Правовой статус участников кредитования малого и среднего бизнеса | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №51 (185) декабрь 2017 г.

Дата публикации: 23.12.2017

Статья просмотрена: 185 раз

Библиографическое описание:

Коновалов, Д. М. Правовой статус участников кредитования малого и среднего бизнеса / Д. М. Коновалов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 51 (185). — С. 229-232. — URL: https://moluch.ru/archive/185/47489/ (дата обращения: 07.05.2024).



Ключевые слова: кредитование, предпринимательское право, малый и средний бизнес

В данной статье рассмотрим правовой статус участников кредитования малого и среднего бизнеса.

Для начала охарактеризуем понятие «правового статуса».

Правовое положение субъекта правоотношений в исследовательской литературе почти всегда отождествляют с его правосубъектностью, правовым статусом.

В переводе с латинского языка само слово «статус» обозначает «положение, состояние кого-либо или чего-либо» [8, с. 114], об этом писал Н. И. Матузов.

Федеральный закон от 24.07.2007 года «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» составляет основу правового статуса малого и среднего бизнеса в нашей стране. Данный закон вступил в законную силу с 1 января 2008 года. В это же время Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14.06.1995 года утрачивает свою юридическую силу.

ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» дает понятия субъекта малого и среднего бизнеса в нашей стране, определяет виды и формы поддержки таким субъектам, регулирует отношения между физическими, юридическими лицами, органами местного самоуправления в сфере развития указанных субъектов, органами государственной власти субъектов РФ. Понятия и отношения закреплены в статье 1 указанного Закона.

В ст. 2 рассматриваемого Закона прописано, что регулирование развития малого и среднего бизнеса в нашей стране на законодательном уровне осуществляется также иными федеральными законами, другими нормативно-правовыми актами, принимаемыми на их основе, законодательством и нормотворчеством субъектов нашей страны, а также нормативными актами органов местного самоуправления. В совокупности они в полной мере раскрывают правовой статус субъектов малого и среднего предпринимательства в нашей стране.

Индивидуальные предприниматели и юридические лица (хозяйствующие субъекты) являются субъектами малого и среднего бизнеса в нашей стране. В соответствии с ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» они относятся к средним предприятиям, малым предприятия и микропредприятиям.

Также к субъектам малого и среднего бизнеса относятся потребительские кооперативы и коммерческие предприятия, которые в обязательном порядке вносятся в ЕГРЮЛ (единый государственный реестр юридических лиц), а также к ним относятся физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, т. е. ИП, внесенные в ЕГРИП (единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, а также к ним относятся крестьянские фермерские хозяйства. Все эти субъекты малого и среднего предпринимательства должны соответствовать обязательным условиям. Условия эти следующие:

Во-первых, для юридических лиц — общая доля участия государства, субъектов Российской Федерации, местных образований, иностранных юридических объединений, иностранных физических лиц, общественных и религиозных организаций (общностей), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не может быть больше двадцати пяти процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не может быть больше двадцати пяти процентов; [6, с. 271]

Во-вторых, за прошедший календарный год средняя численность персонала предприятия не может быть больше допустимых показателей средней численности персонала для каждой структуры субъектов малого и среднего бизнеса:

а) для предприятий среднего размера численность персонала варьируется в рамках от ста одного человека до двухсот пятидесяти человек;

б) для предприятий малого бизнеса численность персонала должна составлять до ста человек включительно;

в) для микропредприятия (как одной из форм предприятия малого бизнеса) численность персонала не должна превышать пятнадцати человек;

В-третьих, за предшествующий отчетный год балансовая стоимость активов или выручка от реализации товаров и услуг без учета НДС не может быть больше пороговых показателей, обозначенных для каждого субъекта малого и среднего бизнеса в отдельности Правительством нашей страны.

Государство, правительства областей, краев, автономных республик, городов федерального значения, республик, а также муниципальные образования всячески поддерживают предприятия малого и среднего бизнеса. Данная поддержка выражается в деятельности органов государственной власти нашей страны, органов государственной власти областей, краев, автономных республик, городов федерального значения, республик, органов местного самоуправления, направленной на реализацию мероприятий, предусмотренных целевыми федеральными, региональными, муниципальными программами развития субъектов малого и среднего бизнеса в нашей стране.

Также в соответствии со ст. 14 ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» необходимо уточнить, что государственная, региональная и муниципальная поддержка не может осуществляться в отношении субъектов малого и среднего бизнеса при следующих условиях:

‒ если такие предприятия являются кредитными организациями, ломбардами, негосударственными пенсионными фондами, страховыми организациями, участниками рынка ценных бумаг, инвестиционными фондами;

‒ если такие предприятия заключили соглашение о разделе продукции;

‒ если предприятия ведут свою деятельность в сфере игорного бизнеса;

‒ если они являются нерезидентами РФ в порядке, установленном законодательством нашей страны, исключение могут составлять случаи, когда такое право установлено международными договорами, подписанными Российской Федерацией.

Поддержка субъектов малого и среднего бизнеса выражается в финансовой, информационной, имущественной помощи, консультационной поддержки, а также поддержки в виде подготовки, переподготовки, повышения квалификации кадров. [5, с. 18] Также поддержка предприятий малого и среднего бизнеса осуществляется в таких случаях. Если они ведут предпринимательскую деятельность в сфере развития инновационных технологий, развивающих сельскохозяйственную отрасль в нашей стране, если они осуществляют внешнеэкономическую деятельность, занимаются ремесленничеством или промышленным производством.

Ст. 16 ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» говорит о том, что в программах развития малого и среднего бизнеса (предпринимательства) обозначены моменты, характеризующие порядок и условия предоставления такой поддержки.

Субъекты малого и среднего предпринимательства в случае, если они становятся объектами поддержки со стороны органов исполнительной власти РФ, органов исполнительной власти регионов, органов муниципалитетов, обязательно включаются в реестры субъектов малого и среднего предпринимательства. Другими словами, государство ведет отчетность в отношении данных категорий субъектов малого и среднего бизнеса.

На основании законодательства Российской Федерации субъектам малого и среднего предпринимательства может осуществляться поддержка в виде финансирования с привлечением бюджетов различных уровней. В статье 17 рассматриваемого в данной статье закона такая поддержка может осуществляться в виде предоставления различных субсидий, гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего бизнеса на государственном и муниципальном уровне, бюджетных инвестиций.

Органами государственной власти и муниципалитетом также может предоставляться имущественная поддержка. Осуществляется она в виде передачи во временное пользование или владение земельных участков, зданий, сооружений, строений, нежилых зданий, машин, различного оборудования, инвентаря. Передаваться данное имущество может как на возмездной, так и на безвозмездной основе, возможно также предоставление льготных условий. В ст. 18 ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» говорится о том, что переданное во временное пользование и владение такое имущество может использоваться только в соответствии с целевым назначением.

Органами государственной власти и муниципалитетом предоставляется также информационная поддержка субъектов малого и среднего бизнеса. Создаются региональные, муниципальные и федеральные информационные структуры и телекоммуникационные системы, которые обеспечиваются и функционируют за счет органов власти на различных уровнях для поддержки субъектом малого и среднего предпринимательства. Такие информационные технологии необходимы для того, чтобы субъекты бизнеса были обеспечены различного рода информацией, такой как правовой, экономической, статистической, маркетинговой, технологической, производственной и т. д.

Органы исполнительной власти на федеральном, региональном и муниципальном уровня, которые наделены полномочиями поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в России, размещают в сети Интернет на своих официальных сайтах информацию, необходимую для поддержки и развития бизнеса. Данные положения отмечены в ст. 19 ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

Следующим видом поддержки является консультационная, которая также осуществляется органами государственной власти и муниципалитетом. Для выполнения данной функции формируются организации, оказывающие консультационную поддержку субъектам малого и среднего бизнеса, а также в полной мере обеспечивается их деятельность. Если субъекты малого и среднего предпринимательства получают от таких организаций консультационные услуги и подтверждаю это документально, то органы власти компенсируют им такие затраты. [7, с. 12]

Еще одним направлением оказания помощи субъектам малого и среднего предпринимательства является подготовка, переподготовка кадров, повышение квалификации персонала предприятия муниципалитетом и органами государственной власти. Данная поддержка осуществляется в следующих направления:

‒ на основе образовательных стандартов федерального уровня разрабатываются примерные программы в образовании направленные на подготовку, переподготовку кадров, повышения квалификации персонала субъектов малого и среднего бизнеса в России;

‒ для специалистов, относящихся к незащищенным слоям населения, формируются и поддерживаются условия для повышения профессиональных знаний, проводится их подготовка и обучение в новой отрасли, оказывается помощь в области трудового законодательства;

‒ субъектам малого и среднего бизнеса предоставляется учебная, научная, методологическая помощь.

Далее рассмотрим правовой статус самих кредитных организаций.

Правовой статус кредитных организаций формируется за счет отдельных норм широкого спектра отраслей права:

‒ в общих аспектах, как правовой статус субъекта предпринимательской деятельности — нормами конституционного права;

‒ непосредственно, как правовой статус субъекта гражданско-правовых отношений — нормами гражданского права;

‒ как правовой статус субъекта банковских отношений, то есть субъект взаимоотношений с Банком России, по поводу соблюдения и исполнения правил проведения банковских операций — нормами банковского права.

Правовой статус кредитной организации регулируется конституционным, гражданским и банковским правом. Конституция РФ устанавливает определенные нормы, которые регулируют основы правового положения юридического лица, которые тем самым являются основами правового положения и кредитной организации. Стало быть, следует различать конституционный, гражданско-правовой, а также — банковский статусы кредитной организации.

Гражданское право регулирует имущественные и личные неимущественные отношения кредитной организации.

Во-первых, сюда входит организационно-правовая форма кредитной организации. Правда, как будет показано дальше, ее специфика применительно к кредитным организациям, а также отношения между кредиторами и должниками, дополнительно регулируются еще и банковскими законами.

Во-вторых, это все те сделки, которые может заключать кредитная организация со своими клиентами (договор банковского вклада, договор банковского счета, договор банковского кредита и другие сделки участником которых может выступать кредитная организация). А впоследствии, на основании этих сделок, кредитная организация проводит какую-либо банковскую операцию, предусмотренную банковским правом. Поэтому между гражданско-правовым статусом и банковским статусом кредитной организации есть взаимосвязь.

В ГК РФ были внесены изменения. Федеральным законом от 8 июля 1999 пункт 3 статьи 87 «Основные положения об обществе с ограниченной ответственностью» ГК РФ был дополнен абзацем вторым следующего содержания: «Особенности правового положения кредитных организаций, созданных в форме обществ с ограниченной ответственностью, права и обязанности их участников определяются также законами, регулирующими деятельность кредитных организаций», а пункт 5 статьи 90 настоящего Кодекса дополнен абзацем вторым следующего содержания: «Права и обязанности кредиторов кредитных организаций, созданных в форме обществ с ограниченной ответственностью, определяются также законами, регулирующими деятельность кредитных организаций». Этим же Федеральным законом пункт 3 статьи 96 ГК РФ дополнен абзацем третьим следующего содержания: «Особенности правового положения кредитных организаций, созданных в форме акционерных обществ, права и обязанности их акционеров определяются также законами, регулирующими деятельность кредитных организаций. Пункт 1 статьи 101 ГК РФ был дополнен абзацем третьим следующего содержания: «Права и обязанности кредиторов кредитных организаций, созданных в форме акционерных обществ, определяются также законами, регулирующими деятельность кредитных организаций».

Таким образом, пределы банковского права расширились. Расширились и права Банка России в тех случаях, когда они предусмотрены не его же нормативными актами, а банковскими законами, то есть «законами, регулирующими деятельность кредитных организаций».

Следует различать общий и специальный правовые статусы кредитных организаций.

Общий правовой статус кредитной организации — это статус ее обычных условий деятельности. Однако в условиях, когда кредитная организация находится на грани краха, к ней могут быть применены меры по предупреждению ее несостоятельности. В этих условиях на основании и в порядке предусмотренными Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» к ней могут быть применены Центральным банком меры ограничивающие права ее участников и органов управления кредитной организацией. Такой правовой статус кредитной организации можно назвать специальным.

Конституция Российской Федерации и другие федеральные законы предусматривают определенные гарантии правового статуса кредитной организации. Например, статьи 8, 34, 35 Конституции РФ предусматривают гарантии против незаконной конкуренции, против монополизации. Важно, чтобы эти гарантии реально действовали в банковской системе.

В данной статье рассмотрен правовой статус участников кредитования малого и среднего бизнеса. Участниками кредитования в рассматриваемом случае являются кредитные организации и субъекты малого и среднего предпринимательства. Основой формирования правового статуса субъектов малого и среднего бизнеса в нашей стране является ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Правовой статус кредитных организаций регулируется конституционным, гражданским и банковским правом.

Литература:

  1. Конституция РФ от 12.12.1993
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ
  3. О Центральном банке Российской Федерации (Банке России). Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ
  4. Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)
  5. Виленский А. Финансовая поддержка малых предприятий / А. Виленский // Экономист. — 2011. — № 12. — С. 18.
  6. Гражданское право: Учебник: В 2 томах Том 2 / Под общ. ред. Карпычева М. В., Хужина А. М., Демичев А. А. и др. — М.: ИНФРА-М, 2016. — 560 с.
  7. Малое предпринимательство в России: состояние, проблемы, перспективы / Аналитический сборник. М.: Институт предпринимательства и инвестиций. 2014.
  8. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н. И. Матузова, А. В. Малько; РАН. Саратовский филиал Института государства и права. — 3-e изд., перераб. и доп. — М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2013–640с.
Основные термины (генерируются автоматически): кредитная организация, среднее, Российская Федерация, субъект малого, бизнес, развитие малого, правовой статус, предпринимательство, государственная власть, правовое положение.


Похожие статьи

Государственная поддержка малого бизнеса в Российской...

В статье излагается положение малого предпринимательства на территории Российской Федерации. Выделяются характерные черты данного вида бизнеса. Автор представил систему государственной поддержки малого предпринимательства.

Роль государственной поддержки в развитии малого бизнеса

Ключевые слова: предпринимательство, малые и средние предприятия, сектор малого бизнеса, государственная поддержка, меры стимулирования. Сектор малого и среднего бизнеса представляет собой комплекс независимых средних и малых предприятий...

Государственная поддержка малого и среднего бизнеса...

Ключевые слова: экономическая теория, предпринимательство, коммерция, малый бизнес, государственная поддержка, регулирование. Наиболее значимая проблема развития современного малого бизнеса проявляется в формировании и эффективном применении на...

Развитие системы государственной поддержки и регулирования...

малое предпринимательство, государственная поддержка, малый бизнес, развитие малого, среднее, предпринимательство, инфраструктура поддержки, Российская Федерация...

Государственная поддержка малого бизнеса в России

малый бизнес, малое предпринимательство, Российская Федерация, государственная поддержка, Развитие, Россия, экономическое развитие, местное самоуправление, муниципальный уровень...

Государственное регулирование малого и среднего бизнеса...

государственное регулирование малого, среднее, Россия, предпринимательская деятельность, бизнес, малое предпринимательство, импортная зависимость, режим квотирования, государственная поддержка, малый бизнес.

Основные механизмы и инструменты государственной поддержки...

Государственная политика в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации занимает отдельное место.

 формирование правовой среды, обеспечивающей развитие сферы малого предпринимательства

Сущность малого предпринимательства | Статья в журнале...

малое предпринимательство, бизнес, малые предприятия, мелкие фирмы, субъекты предпринимательства.

Значение малого бизнеса и предпринимательства в социально-экономическом развитии региона.

Государственная поддержка субъектов малого и среднего...

Государственная поддержка малого предпринимательства в Евразийском экономическом союзе (на примере Российской Федерации и Республики Казахстан).

Похожие статьи

Государственная поддержка малого бизнеса в Российской...

В статье излагается положение малого предпринимательства на территории Российской Федерации. Выделяются характерные черты данного вида бизнеса. Автор представил систему государственной поддержки малого предпринимательства.

Роль государственной поддержки в развитии малого бизнеса

Ключевые слова: предпринимательство, малые и средние предприятия, сектор малого бизнеса, государственная поддержка, меры стимулирования. Сектор малого и среднего бизнеса представляет собой комплекс независимых средних и малых предприятий...

Государственная поддержка малого и среднего бизнеса...

Ключевые слова: экономическая теория, предпринимательство, коммерция, малый бизнес, государственная поддержка, регулирование. Наиболее значимая проблема развития современного малого бизнеса проявляется в формировании и эффективном применении на...

Развитие системы государственной поддержки и регулирования...

малое предпринимательство, государственная поддержка, малый бизнес, развитие малого, среднее, предпринимательство, инфраструктура поддержки, Российская Федерация...

Государственная поддержка малого бизнеса в России

малый бизнес, малое предпринимательство, Российская Федерация, государственная поддержка, Развитие, Россия, экономическое развитие, местное самоуправление, муниципальный уровень...

Государственное регулирование малого и среднего бизнеса...

государственное регулирование малого, среднее, Россия, предпринимательская деятельность, бизнес, малое предпринимательство, импортная зависимость, режим квотирования, государственная поддержка, малый бизнес.

Основные механизмы и инструменты государственной поддержки...

Государственная политика в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации занимает отдельное место.

 формирование правовой среды, обеспечивающей развитие сферы малого предпринимательства

Сущность малого предпринимательства | Статья в журнале...

малое предпринимательство, бизнес, малые предприятия, мелкие фирмы, субъекты предпринимательства.

Значение малого бизнеса и предпринимательства в социально-экономическом развитии региона.

Государственная поддержка субъектов малого и среднего...

Государственная поддержка малого предпринимательства в Евразийском экономическом союзе (на примере Российской Федерации и Республики Казахстан).

Задать вопрос