Автор: Качнов Владимир Александрович

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

международная научная конференция «Педагогика сегодня: проблемы и решения» (Чита, апрель 2017)

Дата публикации: 22.03.2017

Статья просмотрена: 20 раз

Библиографическое описание:

Качнов В. А. Эвристическое мышление на уроках математики и его влияние на учащихся [Текст] // Педагогика сегодня: проблемы и решения: материалы Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2017 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2017. — С. 90-91.



Современная педагогика давно уже отошла от стереотипных и так называемых «шаблонных» уроков, где учитель является субъектом образовательного процесса и предлагает учащимся готовые данные, с малой частью анализа и синтеза теории учащимися. Успешность учащихся и достижение учебных целей напрямую зависят от заинтересованности и понимании ребенком предмета. Соответственно он должен воспринимать предмет и новые знания не как заучивание формул и правил, а на уровне метапознания. Об организации и формирования такого мышления поговорим в этой статье.

Характерные черты мышления учащегося напрямую оказывают непосредственное влияние на развитие человеческой индивидуальности.

Логическое мышление, как известно, взаимосвязано со следующими мыслительными процессами: конкретизация и обобщение, дедукция и индукция, синтез и анализ. В настоящее время нововведения в производстве, науке и технике, требуют от человека способность в мышлении для создания чего-либо нового, ранее неизвестного в любой области деятельности человека. А следовательно, необходимо сформировать у школьников более эффективные виды мышления. К примеру особенный интерес уделяется критическому, творческому и эвристическому мышлению.

Критическим мышлением называют мышление, при котором каждая идея и факт подвергается критическому обдумыванию.

Что касается, творческого мышления, ее особенностью можно считать создание или открытие новейшего субъективного продукта, с генерацией собственных уникальных идей.

Творчество — это поиск, открывающий человеку еще не известное, способствующий расширению границ познания. Продукт творчества непременно индивидуален и оригинален. Важен и тот факт, что элементы творчества возможно повстречать в любой области человеческой деятельности, в том числе и при изучении разных образовательных дисциплин [1].

Эвристическое мышление (эвристика), несмотря на то что считается составляющей частью творческого мышления, однако имеет свои характерные черты.

Эвристика (с древнегреческого «отыскиваю», «открываю») — это наука о методах и процессах открытия нового. Целью эвристики можно считать исследование правил и методов, ведущие к изобретениям и открытиям [2]. Целью эвристического рассуждения является найти решение для определенной задачи.

Эвристическое мышление содержит потенциальные возможности для развития школьного предмета, как, математика. В данной науке весьма высокий уровень абстракции, математические понятия концентрируют внимание лишь на формах и отношения между реальными предметами. На уроках математики, учащиеся пользуется всеми видами мышления, при котором овладевают средствами логического заключения.

Из вышесказанного понятно, что особенность школьного предмета математики, выражается в высокой степени обобщенности понятий, следовательно, теоретическая и практическая части математики предлагают возможность учащимся, по сравнению с другими предметами, быстрее изучить процесс обобщения понятий. Но невзирая на высокую степень обобщенности, свойства, законы, формулы, проявленные в символической форме, считается, в основном, недоступными для самостоятельного обдумывания учащимися.

В ходе осмысления любой математической задачи учащийся самостоятельно находит способ решения задач, при котором с учетом интересов и склонностей, собственных возможностей, опыта и знаний находит свой путь решения, этим самым развивает эвристический способ мышления.

Действительно, развитие и формирование эвристического мышления у учащихся в ходе изучения математики считается наиболее актуальной задачей, возникающей перед преподавателями в нынешних школах. Основным методом данного развития и формирования математических способностей учащихся считаются нестандартные задачи. Не спроста знаменитый методист и математик Д. Пойа пишет: «Что значит владение математикой? Это есть умение решать задачи, при этом не только стандартные, но и требующие известной независимости мышления, здравого смысла изобретательности и оригинальности» [2].

Эвристическое мышление –это психологический процесс, нацеленных в формирование новых моделей и выявление закономерностей, своеобразие решений, оригинальность и переход от одного действия к другому.

Оно непосредственно влияет на становление и саморазвитие индивидуальности учащегося, раскрытие творческих задатков. Поэтому эвристическое мышление школьников следует формировать, так как оно является неотъемлемой составляющей характеристики индивидуальности человека [3].

Кроме того, эвристическое мышление дает возможность сосредоточить собственную поисковую деятельность ребенка на оптимальное решение задачи. В случае, если у учащегося сразу нет успешного решения поставленной задачи, главное для педагога-это организация эвристической деятельности, где учащийся учится, может воспользоваться своей индивидуальной особенностью, эвристически мыслить.

Значимость эвристического мышления на уроках математики, заключается в том, что учащиеся сам добывают новые знания, которые в дальнейшем применяет исходя из уже своего имеющегося опыта, преподаватель только подводит их верному решению. Эвристическое мышление на уроке математики содействует формированию своей индивидуальной точки зрения, своей позиции, и даже своего математического и не только миропонимания.

Литература:

  1. Казанцева В. Ю. Решение учебных задач как фактор развития эвристического мышления учащихся: Дис. …канд пед. наук: 13.00.01.Улан –Удэ, 2004.
  2. Д.Пойа «Математика и правдоподобные рассуждения», М.: «Наука».,1975.
  3. Пушкин В. Н. Эвристика — наука о творческом мышлении. — М.: Политиздат, 1967. — С.269.
Основные термины (генерируются автоматически): Эвристическое мышление, эвристического мышления, уроках математики, творческого мышления, эвристического мышления учащихся, Значимость эвристического мышления, формирование эвристического мышления, черты мышления учащегося, эвристическое мышление, частью творческого мышления, эффективные виды мышления, эвристический способ мышления, эвристическое мышление школьников, известной независимости мышления, школьного предмета, Логическое мышление, видами мышления, Целью эвристического рассуждения, школьного предмета математики, саморазвитие индивидуальности учащегося.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос