Библиографическое описание:

Тушминцева Е. В. Формирование навыков мышления высокого уровня как один из компонентов оптимизации обучения английскому языку в высшей школе // Молодой ученый. — 2010. — №3. — С. 301-303.

Мы живём в эпоху революции средств коммуникации, которая меняет наш образ жизни, общения и мышления. Поэтому нам необходимо пересмотреть и переосмыслить многие аспекты сегодняшнего образования и оптимизировать процесс обучения, направленный на потребности современного человека, на социальное и профессиональное  становление личности студента как будущего специалиста и члена общества. В сегодняшнем образовательном процессе приобретает актуальность не столько передача знаний, сколько воспитание мотивированной, инициативной, "доминантной" личности студента, ориентированной  на успех и карьеру, на построение и реализацию своего профессионального и жизненного пути. Вследствие этого, движение в области академических стандартов в последнее десятилетие значительно сместилось в сторону формирования у студентов навыков мышления высокого уровня.

Под мышлением высокого уровня (Higher Order Thinking Skills) понимается такой стиль мыслительной деятельности, при котором учащийся умеет находить нужную информацию, анализировать и синтезировать её, делать логические выводы, строить доказательства, критически перерабатывать факты, грамотно представлять результаты выполненных исследований. Мышление высокого уровня – это широкое понятие, которое включает в себя разные типы мышления: аналитическое, направленное, творческое, оценочное, конструктивное, целеустремлённое.

Основной целью формирования навыков мышления высокого уровня у студентов является расширение мыслительных операций для эффективного решения научных, практических и социальных задач. В течение многих лет специалисты в области образования стремились разработать наглядную и доступную теорию, которая помогла бы педагогам в эффективном и систематическом развитии навыков мышления у своих учащихся. Самой известной моделью, описывающей процесс мышления, является Таксономия Блума (Bloom’s Taxonomy), включающая в себя шесть навыков мышления, структурированных от самого базового до самого продвинутого уровня. [2]

Таксономии играют большую роль в теории обучения. Они важны, потому что позволяют: правильно ставить цели в обучении; правильно формулировать проблемы и составлять задания для учащихся; подбирать оценочные инструменты, адекватные поставленным целям; правильно проводить рефлексию по результатам обучения, т.е. устанавливать, какие трудности испытали обучающиеся при изучении того или иного материала. Студенты осваивают навыки мышления, занимаясь решением актуальных проблем с различных точек зрения, формулируя продуманные мнения и эффективно представляя свои мнения другим людям. 

Выделим две группы условий, которые необходимы для создания обучения, способствующего развитию мышления – это педагогические и дидактические [6]. К педагогическим условиям формирования навыков мышления высокого уровня можно отнести:

− включение в образовательные стандарты и программы целей, направленных на формирование мышления; содержания для развития критичности ума, анализа, самоанализа, синтеза, логики и творчества студента;

− выделение профессиональных компетенций и системы умений и навыков логически и критически мыслить;

− подготовка преподавательского состава, обладающего профессиональными компетенциями в области  мышления высокого уровня; знаниями о методах и способах его

формирования;

− координация исследований в области развития мышления и обмен опытом исследователей и преподавателей в сфере инноваций в технологиях формирования  мышления через публикации, конференции, семинары, мастер классы и специальные проекты.

К дидактическим условиям относят:

− разработка специального курса и включение в содержание заданий, проблем, упражнений, кейсов, проектов, направленных на отработку мыслительных умений, связанных со сложными мыслительными операциями, такими как анализ, синтез, критическая оценка, генерирование идей;

− наличие диагностических методик определения уровня мышления с учетом возрастных особенностей, способностей и жизненного опыта обучаемых;

− разработанность междисциплинарной технологии формирования  мышления.

Обучение мышлению происходит с помощью "языка мышления", которым пользуются и преподаватель, и студент.  Язык позволяет сделать акцент на процессе осмысленного обучения и проследить различия между поверхностным и глубоким мышлением. Обсуждение помогает людям думать, а студентам - обучаться мышлению.

Одним из наиболее распространенных языковых средств являются вопросы учителя.  Существуют вопросы разных типов. Каждый тип предполагает разный тип ответа, потому что актуализирует, вовлекает в работу какую-то сторону мышления. Работа Б. Блума и его коллег «Таксономия образовательных задач » явилась полезным инструментом для оценки уровня развития мышления. Эта таксономия позволяет также отличать среди вопросов, которые мы задаем, вопросы «низшего » и «высшего » порядка. Так, на «нижнем » уровне окажутся вопросы, требующие узнать или извлечь из памяти факты и понять концепции или идеи. По мере продвижения к верхнему уровню появляются вопросы, требующие применения идей, анализа доказательств, синтеза нескольких идей для получения новых решений и оценки всего хода рассуждений.

Существует прямая связь между вопросами, которые мы задаем, и уровнями мышления, на которые выходим при ответе на них.

Зачастую забытой оказывается такая важная составляющая осмысленного обучения, как вопросы учащихся.  В традиционной системе образования учащиеся только отвечают на вопросы, а не задают их.  Годами учащиеся просиживают в классах, где учителя задают вопросы, на которые они сами уже заранее знают ответы.  Настоящая проблемность, которая является неотъемлемой частью любого обучения, при этом возникает редко.  Как считают методисты и психологи, культура осмысленного обучения должна строиться на сложных вопросах, которые действительно являются проблемными для учителей и учеников.  Любой вопрос связан с риском, поскольку, задавая его, мы, тем самым, признаем  недостаточность своих знаний в данной области.  Тем не менее, для развития навыков мышления принципиально важно создать обстановку, в которой учащиеся могли бы свободно задавать вопросы о предмете изучения, адресовать их учителю и друг другу. 

Известно, что различные графические способы представления информации играют важную роль в мыслительных процессах, а именно:

1 - с использованием графических схем легче увидеть изучаемую проблему;

2 - графика помогает наглядно и понятно для себя учеников представить структуру решаемой задачи;

3 - когда информация представлена графически, легче генерировать новые идеи;

4 - повышается мотивация, становится легче воспринимать идеи: человеческому мозгу всегда нужны графические образы;

5 - с использованием графических схем можно «раскачивать » свое мышление, сделать его более гибким, подвижным, избавиться от стереотипов, догматическое мышление превратить в критическое;

6 - существует множество проверенных временем способов развить творческий потенциал, и многие из них включают в себя методы, основанные на графических изображениях. Даже простой пространственный образ будет стимулировать мозг к выработке новых идей гораздо эффективнее, чем множество слов.

Какова деятельность студента как активного, а не пассивного, участника такого процесса обучения? Во-первых, его необходимо научить работе с информацией, а также научить использовать различные формы учения, методы и приемы. Во-вторых, обучать самоанализу и самооценке уровня собственной готовности к критическому усвоению материала и анализу критического потенциала проблемы, использовать сочетание исполнительского и частично-поискового методов учения при выполнении учебных заданий и различных видов критики (критика – аналогия, критика – похвала, критика – озабоченность и т.п.). Поисковые методы учения применяются при выполнении творческих работ, поэтому нужно обеспечить студента в полной мере таким видом деятельности как творческий проект или кейс (case-study).

Другими словами, чтобы обеспечить формирование навыков мышления высокого уровня на уроках английского языка, преподавателю следует придерживаться практических рекомендаций: обеспечить понимание того, какие мыслительные умения необходимы; научить ставить вопросы; научить выявлять причины явлений; научить искусству аргументации, научить оценивать результаты своей деятельности, научить переносу методов и приемов критического анализа в новые ситуации, применять мыслительные компетенции при выполнении самостоятельных работ (рецензирование, разрешение критических ситуаций, анализ данных Интернет-ресурсов, книг, публичных выступлений).

Итак, формирование мышления высокого уровня становится ценностно-смысловым ориентиром современного образования. Возникшая острая необходимость не просто обучать студентов, но и развивать их мышление, творческий потенциал, генерирование идей и построение логических связей требует от преподавателя современного взгляда на свои занятия, критической оценки и анализа эффективности своих занятий, более тщательной и продуманной подготовки на несколько уроков вперёд. Мы должны четко осознавать, чего мы хотим получить от студента, что они должны достичь и как к этому результату прийти. Исходя из этого, педагог способен оптимизировать процесс обучения, повысить его эффективность и результативность своей работы и наблюдать положительную динамику в группе своих студентов.

 

Литература

1. Anderson, L. W., Krathwohl, D. R. Taxonomy for learning, teaching, and assessing. - New York: Longman. 2000.
2. Bloom, B.S. Taxonomy of educational objectives: The classification of educational goals: Handbook I, cognitive domain. - New York: Longman. 1994.

3. Буланова-Топоркова, М.В., Духавнева,А.В., Кукушкин,В.С., Сучков,Г.В.Педагогические технологии :Учебное пособие для студентов педагогических специальностей.– М.,2004.

4. Загашев, И.О., Заир-Бек, С.И., Муштавинская, И.В. Учим детей мыслить критически.– СПб., 2003.

5. Кулюткина Ю.Н., Сухобской Г.С. Мышление учителя: Личностные механизмы и понятийный аппарат./ Под. ред. Ю.Н. Кулюткина, Г.С. Сухобской.  – М., 1990.

6.Финкельштейн, Э.Б. Теоретические основы активных методов обучения. – М.,2002.

7. http://www.education.tas.gov.au

8. http://www.uwsp.edu

9. www.nestafuturelab.org

 

 

 

 

Основные термины: мышления высокого уровня, навыков мышления, навыков мышления высокого, формирования навыков мышления, обучения английскому языку, формирования мышления, формирование мышления, развития мышления, Формирование навыков мышления, студентов навыков мышления, развитии навыков мышления, определения уровня мышления, уровня развития мышления, формирование навыков мышления, области мышления высокого, формирование мышления высокого, развития навыков мышления, технологиях формирования мышления, технологии формирования мышления, разные типы мышления

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle