Библиографическое описание:

Чмырь О. В. К вопросу об использовании информационно-компьютерных технологий на уроках литературы // Молодой ученый. — 2010. — №4. — С. 387-390.

Успешное обучение возможно только в том случае, если учителю удается пробудить интерес к изучаемому предмету и систематически поддерживать его. В связи с этим возникает задача  всестороннего и тщательного изучения способов получения информации.

Поскольку в настоящее время активно происходит переход к информационному типу общества, то информатизация образования рассматривается как необходимое условие развития личности на современном этапе.

Важно, чтобы на уроках литературы учащиеся чувствовали красоту родного языка. С этой целью возможно использование различных активных форм и методов работы. Отметим, что трудные, на первый взгляд, задания привлекают учащихся своей новизной, необычностью, нестандартностью. В процессе обучения и воспитания современного поколения одним из основных аспектов, кроме эмоционального развития, является повышение интеллектуального потенциала учащихся. В настоящее время на уроках литературы учащимся дается очень большой объем информации, влияющий на процесс интенсифицирования обучения. Исследователи В. Н. Агеев [1], В. А. Вуль [3], Л. Х. Зайнутдинова [4] и другие ставят вопрос: использовать или не использовать компьютер на уроках? Однозначно, что сегодня компьютер раскрывает перед учащимися и учителем новые возможности, позволяет уйти от традиционного обучения, помогает находить новые идеи и решать сложные проблемы.

Применение электронных учебных пособий на уроках литературы имеет следующие положительные стороны:

- наблюдается индивидуализация содержания учебного процесса, быстрое усвоение объемного материала;

- возрастает познавательная активность учащихся;

- повышается эффективность урока за счет экономии времени;

- учитываются психологические особенности школьников;

- меняется характер работы учителя

- увеличивается возможность объективной оценки знаний.

Использование компьютерных технологий в изучении литературы весьма эффективно, так как дидактические функции данных технологий широки. Связано это с тем, что компьютерные технологии позволяют получать информацию многоканально, а следовательно, значительно возрастает как объём полученной информации, так и качество её усвоения.

Внедрение компьютерных технологий в образовательную среду урока литературы позволяет повышать и стимулировать интерес учащихся, активизировать их мыслительную деятельность, эффективность усвоения материала, индивидуализировать обучение, повышать скорость изложения и усвоения информации, а также оперативно проводить коррекцию знаний в случае необходимости.

Использование компьютера в процессе обучения литературе возможно с различными целями:

•         при объяснении нового материала для максимального его усвоения,

•         для оптимального закрепления изученного материала,

•         для улучшения контроля знаний учащихся,

•         для организации интересной и плодотворной внеклассной работы по предмету.

Данные уроки могут быть полностью построены с учетом использования компьютера и проводиться в кабинете информатики или возможно обращение к отдельному компьютеру с мультимедийным проектором на различных этапах урока в кабинете литературы. С помощью программы Роwег Роint создаются слайд-фильмы для объяснения новой темы. Для учителя – это одна из удачных форм проведения лекции, так как дает возможность заинтересовать учащихся, заинтриговать, заставить думать, привлечь их внимание к наиболее важной информации, учит школьников строить обощения и делать выводы.

Следует отметить, что в связи с использованием средств новых информационных технологий, помимо слайд-лекций, презентаций, появляются и электронные учебники, в которых используются гиперссылки, графика, анимация, речь диктора, регистрационные формы, интерактивные задания, мультимедийные эффекты. Электронный учебник позволяет обеспечить режим самообучения и самоконтроля.

Возможности электронных учебников и других электронных образовательных изданий, а также проблемы, связанные с их использованием, исследовали В. Н. Агеев [1],  Д. А. Власов [2], Л. С. Кузина [2], В. М. Монахов[2], В. А. Вуль [3], Л. Х. Зайнутдинова [4],С. А Христочевский [5] и др. По мнению В. А. Вуль, к преимуществам электронного учебника перед печатным относятся возможности: 1) адаптация и оптимизация индивидуальных запросов обучаемого; 2) использование дополнительных средств воздействия на обучаемого, что позволит быстрее осваивать и лучше запоминать учебный материал (включение в текст пособия анимационных моделей, звуковое сопровождение, соответствующее лекторскому тексту); 3) построение простого и удобного механизма перемещения в пределах электронного учебника; 4) использование поискового механизма не только в рамках электронной книги, но и вне нее; 5) встроенный автоматизированный контроль уровня знаний; 6) адаптация изучаемого материала к уровню знаний обучаемого; 7) интерактивное взаимодействие между учащимися и элементами учебника.

В то же время, наряду с преимуществами, следует отметить, и выделяемые исследователем, недостатки, к которым можно отнести: 1) необходимость специального дополнительного оборудования для работы с электронным пособием; 2) непривычность, нетрадиционность электронной формы представления информации; 3) повышенную утомляемость при работе с монитором; 4) отсутствие в некоторых случаях необходимой подготовки у учителя в области информатики; 5) традиционные подходы в обучении с трудом уступают место современным педагогическим инновациям.

Несмотря на то, что технически возможно создание не только электронного учебника, но и УМК, полностью представленного в цифровом виде, использование информационных технологий в преподавании литературы имеет некоторые ограничения. По мнению ученых, у современных учащихся более развита зрительная и эмоциональная память. В связи с этим использование педагогических программных средств, содержащих большой объем учебной информации, снабженной анимационной демонстрацией, гипертекстовыми ссылками, видеосюжетами и другими мультимедийными атрибутами, облегчает реализацию психолого-педагогических подходов. В то же время установлено, что восприятие относительно большого объема текста с экрана монитора затруднено, поэтому текст данного объема, с которым работает учащийся, должен находиться именно в печатном учебнике.

Компьютер на уроках литературы не дань моде, а жизненно необходимое средство обучения.

 

Литература:

1.        Агеев В. Н. Электронная книга: Новое средство соц. коммуникации. – М., 1997.

2.        Власов Д. А., Кузина Л. С., Монахов В. М. Технологические процедуры создания электронного учебника. 2-я всероссийская конференция "Электронные учебники и электронные библиотеки в открытом образовании". – М., 2001.

3.        Вуль В.  Электронные издания. Учебник. – М. – Спб., 2001.

4.        Зайнутдинова Л. Х. Создание и применение электронных учебников. – Астрахань, 1999.

5.        Христочевский С. А. Мультимедиа в образовании. Проблемы разработки и использования. Системы и средства информатики. Вып.8.  – М.,1996.

Основные термины: уроках литературы, электронного учебника, компьютерных технологий, уроках литературы учащиеся, уроках литературы учащимся, среду урока литературы, информационных технологий, процессе обучения, электронных учебников, познавательная активность учащихся, интеллектуального потенциала учащихся, большой объем, контроля знаний учащихся, Компьютер на уроках литературы, к уровню знаний обучаемого, эффективность усвоения материала, к преимуществам электронного учебника, пределах электронного учебника, усвоение объемного материала, использовании информационно-компьютерных технологий

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle