Библиографическое описание:

Гюлджян А. Г. Современный образ социального работника [Текст] // Педагогика сегодня: проблемы и решения: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Самара, сентябрь 2017 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2017. — С. 87-89.



В представленной статье рассматриваются профессиональные навыки и умения, а также личностные качества, которые составляют образ социального работника и являются необходимыми для его успешной деятельности.

Ключевые слова: социальная работа, социальный работник, образ, имидж, профессионал

Изменения, протекающие в жизни российского общества под влиянием политических и экономических процессов, обуславливают трансформации в государственном регулировании сферы социального обслуживания населения. Ввиду необходимости рационального распределения национальных ресурсов для обеспечения внутренней и внешней безопасности, а также суверенитета Российской Федерации проводятся реформы системы управления, затрагивающие важнейшие сферы жизнедеятельности общества. Анализ проводимых преобразований приводит к выводу о том, что в сложившихся обстоятельствах государство сталкивается с неизбежностью частичного отказа от предоставления отдельных мер социальной поддержки и социальной помощи населению. Данное обстоятельство влечет сокращение финансирования сферы социального обслуживания населения в общем и соответствующих организаций и их сотрудников в частности. Следовательно, одним из последствий становится понижение уровня заработных плат социальных работников. В свою очередь, это способствует снижению престижности социальной работы и уровня профессиональных и личностных требований к социальному работнику, что недопустимо ввиду общественной значимости выполняемой им деятельности.

Требования к навыкам, квалификации, а также нравственным и личностным качествам работников рассматриваемой сферы деятельности неоднократно становились объектами исследований работ ряда российских ученых, среди которых стоит отметить С. И. Григорьева, И. А. Зимнюю, Р. М. Куличенко и другие. Кроме того, вышеуказанные требования нашли отражение не только в отечественной научной литературе, но и в признаваемых профессионалами рассматриваемой сферы в самых разных уголках земного шара, что подтверждается таким документом, как Международная Декларация этических принципов социальной работы, разработанной Международной федерацией социальных работников. На национальном уровне также предусматриваются своды требований к социальным работникам, в качестве примера которого в данной статье рассматривается Кодекс этики социального работника, разработанный общероссийской общественной организацией «Союз социальных педагогов и социальных работников». В рамках последнего предусмотрены «основные, базовые принципы и ценности социальной работы, связанные с реализацией специалистами социальной сферы своих профессиональных обязанностей». [1] Таким образом, определяются и обозначаются этические принципы и нравственные качества специалиста в области социальной работы, необходимые для успешной реализации им предусмотренных задач. Из вышеуказанного следует, что образ социального работника является важным фактором его эффективной профессиональной деятельности.

Изучение научных трудов, посвященных проблеме роли образа социального работника при осуществлении им профессиональных обязанностей, позволяет провести разделение требований к такому работнику по направленности:

1) Профессиональные качества:

  1. образованность;
  2. компетентность;
  3. организационные способности;
  4. социальная активность;
  5. отсутствие склонности к нарушению должностных инструкций;
  6. гибкость в принятии решений.

2) Личностные качества:

  1. законопослушность;
  2. гуманистическая направленность личности;
  3. коммуникативные навыки;
  4. ответственность;
  5. эмоциональная/психологическая устойчивость;
  6. самоконтроль;
  7. обучаемость;

К группе профессиональных качеств социального работника относят высокий уровень образования социального работника, что предполагает не только владение теоретическими знаниями основ социальной работы, нормативной правовой базы деятельности в установленной сфере, а также подготовку лица в смежных специальностях, таких как педагогика и психология. [2] Компетентность работника подразумевает, что лицо при осуществлении своей деятельность будет направлять все свои усилия на удовлетворение потребностей и запросов клиентов, то есть на достижение своей основополагающей цели. Организационные способности предполагают возможность лица собственными усилиями рационально использовать имеющиеся ресурсы, в том числе кадровые, для достижения поставленных задач. Социальная активность и гибкость работника предполагает, что его деятельность будет связана не только с обращениями граждан и других лиц, а также будет реализована по мере самостоятельного обнаружения фактов о тяжелом состоянии того или иного лица посредством оказания профессиональной помощи. [5] Соблюдение должностных инструкций и регламентов является необходимым качеством профессионала, так как социальная работа непосредственно сопряжена с личной информацией о жизни отдельных лиц, которым должна быть гарантирована конфиденциальность.

Среди личностных качеств социального работника, в первую очередь, стоит назвать законопослушность сотрудника. Это вызвано тем, что деятельность социального работника зачастую связана с предоставлением социальных мер материального характера (денежные выплаты), которые могут быть распределены им по личному усмотрению или путем подлога необходимых документов. В таком случае цели и задачи социальной работы не достигаются, а ресурсы, направленные на обеспечение социальной безопасности отдельных категорий населения, растрачиваются не по целевому назначению. Такие гуманистические качества личности, как доброта, сострадание, милосердие, отзывчивость, стремление помочь окружающим, необходимы при осуществлении социальной работы ввиду того, что такая деятельность непосредственно связана с оказанием помощи тем, кто оказался в трудной жизненной ситуации и нуждается в той или иной форме поддержки. [6] Развитые коммуникативные способности личности по определению необходимы социальному работнику, так как сама по себе его деятельность сопряжена с непосредственным контактом с обратившимися лицами, а установление доверительных отношений способствует недопущению и преодолению конфликтных ситуаций. Ответственность личности, впрочем, как и при осуществлении любого другого вида деятельности, играет огромную роль из-за того, что лицо, во-первых, несет ответственность за исполнение профессиональных обязанностей и, во-вторых, за соблюдение и недопущение нарушения прав других лиц. [4] Кроме того, для социального работника важно быть эмоционально и психологически устойчивым, так как его ежедневная работа связана с разрешением трудных и неблагоприятных ситуаций других людей. [5] Тем самым, перед работником стоит задача понять проблему клиента, но не «примерять» ее на себе. Несмотря на то, что деятельность социального работника регулируется действующим законодательством, он должен обладать навыками самоконтроля для предотвращения профессиональных разногласий. Помимо этого, важной чертой такого работника должна быть обучаемость, так как сфера социальной работы является динамичной, поддается постоянным изменениям и корректировкам так же, как и методы ее осуществления и регулирования [3]. К примеру, на сегодняшний день происходит активное внедрение и использование информационных технологий в процессе получения и предоставления социальных услуг, что предполагает получение дополнительных профессиональных навыков работниками.

Таким образом, в современной науке сформированы устоявшиеся требования к профессиональным и личностным качествам социального работника, которые нашли свое отражение в Кодексе этики социального работника на территории Российской Федерации.

Однако помимо рассмотренных выше качеств, составляющих образ социального работника, важно учитывать и другие. Прежде всего, речь идет о таких профессиональных качествах как способность к анализу, синтезу и обобщению результатов деятельности. Аналитические навыки социального работники необходимы ему для объективной оценки поставленной перед ним проблемы, умении расчленить ее на элементы и обнаружении ее «ядра» для выбора средств и методов ее благоприятного разрешения. Напротив, необходимость синтезировать результаты возникает при применения выбранных путей преодоления проблемы в целях разрешения всей сложившейся проблемной социальной ситуации, а не на отдельные ее части. По итогам оказания клиентам необходимых услуг формируется отчетность о выполнении обязанности социальными работниками за определенный период времени, что предполагает наличие у них исполнительских навыков. Кроме того, такие навыки способствуют корректному использованию научных знаний в профессиональной деятельности. Среди личностных качеств так же стоит выделить активное мышление, восприимчивость, развитая память. Также видится необходимой физическая тренированность как фактор устойчивости лица. И, наконец, не последнюю роль играет внешний вид социального работника (опрятность) и красноречие, которые способствуют формированию уважительного отношения к нему и его положительного образа в целом.

Таким образом, образ социального работника является объектом изучения не только научных исследователей, но и обывателей, рядовых граждан, которые становятся его клиентами и формируют собственную оценку его профессиональных и личностных качеств, которые в совокупности образуют видение населения самой профессии социальной работы. Ввиду того, что она несет в себе высокую общественную значимость, на социальных работниках лежит ответственность по обеспечению положительного взгляда на их личную деятельность и на профессию в целом. Для достижения указанной цели, социальным работникам в процессе реализации поставленных перед ними задач рекомендуется соответствовать не только устоявшимся требованиям, но и использовать те, которые предложены в данной статье.

Литература:

  1. Кодекс этики социального работника // Общероссийский народный фронт. URL: http://onf.ru/2013/05/30/kodeks-e-tiki-sotsial-nogo-rabotnika/ (дата обращения: 20.08.2017).
  2. Григорьев С. И., Гуслякова Л. Г., Демина Л. Д. Опыт разработки профессиограммы социального работника // Социальные службы / под ред. Л. Г. Гусляковой, Л. М. Полотовой. Барнаул, 1991. С. 22–23.
  3. Зимняя И. А. Профессиональные роли и функции социального работника (Общие проблемы подготовки специалистов) // Российский журнал социальной работы. 1995. № 1. С. 79–82.
  4. Куличенко Р. М. Социальная работа и подготовка социальных работников в современной России. Тамбов, 1997.
  5. Медведева, Г. П. Этика социальной работы: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: ВЛАДОС, 2002. — 208 с.
  6. Ярская-Смирнова, Е. Профессиональная этика социальной работы: Учебник /Е. Ярская-Смирнова. — М.: Ключ-С, 1998. — 96 с.
Основные термины (генерируются автоматически): социального работника, социальной работы, образ социального работника, этики социального работника, качеств социального работника, деятельность социального работника, сферы социального обслуживания, Кодекс этики социального, социального обслуживания населения, социального работника важно, образа социального работника, образования социального работника, качествам социального работника, функции социального работника, вид социального работника, профессиограммы социального работника, личностных качеств, личностных качеств социального, Современный образ социального, профессиональных качеств социального.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос