Библиографическое описание:

Истамова Н. А., Абдукодирова Ф. Р. «Культура речи» и самостоятельная работа студентов // Молодой ученый. — 2016. — №12. — С. 876-878.



Статья посвящена вопросам учебно-познавательной деятельности студентов а также самостоятельной работе, которая имеет большое значение вследствие ряда особенностей обучения в высшем учебном заведении.

Ключевые слова: психологическая трансформация обучающихся, объем и концентрация материала, воспитывающие психологическая и практическая подготовка, культура речи, функциональный стиль.

Образование и воспитание, являясь продуктом сознания, одновременно являются и факторами, определяющими уровень развития личности. Не изменив систему образования, нельзя изменить сознание, и, собственно, разум, невозможно достичь высшей цели — построить свободное и процветающее общество.

И. А. Каримов

Формирование самостоятельно и свободно мыслящей личности, способной сознательно участвовать в общественно-политической жизни, активно влиять на социальные процессы, ответственность за судьбу страны, семьи — вот главный приоритет Национальной программы по подготовке кадров. Ее осуществление должно быть увязано с идеологией национальной независимости, которая «по своей сущности и содержанию представляет собой важный критерий духовной жизни общества, действенную программу его коренного преобразования, устремленности в будущее, формирования нового мировоззрения у людей, развития общественной мысли» [1].

Образование — это фактор, влияющий на уровень развития человеческого капитала и, следовательно, страны. Поэтому состояние образовательной системы, соответствие задачам экономического и общественного развития страны входят в число приоритетов государственной политики в Узбекистане. Подтверждением этому служит принятая в республике Национальная программа подготовки кадров [2].

Речь идёт о новом взгляде на образование как систему воспитания компетентного и мобильного человека, способного найти профессиональную, социальную и психологическую нишу в быстро изменяющихся общественных, информационных и технологических условиях. Выпасть из общемирового процесса в данном случае — значит ограничить потенциал развития народа и государства, общества и отдельно взятой личности. Известно, что на втором этапе реализации Национальной программы по подготовке кадров (2001–2005г.г.) предусмотрено: "...учебно-воспитательный процесс обеспечивается... передовыми педагогическими технологиями». В подразделе НППК «Высшее образование» содержится требование "... интенсифицировать обучение... с использованием новых педагогических... технологий». В п. 3. 4. НППК предусмотрено «... разработать меры по обеспечению связи науки с образовательной практикой... по созданию и освоению передовых педагогических технологий» [3]. Эти положения НППК отражают социальный заказ общества, который выразил Президент ИсламКаримов «Совершенно недопустимо, когда... преподавание продолжает вестись старыми, допотопными методами.».. Такие подходы к процессу обучения и предопределили актуальность избранной темы исследования. Актуальность избранной нами темы квалификационной работы определяется необходимостью создания методической и практической базы для разработки и использования новых педагогических технологий (далее — НПТ), тем самым полнее реализовать ее возможности для усиления практической и воспитательной направленности процесса обучения, а в дальнейшем — кардинального изменения самого процесса обучения [4].

Высшее образование направлено на подготовку специалистов, которые могут успешно решать практические, теоретические и исследовательские задачи, связанные с выбранной профессией. Кроме того, выпускник вуза должен быть не только мастером своего дела, но и интеллигентом в самом широком смысле этого слова, что напрямую связано с правильной, точной, выразительной речью.

Если мы замечаем манеру человека себя держать, его походку, его поведение и по ним судим о человеке, иногда, впрочем, ошибочно, то язык человека — гораздо более точный показатель его человеческих качеств, его культуры»

Следовательно, необходимость дисциплины «Культура речи» в вузе очевидна. Бесспорно также и то, что высшее образование требует от студентов преимущественно самостоятельной работы, которая имеет большое значение вследствие ряда особенностей обучения в высшем учебном заведении.

Культура речи — понятие многозначное. Одна из основных задач культуры речи — это Охрана литературного языка, его норм. Следует подчеркнуть, что такая охрана является делом национальной важности, поскольку литературный язык — это именно то, что в языковом плане объединяет нацию. Создание литературного языка — дело не простое. Он не может появиться сам по себе. Ведущую роль в этом процессе на определенном историческом этапе развития страны играет обычно наиболее передовая, культурная часть общества. Становление норм современного русского литературного языка неразрывно связано с именем А. С. Пушкина. Язык русской нации к моменту появления литературного языка был весьма неоднороден. Он состоял из диалектов, просторечия и некоторых других обособленных образований. Диалекты — это местные народные говоры, весьма различные с точки зрения произношения (на Севере окают, на Юге якают), лексики, грамматики. Просторечие едино, но все же недостаточно упорядочено по своим нормам. Пушкин сумел на основе разных проявлений народного языка создать в своих произведениях такой язык, который был принят обществом в качестве литературного.... Литературный язык — это. разумеется, далеко не одно и то же. что язык художественной литературы В основе языка художественной литературы лежит литературный язык. И, более того, литературный язык как бы вырастает из языка художественной литературы. И все же язык художественной литературы ~ это особое явление. Его главная отличительная черта состоит в том. что он несет в себе большую эстетическую нагрузку. Для достижения эстетических целей в язык художественной литературы могут привлекаться диалекты и другие нелитературные элементы. Поскольку не каждый из студентов гуманитарных вузов может (даже если и хочет) стать писателем, вопрос о писательском языковом мастерстве и языке художественной литературы в данной статье не рассматривается. Однако отметим: без знания основ культуры речи в наше время трудно себе представить подлинного интеллигента. Высшее образование требует от студентов преимущественно самостоятельной работы, которая имеет большое значение вследствие ряда особенностей обучения в высшем учебном заведении [5].

Перечислим главные:

  1. Психологическая трансформация обучающихся: из учеников — в студенты. В этот период закладываются основы нового подхода к овладению знаниями.
  2. Объем и концентрация материала, когда на изучение важных тем отводится небольшое количество часов.
  3. Выработка навыков исследовательской деятельности и подготовка к выполнению семинарских докладов, курсовых работ, написанию бакалаврской работы и магистерской диссертации.

Понятность речи По мнению исследователей, общепонятность языка определяется прежде всего отбором речевых средств, а именно необходимостью ограничить использование слов, находящихся на периферии словарного состава языка и не обладающих качеством коммуникативной обще значимости. Огромный словарь русского языка с точки зрения сферы употребления можно разделить на две большие группы — лексику неограниченной сферы употребления, в которую входят общеупотребительные, понятные для всех слова, и лексику ограниченного употребления, в которую включены профессионализмы, диалектизмы, жаргонизмы, термины, т. е. слова, употребляемые в определенной сфере профессиональной, территориальной, социальной. Гораздо труднее обстоит дело с восприятием слов ограниченной сферы употребления. Она так и названа потому, что ее не могут и не должны понимать абсолютно все.

Профессионализмами называются слова и выражения, используемые людьми одной профессии (журналисты, электронщики, плот-ники, шахтеры и др.). Они в большинстве случаев не относятся к официальным, узаконенным наименованиям.

Диалектная лексика — слова, ограниченные в территориальном отношении, входящие в словарный состав отдельных диалектов, по-нятные лишь жителю данной местности. Например: биспой — «седой, серебристый» (в говорах Архангельской области); зобать — «есть» (в рязанских говорах): жварить — «сильно бить, колотить» (в калужском говоре).

Жаргонизмы — слова и выражения, принадлежащие какому-либо жаргону. В современной лингвистической литературе слово жаргон обычно употребляется для обозначения различных ответвлений общенародного языка, которые служат средством общения различных социальных групп [6].

Как писал А. П. Чехов, «для интеллигентного человека дурно говорить так же неприлично, как не уметь читать и писать.Каждое знаменательное слово выполняет номинативную функцию, т. е. называет предмет или его качество, действие, состояние. Это обязывает говорящих обращать внимание на значение слов, правильно их использовать.

Литература:

  1. Каримов И. А. Гармонично развитое поколение — основа прогресса Узбекистана Т., Шарк,1997. с. 18
  2. Каримов И. А. Доклад на заседании Кабинета министров, посвященном итогам социально-экономического развития страны в 2000 году и приоритетным направлениям либерализации и углубления экономических реформ в 2001 году. / Народное слово от 16.02.2001г.
  3. Лихачев Д. С. Заветное. — М: «Издательский, образовательный и культурныйцентр «Детство», «Отрочество», «Юность»: ОАО «Московские учебники», 2007. — С. 159.
  4. Практикум по развитию речи: Учебное пособие для студентов национальных групп педагогических институтов. 4.2 /Г. Г. Городилова, А. Г. Хмара, А. А. Баранникова и др. — Л.: Просвещение. Ленингр. отделение, 1991. — С. 58.
  5. Колесникова Н. И. От конспекта до диссертации: Учебное пособие по развитию навыков письменной речи. 3 изд., испр. — М.: Флинта: Наука, 2006. Русский язык и культура речи: практикум/под ред.проф. В. И. Максимова.-2 изд., испр. и доп. — М.: Гардарики, 2007. Смирнова Л. Г. Культура русской речи: Учебное пособие по развитию речи. — 3-е.изд. — М.: ООО ТИД «Русское слово — РС», 2007.
  6. Смирнова Л. Г. Культура русской речи: Учебное пособие по развитию речи. — 3-е изд. — М.: ООО ТИД «Русское слово -РС», 2007. С.166.
Основные термины (генерируются автоматически): художественной литературы, высшем учебном заведении, большое значение вследствие, язык художественной литературы, значение вследствие ряда, вследствие ряда особенностей, литературного языка, ряда особенностей обучения, Учебное пособие, языка художественной литературы, Культура русской речи, литературный язык, развитию речи, развития страны, ТИД «Русское слово, сферы употребления, культура речи, культуры речи, Создание литературного языка, русского литературного языка.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос