Развитие зон пониженных экологических выбросов и мер по их реализации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Кириченко, А. С. Развитие зон пониженных экологических выбросов и мер по их реализации / А. С. Кириченко, А. Н. Серегин, С. А. Кириченко, П. Д. Бабаян. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 14 (148). — С. 77-80. — URL: https://moluch.ru/archive/148/41568/ (дата обращения: 03.05.2024).



Рассмотрено развитие зон пониженных экологических выбросов как мера снижения отрицательного воздействия транспорта на окружающую среду. Изложены тенденции по расширению экологических требований в зонах к различным видам транспортной техники, а также применения катализаторов для повышения ее экологического класса.

Ключевые слова: экология, транспорт, катализаторы

Keywords: ecology, transport, catalysts

В соответствии с подписанным Россией 22 апреля 2016 г. Парижским климатическим соглашением к 2020 году российская сторона обязана разработать и представить свою национальную программу мер, направленную на снижение темпов потепления климата и ограничение роста средней температуры на планете до 1,5 град.С. к концу столетия. Данное соглашение должно заменить Киотский протокол после 2020 года.

При разработке соглашения на Конференции ООН по климату в Париже (COP21), проходившей в Ле-Бурже во Франции в декабре 2015 года Россия озвучила свои предварительные обязательства сократить к 2030 г. выбросы СО2 на 30 % по сравнению с 1990 годом.

Поставленные Киотским протоколом, подписанным в декабре 1997 года, задачи по уменьшению выбросов в окружающую среду оказались недовыполненными. Намеченное снижение суммарного объема выбросов по сравнению с уровнем базисного 1990 года не произошло. Более того с 2004 г. происходит рост ежегодного суммарного объема выбросов на планете [1]. Все это побудило Конференцию ООН продлить действие Киотского Протокола до 2020 года. Подведение промежуточных итогов исполнения Киотского протокола показало, что с качественно предпринятые меры не способны сдержать дальнейшее потепление климата и его последствия. Целесообразна разработка более широкого спектра мер, способствующих достижению заявленной цели.

Одной из ряда отмеченных мер является формирование зон пониженных экологических выбросов (Low Emission Zones, или LEZ) в регионах с повышенным загрязнением и высоким уровнем выбросов парниковых газов. Экологические исследования показывают, что точечные выбросы в экологически неблагополучных районах Земли оказывают более пагубные последствия на климат, экологию планеты и развитие катастрофических явлений (ураганов, засухи, наводнений и иных стихийных проявлений), чем эквивалентное повышение среднего уровня фона. Реализация экологических мероприятий требует определенных, часто значительных затрат. Отдельные меры — мало эффективны. Соответственно, актуально дальнейшее развитие и реализация концепции зон пониженных выбросов в экологически загрязненных регионах мира, которыми являются крупные города и индустриальные центры.

В России существует большое количество городов, где сосредоточены предприятия металлургической, химической и добывающей промышленности, и поэтому экологические проблемы нарастают [2]. В десятку самых грязных городов России, по информации Федеральной службы государственной статистики, входят Норильск, Москва, Санкт-Петербург, Череповец, Липецк, Асбест, Новокузнецк, Омск, Ангарск и Магнитогорск. Так, годовой объем выбросов загрязняющих веществ в атмосферу Норильска, по данным 2013 года, составил 1959,5 тысяч тонн, для сравнения, в Москве этот показатель равнялся 995 тыс. тонн. При этом в Москве и С-Петербурге основным загрязнителем является транспорт [3,4].

Зонами пониженного выброса (LEZ) обычно являются густонаселенные города, куда въезд автомобилей со старыми и наиболее загрязняющими дизельными двигателями запрещен или является платным. Допускается использование в зоне техники, прошедшей модернизацию системы газового выхлопа, основным мероприятием которой обычно является установка катализатора или же сажевого фильтра.

Исторически первой следует считать созданную в 1996 году Экологическую зону в Швеции. Затем с использованием шведского опыта, зоны с низким уровнем выбросов были реализованы в нескольких городах в Германии, Нидерландах, Северной Италии, а также в Лондоне в 2007–2008 годах. В настоящее время только в странах ЕС функционируют более 200 зон LEZ. В границах зон экологические требования к транспорту планомерно ужесточаются.

Так, Амстердам с 1 января 2017 года включил в зону LEZ автофургоны Евро 3. С 1 января 2018 года требования зоны LEZ будут также применяться к такси и туристическим автобусам. Городские автобусы, задействованные в общественном транспорте, к 2026 году должны быть без выбросов. Амстердам также планирует изучить возможность включить в экологические зоны мотоциклы и скутеры.

Роттердам расширил площадь зоны LEZ с 1 января 2016 года, эта экологическая зона будет включать в себя дизельные автофургоны и легковые автомобили Евро 3, автофургоны, работающие на бензине и легковые автомобили Евро 1. Экологические требования станут более строгими с 1 января 2018 года, когда будут введены нормативы для дизельных транспортных средств Евро 4.

В России также начата проработка введения зон LEZ, что требует внесения изменений в законодательство [5,6]. Минтранс РФ разработал поправки в Правила дорожного движения: предложено ввести новые знаки. Они запретят въезд неэкологичных автомашин в определенные зоны. Информационная табличка, которая будет вешаться под знаком «кирпич», означает запрет на въезд машинам, экологический класс которых ниже того, что нарисован на знаке, например, 3 или 4 или 2 в зеленом кружочке. Также добавится разновидность зональных знаков. Они запретят движение неэкологичного автотранспорта не на конкретной улице, а в целой зоне — например, микрорайоне.

В соответствии с соглашениями о международных автомобильных перевозках, введение новых дорожных знаков возможно только по всей стране. Местные администрации должны обеспечить такую расстановку знаков, чтобы исключить возможность проезда автотранспорта в зону минуя информационные таблички, включая второстепенные проезды.

Так как ограничение зоны LEZ новыми знаками довольно дорогостоящее мероприятие, необходима разработка методики обоснования самой зоны, класса вводимых в ней ограничений, а также методики определения границ зоны [7, 8]. Кроме того, исходя из зарубежного опыта, приходится ограничивать в зоне LEZ реализацию на бензоколонках топлива низкого экологического класса. Ведь достаточно заправки автомобиля топливом с высоким содержанием серы, чтобы вывести из строя дорогостоящий катализатор, являющийся неотъемлемым элементом современных систем газовыхлопа [9,10].

Это вынуждает работать на более дорогом топливе повышенного экологического класса не только автотранспорт, но и прочую внедорожную, строительную, коммунальную, перегрузочную и другую технику [11]. Что экономически наименее эффективный вариант, так как техника прошлых лет имеет высокий расход топлива. Соответственно необходимы меры, стимулирующие обновление и этой группы техники. В обоснованных случаях, более жесткие экологические требования в зонах LEZ предлагается распространять и на смежные виды транспорта с двигателями внутреннего сгорания –маломерные и малотоннажные суда, маневровые тепловозы, эксплуатируемые в зоне [12].

Введение зоны LEZ являются оправданным, прежде всего, для ряда крупных городов России, таких как Москва и С-Петербург, в которых имеются окружные автодороги или можно подразделить город на районы. Из-за недостаточной проработанности мер по введению предложений по LEZ, в настоящее время в Государственной Думе России введение новых экологических положений откладывается. При этом отдельные положения отрабатываются экспериментально в Москве, где кольцевая градостроительная планировочная структура наиболее подготовлена.

Создание зон LEZ дает возможность собственникам транспорта и иной подвижной техники приспособится к новым более высоким экологическим требованиям. Обновление техники стимулируется налоговым законодательством, а также ставками утилизационного сбора, которые снижаются для более современной техники [13].

По состоянию на 1 января 2014 года почти половина всего легкового автопарка России (17 млн автомобилей) относится к классу «Евро-0» и «Евро-1», еще 5,1 млн машин — к классу «Евро-2». В Москве автомобилей класса «Евро-0» и «Евро-1» примерно треть — около 1 млн. При введении зон LEZ необходимо создать собственникам условия повысить экологический класс. Это требует реализации целого комплекса мероприятий:

  1. Развертывания системы оказания услуг автомастерских по повышению экологического класса техники, путем ее модернизации.
  2. Создание системы сертификации техники на более высокий экологический класс. Что требует оснащения специализированных пунктов соответствующей контрольно-измерительной аппаратурой измерения содержания вредных частиц и газов в выхлопе.
  3. Система контроля въезда в зону LEZ должна отслеживать фактическое значение класса средства, с учетом проведенной модернизации. Что достигается путем выдачи специальных наклеек (под ветровое стекло) класса техники и формированием информационной базы по номерным знакам [14].

Достижение более высокого экологического класса новой или модернизируемой техники повсеместно связано с широким применением катализаторов выхлопных газов, а для дизельной техники — сажевых фильтров. Катализаторы выхлопных газов представляют собой устройства, в которых, на каталитическом покрытии происходит доокисление газов выхлопа до менее вредных [8]. Средний срок службы катализатора достигает 100 тыс. км, после чего они теряют свою каталитическую способность и требуют замены [15]. Кроме того, катализатор может выйти из строя при использовании некачественного сернистого топлива, или же при попадании в катализатор воды. Как результат, за срок службы современного транспортного средства катализаторы приходится менять несколько раз.

Активной каталитической массой в катализаторах служит покрытие, содержащее металлы платиновой группы или их соли. Такие катализаторы составляют более 90 % от общего количества. Отдельные производители используют в катализаторе ванадий и его соединения. Ванадий обладает меньшей каталитической активностью и, соответственно, в изделии его больше по массе. Зато этот метал значительно дешевле платиноидов [16].

Металлы платиноиды являются крайне дорогостоящими и редкими в природе. В тоже время, при надлежащем развертывании системы их сбора и переработки извлеченный вторичный металл по своим свойствам мало отличим от первичного. Соответственно, рециклинг отработанных катализаторов становится в сложившихся условиях необходимым элементом устойчивого развития транспортной машиностроительной отрасли [17, 18]. Пока сбор отработанных катализаторов составляет порядка 10 % от их образования в стране.

Необходимо развертывания системы сбора отработанных катализаторов от автомастерских, автоцентров, индивидуальных владельцев транспорта, которую рационально организовать в структуре предприятий по переработке лома и отходов металлов, а также создать специализированный участки извлечению из них ценных металлов на основе передовых технологий [19, 20]. Весьма важна отработка методов экспресс-анализа содержания ценных металлов в этих, отслуживших свой ресурс, изделиях [21, 22]. Отсутствие данных об остаточном содержании драгметалла крайне сдерживает товарно-денежные отношения между сдатчиками и переработчиками. Используемые прогрессивные технологии переработки должны быть экологичными [18, 23].

В целом, реализация зон пониженных экологических выбросов в России требует проведения комплекса взаимоувязанных мероприятий. В соответствии с принятыми обязательствами при подписании Парижского климатического соглашения в России к 2020 году должна быть сформирована национальная программа мер, в которой экологическим зонам целесообразно отвести достойное место.

Литература:

  1. Гагарский Э. А., Кириченко С. А., Кириченко А. С. Снижение выбросов двигателей внутреннего сгорания транспорта и повышение требований к катализаторам выхлопных газов и их рециклингу // Транспорт: наука, техника, управление. 2013. № 7. С. 22–25.
  2. Yusfin Yu.S., Chernousov P. I. RESOURCE AND ECOLOGICAL PROBLEMS IN MODERN WORLD AND METALLURGY // Металлург. 1998. № 2. С. 25–34.
  3. Короткий В. В. Очистим Петербург от автохлама // Рынок вторичных металлов. 2004. № 3. С. 38.
  4. Серегин А. Н., Кириченко А. С. Авторециклинг в московском регионе // Вторичные металлы. 2013. № 5. С. 41.
  5. Анисимов А. П., Чаркин С. А. Правовой режим территорий с особым эколого-правовым статусом и проблемы его совершенствования // Аграрное и земельное право. 2013. № 3 (99). С. 4–9.
  6. Храмова И. С., Андреева М. С. Зоны экологического бедствия: сложности правового регулирования и необходимость модернизации законодательства // Новая наука: Современное состояние и пути развития. 2015. № 6–3. С. 219–222.
  7. Трофименко Ю. В., Комков В. И., Трофименко К. Ю. Обоснование зон ограниченного доступа автомобилей низких экологических классов в крупном городе (на примере Москвы) // Автотранспортное предприятие. 2013. № 8. С. 34–38.
  8. Серегин А. Н., Кириченко А. С. Рециклинг автомобильных катализаторов // Вторичные металлы. 2013. № 1. С. 44.
  9. Трофименко Ю. В. Экологические проблемы при эксплуатации автомобильного транспорта // Экология и промышленность России. 2002. С. 24.
  10. Кириченко А. С. Актуальные проблемы рециклинга автомобильных катализаторов // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 3. С. 43.
  11. Кириченко А. С., Букин А. В., Алексахин А. В. Прогрессивные технологии и организационные схемы авторециклинга — утилизации строительной техники // Техника и технология: новые перспективы развития. 2014. № XV. С. 135–141.
  12. Кириченко С. А., Кириченко И. С. Утилизация локомотивов. Проблемы и зарубежный опыт // Вторичные металлы. 2012. № 6. С. 44.
  13. Герасимов В. С., Игнатов В. И., Соловьев С. А., Трофименко Ю. В. Методика формирования величины утилизационного сбора для формирования системы сельхозрециклинга // Рециклинг отходов. 2014. № 6. С. 26.
  14. Донченко В. В., Кунин Ю. И., Гусаров А. П. Зарубежный опыт идентификации экологических характеристик автотранспортных средств в системах организации движения в городах // Автотранспортное предприятие. 2015. № 12. С. 19–23.
  15. Гагарский Э. А., Кириченко А. С. Ужесточение экологических требований к автомобильным катализаторам и их утилизации // Бюллетень транспортной информации. 2013. № 4 (214). С. 003–007.
  16. Серегин А. Н., Кириченко А. С. Рециклинг ванадия из отработанных катализаторов // Вторичные металлы. 2008. № 4. С. 70.
  17. Гагарский Э. А., Кириченко И. С. Концепция устойчивого развития и новые подходы в сфере рециклинга металлов и техногенного сырья // Вторичные металлы. 2013. № 3. С. 34. 18. Бобина М. А., Ермолов В. М. Экологичность — основа современных технологий авторециклинга // Молодой ученый. 2014. № 11. С. 40–44.
  18. Кириченко А. С. Опыт переработки катализаторов на “ПЗЦМ-ВТОРМЕТ” // Вторичные металлы. 2013. № 2. С. 50.
  19. Kirichenko A. S., Seregin A. N., Volkov A. I. Developing a technology for recycling automotive exhaust-gas catalysts // Metallurgist. 2014. Т. 58. № 3–4. С. 250–255. DOI:10.1007/s11015–014–9897-z.
  20. Федюнина Н. Н., Кириченко А. С., Серёгина И. Ф., Волков А. И., Серёгин А. Н. О некоторых методах определения содержания металлов платиновой группы в отработанных автомобильных катализаторах и продуктах их переработки // Проблемы черной металлургии и материаловедения. 2014. № 1. С. 1.
  21. Серегин А. Н., Кириченко А. С. Определение платиновых металлов в отработанных автомобильных катализаторах // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2013. № 7–1. С. 67–71.
  22. Кириченко А. С. Новое в авторециклинге // Вторичные металлы. 2013. № 4. С. 42.
Основные термины (генерируются автоматически): LEZ, Россия, Москва, зона, катализатор, Киотский протокол, экологический класс, выброс, высокий экологический класс, Парижское климатическое соглашение.


Похожие статьи

Развитие методологии оценки откликов сосны обыкновенной...

Главной целью и стратегическим приоритетом государственной политики Российской Федерации в Арктике в сфере экологической безопасности

В рамках решения проблем научного сопровождения Парижского соглашения (как ранее — Киотского протокола)...

Основные экологические проблемы Северо-Запада России

Зоной экологического бедствия является Кольский полуостров, 70 % территории которого занимает Мурманская область, ставшая центром различных отраслей промышленности. В 2015 году в общем объёме атмосферных выбросов в Мурманской области (332,9 тысяч тонн) 82,8...

О международно-правовой охране атмосферы Земли...

Экологическое неблагополучие и экологические кризисы существовали всегда, но сегодня

В последующем восемь протоколов, регулирующих выбросы едких веществ и загрязнение ими

Киотский протокол к Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об...

Коралловые рифы и изменение климата на планете Земля

В работе сделан вывод о том, что увеличение выбросов парниковых газов и потепление

Он уже наступил и будет продолжаться» [6]. В 2016 году рекордно высокие температуры

Когда речь идёт о коралловых рифах, Синнер называет Парижское соглашение «шагом в...

К вопросу токсичности двигателей внутреннего сгорания

Для поэтапного улучшения экологической ситуации в стране на территории России вводится более строгий экологический класс для

Катализатор – это составляющий элемент системы выхлопа автомобиля, который назначен для дожига выхлопной консистенции до экологически...

Экологические налоги, влияние транспортного налога на...

Рассчитывая уплату за экологические выбросы, надо учитывать несколько факторов

Экологический класс транспортного средства.

Из всего выше изложено ясно видно, что экология в России находится не в лучшем состоянии.

Деятельность Организации Объединенных Наций в сфере...

Ведь кроме угроз политического, экономического, социального характера существуют и экологические угрозы, которые тоже затрагивают

Это соглашение преследует две цели: сокращение на 2°C климатического потепления; ограничение выброса парниковых газов к...

Экомаркетинг как перспективное направление развития...

Несмотря на участие России в международных соглашениях по защите окружающей среды, в том числе в Киотском протоколе, большинство российских компаний в настоящее время не знакомы с международными экологическими стандартами, хотя исключения имеют место быть.

Похожие статьи

Развитие методологии оценки откликов сосны обыкновенной...

Главной целью и стратегическим приоритетом государственной политики Российской Федерации в Арктике в сфере экологической безопасности

В рамках решения проблем научного сопровождения Парижского соглашения (как ранее — Киотского протокола)...

Основные экологические проблемы Северо-Запада России

Зоной экологического бедствия является Кольский полуостров, 70 % территории которого занимает Мурманская область, ставшая центром различных отраслей промышленности. В 2015 году в общем объёме атмосферных выбросов в Мурманской области (332,9 тысяч тонн) 82,8...

О международно-правовой охране атмосферы Земли...

Экологическое неблагополучие и экологические кризисы существовали всегда, но сегодня

В последующем восемь протоколов, регулирующих выбросы едких веществ и загрязнение ими

Киотский протокол к Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об...

Коралловые рифы и изменение климата на планете Земля

В работе сделан вывод о том, что увеличение выбросов парниковых газов и потепление

Он уже наступил и будет продолжаться» [6]. В 2016 году рекордно высокие температуры

Когда речь идёт о коралловых рифах, Синнер называет Парижское соглашение «шагом в...

К вопросу токсичности двигателей внутреннего сгорания

Для поэтапного улучшения экологической ситуации в стране на территории России вводится более строгий экологический класс для

Катализатор – это составляющий элемент системы выхлопа автомобиля, который назначен для дожига выхлопной консистенции до экологически...

Экологические налоги, влияние транспортного налога на...

Рассчитывая уплату за экологические выбросы, надо учитывать несколько факторов

Экологический класс транспортного средства.

Из всего выше изложено ясно видно, что экология в России находится не в лучшем состоянии.

Деятельность Организации Объединенных Наций в сфере...

Ведь кроме угроз политического, экономического, социального характера существуют и экологические угрозы, которые тоже затрагивают

Это соглашение преследует две цели: сокращение на 2°C климатического потепления; ограничение выброса парниковых газов к...

Экомаркетинг как перспективное направление развития...

Несмотря на участие России в международных соглашениях по защите окружающей среды, в том числе в Киотском протоколе, большинство российских компаний в настоящее время не знакомы с международными экологическими стандартами, хотя исключения имеют место быть.

Задать вопрос