Развитие электронной коммерции в Узбекистане | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №21 (207) май 2018 г.

Дата публикации: 23.05.2018

Статья просмотрена: 1351 раз

Библиографическое описание:

Менглиев, Д. Б. Развитие электронной коммерции в Узбекистане / Д. Б. Менглиев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 21 (207). — С. 265-267. — URL: https://moluch.ru/archive/207/50655/ (дата обращения: 06.05.2024).



В данной статье рассматривается роль электронной коммерции в Узбекистане. Шаги и реформы, которые, предпринимаются правительством для всесторонней поддержки развития электронной коммерции как внутри страны, так и за её пределами.

Ключевые слова: электронная коммерция, цифровая экономика, законодательная база, интернет, потребители.

This article examines the role of e-commerce in Uzbekistan. The steps and reforms that the government is taking to fully support the development of e-commerce both inside and outside the country.

Keywords: electronic commerce, digital economy, legislative base, the Internet, consumers.

Истоки и свои первые корни электронная коммерция берет с 60-х годов XX века, когда американские компании American Airlines и IBM приступают к созданию системы автоматизации процедуры резервирования мест на авиарейсы [1]. В дальнейшем ее развитию способствуют появление компьютерных сетей и систем передачи данных, платежных карт и иных систем электронных платежей, ну и конечно же коммерциализация глобальной сети Интернет. Ключевым понятием «электронной коммерции» является его применение во всех сферах экономики с помощью бизнес-процессов, компьютерных сетей и иных современных ИКТ.

Хотелось бы отметить что, существует множество материалов, в той или иной степени раскрывающих суть электронной коммерции. Однако, большинство зарубежных авторов в своих трудах опираются именно на практическую сторону этой задачи и как правило уделяют меньше внимания теории. Одним из первых авторов, рассмотревших теоретические аспекты данного явления, и давший характеристику электронной коммерции, является американский экономист Дэвид Козье. Он относится к числу исследователей, рассматривающих электронную коммерцию в качестве электронной торговли. Основой электронной коммерции Козье считает структуру традиционной торговли, уточняя, что использование электронных сетей придает ей гибкость [2].

На сегодняшний день электронная коммерция нашла свою нишу везде, почти в каждой стране она заменила традиционную международную торговую площадку, особенно в сфере розничных продаж, а точнее в B2C и B2B секторах.

Рассмотрим каждую из этих секторов (схем) отдельно:

B2C — согласно этой схеме предприятие или продавец торгует уже напрямую с покупателем (это уже не юридическое, а физическое). И конечно же в этом процессе речь идет о розничной реализации товаров. Клиенту такой метод совершения коммерческой операции дает массу преимуществ, к примеру — возможность упростить, а также ускорить процедуру покупки. Клиенту не придется идти в точку продажи (магазин) для того, чтобы приобрести тот или иной товар, достаточно просто ознакомиться с каталогом электронной версии магазина (интернет — магазин), выбрать нужную ему продукцию или товар, указав необходимую конфигурацию и соответственно осуществить наш заказ. На сегодняшний день почти все интернет-магазины осуществляют бесплатную доставку. Это своего рода стандартная опция, предоставляемая продавцом. Что касается продавца (коммерсанта), возможности Интернета позволяют оперативнее отслеживать спрос (помимо экономии средств на кадрах, аренды помещения и т. д.). Примеры этого вида торговли — традиционные интернет-магазины (Amazon.com, Aliexpress.com, ebay.com и др.), в которых ежедневно ведутся до нескольких тысяч торгов. C 2010 года начала развитие так называемая социальная коммерция, или сфера продаж товаров и услуг в социальных сетях.

B2B — по сравнению с B2C данный метод работает на принципе осуществления торговли одного предприятия с другим предприятием. Интернет-платформы дают возможность значительно упростить проведение операций во всех этапах, сделать торговлю более оперативной и прозрачной. Как правило обычно в подобных ситуациях представитель заказчика имеет возможность контроля процесса выполнения своего заказа на интерактивном уровне, т. е. путём работы с базами данных продавца. Примерами подобных ситуациях, т. е. сделок в B2B можно привести следующее: фирма разработчиков программного обеспечения продает различного рода ПО для осуществления бухгалтерского учета, и как правило подобный софт нужен начинающий или уже действующим бизнес-организациям. Продажа этой программы бизнес-организации для последующего его использования в качестве основного инструмента для ведения бухгалтерии компании и есть B2B-процесс. Конечно же, сюда входят и другие взаимодействия, которые включают в себя оптовые поставки товара или аналогичное выполнение заказов.

Говоря об электронной коммерции в Узбекистане можно предположить, что эта сфера экономики только-только начинает показывать свой потенциал, а если говорить на языке цифр то, только за первые три месяца 2018г. сумма транзакций по электронной коммерции в стране составила 663,5 млрд сумов (82,697$ млн.), увеличившись на 49,3 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года — 444,4 млрд. сумов (55,376$ млн.) [3]. Конечно же одним из основных рычагов в развитии этой сферы оказывают и государственные реформы, так, 12 февраля 2018г. была создана Ассоциация электронной коммерции Узбекистана, основными задачами которой, является — установление связей, а также партнёрских отношений с местными органами власти и управления, проведением и организацией тренингов, целевых семинаров, презентаций и конференций, организацией третейских судов для разрешения споров, вытекающих из гражданско-правовых взаимоотношений и многим другим.

Несмотря на происходящие в этой области рынок электронной коммерции Узбекистана до сих пор находится в процессе роста, поэтому говорить, что конкретно стимулирует наших потребителей на электронной формат покупок очень рано. Есть совокупность вещей, определяющие, каким образом будет развиваться электронная коммерция. Во-первых — это завуалированность рынка, т. е., это могут быть проблемы законодательного характера (недостаток и неполноценность в законах нашей страны об электронной коммерции), регуляторные аспекты и уровень доступа населения к интернету в целом. На сегодняшний день процент пользователей повышается, и потребление развлекательного контента на стабильно растущем уровне. Параллельно с развлекающим контентом развивается и цифровая экономика, ведь именно с развитием отечественного контента развивается и доверие, а когда есть доверие, есть и возможность что либо продать \ купить, осуществлять взаимовыгодные сделки и торги, ведь все они в конечном итоге основываются на доверии.

Проблемы с законодательной базы затормаживали развитие электронной коммерции до сегодняшнего времени, однако, 14 мая 2018г. Президент Республики Узбекистан, Ш.Мирзиёев утвердил программу по кардинальному развитию электронной коммерции на 2018–2021 годы постановлением «О мерах по ускоренному развитию электронной коммерции». [4]

Кроме всех основных пунктов законопроекта, в постановлении содержится достаточно интересная информация для начинающих предпринимателей в сфере цифровой экономики, а именно — до 1 июля 2018г. будет создан Национальный реестр субъектов электронной коммерции. Юрлица и индивидуальные предприниматели, включенные в реестр, будут считаться плательщиками единого налогового платежа по ставке 2 %. В Национальный реестр на бесплатной и добровольной основе включаются индивидуальные предприниматели и юридические лица, оказывающие услуги доставки, хранения электронных документов и сообщений, а также предоставляющие электронные торговые площадки, у которых доходов от электронной коммерции составляют не менее 80 % от общего объема.

Все сводится к тому, насколько быстро будет модернизирована законодательная база и налогообложение. Внутри страны, так и за её пределами есть достаточно большое количество игроков, которые построили бы свой бизнес после рационального урегулирования имеющихся трудностей, однако уже сейчас многие игроки идут вперед на энтузиазме и вере, что в очень скором времени все изменится и руководство нашей страны расставит всё на круги своя. Следующий не мало важный фактор — это интернет и его доступность в первую очередь для простого населения. Интернет у нас очень дорогой, по сравнению с соседними странами, в которых безлимитный интернет стоит $10. Тогда как у нас он в районе 20$-30$. [5] Это очень важный момент, аналогом к которой, можно привести городскую инфраструктуру. Когда вы нацелены на развитие экономики в стране, вы строите дороги. Данный пример из реальной жизни. Однако в цифровом мире, т. е. в онлайн дорога — это интернет. Если нет дороги, по которому машина будет ездить, качество и долговечность автомобилей будут резко сокращаться, ибо мы сейчас ездим по бездорожью. Если эти составляющие будут улучшаться, то и рынок e-commerce будет расти и развиваться.

Литература:

  1. Wikipedia — https://ru.wikipedia.org/wiki/Электронная_коммерция
  2. Козье Д. Электронная коммерция / Пер. с англ. М.: Издательско-торговый дом «Русская редакция», 1999. С. 2.
  3. Сайт UzCard — национальной платежной системы Республики Узбекистан. http://uzcard.uz/index.php/ru/novosti-uzcard/item/889-s-kazhdym-dnjom-kolichestvo-vypuskaemykh-kart-uvelichivaetsya-statistika-ot-tsentra
  4. Национальное информационное агентство Узбекистана — http://uza.uz/ru/documents/o-merakh-po-uskorennomu-razvitiyu-elektronnoy-kommertsii-14–05–2018
  5. Сайт UZONLINE (Дочерний интернет провайдер Национального оператора связи Узбекистан) — http://uzonline.uz/ru/tarify/tarify-na-internet-fizicheskim-litsam
Основные термины (генерируются автоматически): электронная коммерция, законодательная база, Узбекистан, цифровая экономика, IBM, интернет, сфера экономики, электронная коммерция Узбекистана.


Похожие статьи

Основные составляющие электронной коммерции в условиях...

электронная коммерция, электронный бизнес, электронная торговля...

Электронная коммерция – это экономическая сфера, включающая в себя все виды Интернет-операций. Развитие электронной коммерции в Узбекистане.

Развитие электронной коммерции в Узбекистане.

Ключевые слова: электронная коммерция, цифровая экономика, законодательная база, интернет, потребители.

Узбекистан, ИКТ, интернет, развитие, развитый мир, электронная коммерция, мировой рынок, информационная инфраструктура, государственное управление...

Использование электронной коммерции в развитии малого...

электронная коммерция, электронный бизнес, электронная торговля, интернет-коммерция, унификация.

Международный опыт и зарубежное законодательство в сфере... Оба они — закон «Об электронной коммерции» и «Об электронных подписях» — основной упор делают...

Современное состояние формирования электронной коммерции...

Узбекистан, электронная коммерция, Интернет, сеть, услуга, развитие, ИКТ... Развитие ИКТ и их влияние на экономику | Статья в журнале...

Анализ развития системы электронного правительства...

Построение электронного правительства требует определенную нормативно правовую базу, которую в Узбекистане начали еще с 2000 х годов. Были приняты законы в «Об информатизации», «Об электронной цифровой подписи», «Об электронной коммерции»...

Перспективы развития электронной коммерции в Российской...

В настоящее время происходит тотальное проникновение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) во все сферы жизни общества, что в конечном итоге приводит к формированию глобальной информационной экономики.

Электронная коммерция — инновационная форма ведения...

Ключевые слова: электронная коммерция, Интернет, электронная торговля, логистика.

Развитие электронной коммерции в Узбекистане.

Силкина Г. Ю., Шевченко С. Ю. Инновационные процессы в цифровой экономике.

Целесообразность использования технологии блокчейн в сфере...

Перспективы интеграции Узбекистана в глобальное...

Узбекистан, бухгалтерский учет, участник бизнес-процесса, электронный вид, электронная цифровая подпись, регистрирующий орган, государственная регистрация, программный продукт, полная автоматизация... Современное состояние формирования электронной коммерции...

Тенденции развития и внедрения ИКТ на малых предприятиях...

Использование электронной коммерции в развитии малого...

Основные направления развития нормативно-правовой базы в сфере малого бизнеса и частного предпринимательства в Республике Узбекистан.

Похожие статьи

Основные составляющие электронной коммерции в условиях...

электронная коммерция, электронный бизнес, электронная торговля...

Электронная коммерция – это экономическая сфера, включающая в себя все виды Интернет-операций. Развитие электронной коммерции в Узбекистане.

Развитие электронной коммерции в Узбекистане.

Ключевые слова: электронная коммерция, цифровая экономика, законодательная база, интернет, потребители.

Узбекистан, ИКТ, интернет, развитие, развитый мир, электронная коммерция, мировой рынок, информационная инфраструктура, государственное управление...

Использование электронной коммерции в развитии малого...

электронная коммерция, электронный бизнес, электронная торговля, интернет-коммерция, унификация.

Международный опыт и зарубежное законодательство в сфере... Оба они — закон «Об электронной коммерции» и «Об электронных подписях» — основной упор делают...

Современное состояние формирования электронной коммерции...

Узбекистан, электронная коммерция, Интернет, сеть, услуга, развитие, ИКТ... Развитие ИКТ и их влияние на экономику | Статья в журнале...

Анализ развития системы электронного правительства...

Построение электронного правительства требует определенную нормативно правовую базу, которую в Узбекистане начали еще с 2000 х годов. Были приняты законы в «Об информатизации», «Об электронной цифровой подписи», «Об электронной коммерции»...

Перспективы развития электронной коммерции в Российской...

В настоящее время происходит тотальное проникновение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) во все сферы жизни общества, что в конечном итоге приводит к формированию глобальной информационной экономики.

Электронная коммерция — инновационная форма ведения...

Ключевые слова: электронная коммерция, Интернет, электронная торговля, логистика.

Развитие электронной коммерции в Узбекистане.

Силкина Г. Ю., Шевченко С. Ю. Инновационные процессы в цифровой экономике.

Целесообразность использования технологии блокчейн в сфере...

Перспективы интеграции Узбекистана в глобальное...

Узбекистан, бухгалтерский учет, участник бизнес-процесса, электронный вид, электронная цифровая подпись, регистрирующий орган, государственная регистрация, программный продукт, полная автоматизация... Современное состояние формирования электронной коммерции...

Тенденции развития и внедрения ИКТ на малых предприятиях...

Использование электронной коммерции в развитии малого...

Основные направления развития нормативно-правовой базы в сфере малого бизнеса и частного предпринимательства в Республике Узбекистан.

Задать вопрос