Библиографическое описание:

Швацкая А. В. Перспективы реформирования жилищно-коммунального хозяйства в Волгоградской области // Молодой ученый. — 2010. — №7. — С. 131-133.

Значение жилищно-коммунального хозяйства в экономике страны невозможно переоценить. С вопросами, касающимися жилищно-коммунальной сферы, каждый гражданин той или иной страны сталкивается ежедневно. Степень развития и эффективность деятельности жилищно-коммунального хозяйства влияют на уровень и качество жизни населения, санитарно-гигиенические условия его жизни, на производительность труда и степень реальной свободы.

В настоящее время в жилищно-коммунальном хозяйстве России существует множество проблем, которые обусловлены неэффективной системой управления и неудовлетворительным финансовым положением, высокими затратами, и, как следствие, высокой степенью износа основных фондов, неэффективной работой предприятий, большими потерями воды, энергии и других ресурсов.

В этой связи в ноябре 2007 года в Российской Федерации был образован Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства. Период функционирования Фонда запланирован на 5 лет. А с 1 января 2012 года он прекращает свою деятельность. В случае использования в полном объеме средств, предназначенных для осуществления его деятельности, Фонд подлежит ликвидации до наступления указанного срока.

Целями деятельности Фонда в соответствии с Федеральным законом № 185-ФЗ являются: создание безопасных и благоприятных условий проживания граждан и стимулирование реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирование эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрение ресурсосберегающих технологий путем предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда. Для достижения указанных целей на Фонд возложены следующие функции:

1. рассмотрение представленных субъектами Российской Федерации заявок на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда;

2. принятие решений о соответствии заявок и прилагаемых к заявкам документов требованиям, установленным Федеральным законом;

3. принятие решений о предоставлении финансовой поддержки за счет средств Фонда на основании заявок;

4. методическое обеспечение подготовки субъектами Российской Федерации заявок и прилагаемых к заявкам документов;

5. мониторинг реализации региональных адресных программ по проведению капитального ремонта многоквартирных домов и региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, а также выполнения предусмотренных Федеральным законом условий предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда;

6. иные предусмотренные Федеральным законом функции.

Указанные функции в соответствии со статьей 4 Федерального закона Фондом осуществляются безвозмездно.

Общий объем финансовой поддержки, предоставляемой за счет средств Фонда субъектам РФ составляет 240  миллиардов рублей, в том числе:

- 144  миллиарда рублей на проведение капитального ремонта многоквартирных домов;

- 96  миллиардов рублей на переселение граждан из аварийного жилищного фонда.

Правлением Фонда были утверждены лимиты предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда, рассчитанные для каждого субъекта Российской Федерации. Указанные лимиты рассчитывались на основании данных статистической отчетности об общей площади жилищного фонда на 1 января 2007 года. Также определены минимальные доли долевого финансирования за счет средств бюджетов соответствующих субъектов Российской Федерации и (или) местных бюджетов. Указанные минимальные доли рассчитаны на основании данных об уровнях фактической бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации после распределения дотаций из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации, представленных Министерством финансов Российской Федерации.

Волгоградская область наряду с другими субъектами РФ получает финансовую поддержку из средств Фонда. Так, за все время существования Фонда, регион может рассчитывать на получение финансирования в размере 4 548 636 574 рубля, из которых 2 729 181 944 рубля направляются на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, а 1 819 454 629 рублей на переселение граждан из аварийного жилищного фонда. Однако для получения указанных сумм необходимо выделить средства и из региональных и местных бюджетов в размере 30,38 % от суммы финансирования.

Результаты проведения программ по капитальному ремонту многоквартирных домов и переселения граждан из аварийного жилищного фонда в Волгоградской области за счет финансирования из средств Фонда представлены в таблице 1.

Таблица 1 – Результаты проведения программ по капитальному ремонту многоквартирных домов и переселения граждан из аварийного жилищного фонда в Волгоградской области

 

Объем предостав- ленных средств

Неизрасхо-дованные средства фонда

Программа капитального ремонта многоквартирных домов

Программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда

всего

в том числе:

всего

в том числе:

Из средств Фонда

В порядке софинанси-рования

Из средств Фонда

В порядке софинанси-рования

млн.руб.

млн.руб.

млн.руб.

млн.руб.

млн.руб.

млн.руб.

млн.руб.

млн.руб.

2008

685,57

13,72

720,07

476,24

243,82

280,97

195,61

85,36

2009

1 065,26

2,44

1 210,77

1 062,82

147,96

0

0

0

 

Кроме того, Волгоградская область представила в Фонд содействия реформированию ЖКХ заявку на получение финансовой поддержки в 2010 году. В соответствии с представленной заявкой регион планирует получить из средств Фонда 1 860 млн. рублей, из которых 1 170 млн. рублей предполагается направить на проведение капитального ремонта многоквартирных домов в 12 муниципальных образованиях области и 690 млн. рублей – на расселение граждан из аварийного жилья в 3-х муниципальных образованиях региона.

Рисунок 1 – Динамика изменения объемов финансирования программ по капитальному ремонту многоквартирных домов и переселения граждан из аварийного жилищного фонда в Волгоградской области

Как видно из графика, с каждым годом объемы финансирования возрастают, что объясняется ветшанием жилищного фонда и необходимостью его капитального ремонта,  а иногда даже и необходимостью сноса аварийного жилья и переселения граждан. Кроме того, за пять лет функционирования Фонда не возможно провести капитальный ремонт всех домов, нуждающихся в ремонте, и снести все аварийное жилье. Более того, с каждым годом количество домов, подлежащих капитальному ремонту, и количество аварийных домов увеличивается. Таким образом, Фонд содействия реформированию ЖКХ решает проблему лишь частично и оставляет вопрос о праве гражданина РФ на достойное жилье открытым.

 

Литература:

1. Федеральный закон Российской Федерации от 21 июня 2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства»

2. Годовой отчет государственной корпорации – Фонда содействия реформированию ЖКХ за 2008 год. http://www/fondgkh.ru/result/statistic/31213.html

3. Годовой отчет государственной корпорации – Фонда содействия реформированию ЖКХ за 2009 год. http://www/fondgkh.ru/result/statistic/38375.html

4. Информация об одобренных и рассматриваемых заявках по получению финансовой поддержки за счет средств Фонда http://www/fondgkh.ru/result/get_finance/22902.html

 

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle