Библиографическое описание:

Показаньева Д. А. Гражданственность как основа нравственной культуры личности в современном обществе // Молодой ученый. — 2010. — №3. — С. 294-296.

В условиях современного кризисного общества воспитание подростков крайне затруднено в силу разносторонних влияний на их личности. К сожалению, современная семья зачастую не является тем институтом общества, который мог бы грамотно воспитывать подрастающее поколение. Многие семьи являются педагогически неграмотными, что влечёт за собой формирование искажённых личностных нравственных качеств подростков и молодёжи. Не усвоив в семье по тем или иным причинам позитивных ценностей, подросток может обрести источник социальной идентичности в неформальной группе, которая станет определять для него нормы поведения и жизненные ценности.

Как справедливо отмечают О. А. Селиванова и Ю. А. Щепина в статье «О неформальных объединениях безнадзорных подростков»: «Для очень большого числа подростков ценностные ориентации и моральные принципы, проповедуемые референтной группой, являются личностно значимыми, а нормы поведения, принятые в ней, более привлекательны, чем те, которые установлены в семье и школе» [7, с. 50].

Развенчание коммунистической идеологии в 80-х годах привело к культурному вакууму в нашем обществе. И в условиях переоценки ценностей и смены идеалов проблема воспитания нравственных качеств личности становится одной из приоритетных. Гражданственность как одно из основных качеств характера человека имеет огромное значение во всех сферах жизнедеятельности человека и общества. Оно является одним из первичных принципов человеческого бытия и нравственности. И в эпоху глобальных перемен, когда происходит стремительное развитие новой цивилизации, и жизнь коренным образом меняется, общество испытывает духовный кризис. Возникла ситуация, когда для активного существования и преобразования среды обитания, люди должны обращаться в поисках решения многих вопросов к духовно-нравственным потенциалам нашей страны, что требует соответствующей работы образовательных учреждений с молодым поколением. В современных условиях проблема нравственного воспитания приобретает особую остроту. Условия научно-технического прогресса ведут к культурному хаосу, люди, а особенно подростки и молодёжь становятся заложниками средств массовой информации; поставлено под вопрос воспитание вообще, как покушение на духовную свободу, на индивидуальность растущей личности. Основным источником ценностей для подрастающего поколения являются СМИ, которые пропагандируют в качестве идеала «богатое, сытое, лишённое нравственных сомнений и угрызений совести существование» [1, с. 112-116].

Будущее нашей страны рискует оказаться в руках циничных, эгоистичных,  безнравственных людей, лишённых чувства долга перед своей страной, семьёй и окружающими людьми, попирающих элементарные моральные законы человеческого общежития в угоду своим примитивным желаниям.

Единственным выходом из глубокого культурного кризиса безнравственности видится обращение к духовно-нравственному воспитанию. Решение этой задачи предполагает осмысление вопросов воспитания не только в средней общеобразовательной школе и в средних профессиональных заведениях, но и, конечно, в высших учебных заведениях, тем более формирование духовно-нравственной готовности личности к жизнедеятельности в быстро меняющихся условиях стало важной проблемой педагогики высшей школы.  Проблема заключается в противоречии между качественно изменившимися требованиями общества к специалисту с высшим образованием, способностью студента ответственно выполнять эти требования и организацией в вузе процесса формирования ответственности и гражданственности как личностных, так и профессиональных качеств у студентов.

Несмотря на то, что данная проблема существует и остаётся актуальной на протяжении достаточно большого количества времени, целенаправленному воспитанию студентов уделяется мало внимания. Возможно, это обусловлено мнением, что человек в 18-19 лет – это уже сформировавшаяся личность и не следует покушаться на её  индивидуальность – это не приведёт к желаемому результату. Можем предположить, что кроме названной причины существует ряд других, среди которых – неверное понимание функции вуза, которая сводиться лишь к образованию молодого поколения, передачи им определённых знаний и сформированию профессиональных навыков в соответствии с выбранной специальностью, а воспитание важных для будущей самостоятельной жизни личностных качеств отходит на второй план. 

Результат сложившейся ситуации – низкий уровень общей культуры студентов и старшеклассников, иждивенческие настроения, неспособность самостоятельно решать многие жизненные проблемы цивилизованным путём, отсутствие целеполагания, примитивные интересы и неуважение к окружающим людям – социальный эгоизм. Распространены такие социальные пороки общества как расовая ненависть, социальная агрессия, преступность и отсутствие патриотизма у современной молодёжи.

Поэтому перед педагогами вуза, как основного звена подготовки специалистов, стоит социально значимая задача по созданию условий, способствующих развитию у студентов ответственности как личностно и профессионально значимого качества, отвечающего потребностям российского общества, обеспечивающего специалисту конкурентоспособность на рынке труда, и гражданственности, как важного социального свойства индивида.

Наше исследование посвящено проблеме воспитания гражданственности подростков, что предполагает в будущем создание программы формирования данного качества у студентов.

Нами было проведено исследование по выявлению ценностных ориентаций старшеклассников, в котором использовалась диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности С. С. Бубновой.

Проведение исследования по выявлению ценностных ориентаций подростков позволило сделать определённые выводы:

1. В целом, для подростков, как из городской, так и из сельской местности, характерен достаточно высокий уровень значимости приятного времяпрепровождения и отдыха. Общение как ценность также имеет высокие показатели.

2. Здоровье как ценность имеет средние показатели. Но, следует заметить, что у детей из сельской местности здоровье имеет большую ценность, нежели у городских. Невысокую значимость здоровья как ценности для современных подростков можно объяснить не только низким уровнем пропаганды здорового образа жизни, но и тем, что для детей подросткового возраста важно, что происходит в данный момент, а не какая-то отдалённая перспектива. А это приводит к тому, что большинство подростков не признают необходимости активно заботиться о своём здоровье.

3. Такие ценности, как поиск и наслаждение прекрасным, познание нового в мире, природе, человеке и социальная активность имеют очень низкую значимость для подростков.

Таким образом, основная проблема заключается в неправильной расстановке приоритетов у подростков, смещение ценностных ориентаций в негативную сторону, отсутствие интереса к нравственным ценностям, познанию нового, социальной активности для достижения позитивных изменений в обществе. Как результат – низкий уровень развития современных подростков, отсутствие ярких устремлений, ориентаций на будущее, ориентации на удовлетворение сиюминутных потребностей.

В ходе проведённого нами исследования по выявлению уровня гражданственности у подростков (учащихся 8-11 классов в возрасте 12-17 лет) получены следующие результаты:

19 % испытуемых проявили низкий уровень гражданской воспитанности; 76 % испытуемых показали средний уровень развития гражданственности; 5 % испытуемых показали высокий уровень гражданской воспитанности.

Таким образом, существует социальная потребность в формировании у подростков и молодёжи ценностного отношения к своему ближайшему окружению, в формировании толерантности к людям другой национальности, развитии таких качеств, как способность отстаивать свою позицию, в том числе, по возможности, в политических вопросах, непосредственно касающихся граждан, умение грамотно и цивилизованно решать создавшиеся конфликтные ситуации.

Ведь, как верно заметил В. А. Сухомлинский, «чем тяжелее преступление, тем больше в нём бесчеловечности, жестокости, тупости, тем беднее интеллектуальные, эстетические, моральные интересы и потребности…»     [8, с. 9].

Необходимо повышать нравственный, гражданский, интеллектуальный уровень развития подростков и молодёжи, предоставить им возможность самовыражаться в позитивных формах, в частности, в неформальных объединениях позитивной направленности, или создавая для них необходимые организации по интересам, а также в учебной познавательной деятельности, ведущей в этом возрасте.

Мы полагаем, что сущность гражданского воспитания состоит в стимулировании у подростков интереса к отечественной истории, формировании уважительного отношения к труду, поощрении принимать посильное участие в происходящих событиях в стране, в реализации молодёжных инициатив социокультурной и охранно-оздоровительной направленности [7, с. 42].

На основании педагогического опыта в области гражданского воспитания, в частности, на основании опыта Н. Коваленко, Е. Рымановой, Н. Мичеевой,                     М. Игнаткиной, В. Горбунова и др., а также рассматривая гражданское воспитание как совокупность форм и средств, мы выделили основные и наиболее эффективные.

Они направлены на формирование у молодёжи таких гражданских качеств, как трудолюбие, ответственность, уважение к правам и свободам человека, любовь к семье, окружающей природе, толерантность.

Формами развития гражданственности у подростков и молодёжи являются:

- организация правовых лекториев «День уголовного права», «День покупателя», «День истории России», «День семейного права»;

- проведение вечеров вопросов и ответов по актуальным проблемам (в качестве примера – методика «Гражданский форум», авторы Коваленко Н., Комаров К., Чуйкова И., Якимович И. [2, с. 5-14];

- проведение спецкурсов «Флора и фауна Краснодарского края», «Литература», «Экология», «История», «Искусство»;

- экскурсии по родному городу, краю – «Дома и улицы родного города»;

- музейная работа – создание школьного музея;

Данные формы работы с подростками и молодёжью осуществляются с помощью таких средств воспитания, как общение, природа, культура, дело (труд), познание, игра.

И, главным фактором гражданского воспитания является, конечно, личность педагога, богатство его души, способность к творчеству, любовь к Родине, любовь к детям и гражданская смелость. 

 

Библиографический список

1. Данилюк А.Я. Нравственное и гражданское воспитание: взгляд компаративиста // Педагогика. - №8, 2008. – с. 112-116.

2. Коваленко Н., Комаров К., Чуйкова И., Якимович И. Гражданский форум: от общественного мнения к общественному суждению // Воспитание школьников. - №4, 2006 – с. 5-14.

3. Косарецкая С. В., Синягина Н. Ю. О неформальных объединениях молодёжи – М.; Гуманитар. издание центр ВЛАДОС, 2004. – 159 с. – (Семейная библиотека) - ISBN 5-691-01272-X.

4. Маленкова Л. И. Теория и методика воспитания. Учебник. – М.: Педагогическое обществ России, 2004. – 480с. ISBN 5-93134-251-6

5. Мичеева Н. Патриотическое воспитание через изучение истории региона // Воспитание школьников. - №5, 2008. – с. 28-30.         

6. Полонский И. С. Внешкольное общение как фактор формирования личности подростков и юношей // Прикладные проблемы социальной психологии. – М., - 1983. – С. 24-31.

7. Селиванова О. А. Щепина Ю. А. О неформальных объединениях безнадзорных подростков // Педагогика. - №10, 2005 – с. 49-52.

8. Сухомлинский В. А. Рождение гражданина/Пер. с укр. Н. Дангуловой. – 3-е изд. – М.: Мол. Гвардия, 1979. – 335 с.

Основные термины: неформальных объединениях, ценностных ориентаций, неформальных объединениях безнадзорных, выявлению ценностных ориентаций, гражданского воспитания, нравственных качеств подростков, воспитания гражданственности подростков, ценностных ориентаций подростков, современных подростков, низкий уровень, общества воспитание подростков, уровень развития, воспитания нравственных качеств, уровень гражданской воспитанности, ценностных ориентаций личности, формирования личности подростков, подростков ценностные ориентации, уровень развития подростков, объединениях безнадзорных подростков, Коваленко Н

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle