Библиографическое описание:

Лубенец М. Ю. Содержание конвенциональных отношений в педагогическом коллективе // Молодой ученый. — 2010. — №7. — С. 282-283.

Работа педагога – такой вид трудовой деятельности, который просто невозможен вне общения. Структура педагогического труда насчитывает, по мнению психологов, более двухсот компонентов. Но одной из самых сложных его сторон является общение, либо через живое, непосредственное общение педагогов с коллегами, с детьми осуществляется главное в педагогической работе – воздействие личности на личность. От стиля и форм взаимодействия педагогов зависит их эмоциональный настрой. Очень часто педагог, идя на работу, не может оставить груз домашних проблем, которые пополняются проблемами коллектива. Педагог не всегда может преодолеть свой негативный эмоциональный настрой и щедро делятся им с окружающими детьми и взрослыми.

Именно поэтому важно установить конвенциональные отношения, то есть те отношения, которые будут строиться на принципах:

Принцип правдивости и доверия: произносимые речевые акты должны соответствовать коммуникативным ожиданиям, то есть соответствовать действительности;

Принцип выразимости: все, что может иметься ввиду, можно адекватно выразить;

Принцип неточности выражения в контексте: приспособления высказывания коммуникативной цели и отклонение при этом от требования точности;

Принцип потенциальной выявимости оснований: высказывание должно соответствовать требованию интенциальной прозрачности;

Принцип оптимальности: говорящий стремиться минимизировать сложность поверхностной структуры высказывания и максимизировать тот объем информации, который может быть успешно сообщен адресату;

Принцип договоренности о новом и старом: задает тема – рематическую структуру высказывания.

Как видно из приведенных примеров, конвенции высказывания представляют собой нормативные требования к формально-логической и тематической организации конвенциональных отношений в коллективе.

Однако сведения о конвенциях как прагматическом факторе общения, то есть нормах и принципах речевого поведения до сих пор не нашли своего полного описания в системе наук [1].

Существует 3 уровня конвенциональности в отношениях – доконвенциональный, конвенциональный, постконвенциональный. Мы считаем, что в педагогическом коллективе перечисленные уровни находят свое отражение как соотношение:

 Я + коллектив (эгоцентрический, доконвенциональный уровень). Желание получить награду, вознаграждение любой ценой, добиться расположения руководителя, получить одобрение коллег;

 Я и коллектив (обыденный конвенциональный уровень). Реакция развивается в подчинение законам того общества, к которому человек принадлежит. Человек обретает более высокую культуру, понимает, каким он должен быть в конкретном коллективе, что и как должен делать.

 Я в коллективе (принципиальный, постконвенциональный уровень). На третьем уровне человек признает моральные принципы в качестве своих собственных принципов, а не в качестве навязанного ему другими внешнего принуждения. Именно указанный третий уровень служит областью исследования теорий нравственности

Данные уровни преодолеваются личностью педагога согласно соотношению проработанного времени в одном коллективе.

Для того, что бы ускорить процесс преодоления конвенциональных уровней, необходима эффективная совместная деятельность, которая во многом зависит от оптимальной реализации личностных и групповых возможностей. Благоприятная атмосфера в коллективе не только продуктивно влияет на результаты ее, но и перестраивает человека, формирует его новые возможности и проявляет потенциальные. В связи с этим возникает необходимость в оптимизации стиля межличностного взаимодействия, или так называемых конвенциональных отношений.

На сегодняшний день формирование конвенциональных взаимоотношений становятся практикой повседневности, становится очевидным, что на практике невнимание к установлению конвенций в межличностных отношениях оборачивается как личностными проблемами, так и дестабилизацией организационных структур. Дезинтеграция в обществе, проявляющаяся через многочисленные этнические, классовые, религиозные групповые конфликты, также является следствием неумения и нежелания устанавливать конвенциональные отношения. Причем ситуация обостряется для транзитивных (переходных) обществ, к числу которых относится Россия [2]. Вопросы конвенциональности касаются взаимодействия поколений, так как принципиально важно объяснить, как возможно при быстрой смене конвенциональных правил сохранять устоявшиеся структурные элементы  социальной интеграции. Необходимость постановки вопроса о концептуальных основах социальной конвенциональности обостряется в связи с интенсивностью процессов культурной универсализации и глобализации [3]. Социальные науки пытаются ответить на вопросы о возможности формирования конвенциональных норм и правил общения, признанных всеми, и какими должны быть конвенциональные отношения, чтобы не разрушить социокультурную идентичность человека. Иными словами, существование социальной конвенциональности подтверждается практикой, причем данная проблема представляется не такой простой, как может показаться на первый взгляд, острота же социальной проблемы определяет важность теоретического анализа феномена.

 

Литература:

1.   Дмитриева, Н. Л. Конвенциональный стереотип как средство регуляции восприятия вербализованного содержания [Текст] / Н.Л. Дмитриева. – Дис. на соиск. уч. ст. канд. фил. наук. – Барнаул, 1996. – 175 с.

2.   Дэвидсон, Д. Общение и конвенциональность [Текст] / Д. Дэвидсон. – М.: Наука, 1987. – С.213-233.

3.   Колтунова, М. В. Негативные социальные факторы, способствующие снижению уровня конвенциональности институционального общения [Текст] / М.В. Колтунова // V Степановские чтения; мат-лы докладов и сообщений. – М.: РУДН. – С. 64-66.

 

 

 

 

 

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle