Библиографическое описание:

Тушминцева Е. В. Формирование навыков мышления высокого уровня как один из компонентов оптимизации обучения английскому языку в высшей школе // Молодой ученый. — 2010. — №3. — С. 301-303.

Мы живём в эпоху революции средств коммуникации, которая меняет наш образ жизни, общения и мышления. Поэтому нам необходимо пересмотреть и переосмыслить многие аспекты сегодняшнего образования и оптимизировать процесс обучения, направленный на потребности современного человека, на социальное и профессиональное  становление личности студента как будущего специалиста и члена общества. В сегодняшнем образовательном процессе приобретает актуальность не столько передача знаний, сколько воспитание мотивированной, инициативной, "доминантной" личности студента, ориентированной  на успех и карьеру, на построение и реализацию своего профессионального и жизненного пути. Вследствие этого, движение в области академических стандартов в последнее десятилетие значительно сместилось в сторону формирования у студентов навыков мышления высокого уровня.

Под мышлением высокого уровня (Higher Order Thinking Skills) понимается такой стиль мыслительной деятельности, при котором учащийся умеет находить нужную информацию, анализировать и синтезировать её, делать логические выводы, строить доказательства, критически перерабатывать факты, грамотно представлять результаты выполненных исследований. Мышление высокого уровня – это широкое понятие, которое включает в себя разные типы мышления: аналитическое, направленное, творческое, оценочное, конструктивное, целеустремлённое.

Основной целью формирования навыков мышления высокого уровня у студентов является расширение мыслительных операций для эффективного решения научных, практических и социальных задач. В течение многих лет специалисты в области образования стремились разработать наглядную и доступную теорию, которая помогла бы педагогам в эффективном и систематическом развитии навыков мышления у своих учащихся. Самой известной моделью, описывающей процесс мышления, является Таксономия Блума (Bloom’s Taxonomy), включающая в себя шесть навыков мышления, структурированных от самого базового до самого продвинутого уровня. [2]

Таксономии играют большую роль в теории обучения. Они важны, потому что позволяют: правильно ставить цели в обучении; правильно формулировать проблемы и составлять задания для учащихся; подбирать оценочные инструменты, адекватные поставленным целям; правильно проводить рефлексию по результатам обучения, т.е. устанавливать, какие трудности испытали обучающиеся при изучении того или иного материала. Студенты осваивают навыки мышления, занимаясь решением актуальных проблем с различных точек зрения, формулируя продуманные мнения и эффективно представляя свои мнения другим людям. 

Выделим две группы условий, которые необходимы для создания обучения, способствующего развитию мышления – это педагогические и дидактические [6]. К педагогическим условиям формирования навыков мышления высокого уровня можно отнести:

− включение в образовательные стандарты и программы целей, направленных на формирование мышления; содержания для развития критичности ума, анализа, самоанализа, синтеза, логики и творчества студента;

− выделение профессиональных компетенций и системы умений и навыков логически и критически мыслить;

− подготовка преподавательского состава, обладающего профессиональными компетенциями в области  мышления высокого уровня; знаниями о методах и способах его

формирования;

− координация исследований в области развития мышления и обмен опытом исследователей и преподавателей в сфере инноваций в технологиях формирования  мышления через публикации, конференции, семинары, мастер классы и специальные проекты.

К дидактическим условиям относят:

− разработка специального курса и включение в содержание заданий, проблем, упражнений, кейсов, проектов, направленных на отработку мыслительных умений, связанных со сложными мыслительными операциями, такими как анализ, синтез, критическая оценка, генерирование идей;

− наличие диагностических методик определения уровня мышления с учетом возрастных особенностей, способностей и жизненного опыта обучаемых;

− разработанность междисциплинарной технологии формирования  мышления.

Обучение мышлению происходит с помощью "языка мышления", которым пользуются и преподаватель, и студент.  Язык позволяет сделать акцент на процессе осмысленного обучения и проследить различия между поверхностным и глубоким мышлением. Обсуждение помогает людям думать, а студентам - обучаться мышлению.

Одним из наиболее распространенных языковых средств являются вопросы учителя.  Существуют вопросы разных типов. Каждый тип предполагает разный тип ответа, потому что актуализирует, вовлекает в работу какую-то сторону мышления. Работа Б. Блума и его коллег «Таксономия образовательных задач » явилась полезным инструментом для оценки уровня развития мышления. Эта таксономия позволяет также отличать среди вопросов, которые мы задаем, вопросы «низшего » и «высшего » порядка. Так, на «нижнем » уровне окажутся вопросы, требующие узнать или извлечь из памяти факты и понять концепции или идеи. По мере продвижения к верхнему уровню появляются вопросы, требующие применения идей, анализа доказательств, синтеза нескольких идей для получения новых решений и оценки всего хода рассуждений.

Существует прямая связь между вопросами, которые мы задаем, и уровнями мышления, на которые выходим при ответе на них.

Зачастую забытой оказывается такая важная составляющая осмысленного обучения, как вопросы учащихся.  В традиционной системе образования учащиеся только отвечают на вопросы, а не задают их.  Годами учащиеся просиживают в классах, где учителя задают вопросы, на которые они сами уже заранее знают ответы.  Настоящая проблемность, которая является неотъемлемой частью любого обучения, при этом возникает редко.  Как считают методисты и психологи, культура осмысленного обучения должна строиться на сложных вопросах, которые действительно являются проблемными для учителей и учеников.  Любой вопрос связан с риском, поскольку, задавая его, мы, тем самым, признаем  недостаточность своих знаний в данной области.  Тем не менее, для развития навыков мышления принципиально важно создать обстановку, в которой учащиеся могли бы свободно задавать вопросы о предмете изучения, адресовать их учителю и друг другу. 

Известно, что различные графические способы представления информации играют важную роль в мыслительных процессах, а именно:

1 - с использованием графических схем легче увидеть изучаемую проблему;

2 - графика помогает наглядно и понятно для себя учеников представить структуру решаемой задачи;

3 - когда информация представлена графически, легче генерировать новые идеи;

4 - повышается мотивация, становится легче воспринимать идеи: человеческому мозгу всегда нужны графические образы;

5 - с использованием графических схем можно «раскачивать » свое мышление, сделать его более гибким, подвижным, избавиться от стереотипов, догматическое мышление превратить в критическое;

6 - существует множество проверенных временем способов развить творческий потенциал, и многие из них включают в себя методы, основанные на графических изображениях. Даже простой пространственный образ будет стимулировать мозг к выработке новых идей гораздо эффективнее, чем множество слов.

Какова деятельность студента как активного, а не пассивного, участника такого процесса обучения? Во-первых, его необходимо научить работе с информацией, а также научить использовать различные формы учения, методы и приемы. Во-вторых, обучать самоанализу и самооценке уровня собственной готовности к критическому усвоению материала и анализу критического потенциала проблемы, использовать сочетание исполнительского и частично-поискового методов учения при выполнении учебных заданий и различных видов критики (критика – аналогия, критика – похвала, критика – озабоченность и т.п.). Поисковые методы учения применяются при выполнении творческих работ, поэтому нужно обеспечить студента в полной мере таким видом деятельности как творческий проект или кейс (case-study).

Другими словами, чтобы обеспечить формирование навыков мышления высокого уровня на уроках английского языка, преподавателю следует придерживаться практических рекомендаций: обеспечить понимание того, какие мыслительные умения необходимы; научить ставить вопросы; научить выявлять причины явлений; научить искусству аргументации, научить оценивать результаты своей деятельности, научить переносу методов и приемов критического анализа в новые ситуации, применять мыслительные компетенции при выполнении самостоятельных работ (рецензирование, разрешение критических ситуаций, анализ данных Интернет-ресурсов, книг, публичных выступлений).

Итак, формирование мышления высокого уровня становится ценностно-смысловым ориентиром современного образования. Возникшая острая необходимость не просто обучать студентов, но и развивать их мышление, творческий потенциал, генерирование идей и построение логических связей требует от преподавателя современного взгляда на свои занятия, критической оценки и анализа эффективности своих занятий, более тщательной и продуманной подготовки на несколько уроков вперёд. Мы должны четко осознавать, чего мы хотим получить от студента, что они должны достичь и как к этому результату прийти. Исходя из этого, педагог способен оптимизировать процесс обучения, повысить его эффективность и результативность своей работы и наблюдать положительную динамику в группе своих студентов.

 

Литература

1. Anderson, L. W., Krathwohl, D. R. Taxonomy for learning, teaching, and assessing. - New York: Longman. 2000.
2. Bloom, B.S. Taxonomy of educational objectives: The classification of educational goals: Handbook I, cognitive domain. - New York: Longman. 1994.

3. Буланова-Топоркова, М.В., Духавнева,А.В., Кукушкин,В.С., Сучков,Г.В.Педагогические технологии :Учебное пособие для студентов педагогических специальностей.– М.,2004.

4. Загашев, И.О., Заир-Бек, С.И., Муштавинская, И.В. Учим детей мыслить критически.– СПб., 2003.

5. Кулюткина Ю.Н., Сухобской Г.С. Мышление учителя: Личностные механизмы и понятийный аппарат./ Под. ред. Ю.Н. Кулюткина, Г.С. Сухобской.  – М., 1990.

6.Финкельштейн, Э.Б. Теоретические основы активных методов обучения. – М.,2002.

7. http://www.education.tas.gov.au

8. http://www.uwsp.edu

9. www.nestafuturelab.org

 

 

 

 

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle