Значение налога на доходы физических лиц в формировании бюджетов РФ и государственного бюджета Республики Саха (Якутия) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №12 (146) март 2017 г.

Дата публикации: 27.03.2017

Статья просмотрена: 1464 раза

Библиографическое описание:

Чучайцева, А. Л. Значение налога на доходы физических лиц в формировании бюджетов РФ и государственного бюджета Республики Саха (Якутия) / А. Л. Чучайцева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 12 (146). — С. 380-381. — URL: https://moluch.ru/archive/146/41091/ (дата обращения: 26.04.2024).



В данной статье проводится анализ налога на доходы физических лиц в формировании дохода бюджета РФ и государственного бюджета РС(Я). Рассмотрены динамики поступлений НДФЛ в консолидированный бюджет РФ и государственный бюджет Республики Саха (Якутия).

Ключевые слова: налог на доходы физических лиц, консолидированный бюджет РФ, государственный бюджет Республики Саха (Якутия)

Keywords: tax on personal income, the consolidated budget of Russia, the state budget of the Republic of Sakha (Yakutia)

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) — основной вид прямых налогов. Исчисляется в процентах от совокупного дохода физических лиц за вычетом документально подтверждённых расходов, в соответствии с действующим законодательством. [2]

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) — неотъемлемая часть функционирования экономики любой страны. Экономическая сущность налога на доходы физических лиц заключается в определении роли и места данного вида налога в налоговой системе страны. Его доля в государственном бюджете прямо зависит от уровня развития экономики, в этом заключается его роль.

Важнейшим определяющим моментом налога на доходы физических лиц является то, что объектом обложения по данному налогу служит именно доход, реально полученный налогоплательщиком.

Преимущество этого налога заключается в том, что его плательщиками является практически все трудоспособное население страны, вследствие чего его поступления могут без перераспределения зачисляться в любой бюджет: от поселкового до федерального. К тому же этот налог — достаточно стабильный и устойчивый доходный источник бюджетов, благодаря чему он в основном зачисляется в бюджеты муниципальных образований, из которых финансируются основные расходы, связанные с жизнеобеспечением населения.

НДФЛ самый перспективный в смысле его продуктивности. При прочих равных условиях он легче других налогов контролируется налоговыми органами, от его уплаты сложнее уклониться недобросовестным налогоплательщикам.

В бюджеты субъектов Российской Федерации подлежат зачислению налога на доходы физических лиц — по нормативу 85 процентов.

В бюджеты городских поселений зачисляется налога на доходы физических лиц — по нормативу 10 процентов. [1]

Таким образом, налог на доходы физических лиц, являясь федеральным налогом, полностью поступает в местные и региональные бюджеты.

По итогам 2016 года в государственный бюджет Республики Саха (Якутия) поступило доходов 164,33 млрд. рублей (-2,01 % к 2015 году), из них налоговые доходы — 102,86 млрд. рублей (-4,63 %), неналоговые — 10,47 млрд. рублей (-17,56 %) и безвозмездные поступления — 50,99 млрд. рублей (-22,66 %). По сравнению с 2015 годом наблюдается снижение поступлений по всем основным видам налогов.

Таблица 1

Динамика поступлений налога на доходы физических лиц вРеспублике Саха (Якутия) за 2014–2016гг.

Годы

НДФЛ, млрд. руб.

Удельный вес вбюджете РС(Я),%

2014

17,29

19

2015

29,31

27

2016

20,6

20

За анализируемый период удельный вес налога на доходы физических лиц в 2015 году показывает больший результат.

Таблица 2

Поступление НДФЛ вконсолидированный бюджет РФ ив государственный бюджет РС(Я) за 2014–2016гг., млрд. руб. [3]

Бюджеты

2014г.

2015г.

2016г.

Абсолютное отклонение (±)

Относительное отклонение (%)

2015 г.к 2014 г.

2016 г.к 2015 г.

2015 г.к 2014 г.

2016 г.к 2015 г.

Поступление НДФЛ

Консолидированный бюджет РФ

2702,6

2807,8

2592,1

+105,2

-215,7

+3,89

-7,68

Государственный бюджет РС(Я)

17,29

29,31

20,6

-12,02

-8,71

+69,52

-29,72

Всегоᅜ налоговыеᅜ доходы

Консолидированный бюджетᅜ РФ

19450,6

21153,3

20633

+1702,7

-520,3

+8,75

-2,46

Государственный бюджет РС(Я)

90,47

107,85

102,86

+17,38

-5

+19,21

-4,63

Доля НДФЛ в налоговых доходах, %

Консолидированный бюджет РФ

13,89

13,27

12,56

-0,62

-0,71

-4,46

-5,35

Государственный бюджет РС(Я)

19,11

27,18

20,03

+8,07

-7,15

+42,23

-26,31

Из таблицы 2 видно, что в 2015 г., по сравнению с 2014 г., поступление НДФЛ в консолидированный бюджет РФ выросло на 3,89 %, в государственный бюджет РС(Я) — на 69,52 %, а в 2016 г. снизилось на 7,68 в консолидированный бюджет РФ и на 29,72 % в бюджет РС(Я). Доля НДФЛ в общем объёме доходов бюджетов РФ от налогов в 2015 г. составила в консолидированном бюджете 13,27 %, что на 0,62 % меньше, чем в 2014 г, а в 2016 г. — 12,56 %, что на 0,71 % меньше, чем в 2015 г. Доля доходов от НДФЛ в общем доходе от налогов в бюджет РС(Я) в 2015 г. составила 27,18 %, что на 8,07 % больше, чем в 2014 г., а в 2016 г. — 20,03 %, что на 7,15 % меньше чем в 2015 г. Поступление от НДФЛ в консолидированный бюджет РФ и государственный бюджет РС(Я) увеличилось в 2015 г. по сравнению с 2014 г., а также в 2016 г. Наблюдался рост поступлений от налога на доходы физических лиц в соответствующие бюджеты Российской Федерации в 2015 г.

Таким образом, на сегодняшний день, НДФЛ в большей степени выполняет фискальную функцию. Однако, надеемся, что через определенное время прогрессивное налогообложение все-таки будет введено. Во-первых, об этом свидетельствует социально-экономическая направленность политики России. Во-вторых, признание эффективности прогрессивного обложение НДФЛ в большинстве экономически развитых стран. В-третьих, Правительство будет вынуждено ввести прогрессивную ставку подоходного налога физических лиц в связи со стремительным увеличением разницы между доходами бедных и богатых слоев населения. И если не предпринимать действенных мер, то через некоторое время это приведет к дестабилизации общественно-политической ситуации в стране.

Литература:

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ.
  2. Налоги и налогообложение: учебник / под ред. Майбуров И. А. — М.: 2011. — 558 с.
  3. Официальный сайт — Единый портал бюджетной системы Российской Федерации — http://budget.gov.ru/.
Основные термины (генерируются автоматически): государственный бюджет, консолидированный бюджет РФ, доход, лицо, налог, Якутия, бюджет, государственный бюджет Республики Саха, млрд, Российская Федерация.


Ключевые слова

налог на доходы физических лиц, консолидированный бюджет РФ, государственный бюджет Республики Саха (Якутия)

Похожие статьи

Анализ доходов бюджета Республики Саха (Якутия) за...

Ключевые слова: бюджет субъекта РФ, региональный бюджет, доход бюджета. Главным централизованным фондом аккумулирования государственных доходов, является бюджет, который формируется на всех уровнях бюджетной системы.

Анализ собираемости налога на доходы физических лиц

консолидированный бюджет, налоговая база, Российская Федерация, налог, доход, млрд, сбор, платеж, налоговая задолженность, федеральный бюджет.

Сравнительный анализ доходов консолидированного бюджета...

Консолидированный бюджет — свод бюджетов бюджетной системы Российской Федерации

Консолидированный бюджет субъекта РФ не утверждается законодательным органом данного субъекта РФ.

Консолидированный бюджет Республики Саха (Якутия) за...

Проблемы развития и реформирования налога на доходы...

Налог на доходы физических лиц занимает одну позицию в консолидированный бюджет с налогом на прибыль. Поэтому рассмотрим значение данного налога в формировании доходов бюджетов Российской Федерации.

Бюджетные и налоговые показатели Республики Саха (Якутия)...

Дефицит государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в 2013 году составил в сумме 4 654,3 млн. рублей, или 14,5 % к объему доходов государственного бюджета Республики Саха (Якутия)без учета безвозмездных поступлений.

Неналоговые доходы и их роль в формировании...

Консолидированный бюджет Республики Бурятия представляет собой свод республиканского бюджета и местных бюджетов Республики

Значение налога на доходы физических лиц в формировании бюджетов РФ и государственного бюджета Республики Саха (Якутия).

Динамика доходов консолидированного бюджета Чеченской...

Ключевые слова: доходы консолидированного бюджета, безвозмездные перечисления, поступления, налоги, акцизы, федеральный бюджет, бюджет республики, налоговые и неналоговые доходы.

Проблемы формирования доходов консолидированного...

Любой бюджет бюджетной системы Российской Федерации сталкивается со многими проблемами и консолидированный бюджет субъектов Федерации в том числе.

Исполнение консолидированного бюджета субъекта...

Исполнение консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации (на примере Республики Бурятии).

В статье рассматривается исполнение консолидированного бюджета субъекта РФ.

Похожие статьи

Анализ доходов бюджета Республики Саха (Якутия) за...

Ключевые слова: бюджет субъекта РФ, региональный бюджет, доход бюджета. Главным централизованным фондом аккумулирования государственных доходов, является бюджет, который формируется на всех уровнях бюджетной системы.

Анализ собираемости налога на доходы физических лиц

консолидированный бюджет, налоговая база, Российская Федерация, налог, доход, млрд, сбор, платеж, налоговая задолженность, федеральный бюджет.

Сравнительный анализ доходов консолидированного бюджета...

Консолидированный бюджет — свод бюджетов бюджетной системы Российской Федерации

Консолидированный бюджет субъекта РФ не утверждается законодательным органом данного субъекта РФ.

Консолидированный бюджет Республики Саха (Якутия) за...

Проблемы развития и реформирования налога на доходы...

Налог на доходы физических лиц занимает одну позицию в консолидированный бюджет с налогом на прибыль. Поэтому рассмотрим значение данного налога в формировании доходов бюджетов Российской Федерации.

Бюджетные и налоговые показатели Республики Саха (Якутия)...

Дефицит государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в 2013 году составил в сумме 4 654,3 млн. рублей, или 14,5 % к объему доходов государственного бюджета Республики Саха (Якутия)без учета безвозмездных поступлений.

Неналоговые доходы и их роль в формировании...

Консолидированный бюджет Республики Бурятия представляет собой свод республиканского бюджета и местных бюджетов Республики

Значение налога на доходы физических лиц в формировании бюджетов РФ и государственного бюджета Республики Саха (Якутия).

Динамика доходов консолидированного бюджета Чеченской...

Ключевые слова: доходы консолидированного бюджета, безвозмездные перечисления, поступления, налоги, акцизы, федеральный бюджет, бюджет республики, налоговые и неналоговые доходы.

Проблемы формирования доходов консолидированного...

Любой бюджет бюджетной системы Российской Федерации сталкивается со многими проблемами и консолидированный бюджет субъектов Федерации в том числе.

Исполнение консолидированного бюджета субъекта...

Исполнение консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации (на примере Республики Бурятии).

В статье рассматривается исполнение консолидированного бюджета субъекта РФ.

Задать вопрос