные и смысложизненные ориентации.

Социально-психологические аспекты развития ценностно-смысловой сферы личности в юношеском возрасте.

Выраженность эмоционального выгорания у педагогов в период...

О наступлении кризиса свидетельствуют участившиеся в возрасте 35-40 лет депрессии и невротические расстройства.

В период «тройного кризиса» активизируются качественно новые механизмы адаптации, выступающие в форме психологических защит .

Психологические особенности подросткового возраста и их...

Этот возраст является кризисным периодом, во время которого у подростка появляются новые проблемы, меняются отношения с окружающими его людьми.

Особенности переживания кризиса середины жизни лицами зрелого возраста.

Подходы к определению критериев зрелости личности

Случается и так, что зрелый возраст не является показателем психологической зрелости человека.

В основе акмеологии лежат идеи об уникальности и ценности человеческой жизни, способности человека к

Носко И. В. Психология развития и возрастная психология.

Возможности внутриличностных защит и стратегий совладания...

В ситуации психологического кризиса беременности психологические защиты не снижают остроту эмоционального, психологического напряжения, то

Методика для психологической диагностики способов совладания со стрессовыми и проблемными для личности ситуациями.

Социально-психологические аспекты развития...

Социально-психологические аспекты развития ценностно-смысловой сферы личности в юношеском возрасте.

Вместе с тем, несмотря на большое число исследований по проблеме ценностей единого подхода в психолого-педагогической науке не существует.

Причины и формы психологического кризиса в системе...

Мураталиева А. Н., Тулепбергенова А. У., Кушекбаева Ж. С., Бакытбайкызы А. Причины и формы психологического кризиса в системе воспитания

Дело в том, что подростки больше других возрастных групп страдают от не стабильности социальной, экономической и моральной...

Задать вопрос