Библиографическое описание:

Мирсолиева М. Т. О компонентах профессиональной готовности учащихся педагогических колледжей // Молодой ученый. — 2010. — №8. Т. 2. — С. 172-175.

Основная задача и особенность современных процессов глобализации – формировать личность, активно потребляющую потоки информации, а также способную их проана­лизировать и качественно использовать и эта задача, в свою очередь, требует от систем образования подготавливать будущего специалиста всесторонне развитого, высокой квалификации, творчески мыслящего и преобразующего социальный опыт в новую реальность. Всё это лежит в основе инновационных преобразований в сфере среднего специаль­ного профессионального образования:

-          определить степень профессональной готовности специалистов младшего звена на осно­­вании требований государственных образовательных стандартов, а именно: систему требований, предъявляемых к их профессиональному знанию, профессио­нальным умениям и навыкам;

-          модернизировать содержание и процесс формирования профессиональной готов­ности специалистов младшего звена, разработать инновационную структуру такого процесса, придавая широкое внимание реализации всех этих задач на практике.

Известно, что одним их основных условий эффективности педагогической деятельности считают профессиональную подготовленность специалиста (схема 1).

 

Как видно из определений, профессиональная готовность специалиста – сложный и много­гранный процесс, в котором особое значение имеет профессиональная направ­ленность.

Вот как раскрывается содержание понятия «профессиональной направленности» в педагогической литературе и в литературе по профессиональному образованию (схема 2).

 

Профессиональная направленность

А.Б. Сейтешев:

«Личностные способности, интерес, потребность и прочная уверенность к определённому виду деятельности»

Н.К.Степанкова;

«Выбор профессии, интерес, прочная уверенность, а также связь между мотивами выбора профессии и руководящими личностными качествами»

 

Итак, профессональная направленность – это интересы и потребности к опреде­лённому виду деятельности, формирующие личностную позицию.

В работе одной группы исследователей было определено понятие «педагогической профессональной направленности», непосредственно связанное с направленностью к определённой профессиональной деятельности (схема 3):

Педагогическая профессиональная направленность

Н.В. Кузьмина:

«Увлечённость личности, направленная к  педагогической профессии и желание заниматься этой деятельностью»

В.А. Сластенин;

«Отношение к детям, желание заниматься педагогическим трудом, способности педагогического сопровождения»

 

Действительно, определяется направленность личности к педагогической деятельности, мировоззрение педагогического склада, интерес к педагогической профессии, подчёркивается расположенность личности заниматься таковой деятель­ностью.

Н.В. Кузьмина выделяет три состояния направленности личности к педагогической деятельности:

1) подлинная педагогическая направленность;

2) формальная педагогическая направленность;

3) ложная педагогическая направленность.

Наиболее сильной является мотивация личности, основанная на  подлинной педагогической направленности.Выноска со стрелкой вниз: трансферт

Вот что отметил педагог-учёный П.Ф. Коктерев, занимающийся вопросами профес­сио­нальных особенностей учителей: «В условиях обучения личность учителя занимает первое место. Те или иные особенности учителя либо понижают, либо повышают его воспитательное влияние на обучение». Таким образом, подчёркивается необходимость освоения  будущими учителями профессиональным знанием в процессе их профессио­нальной подготовки.

Профессиональное знание – совокупность контроля, знаний, практических уме­ний и навыков, требуемых для выполнения работ в области определённой трудовой деятельности.

Как показывают многочисленные исследования наблюдения в области профес­сио­наль­ного образования, профессиональная готовность будущего специалиста, владение им профессиональным знанием, умениями и навыками непосредственно связаны с учебно-воспитательным процессом в образовательном учреждении, потому что именно в этом у обучающихся процессе формируются основные качества специалиста.  Вместе с подго­товкой учащихся профессиональных колледжей к будущей профессии, у них форми­руют­ся навыки самообразования, самоорганизации своей профессиональной деятельности, навыки само­уп­рав­ления и самоконтроля, а также умения проектировать свою профессиональную деятельность  в соответствии с новыми идеями в этой области.

Итак, прежде чем разрабатывать систему профессиональной педагогической под­го­товки   учителей педагогических колледжей, следует ознакомиться требованиями, предъ­­яв­­ляемыми к учителям общеобразовательных школ и профессиограммой специалиста.      

 Профессиограмма – документ, содержащий краткие и всесторонние указания к регламентации психологических сторон и способностей, располагающих специалиста к выполнению определённой будущей практической деятельности.

      Проблемой разработки профессиограмм занимались многие учёные, из числа зару­бежных: Н. Кузьмина, Ф. Гоноболин, В. Сластенин, А. Маркова; из узбеки­стан­ских  исследователей: Г. Гайнутдинов, М. Давлетшин, Р. Джураев, Ж. Юлдашев, А. Мамаджанов, У. Нишоналиев, Н.Сайидахмедов, Н. Шодиев и другие.  

Известный педагог и психолог олим В.А.Сластенин  в своих исследованиях обра­тил внимание на то, что педагогическая деятельность и личность учителя особенным образом связаны с проблемой формирования его профессиограммы.

Для определения разницы между данными компонентами было определено их смысловое значение:

ü  профессиональные качества – являясь важным фактором успешности педаго­гической деятельности, включают в себя стремление к цели, устойчивость, оживлён­ность и наблюдательность;

ü  социально-поли­тическая готовность – владение личностью духовно-нравственными качест­вами; патриотизм и социальная активность;  твёрдая гражданская позиция и само­стоятельность; идеологическая убежденность и боеспособность; развитый идеоло­гичес­кий иммунитет; осведомлённость о превосходстве направлений государственной поли­тики; умение сознательно анализировать процессы, происходящие в современном инфор­мационном пространстве;

ü  общая профессиональная готовность – владение специалистом представлениями о содер­жании образования; о гармонии методов, средств и форм образования; знание науч­ных основ использования в образовании педагогических и информационных техно­логий; знание целей, задач, объектов и методов научного исследования в области методик обучения; осведомлённость о содержании передовых педагогических идей; освоенность закономерностями и правилами обучения и воспитания, а также знание возрастных и лично­стных особенностей  воспитуемых; грамотное владение способами управления психо­логическим состоянием и др.

ü  методическая готовность – знание специалистом дидактических требований, предъ­яв­ляемых к занятиям; умения наблюдать, анализировать и проектировать занятия, сос­тав­ляя технологические карты занятий;  умение правильно планировать и осуществлять на каждом этапе занятий их образовательные цели; обеспечение интеграции между учеб­ными дисциплинами; умение подбирать соответствующие теме и цели занятий его тип, методы обучения и учебно-дидактические средства, а также умение внедрять это в практику обучения;

ü  инновационная готовность – осведомлённость о современных тенденциях в образо­ва­нии; знание инновационных методов обучения и эффективное использование их уроках; знание содержания воспитательных технологий и их практическое приме­нение;  лич­ност­ное и профессиональное саморазвитие; формирование аксиологичес­кого, акмеоло­ги­чес­кого, креативного и рефлексивного подходов в своей профес­сио­наль­ной деятельности.

Учитывая приведённый и предложенный выше перечень компонентов профес­сио­наль­ной готовности будущих специалистов младшего звена, следует иметь его ввиду при осуществлении профессиональной подготовки в педагогических колледжах и в процессе формирования самостоятельности и индивидуальности будущих учителей.

 

Литература:

1.      Азизходжаева Н.Н. Педагогик технологиялар ва педагогик маҳорат. - Т.: Молия, 2003.

2.       Азизходжаева Н.Н. Ўқитувчи мутахассислигига тайёрлаш технологияси.- Т.: ТДПУ,  2000. - 52 б.

3.       Сластенин В.А,  Чижакова Г.И Введение в педагогическую аксиологию - М., 2005.

4.       Давлетшин М.Г. Замонавий мактаб ўқитувчисининг психологияси. - Т.:Ўзбекистон, 1999. - 30 б.

5.      Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов. пед. вузов: в 2-х кн. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. - 1999. - кн. 2: Процесс воспитания. - 256 б.

6.       Сергеев И.С. Основы педагогической деятельности.  - М., 2004.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle