Библиографическое описание:

Чуйкова Н. А. Учебно-исследовательская работа как этап вузовской науки // Молодой ученый. — 2009. — №2. 320

    Исследовательская работа студентов является одной из актуальных проблем в системе высшего образования. Но привлечь всех студентов, особенно младших курсов, к этой работе невозможно. Поэтому оптимальным вариантом решения этой проблемы можно считать научную работу, включенную в учебный процесс (УИРС).

    Под УИРС понимается такая система организации учебного процесса, при которой студент самостоятельно усваивает не только сумму знаний, необходимую ему в дальнейшей учебе и практической деятельности, но и овладевает методами научного исследования, учится самостоятельно ставить вопросы и находить пути их теоретического и экспериментального решения.

   На кафедре химии БелГСХА при изучении курса органической химии внедрена форма проведения УИРС в виде научно-эмпирического исследования.

    Студентами 2 курса агрономического факультета выполняется учебно-исследовательская работа «Терпены и каротины». Это программный материал дисциплины, предложенный студентам для самостоятельного изучения на теоретическом и экспериментальном уровне. Терпены и каротины представляют класс углеводородов с особым строением углеродного скелета.

    Исследовательской работе предшествуют лекции и практические занятия по теме «Углеводороды», на которых формируются знания по основам классификации, свойствам, методам идентификации углеводородов различного строения. И только после этого мы посчитали возможным и целесообразным использовать приобретенные знания в качестве основы для самостоятельного углубленного изучения учебной программы всеми студентами курса.

    Учебно-исследовательская работа условно разделена на 2 этапа – внеаудиторный и аудиторный.

    На внеаудиторном этапе студентами усваиваются фундаментальные знания об объекте исследования, развиваются навыки проведения реферативно-информационной работы. Итогом этого этапа является обязательная подготовка и оформление реферата.

    В ходе второго – аудиторного этапа, в учебное время, выполняется экспериментальное исследование свойств терпенов и каротинов. Студенты самостоятельно составляют ориентировочную основу своих действий (формулируют цель исследования, путь исследования и т.д.), выполняют химический эксперимент.

    Роль преподавателя на этом этапе сводится к наблюдению за работой и корректировке их действий.

    Выбранная форма проведения занятия полностью соответствует целям и задачам, определенным типовой программой по органической химии∙[1] и позволяет:

    а) преподавателю проконтролировать умения студентов воспроизводить ранее полученные знания при изучении нового класса соединений;

    б) студентам – провести анализ литературных данных по теме исследования и закрепить полученные знания и навыки выполнения химического эксперимента;

    Эффективность самостоятельного изучения темы «Терпены и каротины» проверяется в ходе рубежного контроля знаний по теме «Углеводороды».

 

    При такой методике проведения УИРС мы не ставим главной целью – получение оригинальных результатов, а сводим ее к развитию навыков самостоятельной работы с учебной литературой и знакомству с методикой проведения научных исследований всеми студентами курса.

 

Литература

  1. Химия.  Программы для высших сельскохозяйственных учебных заведений для

специальности 31.02 «Агрономия» - М., Изд-во МСХА, 1993

Основные термины (генерируются автоматически): студентами курса, студентами курса, проведения УИРС, проведения УИРС, самостоятельного изучения, самостоятельного изучения, форма проведения, форма проведения, форма проведения УИРС, форма проведения УИРС, теме «Углеводороды», теме «Углеводороды», изучении курса органической, изучении курса органической, методике проведения УИРС, методике проведения УИРС, форма проведения занятия, форма проведения занятия, самостоятельного углубленного изучения, самостоятельного углубленного изучения.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle