Библиографическое описание:

Стасева В. Н. Изучение и пути коррекции тревожных состояний у детей с врождённой патологией сердечно-сосудистой системы // Молодой ученый. — 2010. — №4. — С. 287-289.

  В настоящее время увеличилось число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, агрессивностью, эмоциональной неустойчивостью, повышенной тормозимостью, истощаемостью, препятствующими  реализации их потенциальных возможностей  в обучении и их социальной адаптации.

Теоретический анализ научных исследований свидетельствует о том, что эмоционально-личностное развитие детей с психосоматическими  расстройствами может значительно отличаться от детей в норме. (Ананьев Б.Г., Власова Т.А., Валовик В.М., Певзнер М.С., Лебединский В.В. и др.). Среди них повышено число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, агрессивностью, эмоциональной неустойчивостью, повышенной тормозимостью, препятствующими  реализации их потенциальных возможностей  в обучении [3, с 89].

Эмоциональная сфера ребёнка, будучи тонким уровнем психической организации человека, оказывается очень чуткой ко всякого рода неблагополучиям, а в данном случае тяжёлой соматической болезни и ее осознанию [2, с. 72].

Малая изученность проблемы, а также потребность педагогической  практики в научно обоснованных технологиях коррекции эмоциональных нарушений  у детей данной категории обусловили выбор темы настоящего исследования. Целью является изучение особенностей эмоциональной сферы детей с врожденными пороками сердца и определение педагоги­ческих условий оптимизации коррекционно-образовательного процесса в условиях кардиоревматологического санатория.       

  Формулировка цели позволила нам выдвинуть следующие задачи исследования:

 -на основе анализа  медицинской и специальной  психолого-педагогической литературы  по   проблеме  тревожных  состояний раскрыть подходы к изучению  особенностей   и коррекции эмоциональной сферы у детей с врождённой патологией сердечно-сосудистой системы;

-изучить особенности эмоциональной сферы детей с врождёнными пороками сердца;

-разработать комплекс специальных методик, способствующих выявлению особенностей эмоционально-личностного  развития и провести эксперимент;

-разработать рекомендации по  оптимизации коррекционно-образовательного процесса и  профилактике школьной дезадаптации,  которые могут быть использованы специалистами в условиях детского санатория;

-разработать  рекомендации по профилактике  и  преодолению тревожных состояний у детей с врождённой патологией сердца в специально организованных условиях санатория и условиях семьи.

  Исследование проводилось на базе детского кардиоревматологического санатория №20 «Красная Пахра». В экспериментальную группу вошло 20 детей в возрасте 10-11 лет. Все 20 человек с врождённым пороком сердца, из них 10 прооперированы, 6-х планируется  прооперировать  в  ближайшие полгода и 4 в операции не нуждаются. 10 детей от общего количества из неблагополучных и неполных семей.

  Нами были использованы методики, применявшиеся ранее для изучения личностной и школьной тревожности, так как данный санаторий работает по системе «Лесной школы» («Тест школьной тревожности Филипса» и «Диагностики тревожных состояний у детей (CMAS)») [1,с. 29-34]

Методики были модифицированы в соответствии с задачами исследования и особенностями психофизического развития испытуе­мых.

По результатам эксперимента, изучению личных дел и в процессе наблюдения за детьми в разных видах деятельности было установлено:

-среди обследованных  детей   большинство были  слабоуспевающими и с общей нервной  ослабленностью, вызванной врожденными пороками сердца (соматогенной астенией);

 -у большинства детей, в связи с неправильным воспитанием в семье по типу гиперопеки наблюдался психофизический  инфантилизм.  Распределение детей с астеническими состояниями по факторам обучаемости фактически оказалось близким к группе задержек;

-дети,  у которых в процессе обследования был выявлен высокий и повышенный уровень школьной тревожности, заметно отставали в учёбе  от сверстников, были мене усидчивы на уроках;

-у детей с высоким и повышенным уровнем тревожности отмечались затруднения в общении с взрослыми и сверстниками, их поведение характеризовалось либо замкнутым, либо наоборот стремлением к лидерству, проявлялась агрессивность в общении.

Большинство обследованных  детей   были  слабоуспевающими  с общей нервной  и соматической ослабленностью, вызванной врожденными пороками сердца (соматогенной астенией).

У многих детей с соматогенной астенией в анамнезе  отмечалось соответствие норме всех сроков раннего и дошкольного развития.  В то же время из историй болезней  следует, что в дошкольном и младшем школьном возрасте эти дети часто болели ангинами, бронхитами, ОРЗ и простудными заболеваниями. Также у большинства детей отмечались отклонения в физическом развитии. Они  находились под наблюдением ревматологов, кардиологов. 

Распределение детей с астеническими состояниями по уровню обучаемости фактически оказалось близким к группам задержек.

Результаты исследования показывают, что психофизические особенности детей с  пороками сердца, обуславливают возникновение негативных  эмоционально-личностных  проявлений,  личностной и школьной  тревожности   и способствуют их закреплению при неблагоприятных условиях воспитания и обучения.

По результатам исследования было  установлено, в  группу детей с высоким и повышенным уровнями тревожности вошли  не только дети, которым предстоит операция,  но и дети, которые уже прооперированы.

  Изучение причин возникновения повышенной тревожности, позволило  разработать рекомендации по созданию педагогических условий для  проведения коррекционно-педагогической работы в условиях санатория и семьи,  направленные на снижение тревожности, улучшение соматического состояния и  обучаемости, формирование адекватного поведения у детей с врождёнными  пороками сердца.

Особенности эмоциональной сферы и соматического состояния,  астения, возникающая  у детей с врожденными пороками сердца, и связанные с ними трудности в обучении, определяют необходимость  создания благоприятных психолого-педагогических условий в учреждении санаторного типа:

     -  астенизированным детям с врожденными пороками сердца необ­ходим индивидуально-личностный подход со стороны педагогов и воспитателей, щадящий режим, эффективное общеукрепляющее и специальное лечение.

     - создание щадящего и охранительного режима, учитываю­щего колебания работоспособности и повышенную утомляемость.

    -   при наиболее тяжёлых астенических состояниях по рекомендации врачей необходимо предусматривать в режиме дополнительный выходной день, чтобы создавать условия для нормализации ра­боты в последующие дни.

     -   не следует   перегружать астенизированных, отстающих в учебе детей большим объемом заданий, дополнительными  занятиями, 

     - необходимо обеспечить более длительный и полноценный отдых, восстанавливающий работоспособность;

      -   к трудным темам следует  подходить через усвоение облегченных заданий и усложнять материал постепенно;

      -  учитывая неуверенность, повышенную тревожность и страхи астенизированных детей перед опросом, проверочными, контрольными работами,  необходимо  стремить­ся  доброжелательным отношением снимать напряженность, ме­шающую проявлять имеющиеся у них возможности для правиль­ного выполнения указанных работ;

       -  учитывая  болезненное отношение самого ребенка к своим неудачам,  не следует делать замечания при сверстниках и, на­оборот, малейшие успехи и продвижения в работе поощрять пуб­лично;

 - сократить время выполнения домашних заданий за счет обу­чения детей приемам рациональной работы и умения ценить время

-  при повышенной напряженности, страхах, необходимо наметить совместно с врачами и родителями срочные меры по их устранению (опреде­лить единые требования и способы работы с ребенком, неукос­нительно выполнять все назначения врача);

- при наличии тревожности и страхов положительный эффект достигается с помощью психотерапии: индивидуальной  игровой и семейной;

 -  эффективным методом снижения уровня тревожности является арттерапия, музыкотерапия, изотерапия, программы психокоррекции;

 -  для формирования полноценной, здоровой личности ребенка необходимо оказывать активную поддержку интересов, увлечений, и других способов его самораскрытия, повышать его уверенность в себе.

 

Список литературы

1. Костева Л. М.  Методы диагностики тревожности, СПб. 2005 г.

2. Лебединский В. В. «Нарушения психического развития у детей». М., 1985г.

3. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. Москва- Воронеж, 2000 г.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle