О соблюдении литературной нормы в разговорной речи | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Кокина, И. А. О соблюдении литературной нормы в разговорной речи / И. А. Кокина, А. А. Прокопайло. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 22.1 (156.1). — С. 5-6. — URL: https://moluch.ru/archive/156/44299/ (дата обращения: 27.04.2024).



В статье говорится о важности соблюдения литературной нормы в речи говорящего. Основное внимание в статье уделяется соблюдению произносительных норм речи: орфоэпических и акцентологических.

Ключевые слова: норма, орфоэпические нормы, акцентологические нормы, культура речи.

Сегодня все больше внимания обращается на то, что мы говорим и как мы это делаем. Поэтому в последнее время актуальным становится вопрос о культуре нашей речи и речевого поведения. И недаром сегодня во все вузы России, в учебные планы всех специальностей и направлений, вводятся дисциплины, так или иначе изучающие культуру русской речи: «Русский язык и культура речи», «Культура устной и письменной речи», «Культура речи и деловое общение» и так далее. Порой достаточно от незнакомого человека услышать несколько неправильно употребленных слов (будь то неправильное ударение в слове, например, договор вместо договор, километр, каталог, понял; или употребление, например, ихний, у ней и т.д.), чтобы можно было составить представление о степени его речевой культуры, интеллигентности и об образовании.

Еще М.И.Калинин, обращаясь к выпускникам средних школ, говорил: «Вы должны хорошо знать русский язык. … Ведь нет такой науки, которую вам не придется изучать в будущем, и нет такой сферы общественной деятельности, где бы не требовалось хорошее знание русского языка. И даже в обыденной жизни такое знание необходимо, для того, чтобы правильно и точно выражать свои мысли, чувства, самые глубины переживаний» [2].

Целый ряд ученых занимались проблемами качества хорошей речи и культуры речи. Это В.В. Львов, Б.Н. Головин, Л.П. Крысин, Л.К. Граудина, Е.Н. Ширяев, В.И. Максимов, Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Кашаева и другие.

Дело в том, что когда мы говорим, то соблюдаем целый ряд общепринятых языковых норм. А владеть нормой – это не только уметь говорить правильно и красиво, но уметь использовать такие языковые средства, которые являются уместными в соответствии с целями речи и со сложившейся ситуацией общения.

В связи с развитием науки и техники развивается и язык. Лексика обогащается новыми словами, которые становятся нормативными, например, «компьютеризация», «интернет» и т.д. Но наряду с этим появилось много слов – жаргонизмов, которые, являясь ненормативными, засоряют и портят нашу речь.

Портят речь и несоблюдение орфоэпических и акцентологических норм, которые являются, как утверждает В.В. Львов, существенным компонентом правильной речи.

Так как же правильно: нет торта или торта (Р. П. ед. ч.); творог или творог? Сегодня все чаще можно услышать произносительную форму «торта» с ударением на втором слоге и «творог» с ударением на первом. А между тем, в «Орфоэпическом словаре русского языка» под редакцией Р.И.Аванесова именно формы «творог» и «торта» стоит на первом месте. И, несмотря на то, что нормой допускается ударение на первый слог в слове «творог», уважающий себя человек употребит именно форму «творог» [1].

Норма довольно устойчива, консервативна. И именно «консервативность нормы обеспечивает понятность языка для представителей разных поколений» [4]. Однако при кажущейся устойчивости норма способна к изменению. Так произошло, например, с формой слова «трактора» с окончанием –а вместо –ы, «прожектора, крейсера».

Устарело и произношение сочетания [шн] в словах сливо[шн]ый (сейчас только сливо[чн]ый), кори[шн]евый (кори[чн]евый). На второй план отходит произношение було[шн]ая, моло[шн]ый, тогда как в ряде слов на месте сочетания [чн] произносится только [шн] (коне[шн]о, ску[шн]о, яи[шн]ица, скворе[шн]ик, наро[шн]о, пустя[шн]ый, праче[шн]ая, и в женских отчествах: Фомини[шн]а, Ильини[шн]а и других). В разговорной речи в последние годы в словах «скворечник», «прачечная», «скучно» наблюдается тенденция к произношению [чн] вместо [шн]. Кто знает, может быть, это первые предпосылки к изменению нормы, а возможно и просто несоблюдение нормы.

Ясно одно: задача культуры речи – охрана литературного языка и его норм, которые отражены в словарях русского языка. Но, как справедливо отмечает М.М. Михайлов, «соблюдение нормы не самоцель речи: мы говорим не ради соблюдения нормы, а соблюдая норму», так как цель повествования – оказывание воздействия на адресата и его чувства [5]. А этого невозможно достичь без соблюдения определенных норм языка.

Мало кто обращает внимание, например, на качество произносимого звука (г). В литературном языке (г) – взрывной, звонкий, его нельзя тянуть (гриб, гроза, груз, гром). Исключения, когда произносится (γ) фрикативный, долгий, составляют слова церковно–книжного происхождения (ого, ага, угу, Бог, Господи, богатый). Хотя произношение слов «Господи», «богатый» и «благо» со звуком (γ) из употребления выходит.

Поэтому задача носителей русского языка, – это правильное употребление его средств, следование нормам, так как овладение русским языком предполагает собой и овладение нормами, которые проявляются в употреблении принятых в литературном языке разнообразных речевых средств для правдивого и точного изображения действительности.

Ведь как подчеркивал М.И. Калинин, «Язык наш богатый, и вы его не коверкайте, не портите и ребят приучайте к этому. Требуйте, чтобы они сначала думали, а потом говорили, но не говорили, а потом думали. В этом основа» [6].

Литература:

  1. Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы / Под ред. Р. И. Аванесова. М., 1984.
  2. М. И. Калинин о молодежи // Смена, 1955 — № 684 (ноябрь): URL: http://www.smena-online.ru/stories/m-i-kalinin-o-molodezhi (дата обращения 26.04.17)
  3. В.В. Колмакова, И.А. Кокина. Культуроцентрический подход как методологическая основа современной педагогической теории и практики // VII Международная научно-практическая конференция "Педагогическое мастерство и педагогические технологии: материалы VII Междунар. науч.–практ. конф. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. — № 1 (7).
  4. Крысин Л.П. Современная литературная норма и ее кодификация// Русский язык в школе, 2002. — №1.
  5. Михайлов М.М. Образность как одно из качеств хорошей речи// Русский язык в школе, 1991. — №1.
  6. О коммунистическом воспитании: Ряд речей и статей М. И. Калинина URL:http://www.vospod.ru/book3127.html (дата обращения 25.04.17)
Основные термины (генерируются автоматически): русский язык, норма, культура речи, литературный язык, слово, Калинин, соблюдение нормы, целый ряд.


Похожие статьи

Нарушение норм литературного языка на примере мультфильма...

литературный язык, культура речи, норма, нарушение норм, речь, русский язык, нарушение чистоты речи, литературная норма, речевая культура, употребление слов.

Выработка навыков речевой культуры на занятиях практического...

стилистический анализ, литературный язык, русский язык, культура речи, текст, слово, повышение культуры речи, речевая деятельность, научный стиль, термин.

Варианты ударения в современном русском языке

A. Русский язык и культура речи: учебное пособие / Л. А. Введенская, М. Н. Черкасова.

Основные термины (генерируются автоматически): русский язык, литературный язык, ударение, норма, слово, помет, постановка ударения, река, Орфоэпический словарь, деловое...

Актуальные проблемы совершенствования речевой культуры...

Ключевые слова: речевая культура, норма, языковая норма, современный русский литературный язык, речевая ситуация, речевая среда, стилистика, виды чтения, текст, высказывание.

Проблема реализации нормативного аспекта в речи: к вопросу...

слово, речь, молодежь, изменение, языковая норма, современный русский язык, современная молодежь, русский язык, речевая практика, речевая культура, разговорная речь, литературный язык, язык.

«Культура речи» и самостоятельная работа студентов

Культура речи — понятие многозначное. Одна из основных задач культуры речи — это Охрана литературного языка, его норм. Следует подчеркнуть, что такая охрана является делом национальной важности, поскольку литературный язык — это именно то...

Культура речи в младших классах и методы ее развития

русский язык, ошибка, слово, речь, ребенок, письменная речь, литературный язык, детский язык, речевая культура, нормативный язык.

Речевой этикет: нормы и правила | Статья в журнале...

Нарушение норм и правил литературного языка, особенно если оно выглядит

Верещагин Е. М., Костомаров В. Г. Язык и культура: Лингвострановедение в преподавании русского языка как иностранного.

Соотношение явлений нормы и аномалии в языке современной прессы.

Влияние нарушения акцентологических норм на уровень...

Акцентологические(от лат. аccentus — ударение)нормынормы ударения — выделения одного из слогов в составе слова с помощью усиления звучания, увеличения длительности.

Максимова В. И. Русский язык и культура речи.-М: Гардарики, 2001.

Похожие статьи

Нарушение норм литературного языка на примере мультфильма...

литературный язык, культура речи, норма, нарушение норм, речь, русский язык, нарушение чистоты речи, литературная норма, речевая культура, употребление слов.

Выработка навыков речевой культуры на занятиях практического...

стилистический анализ, литературный язык, русский язык, культура речи, текст, слово, повышение культуры речи, речевая деятельность, научный стиль, термин.

Варианты ударения в современном русском языке

A. Русский язык и культура речи: учебное пособие / Л. А. Введенская, М. Н. Черкасова.

Основные термины (генерируются автоматически): русский язык, литературный язык, ударение, норма, слово, помет, постановка ударения, река, Орфоэпический словарь, деловое...

Актуальные проблемы совершенствования речевой культуры...

Ключевые слова: речевая культура, норма, языковая норма, современный русский литературный язык, речевая ситуация, речевая среда, стилистика, виды чтения, текст, высказывание.

Проблема реализации нормативного аспекта в речи: к вопросу...

слово, речь, молодежь, изменение, языковая норма, современный русский язык, современная молодежь, русский язык, речевая практика, речевая культура, разговорная речь, литературный язык, язык.

«Культура речи» и самостоятельная работа студентов

Культура речи — понятие многозначное. Одна из основных задач культуры речи — это Охрана литературного языка, его норм. Следует подчеркнуть, что такая охрана является делом национальной важности, поскольку литературный язык — это именно то...

Культура речи в младших классах и методы ее развития

русский язык, ошибка, слово, речь, ребенок, письменная речь, литературный язык, детский язык, речевая культура, нормативный язык.

Речевой этикет: нормы и правила | Статья в журнале...

Нарушение норм и правил литературного языка, особенно если оно выглядит

Верещагин Е. М., Костомаров В. Г. Язык и культура: Лингвострановедение в преподавании русского языка как иностранного.

Соотношение явлений нормы и аномалии в языке современной прессы.

Влияние нарушения акцентологических норм на уровень...

Акцентологические(от лат. аccentus — ударение)нормынормы ударения — выделения одного из слогов в составе слова с помощью усиления звучания, увеличения длительности.

Максимова В. И. Русский язык и культура речи.-М: Гардарики, 2001.

Задать вопрос