Неналоговые доходы и их роль в формировании консолидированного бюджета Республики Бурятии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №23 (157) июнь 2017 г.

Дата публикации: 09.06.2017

Статья просмотрена: 526 раз

Библиографическое описание:

Бабужапов Б. Н. Неналоговые доходы и их роль в формировании консолидированного бюджета Республики Бурятии // Молодой ученый. — 2017. — №23. — С. 32-34. — URL https://moluch.ru/archive/157/44412/ (дата обращения: 21.04.2019).



В статье идет речь о роли в формировании неналоговых доходов консолидированного бюджета субъекта. Рассматривается динамика доли неналоговых доходов в собственных доходах и в общей сумме доходов. Представлены таблицы и выводы к проведенным анализам.

Ключевые слова: доходы, роль, местный бюджет, бюджет субъекта, консолидированный бюджет

Доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие в процессе формирования основного общегосударственного фонда денежных средств между государством, учреждениями, организациями и гражданами, и имеют специфическое общественное назначение, связанное с мобилизацией денежных средств в распоряжение государства. Формой проявления этих отношений выступают различные виды платежей организаций и населения в бюджет, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с действующим в стране бюджетным и налоговым законодательством.

На территории Российской Федерации доходы бюджетов составляют налоговые и неналоговые поступления, а также безвозмездные перечисления. Конечно, неналоговые доходы бюджетов в настоящее время существенно уступают по объемам налоговым поступлениям. Однако доминирующая роль налоговых доходов при формировании бюджета государства в значительной степени делает его зависимым от экономических, показателей, в частности, добывающих отраслей производства.

В этой ситуации особое значение приобретают неналоговые доходы государственных и местных бюджетов. Из анализа перечисленных в бюджетном законодательстве источников неналоговых доходов бюджетов (использование имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, оказание платных услуг бюджетными учреждениями, применение мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности и другие) следует, что средства от такой деятельности в условиях экономической нестабильности могут иметь большое значение для формирования доходной части бюджета.

Неналоговые поступления являются составной частью доходов всех видов бюджетов — федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Как правило, большинство неналоговых доходов зачисляются в соответствующие бюджеты в полном объеме и являются их собственными доходами. За федеральным бюджетом закреплены доходы от внешнеэкономической деятельности, доходы от реализации государственных запасов и резервов, прибыль Банка России по нормативам, установленным федеральными законами и т. д. [1]

Для аналитических и статистических целей более полное представление о неналоговых доходах региона или Федерации в целом позволяют получить консолидированные показатели. Консолидированный бюджет Республики Бурятия представляет собой свод республиканского бюджета и местных бюджетов Республики Бурятия. Местные бюджеты Республики Бурятия включают в себя бюджеты 21 муниципальных образований, г. Улан-Удэ и Северобайкальск, 263 сельских поселений.

Рассмотрим отношение неналоговых доходов к общей сумме доходов консолидированного бюджета Республики Бурятия.

Таблица 1

Динамика доли неналоговых доходов всобственных доходах ив общей сумме доходов консолидированного бюджета Республики Бурятии за 2014–2016гг.

Наименование

2014г.

2015г.

2016г.

Неналоговые доходы, тыс. руб.

1 689,6

1 502,3

1 582,4

Налоговые и неналоговые доходы, тыс. руб.

24 212,9

29 002,6

29 799,6

Доходы-всего, тыс. руб.

50 409,6

52 843,5

51 535,3

Неналоговые доходы в собственных доходах, %

7,0

5,2

5,3

Неналоговые доходы в общей сумме доходов, %

3,4

2,8

3,1

Источник: составлено автором на основе данных отчетности об исполнении консолидированного бюджета Республики Бурятия за 2014–2016 гг. [2], [3], [4].

В целом, неналоговые доходы занимают небольшую долю в структуре доходов консолидированного бюджета, что видно из данных таблицы 1. Удельный вес неналоговых доходов в общей сумме доходов консолидированного бюджета РБ за рассматриваемый период держится в пределах трех процентов, а в собственных доходах заметно колеблется от 5 до 7 процентных пунктов. Снижение показателя в течение 2015–2016 гг. связано с незначительным снижением объема неналоговых поступлений при ощутимом увеличении суммы собственных доходов консолидированного бюджета РБ. Собственные доходы в течение анализируемого периода имеют возрастающий характер за счет платежей налогового характера.

Рассмотрим структуру неналоговых доходов консолидированного бюджета Республики Бурятии по уровням бюджетной системы.

Таблица 2

Структура неналоговых доходов консолидированного бюджета Республики Бурятии за 2014–2016гг.

Наименование бюджета

2014г.

2015г.

2016г.

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

Всего

1 689 543,7

100

1 502 294,7

100

1 582 390,7

100

в т. ч.: бюджет РБ

631 268,5

37,3

669 765,6

44,6

799 455,2

50,5

местный бюджет

1 058 275,2

62,7

832 529,1

55,4

782 935,5

49,5

Источник: составлено автором на основе данных отчетности об исполнении консолидированного бюджета Республики Бурятия за 2014–2016 гг. [2], [3], [4].

Как видно из данных таблицы 2, структура неналоговых доходов консолидированного бюджета Республики Бурятии по уровням бюджетной системы страны за анализируемый период претерпела значительные изменения. Роль местных органов власти в формировании неналоговых доходов бюджета характеризуется снижением их доли с 62,7 % до 49,5 %, или сокращением объема поступлений на 26,0 %.

К основным источникам неналоговых доходов местных бюджетов относятся доходы от пользования имуществом, находящимся в муниципальной собственности, и от деятельности предприятий и организаций, находящихся в муниципальной собственности. Эти средства являются доходами, которые местные бюджеты получают из собственных независимых источников. Для большей активизации всех имеющихся у муниципальных образований ресурсов особое внимание должно быть уделено именно управлению неналоговыми доходами бюджета.

Со снижением доли неналоговых доходов местного бюджета в консолидированном бюджете Республики Бурятия, соответственно возрастает роль региональных органов власти по установлению и взиманию неналоговых платежей в бюджет. Регионы все чаще принимают нормативные акты, которые инициируют поступление в их бюджеты дополнительных неналоговых доходов. [6]

Таким, образом, неналоговые доходы играют большую роль в формировании доходов бюджетов всех уровней, так как они являются одним из источников формирования государственного бюджета. Неналоговые поступления занимают незначительную долю в общей сумме доходов консолидированного бюджета субъектов РФ, но, несмотря на это, государство должно способствовать росту неналоговых поступлений в бюджеты.

Литература:

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 28.03.2017);
  2. Отчет об исполнении консолидированного бюджета Республики Бурятия на 01.01.15 г.;
  3. Отчет об исполнении консолидированного бюджета Республики Бурятия на 01.01.16 г.;
  4. Отчет об исполнении консолидированного бюджета Республики Бурятия на 01.01.17 г.;
  5. Сайт министерства финансов Республики Бурятия www.minfinrb.ru;
  6. Токаев Н. Х., Баснукаев М. Ш., Баматалиев А-В. Б. Неналоговые доходы: факторы формирования, тенденции и законодательное регулирование // Экономика. Налоги. Право. — 2016. — № 4. — С. 150–156.
Основные термины (генерируются автоматически): доход, Бурятия, общая сумма доходов, консолидированный бюджет Республики, консолидированный бюджет Республики Бурятии, консолидированный бюджет, бюджет, местный бюджет, муниципальная собственность, федеральный бюджет.


Похожие статьи

Исполнение консолидированного бюджета субъекта Российской...

Бурятия, доход, консолидированный бюджет Республики, консолидированный бюджет, поступление, исполнение бюджета, законодательство РФ, Министерство Финансов Республики, рассматриваемый период, уды.

Анализ неналоговых доходов консолидированного бюджета...

В данной статье основное содержание исследования составляет анализ динамики и структуры неналоговых доходов консолидированного бюджета Республики Бурятия за последние три года. На основе проведенного анализа представлены выводы.

Динамика доходов консолидированного бюджета Республики...

Рассмотрим доходы консолидированного бюджета Республики Бурятия за 2014–2016гг. Доходы бюджета Республики Бурятия представляют собой поступающие в бюджет Республики Бурятия денежные средства [БК, ст. 6].

Анализ доходов бюджета субъекта Российской Федерации...

бюджет, дефицит бюджета, налоговое бремя, инвестиционная деятельность, доходы регионального бюджета.

Анализ неналоговых доходов консолидированного бюджета Республики Бурятии за 2014–2016 гг.

Перспективы трансформации налога на доходы физических лиц...

Рассмотрена структура поступлений НДФЛ в консолидированный бюджет Республики Бурятия (РБ) в разрезе типов муниципальных образований за период 2013–2015 гг. В работе проведен сравнительный анализ темпов роста совокупных доходов...

Значение налога на доходы физических лиц в формировании...

В данной статье проводится анализ налога на доходы физических лиц в формировании дохода бюджета РФ и государственного бюджета РС(Я). Рассмотрены динамики поступлений НДФЛ в консолидированный бюджет РФ и государственный бюджет Республики Саха...

Сравнительный анализ доходов консолидированного бюджета...

Консолидированный бюджет Республики Саха (Якутия) за 2013 год исполнен по доходам в сумме 135 533 млн. рублей, или 103 % к уточненному плану (с ростом к 2012 году на 10 %), и по расходам — в сумме 164 088 млн. рублей.

Динамика доходов консолидированного бюджета Чеченской...

Ключевые слова: доходы консолидированного бюджета, безвозмездные перечисления, поступления, налоги, акцизы, федеральный бюджет, бюджет республики, налоговые и неналоговые доходы.

Проблемы формирования доходов консолидированного...

Анализ поступлений доходов в консолидированный бюджет Республики Калмыкия за 2005-2010гг. В данном пункте предоставлены данные доходов консолидированного бюджета Республики Калмыкия за несколько лет для наглядности динамики развития.

Исполнение консолидированного бюджета субъекта Российской...

Бурятия, доход, консолидированный бюджет Республики, консолидированный бюджет, поступление, исполнение бюджета, законодательство РФ, Министерство Финансов Республики, рассматриваемый период, уды.

Анализ неналоговых доходов консолидированного бюджета...

В данной статье основное содержание исследования составляет анализ динамики и структуры неналоговых доходов консолидированного бюджета Республики Бурятия за последние три года. На основе проведенного анализа представлены выводы.

Динамика доходов консолидированного бюджета Республики...

Рассмотрим доходы консолидированного бюджета Республики Бурятия за 2014–2016гг. Доходы бюджета Республики Бурятия представляют собой поступающие в бюджет Республики Бурятия денежные средства [БК, ст. 6].

Анализ доходов бюджета субъекта Российской Федерации...

бюджет, дефицит бюджета, налоговое бремя, инвестиционная деятельность, доходы регионального бюджета.

Анализ неналоговых доходов консолидированного бюджета Республики Бурятии за 2014–2016 гг.

Перспективы трансформации налога на доходы физических лиц...

Рассмотрена структура поступлений НДФЛ в консолидированный бюджет Республики Бурятия (РБ) в разрезе типов муниципальных образований за период 2013–2015 гг. В работе проведен сравнительный анализ темпов роста совокупных доходов...

Значение налога на доходы физических лиц в формировании...

В данной статье проводится анализ налога на доходы физических лиц в формировании дохода бюджета РФ и государственного бюджета РС(Я). Рассмотрены динамики поступлений НДФЛ в консолидированный бюджет РФ и государственный бюджет Республики Саха...

Сравнительный анализ доходов консолидированного бюджета...

Консолидированный бюджет Республики Саха (Якутия) за 2013 год исполнен по доходам в сумме 135 533 млн. рублей, или 103 % к уточненному плану (с ростом к 2012 году на 10 %), и по расходам — в сумме 164 088 млн. рублей.

Динамика доходов консолидированного бюджета Чеченской...

Ключевые слова: доходы консолидированного бюджета, безвозмездные перечисления, поступления, налоги, акцизы, федеральный бюджет, бюджет республики, налоговые и неналоговые доходы.

Проблемы формирования доходов консолидированного...

Анализ поступлений доходов в консолидированный бюджет Республики Калмыкия за 2005-2010гг. В данном пункте предоставлены данные доходов консолидированного бюджета Республики Калмыкия за несколько лет для наглядности динамики развития.

Похожие статьи

Исполнение консолидированного бюджета субъекта Российской...

Бурятия, доход, консолидированный бюджет Республики, консолидированный бюджет, поступление, исполнение бюджета, законодательство РФ, Министерство Финансов Республики, рассматриваемый период, уды.

Анализ неналоговых доходов консолидированного бюджета...

В данной статье основное содержание исследования составляет анализ динамики и структуры неналоговых доходов консолидированного бюджета Республики Бурятия за последние три года. На основе проведенного анализа представлены выводы.

Динамика доходов консолидированного бюджета Республики...

Рассмотрим доходы консолидированного бюджета Республики Бурятия за 2014–2016гг. Доходы бюджета Республики Бурятия представляют собой поступающие в бюджет Республики Бурятия денежные средства [БК, ст. 6].

Анализ доходов бюджета субъекта Российской Федерации...

бюджет, дефицит бюджета, налоговое бремя, инвестиционная деятельность, доходы регионального бюджета.

Анализ неналоговых доходов консолидированного бюджета Республики Бурятии за 2014–2016 гг.

Перспективы трансформации налога на доходы физических лиц...

Рассмотрена структура поступлений НДФЛ в консолидированный бюджет Республики Бурятия (РБ) в разрезе типов муниципальных образований за период 2013–2015 гг. В работе проведен сравнительный анализ темпов роста совокупных доходов...

Значение налога на доходы физических лиц в формировании...

В данной статье проводится анализ налога на доходы физических лиц в формировании дохода бюджета РФ и государственного бюджета РС(Я). Рассмотрены динамики поступлений НДФЛ в консолидированный бюджет РФ и государственный бюджет Республики Саха...

Сравнительный анализ доходов консолидированного бюджета...

Консолидированный бюджет Республики Саха (Якутия) за 2013 год исполнен по доходам в сумме 135 533 млн. рублей, или 103 % к уточненному плану (с ростом к 2012 году на 10 %), и по расходам — в сумме 164 088 млн. рублей.

Динамика доходов консолидированного бюджета Чеченской...

Ключевые слова: доходы консолидированного бюджета, безвозмездные перечисления, поступления, налоги, акцизы, федеральный бюджет, бюджет республики, налоговые и неналоговые доходы.

Проблемы формирования доходов консолидированного...

Анализ поступлений доходов в консолидированный бюджет Республики Калмыкия за 2005-2010гг. В данном пункте предоставлены данные доходов консолидированного бюджета Республики Калмыкия за несколько лет для наглядности динамики развития.

Исполнение консолидированного бюджета субъекта Российской...

Бурятия, доход, консолидированный бюджет Республики, консолидированный бюджет, поступление, исполнение бюджета, законодательство РФ, Министерство Финансов Республики, рассматриваемый период, уды.

Анализ неналоговых доходов консолидированного бюджета...

В данной статье основное содержание исследования составляет анализ динамики и структуры неналоговых доходов консолидированного бюджета Республики Бурятия за последние три года. На основе проведенного анализа представлены выводы.

Динамика доходов консолидированного бюджета Республики...

Рассмотрим доходы консолидированного бюджета Республики Бурятия за 2014–2016гг. Доходы бюджета Республики Бурятия представляют собой поступающие в бюджет Республики Бурятия денежные средства [БК, ст. 6].

Анализ доходов бюджета субъекта Российской Федерации...

бюджет, дефицит бюджета, налоговое бремя, инвестиционная деятельность, доходы регионального бюджета.

Анализ неналоговых доходов консолидированного бюджета Республики Бурятии за 2014–2016 гг.

Перспективы трансформации налога на доходы физических лиц...

Рассмотрена структура поступлений НДФЛ в консолидированный бюджет Республики Бурятия (РБ) в разрезе типов муниципальных образований за период 2013–2015 гг. В работе проведен сравнительный анализ темпов роста совокупных доходов...

Значение налога на доходы физических лиц в формировании...

В данной статье проводится анализ налога на доходы физических лиц в формировании дохода бюджета РФ и государственного бюджета РС(Я). Рассмотрены динамики поступлений НДФЛ в консолидированный бюджет РФ и государственный бюджет Республики Саха...

Сравнительный анализ доходов консолидированного бюджета...

Консолидированный бюджет Республики Саха (Якутия) за 2013 год исполнен по доходам в сумме 135 533 млн. рублей, или 103 % к уточненному плану (с ростом к 2012 году на 10 %), и по расходам — в сумме 164 088 млн. рублей.

Динамика доходов консолидированного бюджета Чеченской...

Ключевые слова: доходы консолидированного бюджета, безвозмездные перечисления, поступления, налоги, акцизы, федеральный бюджет, бюджет республики, налоговые и неналоговые доходы.

Проблемы формирования доходов консолидированного...

Анализ поступлений доходов в консолидированный бюджет Республики Калмыкия за 2005-2010гг. В данном пункте предоставлены данные доходов консолидированного бюджета Республики Калмыкия за несколько лет для наглядности динамики развития.

Задать вопрос