Библиографическое описание:

Царегородцев А. Н. Анализ системы практической реализации семейной политики // Молодой ученый. — 2010. — №4. — С. 294-299.

В наши дни, семьи, имеющие детей, как правило, находятся на самой низкой ступени по уровню реальных доходов, то есть принадлежат к бедным слоям общества. Поэтому ей требуется социальная помощь и защита государства - не разовая, а постоянная, гарантированная, адресная. Только эффективное и разумное использование федерального, регионального и местного уровней власти, сведет семейные проблемы к минимуму.  Для большей наглядности составим схему реализации семейной политики.

Следует также схематично изобразить реализацию социальных обязательств.

Хотелось бы сказать несколько слов о центрах и организациях, которые занимаются исполнением семейной политики. Они существуют почти в каждом городе и выполняют функцию посредника между государством и народом. Вкратце их деятельность можно описать следующим образом: они должны оказывать поддержку слоям населения, которые в этом нуждаются больше всего. Социально-экономическая помощь (предоставление вещевой и продуктовой помощи), социально-психологическая (консультирование у психолога, психодиагностика, проведение групповых тренингов и индивидуальных занятий, экстренная психологическая помощь по телефону и др.), социально-педагогическая (педагогическая коррекция, организация совместного досуга родителей и детей), медико-социальная (профилактика вредных привычек, консультации врачей, медсестер, массаж, занятия лечебной физкультурой, предоставление путевок на оздоровительный отдых) и предоставление юридических услуг (консультирование по гражданскому, жилищно­му, семейному, трудовому праву, помощь в составлении исков и др.). Они реализуют социальные программы, определяют нуждаемость семей и детей в конкретных видах и формах, а также осуществление социального патронажа и проведение превентивных мер девиации различного вида.

Но мы перечислили то, что у них обозначено «на бумаге», на деле картина представляется несколько мрачнее. Сами сотрудники зачастую не обладают необходимым уровнем теоретических и практических знаний для того же патронажа или оказания каких-либо превентивных мероприятий. Например, в Балаковском Центре «Семья» проект для отцов-одиночек «Шаги в жизнь», который выиграл грант, успешно реализовался только в первый год своей реализации, и то полностью курс прошло лишь 5 семей, с тех пор их численность каждый год только уменьшалась и в 2008 году не явилось ни одного человека. Вряд ли это говорит о непроработанности программы или отсутствия проблем у целевой группы, здесь, скорее всего, некачественный уровень рекламы и довольно скромная численность отцов-одиночек в Балаково. Также нередки случаи, когда «хорошая» статистика центров элементарно фальсифицируется, когда количество оказанных услуг завышается для «галочки».

Данный местный уровень обязан взаимодействовать с «органами самоуправления и учреждениями социальной защиты, образования, здравоохранения, внутренних дел, занятости, миграции, общественными объединениями многодетных, неполных семей, семей с детьми-инвалидами»[5] (если такие имеются) и другими организациями, а также участвовать в привлечении различных организаций к решению вопросов оказания социальной помощи семье и детям. Это необходимо для оперативности оказания помощи, заблаговременное выявление проблемных областей и оказания превентивных действий.

В данных центрах следует выделить их неподготовленность к тому случаю, когда к ним за помощью обращается отец. В целом кризисные центры для мужчин большая редкость для России, собственно говоря, существует один известный: Краевой кризисный центр для мужчин, у которого есть небольшие филиалы по стране. В настоящее время система немного модернизируется с учетом последних тенденций в социуме.

Для того же, что бы охватить весь спектр проблем монородительских отцовских семей следует создать структурированное реабилитационное пространство и четкую схему помощи:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Затронув выше такое понятие как «социальные сети, ассоциации, объединения», стоит пояснить, что под этим имеется в виду. Зачастую, когда находится явление, вызывающее бурные обсуждения в социуме, или же какую-нибудь группу в обществе дискриминируют, представители данной группы могут сформировать негосударственные официальные или неофициальные объединения, тем самым, сплотив всех тех, у кого накопились неразрешенные вопросы. Они могут принимать различные облики: журналы, ассоциации, Интернет-блоги, комитеты и т.д. Таким образом, этот вид является гласом народа, представляющий определенные массы, влияющие на решения правительства. В семейной сфере можно разделить подобные организации на мужские и женские. И те и другие, в утрированном варианте, указывают друг на друга пальцем и считают их виновниками во многих своих бедах.

Можно привести яркие примеры таких социальных течений: Отцовский комитет, мужской электронный журнал «Мужской Альманах», всероссийская ассоциация «Отцы и дети» (являющаяся, пожалуй, самой весомой представительницей отцовства в России), Интернет-проект «Папалэнд», Международное женское движение, «Ассоциация независимых женских объединений», «Женская ассоциация», а также многие другие проекты. Можно отметить, что у женщин куда больше опыта в подобной сфере, имеющих подобные структуры еще в 20 века, нежели у мужчин, которые стали открыто заявлять о своих правах. Причем у мужчин эти протесты почти всегда касаются вопроса о детях, в то время как у женщин проблем по дискриминации куда больше.

Кроме данных учреждений местного уровня следует рассказать и о «верхушке айсберга»: федеральных и региональных социальных программах, направленных на решение приоритетных семейных проблем. Федеральные целевые программы и межгосударственные целевые программы, в осуществлении которых участвует Российская Федерация, представляют собой ограниченные по времени, ресурсам и срокам осуществления, «комплекс научно-исследовательских, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение системных проблем в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития Российской Федерации»[1].

Так как для государства одной из важнейших задач является решение демографической проблемы, то и направления для основной деятельности являются поддержка и поощрение многодетных и молодых семей.

Целевая федеральная программа «Молодой семье – доступное жилье» предусматривает предоставление субсидий на «приобретение жилья, строительство индивидуального жилого дома; уплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита; погашение основной суммы долга и уплату процентов по ипотечным кредитам, полученным раньше, чем была получена субсидия; осуществление последнего платежа в счет уплаты паевого взноса молодой семьей, которая является членом жилищного накопительного кооператива и для которой кооперативом приобретено жилое помещение»[2]. И подобные программы, созданные для обеспечения большей доступности жилья, создаются во многих регионах.

Проблеме семей, имеющих детей-инвалидов, также уделяется весьма большое внимание и на федеральном и на региональном уровне. Так, к примеру, в рамках программы "Дети Саратовской области на 2007-2010 годы" в 2008 году реабилитационными учреждениями приобретено реабилитационное, спортивно-тренажерное, технологическое оборудование и оргтехника на сумму 2 471,0 тыс. руб., автотранспорт на сумму 3 030,0 тыс. руб., мебель – 1 100,0 тыс. руб.[6] А в рамках реализации приоритетного национального проекта "Здоровье" в 2008 году для трех детских домов-интернатов для умственно отсталых детей приобретено компьютерное  оборудование для  создания Интернет-классов. К тому же по Саратовской области 25 апреля 2007 года был принят закон №65-ЗСО "О социальной поддержке семей, имеющих детей-инвалидов, по оплате жилого помещения в Саратовской области" предоставляет названной категории граждан 50% скидку в оплате жилого помещения в частном жилищном фонде[6]. И это далеко не все, что предусмотрено министерством социальной поддержки Саратовской области.

Для многодетных семей в Саратовской области предусмотрены следующие законы: закон Саратовской области от 26 декабря 2008 г. N 371-ЗСО "О мерах социальной поддержки многодетных семей в Саратовской области"; закон Саратовской области от 1 августа 2005 г. N 74-ЗСО "О мерах социальной поддержки многодетных семей в Саратовской области" (с изменениями от 29 марта, 8 декабря 2006 г., 30 марта, 2 августа 2007 г., 26 декабря 2008 г., 25 февраля, 26 ноября 2009 г.); постановление Правительства Саратовской области от 7 декабря 2005 г. N 417-П "Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты дополнительного единовременного пособия при рождении ребенка многодетным семьям в Саратовской области" (с изменениями от 3 апреля 2006 г., 21 ноября 2008 г.)[6].

Можно отметить, что монородительским семьям внимания уделяется куда меньше, нежели они того заслуживают, хотя и абсолютно без помощи их не оставляют: в законах и социальных программах, касающихся молодых и многодетных семей упоминаются также и семьи «неполные».

Весьма интересна тема алиментных отношений в современной монородительской семье. В настоящее время мы наблюдаем дискриминацию на государственном уровне, так как отцы, не платящие алиментов, разыскиваются, с них взыскиваются определенный процент от их заработной платы, в то время как если бы на месте мужчины окажется женщина-мать, то к ней будет другое отношение.

Проблемы гендерной стереотипизации и дискриминации в обществе не заканчиваются лишь в сфере алиментных обязательств. Необходимо отметить и тему оформления опекунства во время бракоразводных процессов. Семейный кодекс РФ, как и конституция, гарантирует соблюдение равных прав, но на деле все решает история судебной практики, которая строго следует тому, что дети должны оставаться с матерью. Нельзя не отметить, что постепенно начинают происходить перемены, но они все еще незначительны.

Раньше проблема стояла настолько остро и вызвала такой резонанс в обществе у мужской половины, что 18 ноября 1990 года в Москве была создана  Российская правозащитная ассоциация "Отцы и Дети". «Она стала первой официальной правозащитной организацией в СССР и была зарегистрирована министерством юстиции РФ 08.07.91 под №201 как общероссийская независимая  общественная организация»[3].

Из-за того, что отцы-одиночки такая редкость в нашем обществе, к ним формируется особое отношение. В Саратове, например, недавно нескольким отцам-одиночкам были вручены премии, для матерей подобного не было предусмотрено.

Очень важной стороной семейной политики является работа со средствами массовой информации. На сегодняшний день мы можем видеть большое количество сериалов, появившихся на Российских телевизионных каналах, где перед нами предстают люди семейные, с большим количеством детей. Информационная агитация весьма важна, к тому же в данный момент СМИ активно используются и для социальной рекламы, что включает и элементарную огласку перечня услуг, которые оказываются в местных центрах социальной поддержки, так как многие люди просто не знают об их возможностях.

Вышеперечисленные законодательные акты и социальные программы далеко не все, что имеется для поддержки семейного института. Однако данных мер не хватает, так как большинство семей не могут позволить себе достойный уровень жизнь, плавно балансирую между средним достатком и бедностью, а в настоящий момент чаша весов склоняется к последнему.

 

Список использованной литературы

1.      Информационный сайт: http://www.programs-gov.ru Дата обращения к ресурсу 11.01.10

2.      Информационный экономический сайт: http://www.mercuriy.ru/news/show-id-96.html Дата обращения к ресурсу 11.01.10

3.      Официальный сайт ассоциации «Отцы и дети» http://www.orc.ru/~otcydeti/history.htm Дата обращения к ресурсу 13.01.10

4.      Официальный сайт газеты «Коммерсант»: http://www.kommersant.ru/doc-rss.aspx?DocsID=674024 Дата обращения к ресурсу 11.01.10

5.      Примерное положение о государственном учреждении "центр социальной помощи семье и детям" административного округа города Москвы Доступ в Интернете: http://www.lawmix.ru/doc.php?id=7759 Дата обращения к ресурсу 16.01.10

6.      Сайт Министерства социальной поддержки Саратовской области: http://www.social.saratov.gov.ru Дата обращения к ресурсу 11.01.10

 

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle