Эвристическое мышление на уроках математики и его влияние на учащихся | Статья в сборнике международной научной конференции

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

международная научная конференция «Педагогика сегодня: проблемы и решения» (Чита, апрель 2017)

Дата публикации: 22.03.2017

Статья просмотрена: 81 раз

Библиографическое описание:

Качнов В. А. Эвристическое мышление на уроках математики и его влияние на учащихся [Текст] // Педагогика сегодня: проблемы и решения: материалы Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2017 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2017. — С. 90-91. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/213/12061/ (дата обращения: 20.06.2018).



Современная педагогика давно уже отошла от стереотипных и так называемых «шаблонных» уроков, где учитель является субъектом образовательного процесса и предлагает учащимся готовые данные, с малой частью анализа и синтеза теории учащимися. Успешность учащихся и достижение учебных целей напрямую зависят от заинтересованности и понимании ребенком предмета. Соответственно он должен воспринимать предмет и новые знания не как заучивание формул и правил, а на уровне метапознания. Об организации и формирования такого мышления поговорим в этой статье.

Характерные черты мышления учащегося напрямую оказывают непосредственное влияние на развитие человеческой индивидуальности.

Логическое мышление, как известно, взаимосвязано со следующими мыслительными процессами: конкретизация и обобщение, дедукция и индукция, синтез и анализ. В настоящее время нововведения в производстве, науке и технике, требуют от человека способность в мышлении для создания чего-либо нового, ранее неизвестного в любой области деятельности человека. А следовательно, необходимо сформировать у школьников более эффективные виды мышления. К примеру особенный интерес уделяется критическому, творческому и эвристическому мышлению.

Критическим мышлением называют мышление, при котором каждая идея и факт подвергается критическому обдумыванию.

Что касается, творческого мышления, ее особенностью можно считать создание или открытие новейшего субъективного продукта, с генерацией собственных уникальных идей.

Творчество — это поиск, открывающий человеку еще не известное, способствующий расширению границ познания. Продукт творчества непременно индивидуален и оригинален. Важен и тот факт, что элементы творчества возможно повстречать в любой области человеческой деятельности, в том числе и при изучении разных образовательных дисциплин [1].

Эвристическое мышление (эвристика), несмотря на то что считается составляющей частью творческого мышления, однако имеет свои характерные черты.

Эвристика (с древнегреческого «отыскиваю», «открываю») — это наука о методах и процессах открытия нового. Целью эвристики можно считать исследование правил и методов, ведущие к изобретениям и открытиям [2]. Целью эвристического рассуждения является найти решение для определенной задачи.

Эвристическое мышление содержит потенциальные возможности для развития школьного предмета, как, математика. В данной науке весьма высокий уровень абстракции, математические понятия концентрируют внимание лишь на формах и отношения между реальными предметами. На уроках математики, учащиеся пользуется всеми видами мышления, при котором овладевают средствами логического заключения.

Из вышесказанного понятно, что особенность школьного предмета математики, выражается в высокой степени обобщенности понятий, следовательно, теоретическая и практическая части математики предлагают возможность учащимся, по сравнению с другими предметами, быстрее изучить процесс обобщения понятий. Но невзирая на высокую степень обобщенности, свойства, законы, формулы, проявленные в символической форме, считается, в основном, недоступными для самостоятельного обдумывания учащимися.

В ходе осмысления любой математической задачи учащийся самостоятельно находит способ решения задач, при котором с учетом интересов и склонностей, собственных возможностей, опыта и знаний находит свой путь решения, этим самым развивает эвристический способ мышления.

Действительно, развитие и формирование эвристического мышления у учащихся в ходе изучения математики считается наиболее актуальной задачей, возникающей перед преподавателями в нынешних школах. Основным методом данного развития и формирования математических способностей учащихся считаются нестандартные задачи. Не спроста знаменитый методист и математик Д. Пойа пишет: «Что значит владение математикой? Это есть умение решать задачи, при этом не только стандартные, но и требующие известной независимости мышления, здравого смысла изобретательности и оригинальности» [2].

Эвристическое мышление –это психологический процесс, нацеленных в формирование новых моделей и выявление закономерностей, своеобразие решений, оригинальность и переход от одного действия к другому.

Оно непосредственно влияет на становление и саморазвитие индивидуальности учащегося, раскрытие творческих задатков. Поэтому эвристическое мышление школьников следует формировать, так как оно является неотъемлемой составляющей характеристики индивидуальности человека [3].

Кроме того, эвристическое мышление дает возможность сосредоточить собственную поисковую деятельность ребенка на оптимальное решение задачи. В случае, если у учащегося сразу нет успешного решения поставленной задачи, главное для педагога-это организация эвристической деятельности, где учащийся учится, может воспользоваться своей индивидуальной особенностью, эвристически мыслить.

Значимость эвристического мышления на уроках математики, заключается в том, что учащиеся сам добывают новые знания, которые в дальнейшем применяет исходя из уже своего имеющегося опыта, преподаватель только подводит их верному решению. Эвристическое мышление на уроке математики содействует формированию своей индивидуальной точки зрения, своей позиции, и даже своего математического и не только миропонимания.

Литература:

  1. Казанцева В. Ю. Решение учебных задач как фактор развития эвристического мышления учащихся: Дис. …канд пед. наук: 13.00.01.Улан –Удэ, 2004.
  2. Д.Пойа «Математика и правдоподобные рассуждения», М.: «Наука».,1975.
  3. Пушкин В. Н. Эвристика — наука о творческом мышлении. — М.: Политиздат, 1967. — С.269.
Основные термины (генерируются автоматически): эвристическое мышление, урок математики, учащийся, творческое мышление.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос