Библиографическое описание:

Гончарова О. Г. Информационные технологии в маркетинговом обеспечении туристской деятельности // Молодой ученый. — 2010. — №4. — С. 145-147.

В настоящее время индустрия туризма является одной из наиболее активно развивающихся отраслей мирового хозяйства. Энергичное внедрение современных компьютерных технологий в туристический бизнес делает их использование необходимым условием успешного функционирования в данной высокофрагментарной отрасли, для которой оперативность, надежность, точность, высокая скорость обработки и передачи информации являются ключевыми факторами, определяющими эффективность принятия управленческих решений.

Важность данной отрасли для Российской экономики в настоящее время не столь велика, даже в условиях предстоящих Олимпийских Игр. Сегодня отечественная индустрия туризма нуждается в новых методах управления, которые предоставят ей возможность выжить в конкурентной борьбе на мировом туристическом рынке. Одним из путей преодоления данной проблемы является активное использование современных информационных технологий, так как на сегодняшний день в российской туристической отрасли их разработка, как правило, ограничивается формированием программных продуктов по оформлению документов, созданием локальных баз данных с целью удовлетворения узкого круга практических потребностей. Однако мировой опыт демонстрирует, что нежелание совершенствовать информационные процессы, скорее всего, окажется губительным для самой организации по ряду причин, среди которых можно выделить следующие:

-   значительное увеличение времени принятия решений связанных с обработкой значительных массивов данных;

-   усложнение процессов подготовки материалов, содержащих разноплановую информацию,  которая поступает из различных источников и баз данных;

-   затруднение преемственности технологических приемов при смене персонала;

-   массивы данных являются недолговечными, теряя актуальность при смене эксперта.

В настоящее время сформировались следующие направление развития информационных технологий в туристической деятельности:

-   локальная автоматизация туристского офиса;

-   внедрение прикладных программ автоматизации, формирования и продвижения турпродукта;

-   использование систем управления базами данных;

-   внедрение телекоммуникационных систем резервирования мест в отелях и резервирования билетов и мультимедийных  маркетинговых систем;

-   использование Internet. [1, с 10]

Сегодня в нашей стране наблюдается благоприятная атмосфера для автоматизации туристической деятельности, что обусловлено как практически отсутствием ограничений со стороны технического обеспечения и возможностью использования всего спектра имеющихся в мире разработок с ограничением лишь в виде цены той или иной продукции, так и  перенасыщенностью рынка технических средств, что, в свою очередь, дает возможность выбора оборудования с любыми функциональными возможностями согласно нуждам той или иной компании.

Активное развитие туристской индустрии в последнее десятилетия обусловлено двумя главными факторами: во-первых, развитие гражданской авиации, и, во-вторых, создание компьютерных систем бронирования, CRS (Computer Reservation System), которые стали основным инструментом для резервирования авиабилетов [2, с 14-15]. Неоспоримыми плюсами данных систем являются как увеличение спектра предоставляемых услуг, так  и  сокращение стоимости электронных услуг бронирования и резервирования. Расширение деятельности по всему объему предлагаемых услуг туристической компании, например, проживание, развлечение и прочее, привело к созданию глобальных распределительных систем – GDS (Global Distribution System). Данные системы предоставляют не только электронный сервис для авиапассажиров, но и позволяют устанавливать связь с сотнями авиакомпаний и гостиниц, бронировать билеты на железнодорожные и морские перевозки, осуществлять резервирование билетов для туристов на любое мероприятие. [3, с 384] 

В настоящее время все западные турагентства пользуются услугами GDS. В России, стоит отметить тот факт, что довольно долгий период времени в основном использовалась отечественная система бронирования билетов «Сирена» и ее различные модификации. Сегодня её место заняли западные аналоги, такие, как «Sabre», созданная в 1964 году компанией «American Airlines» которую активно использует «Аэрофлот» с 2005 года. Однако наибольшее распространение эта система получила в США. В «SABRE» представлены для бронирования 420 авиакомпаний, более 40 000 отелей, около 50 фирм по прокату автомобилей, а ее терминалы установлены в 30 000 турфирм в мире. [1, с 27]   на базе «Sabre» внедрена технология «e-ticket», система WEB-бронирования. Благодаря использованию «Sabre» системе бронирования «Аэрофлоту» удалось повысить эффективность работы по управлению доходами и производительность труда в офисах продаж более чем на 30%.

Сегодня пользователям «Аэрофлот» предлагается несколько вариантов подключения к данной системе. Система «Planet Sabre» предоставляет простой графический интерфейс и экранные шаблонные формы, «Turbo Sabre» дает возможность создания агентствами собственной среды, которая поддерживает множество дополнительных средств – конфиденциальные тарифы, пользовательские базы данных и т.д., «Net Platform» является системой бронирования в Интернет, рассчитанная на активное использование малыми и средними агентствами.

Рассматривая Европейский опыт, стоит отметить, ведущую компьютерную систему бронирования «Amadeus», которая была создана крупнейшими европейскими авиакомпаниями Air France, Lufthganza, Iberia. [2, с 24] В настоящее время эта систем занимает лидирующее положение в Европе и Южной Америке, пытается также завоевать позиции в Юго-Восточной Азии. В этой системе представлены ресурсы провайдеров «Авиа», «Отели», «Автомобили» и «Страхование». Так, например, «Amadeus Car» обеспечивает бронирование автомобилей почти в 130 странах мира, «Amadeus Ferry»  предоставляет обширную гамму услуг по путешествиям на пароме, а «Amadeus Pro tempo» помогает найти гостиницу с учетом туристического маршрута. Данная компьютерная система бронирования присутствует на российском рынке с 1994 года, являясь одной из самых динамично развивающихся в России благодаря высокой стабильности, независящей от объема обрабатываемых данных, удобному и многофункциональному интерфейсу, высокой гибкости администрирования и полному контролю по взаиморасчетам. В настоящее время разработана программа интегрирования данной системы с бухгалтерской программой «1С», что позволит составлять необходимые аналитические и статистические отчеты, рассчитывать скидки.

Другой популярной системой бронирования является система «Galileo», которая открыла собственное представительство в России с 1999 года. В настоящее время эта система имеет наиболее прочные позиции в Великобритании, странах Бенилюкса, Италии, Швейцарии и Португалии. Сервис данной сети позволяет обеспечивать как туриста, так и турагента необходимой информацией о туристических услугах и продуктах, предусматривает автоматизацию процесса бронирования авиабилетов, заказ дополнительных услуг, обмен сообщениями [2, с 16-17]. Для российского рынка создана специальная версия Galileo office, которая содержит различные базы данных, осуществляет обмен информацией с системой бронирования Galileo, производит печать билетов, различные отчеты и т.д.

Система «Worldspan» является информационной системой, которая осуществляет резервирование преимущественно на авиатранспорте и в отелях. По популярности в Европе и Америке, она уступает лишь системам «Amadeus» и «Galileo» Отличительной чертой данной системы является то, что она предоставляет турагентам возможность выбора оборудования в соответствии с их запросами. Эта система бронирования одной из первых начала активно продвигать туристские интернет-технологии в области электронной коммерции. Она предлагает свои клиентам такие привлекательные дополнительные услуги, как возможность расчета самой низкой стоимости выбранного маршрута, просчет иных возможных вариантов маршрута и др.

Именно на базе функциональных возможностей КСБ (компьютерной системы бронирования) «Worldspan» разработана принципиально новая система бронирования «Avantix.ru», которая функционирует по принципу показа наличия мест, исходя из более выгодных цен. Клиент вводит желаемый маршрут и дату полета, система же сама находит самые привлекательные тарифы, включая «агентские цены», которые отсутствуют в глобальных КСБ. Специально для компании «Интурист» была разработана система "Geomax», которая является аналогом системы «Avantix.ru». На ее сервере имеются базы туров, их которых впоследствии выбирается самый подходящий для туриста вариант. Обе эти системы за определенный объем бронирования делают скидки в размере 5-7% от стоимости заказа.

Система «Utell» является компьютерной системой резервирования и маркетинговых услуг, которая связана почти с 7ю тысячами отелей во всем мире. Назначением данной системы является резервирование гостиничных номеров, однако она предлагает и информацию маркетингового сервиса: о стратегических и основных направлениях развития услуг, электронную и печатную рекламу.

Cуществует ряд других электронных систем бронирования, таких, как «Trust», собственная глобальная сеть которой доступна пользователям почти в каждой стране, Start, которая является крупнейшей в Европе системой реализации туристских услуг и т.д., которые обеспечивают доступ как к значительному объему основных, так и к целому ряду дополнительных услуг, особенно актуальных в контексте маркетинговой деятельности. Лишь использование подобных современных систем в сфере туристского сервиса обеспечит полноценную интеграцию России в мировой туристский бизнес.

Безусловно, выбор программных продуктов туристскими фирмами и особенности их использования зависят от целого ряда факторов, среди которых наиболее значимыми являются следующие:

-   режим работы компьютеров (сетевой или автономный режимы)

-   осведомленность ответственных лиц о программном обеспечении, существующем на рынке;

-   направление деятельности и совокупность решаемых задач;

-   исходная технология;

-   финансовое состояние туристского предприятия.

При выборе нового программного обеспечения следует учесть тот факт, что известно простота и стандартность интерфейса и известность и надежность являются основополагающими критериями.

Сегодня программы автоматизации функционирования работу туристической фирмы можно условно разделить на три группы.

Во-первых, это программы автоматизации работ для обеспечения внутренней деятельности фирмы. В данной сфере предполагается создание локальной вычислительной сети, баз данных, располагающихся на машине-сервере.

Во-вторых, программы позволяющие туроператору осуществлять модемную связь в пакетном режиме с другими туроператорами [1, с 13-14].

В-третьих, программы автоматизации, которые, в свою очередь, базируются на использовании глобальных телекоммуникационных сетей, что позволяет размещать данные о туристической фирме и ее продуктах для всех пользователей сети, обеспечивая удаленный доступ.

В настоящее время для российского рынка характерно продвижение типовых информационных технологий управления, основной целью которых является обслуживание деятельности туристических фирм.

Среди программных продуктов, предлагаемых сегодня для российских туристических фирм, наиболее популярными являются «Мастер-Тур», «Само-тур» и «Turwin Multipro».

В программном комплексе «Мастер-тур» туры формируются из ряда отдельных услуг, заказанных клиентом, что позволяет подобрать оптимальный вариант, при этом, не выходя за рамки стандартной программы. К неоспоримым преимуществам «Мастер-тура» можно отнести и то, что он поставляется в комплекте с лицензионным SQL-сервером SQLBase фирмы «Centura». В состав могут входить модули позволяющие программе работать с такими серверами, как, например, Microsoft SQLServer или Oracle. [1, с 16-17]

Программный комплекс «Само-Тур» в свою очередь так же имеет ряд достоинств, например, позволяет туроператорам создавать справочники с описаниями отелей, дополнительных услуг, рассчитывать стоимость туров в режиме реального времени, более того, он совместим с бухгалтерскими программами «Парус» и «1С»

В свою очередь, «Turwin Multipro» версии 7.0 так же является мощным программным средством, позволяющим проводить различные операции при работе с данными: формировать сложные групповые и индивидуальные туры по ряду стран, автоматически составлять турпакеты. Отличительной чертой является то, что в клиентской базе данного комплекса реализованы «черный» и VIP-списки клиентов. [1, с 19].

Стоит отметить, что важнейшей отличительной чертой туристических компаний последнего поколения является появление у них принципиально новой сферы своего присутствия – виртуальной, которая формируется за счет объединения пространств воображения, технологий и культуры [5, с 424, 428] Сегодня интернет-технологии приобретают всё большее и большее значение в туристическом бизнесе, отводя на второй план системы GDS (Global Distribution System). Преимущества глобальной сети очевидны: это и широчайший охват аудитории, и сравнительно небольшие накладные расходы, и круглосуточный доступ  в сеть для клиентов. Однако децентрализованность Интернета является существенным минусом его использования в туристической индустрии.

Крупные отечественные туристические компании уже достаточно давно используют возможности сетевых технологий. Однако небольшие туристские предприятия не уделяют должного внимания развитию и адекватному применению информационных технологий в своей деятельности. Очевиден тот факт, что в эпоху глобализации, создание единой туристско-информационной сети России, её интеграция с аналогичными международными системами необходимы для повышения конкурентоспособности российской туриндустрии.

 

Литература

1.                 Жукова М. А. Информационные технологии управления в туризме – М.: Кнорус / М. А Жукова, А. Д. Чудновский 2009. – 99 с.

2.                 Морозов М.А. Информационные технологии в социально-культурном сервисе и туризме. Оргтехника / М.А. Морозов, Н.С. Морозова. — М.: Изд. центр «Академия», 2008. — 240 с.

3.                 Саак А.Э. Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме. – СПБ.: Питер, 2008. – 512 с.

4.                 Дж. Кристофер Холловей Туристический маркетинг/ Дж. Кристофер Холловей – К.: изд «Знания, 2008. – 575 с.

5.                 Ушаков Д. С. Экономика туристической отрасли – Р.: Изд. Центр «Март», 2010. – 445 с.

 

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle