Библиографическое описание:

Турчанинова Т. В. Сущность, структура и условия формирования профессиональной компетентности социального работника // Молодой ученый. — 2010. — №4. — С. 377-380.

Проблема подготовки компетентного специали­ста в сфере социального обеспечения населения стала особо актуальна в России с конца 80-х годов ХХ века, когда   появилось большое количество новых социальных учреждений. Это центры социальной помощи семье и социального обслуживания населения, медико-реабилитационные центры, биржи труда, центры занятости населе­ния и др. Их деятельность привела к существенному расширению и увеличе­нию функциональных и ролевых обязанностей специалиста сферы социаль­ного обеспечения [9,с.86]. Социальная работа относится к тем редким видам профессиональной деятельности, где зачастую не профессиональные знания и навыки, а личностные качества специалиста во многом определяют успешность и эффективность работы. Поэтому в процессе обучения социального работника происходит не только познание им основ и тонкостей профессии, но и воспитание его как личности, формирование духовно-нравственных качеств, которые будущий специалист проявит в работе с людьми. Более того, следует признать, что настоящий социальный работник обязательно сочетает в себе профессиональные знания  и личностные характеристики.

Выбирая в качестве будущей сферы приложения своих сил социальную работу, молодые люди должны иметь как можно более полное представление об этой профессии, решать вопрос не только о соответствии данного вида деятельности своим интересам, но и о своем соответствии интересам и требованиям профессии. Необходимым становится и нравственное регулирование выбора профессии социального работника, которое может предотвратить негативные последствия ошибочного выбора. Поскольку выбор профессии – серьезный шаг в жизни любого человека, и особенно молодого, впервые выбирающего сферу приложения своих сил, подходить к этому следует обдуманно, сознательно и мотивированно.

 Одним из путей решения этой проблемы является форми­рование профессиональной компетентности специалиста социальной работы.

Комплексный анализ  проблем формирования и развития профессиональной компетентности у будущих социальных работников позволит в концептуальном плане определить роль, значимость и сущность данного социального феномена, а также его место в структуре социальных институтов.

 

 

 

В толковых словарях термин «компетентность» (от лат. « competo»- совместно добиваюсь, достигаю, соответствую, подхожу) трактуется как обладание знанием, позволяющим судить о чем- либо, осведомленность, правомочность, полноправность [7,с.289]. Разные аспекты содержания данного понятия активно обсуждается в научной литературе.

 Деркач А.А [2, с.45],  считает, что профессиональная компетентность входит в подструктуру профессиональных характеристик акмеограммы специалиста что, в свою очередь, обозначает систему требований, условий и факторов, способствующих прогрессивному развитию профессионального мастерства и личности специалиста. В.К.Шаповалов [7, с.76] рассматривает профессиональную компетентность как сочетание психических качеств, как психическое состояние, позволяющее действовать самостоятельно и ответственно, как обладание человеком способностью и умением выполнять определенные трудовые функции.

В.А.Якунин выделяет внутренние и внешние критерии успешности обучения и воспитания специалиста. К внутренним относятся:

-          общая и профессиональная компетентность;

-          профессиональная направленность и учебная мотивация;

-          активность; умственная самостоятельность;

-          творчество;

-          способность к самоуправлению.

 Внешними критериями успешности  являются:

-  адаптация выпускника на производстве;

- профессиональная устойчивость выпускника на производстве;

- темпы роста профессионального мастерства и связанное с ними должностное продвижение.

Т.Ю. Базаров [6, с. 89] профессиональную компетентность разделяет на три компонента: методический, включающий профессиональные умения, стремление к самосовершенствованию, профессиональное самосознание, широкий кругозор, творчество и высокий образовательный уровень социальных работников; организационный, предполагающий наличие организаторских способностей, целенаправленности, уверенности в себе, оперативности, внимательности, тактичности, толерантности; социальный компонент, содержащий адаптивность, эмпатию, гуманность и жизненный опыт. Наиболее полно понятие профессиональной компетентности рассмотрено у А.К.Марковой, которая подразделяет данное понятие на виды[6,с.88]:

  • Специальная компетентность - собственно профессиональная деятельность на достаточно высоком уровне, способность проектировать свое дальнейшее профессиональное развитие.
  • Социальная - владение совместной (групповой, кооперативной) профессиональной деятельностью, а также принятыми в данной профессии приемами профессионально общения; социальная ответственность за результаты своего профессионального труда;
  • Личностная компетентность­­ ­- приемы личностного самовыражения и саморазвития средствами противостояния профессиональной деформации личности;
  • Индивидуальная компетентность - методы самореализации и развития индивидуальности в рамках профессии, неподверженность профессиональному старению, умение рационально организовать свой труд без перегрузок времени и сил, без усталости.

Исследования, посвященные профессиональной компетентности, представлены очень широко Б. С. Гершунским, Е. В. Бондаревской, И. А.Колесниковой, А. К. Марковой.

Различные аспекты профессиональной деятельности социальных ра­ботников раскры­ваются в трудах Н.А. Аминова, А.И. Арнольда, Л.Г. Гусляковой, И.А. Зим­ней, П.Д. Павленка, А.Н. Савинова и др. 

Проблемы профессиональной под­готовки социальных работников в России осмыслены в работах исследователей науч­ной школы Российского государственного социального университета акаде­мика РАН В.И. Жукова, В.А. Никитина, Л. И. Старовойтовой, Л.В. Топчего, а также Е.И. Холостовой, Н.Б. Шмелевой и др.

В научных трудах А.С.Саломаткина, А.Смирнова П.А.Мусинова, М.С.Михайлова и др. разработаны основные подходы к формированию правовой компетентности  специалистов различного профиля.

Разработкой методологии компетентностного подхода и способов его внедрения в систему высшего профессионального образования России с по­зиций психологии и педагогики занимаются В.А. Болотов, И.П. Галямина, И.А. Зимняя, Н.А. Селезнев, В.В. Сериков, Ю.Г. Татур, Ю.В. Фролов, В.М. Байденко В.Д. Шадриков и др.

Проанализировав результаты исследований, можно определить профессиональную компетентность как интегральную профессионально-личностную характеристику, определяющую способность и готовность выполнять профессиональные функции в соответствии с принятыми в социуме в конкретно-исторический момент нормами, стандартами и требованиями.

Е. В. Бондаревская и Е. Н. Юрина выделяют следующие виды профессиональной компетентности[1,с.3-16]:

-          профессионально-педагогическая. В качестве основных показателей приняты: знание педагогической культуры, умение ставить и развивать задачи, владение вариативной методикой работы, умение анализировать личностный опыт.

-          коммуникативная – способность всесторонне и объективно воспринимать человека, вызывать у него доверие.

-          социально-психологическая – как важнейшее направление педагогической отрасли акмеологии.

-          психолого-педагогическая, является одним из системных проявлений профессионализма. Традиционно при анализе педагогической компетентности используют категории общей психологии – деятельность, общение, личностное развитие.

-          аутопсихологическая в области достоинств и недостатков собственной деятельности и личности.

-          научная – знание науки,  представителем которой является специалист. Так как в работе используется междисциплинарный подход и требуется знание различных научных сфер. Сюда же входят навыки и умения применять научные знания на практике в той области, которую наука исследует.

Н. В. Харитонова рассматривает подструктуры профессиональной компетентности с точки зрения сформированности у специалиста определенного комплекса умений. В данном случае автор выделяет:

-проектировочную компетентность - умения для определения тактических и стратегических задач, через достижение которых реализуется профессиональный процесс;

-   информационную и прогностическую компетентность - конструктивные умения композиционного упорядочения знаний;

-   организаторскую компетентность - умения руководства деятельностью;

-   коммуникативную компетентность - коммуникативные умения воздействия на субъектов профессионального процесса;

-   аналитическую компетентность - умения адекватно оценивать уровень собственной деятельности.

В исследовании А. К. Марковой [6,с.95] структура профессиональной компетентности включает ряд компонентов, в частности:

-          профессиональные психологические и педагогические знания;

-          профессиональные педагогические позиции, установки;

-          личностные особенности, обеспечивающие овладение профессиональными знаниями и умениями.

Более широкий спектр  способностей (умений), характеризующих специалиста, обладающего профессиональной компетентностью, определяет В. А. Якунин [7,с.95]. Это следующие качества:

-          умение самостоятельно определять цели и задачи профессиональной деятельности;

-           умение обеспечивать информационную основу деятельности;

-          способность прогнозировать результаты профессиональной деятельности;

-          умение реализовывать принятые решения, устанавливать с людьми целесообразные деловые отношения;

-          способность оценивать достигаемые результаты;

Профессиональная компетентность – это не только совокупность профессиональных и личностных характеристик. Она предполагает реализацию  современных технологий работы, связанную с наличием у специалиста способности владения [10,с.307]:

-           культурой коммуникации, включающей умение ориентироваться в определенной ситуации; верно, определить личностные особенности и эмоциональные состояния других людей;

-          информационной культурой – умением получать информацию в своей предметной области, преобразуя ее в содержание работы умением передавать информацию клиентам, с которыми работает специалист.

-          аналитической культурой. Умение выбирать методы работы в контексте ситуативного подхода (стиль беседы, этапы консультирования, сочетание различных форм работы), способы общения с людьми в зависимости от их статуса, положения.

-          основой личности социального работника должна являться нравственность как внутреннее, духовное качество человека, его потребность поступать в соответствии с требованиями этики и морали, потребность творить добро, приносить людям благо.

Неустранимость из социальной работы человеческого фактора обязывает социального работника проецировать его личностные качества в этическое измерение. Только оно позволяет индивидуальной особенности каждой из сторон свести к общей мере, сохраняя личное своеобразие. В противном случае можно было бы говорить лишь об определенном необходимом и достаточном наборе чисто технических сведений –правовых, технологических и т. п., которыми должен обладать индивид, профессионально грамотно выполняющий свои функциональные обязанности и подчиняющийся лишь утвержденной должностной инструкции, в соответствии с которой он обязан в определенные сроки выполнять оговоренные ею действия.

Однако в должностной инструкции нельзя предусмотреть сочувствия клиенту, сострадания к нему, без которых действия социального работника превратятся в формальную, бездушную схему. Более того, социальный работник как специалист может вообще оказаться профессионально несостоятельным и его знания и навыки окажутся невостребованными, если его клиент почувствует полное равнодушие к себе и своей судьбе или неприязнь. Не доверяя социальному работнику, клиент не предоставит нужную информацию о себе и своей проблеме, что сделает ее разрешение крайне затруднительным, или вообще невозможным.

 

Литература

1.      Бондаревская Е.В. Феноменологический анализ современных концепций воспитания // Теоретико-методологические проблемы современного воспитания: Сборник научных трудов. – Волгоград: Перемена, 2004. – С. 3-16.

2.      Деркач А.А. Акмеологгия : Учеб.пособие  2-е изд. - М.: Изд-во РАГС,  2006.- 424 с.

3.      Дружилов С.А. Профессионализм как реализация ресурса индивидуального развития человека // Ползуновский вестник. – Барнаул: Изд-во Алтайского гос. технич. ун-та им. И.И.Ползунова, 2004(а). – №3. – С.-200-208

4.      Зимняя, И.А. Компетентностный подход. Каково его место в системе современных подходов к проблемам образования? (теоретико-методологический аспект)  // Высш. образование сегодня : реформы, нововведения, опыт: журнал. - 2006. - N8. -  С. 20-26.

5.      Лаврененко И. М. Личность и профессиональная деятельность социального работника (международный опыт) // Российский журнал социальной работы. 1996. № 2. — С. 112.

6.      Маркова А.К. Психология профессионализма. – М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. – 312 с

7.      Семьеведение: учеб.пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению подгот. и специальности «социальная работа» / Е.И.ЗРИТНЕВА, Н.П.Клушина. – М. : Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2006. – с.202.

8.      Словарь по этике /  Под ред. Кона И. С. — М., 1981. — с. -337.

9.      Теория социальной работы .4-е изд.: Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М. Академический проект: 2009.—512 с.

10.  Холостова Е. И. Профессионализм в социальной работе: Учебное    пособие.-М.: Дашков и К, 2007.-234 с.

Основные термины: профессиональной компетентности, социального работника, социальной работы, профессиональную компетентность, профессиональной компетентности социального, профессиональной компетентности специалиста, социальных работников, профессии социального работника, понятие профессиональной компетентности, развития профессиональной компетентности, обучения социального работника, повышения профессиональной компетентности, подструктуры профессиональной компетентности, личностные качества специалиста, личности социального работника, деятельность социального работника, действия социального работника, анализе педагогической компетентности, социального обслуживания населения, социального обеспечения населения

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle