Детское школьное объединение как форма поддержки социальной активности учащихся | Статья в журнале «Школьная педагогика»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 19 октября, печатный экземпляр отправим 23 октября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Ученические организации в школе

Опубликовано в Школьная педагогика №1 (1) апрель 2015 г.

Дата публикации: 31.03.2015

Статья просмотрена: 238 раз

Библиографическое описание:

Демидова, С. А. Детское школьное объединение как форма поддержки социальной активности учащихся / С. А. Демидова, И. В. Новикова. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2015. — № 1 (1). — С. 46-48. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/2/99/ (дата обращения: 11.10.2024).

Одним из основных направлений эффективной государственной молодежной политики в Российской Федерации становится волонтерское движение. Волонтерство является одной из эффективных форм приобретения трудового опыта молодыми людьми. Волонтерство (добровольчество) — это неоплачиваемая, сознательная и добровольная деятельность на благо других. Волонтерская деятельность позволяет участникам увидеть, что их труд приносит реальную пользу людям. Это ведет к изменениям в мотивационной сфере, воспитанию потребности в общественной деятельности, сознательной дисциплине труда, формированию умения планировать свое время и творческому подходу в решении жизненных ситуаций, формирования социальной активности подростка. Созданное общественное добровольческого объединения «Дружина «Дружная»» позволяет решать эти задачи на базе конкретной общеобразовательной школы.

Ключевые слова: социальная активность, социально значимые качества личности, индивидуальность, разумность, ответственность, характер, темперамент, активность, целеустремленность, самоконтроль, самоанализ, направленность, воля, способности, потребности, мотивация, мировоззрение, убеждения, ценностные ориентации, патриотизм, волонтерство, социальное воспитание.

 

One of the main areas of effective state youth policy in the Russian Federation becomes a volunteer movement. Volunteering is one of the most effective forms of work experience young people. Volunteering (volunteering) — is unpaid, conscious and voluntary activities for the benefit of others. Volunteering allows participants to see that their work brings real benefits to the people. This leads to changes in the motivational sphere, raising the need for social activities, conscious discipline of labor, the formation of the ability to manage your time and creativity in solving situations. The purpose of formation of social activity teenager, is the creation of school-based social volunteer association «Militia «Amicable».

Keywords:social activity, socially important personality traits, personality, intelligence, responsibility, character, temperament, activity, commitment, self-control, self-awareness, focus, will, abilities, needs, motivation, worldview, beliefs, values, patriotism, volunteering, social education.

 

В настоящее время одним из основных направлений эффективной государственной молодежной политики в Российской Федерации становится волонтерское движение. Оно призвано способствовать активному привлечению молодых граждан к проведению социально-экономических преобразований в стране, воспитанию чувства патриотизма и гражданской ответственности молодого поколения.

На фоне сложной социально-экономической ситуации волонтерство является одной из эффективных форм приобретения трудового опыта молодыми людьми. Организация добровольческой деятельности подростков позволяет системно решать проблему организации внеурочной занятости учащихся школы, вовлечения их в социально значимую деятельность и повышение их социальной активности.

Одна из главных задач педагогов сегодня — привлечение детей и подростков к социально значимой деятельности, позволяющей, помимо конкретной помощи нуждающимся и всему обществу, развить у подростка социальную инициативу. А также создать условия для самостоятельного включения в жизнь общества, научиться выходить из ситуации выбора без стресса, действовать на основании постоянного творческого поиска [5, с. 115].

В последние годы ряд мероприятий приобрел статус «доброй традиции» и появилась необходимость систематизации проводимой работы. В МБОУ «СОШ № 40» города Владимира этому послужил долгосрочный социально-педагогический проект «Добровольческий отряд «Дружина «Дружная»», ключевыми понятиями которого стали:

Патриотизм — любовь к своему Отечеству. Это общественный и нравственный принцип отношения людей к своей стране. Это и ведущее нравственное качество, которое следует рассматривать как наивысшее проявление политической и гражданской активности.

Патриотизм — чувство и сформировавшаяся позиция верности своей стране и солидарности с ее народом. Патриотизм включает чувство гордости за свое Отечество, малую Родину, т. е. город или сельскую местность, где гражданин родился и воспитывался. Патриотизм включает активную гражданскую позицию, готовность к служению Отечеству [3, с. 38].

Волонтерство (добровольчество) — это неоплачиваемая, сознательная и добровольная деятельность на благо других. Волонтерская деятельность позволяет участникам увидеть, что их труд приносит реальную пользу людям. Это ведет к изменениям в мотивационной сфере, воспитанию потребности в общественной деятельности, сознательной дисциплине труда, формированию умения планировать свое время и творческому подходу в решении жизненных ситуаций [2, с. 91].

Социальное воспитание — процесс относительно контролируемой социализации, осуществляемый в специально созданных воспитательных организациях [1, с. 51]. Отсюда следует, что условия для управления социализацией создаются в ходе взаимодействия индивидуальных и групповых объектов в трех взаимосвязанных и в то же время относительно автономных: организация социального опыта ребенка, его образования и индивидуальной помощи ему.

Социальная активность невозможна без преодоления трудностей, проявления волевого усилия, для того чтобы преодолеть негативное воздействие окружающей среды. Социальные пробы предполагают выбор способа социального поведения в процессе освоения различных социальных ролей и охватывают все сферы жизни человека и большинство его социальных связей. В процессе проб у школьников формируется социальная позиция и социальная ответственность, которые становятся основой их гражданской позиции [4, с. 63].

Программа «Дружина «Дружная»» реализуется в целях популяризации добровольческой деятельности учащихся общеобразовательной школы как формы их трудового воспитания, патриотического и духовно-нравственного развития личности учащихся, дающих возможность приобретения и совершенствования практических навыков и компетенций.

Целью программы является организовать работу объединения школьников, педагогов и родителей, способствующую возрождению лучших традиций благотворительности, передаче опыта поколений, социализации личности учащихся, а также развитие у них способности к эмпатии, коммуникативных навыков, воспитание неприятия к проявлению жестокости и насилия, развитие толерантности.

Цель программы реализуется через следующие задачи: привлечение к деятельности добровольческой организации всех участников школьного сообщества: учащихся, педагогов, родителей; содействие развитию инициативы учащихся, поддержание и поощрение личного желания добровольно и бескорыстно заботиться о тех, кто оказался в трудной жизненной ситуации; развитие творческого потенциала, воспитание социально значимых качеств личности, умение противостоять негативному влиянию окружения; способствование позитивной социализации проблемных учащихся; пропаганда здорового образа жизни.

Основными направлениями деятельности являются: трудовая, культурно-эстетическая, пропаганда здорового образа жизни, помощь бездомным животным, волонтерская деятельность.

Наше исследование проводилось на базе «СОШ № 40» г. Владимира, где исследуемая группа составила 30 человек из учащихся 8–10-х классов. Диагностическим методом исследования социально значимых качеств личности подростка стал личностный опросник HSPQ (14-факторный опросник).

Социально значимыми качествами личности, согласно данному опроснику, являются: индивидуальность, разумность, ответственность, характер, темперамент, активность, целеустремленность, самоконтроль, самоанализ, направленность, воля, способности, потребности, мотивация, мировоззрение убеждения, ценностные ориентации.

 

На изображении представлено три графика функции: 1. Низкий показатель результатов социальной активности личности; 2. Средний показатель. 3. Показатель повышенной социальной активности.

Высокий балл по данному показателю говорит о стремлении человека к установлению благоприятных взаимоотношений с другими людьми. Для таких людей, как правило, очень значимы все аспекты человеческих взаимоотношений, они часто бывают убеждены в том, что самое ценное в жизни — это возможность общаться и взаимодействовать с другими людьми. При высоком уровне социальной активности преобладают такие социально значимые качества как: эмпатичность, эмоциональная устойчивость, настойчивость (доминирующий, напористый в делах), беспечность (склонный к риску, беспечный, храбрый, веселый), совестливость (исполнительный, ответственный), смелость (социально-смелый, непринужденный, решительный), интерес к участию в общих делах (любит совместные действия, внимание, подчиняет личные интересы групповым, сильный, энергичный), самоуверенность (безмятежный, спокойный, оптимистичный, самонадеянный, жизнерадостный), самостоятельность, самоконтроль.

Низкий уровень стремления к установлению благоприятных взаимоотношений с другими людьми. Как правило, для него не очень значимы все аспекты человеческих взаимоотношений, он довольно часто бывает убежден в том, что общаться и взаимодействовать с другими людьми не самое ценное в жизни. При низком уровне социальной активности преобладают такие личностные качества как: обособленность(замкнутый, недоверчивый, обособленный, равнодушный), эмоциональная неустойчивость (неуверенный в себе, легко ранимый, неустойчивый, тревожный), покорность (послушный, зависимый, уступчивый), недобросовестность (недобросовестность, пренебрегающий обязанностями, безответственный), робость (робкий, застенчивый, чувствительный к угрозе), мягкосердечность (чувствительный, зависимый от других), осторожный индивидуализм (замкнутый, препятствует общим интересам, холодно относится к общегрупповым нормам), импульсивность (низкий самоконтроль, плохое понимание социальных нормативов).

По данным диагностики мы выявили 30 % детей имеющие пониженную социальную активность, 20 % учащихся имеют повышенный уровень социальной активности, остальные (50 %) получили средние значения, которые составляют норму социализации подростка.

Мы включили в деятельность по программе как активных детей, так и социально «неактивных». Само участие «неактивных» детей способствовало повышению их социального статуса среди сверстников и внутри школы. За период реализации программы удалось увеличить численный состав добровольцев с 17 человек (активистов) до 46 человек за период 5,5 месяцев деятельности. Интерес к добровольческой деятельности, и волонтерской в частности, проявили учащиеся 8-х и 9-х классов, которые ранее социальной активности не проявляли.

Творческий потенциал реализовывался учащимися в процессе подготовки к городским мероприятиям, посвященным здоровому образу жизни, при подготовке и проведении школьных конкурсов аналогичной направленности, активисты добровольческого отряда входили в состав школьного жюри. Особое внимание уделялось учащимся «группы риска», состоящим на разных видах учета, которые охотно принимали участие в социально значимой деятельности, повышая, тем самым, свой уровень социальной адаптации.

Таким образом, мы можем утверждать, что детское школьное объединение может выступать в качестве формы организации деятельности учащихся с целью развития у них социальной активности.

 

Литература:

 

1.                  Василькова, Т. А. Социальная педагогика: учеб. пособие для студ. пед. вузов, обуч. по спец. «Педагогика и психология», «Соц. педагогика», «Педагогика» / Т. А. Василькова, Ю. В. Василькова — М.: КНОРУС, 2010. — 240 с. — ISBN 978–5-406–00146–2

2.                  Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. / Г.М Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 160 с.

3.                  Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А.. — М.: Просвещении, 2009. — 215 с.

4.                  Мудрик, А. В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В. А. Сластенина. — 3-е изд., испр. И доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 200 с. — ISBN 5–7695–0640–7

5.                  Шакурова, М. В. Методика и технология работы социального педагога: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М. В. Шакурова. — 2-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 272 с. — ISBN 5–7695–1777–8.

Основные термины (генерируются автоматически): социальная активность, волонтерская деятельность, значимая деятельность, волонтерское движение, добровольная деятельность, добровольческий отряд, мотивационная сфера, общеобразовательная школа, общественная деятельность, Российская Федерация.

Похожие статьи

Развитие творческих навыков воспитанников Нахимовского военно-морского ордена Почета училища через создание фотопроектов в обучении

В статье рассматривается методика внедрения фотопроектов в обучение как средство развития творческих навыков обучающихся. Фотография, как искусство самовыражения предоставляет нахимовцам возможность выразить свои идеи и чувства, стимулируя тем самым ...

Адаптивный фитнес в высших учебных заведениях

Физическая культура и спорт — средства созидания гармонично развитой личности. Они помогают сосредоточить все внутренние ресурсы организма на достижении поставленной цели, повышают работоспособность, позволяют втиснуть в рамки короткого рабочего дня ...

Экологическое образование молодежи как процесс обучения, воспитания и развития личности

В статье авторы проводят всестороннее исследование феномена экологического образования молодежи, рассматриваемого как многоаспектный процесс, охватывающий обучение, воспитание и всестороннее развитие личности. Основной целью этого процесса является ф...

Игровые технологии в ДОУ в условиях реализации ФГОС

В статье описываются применяющиеся в работе ДОУ игровые педагогические технологии, повышающие результативность воспитательно-образовательного процесса, формирующие у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на раскрытие творческих сп...

Развивающий потенциал творческих мастерских в современном психолого-педагогическом образовании

Рассматривается роль творческих мастерских в подготовке специалистов психолого-педагогического образования. Цель творческих мастерских — повышение качества подготовки студентов через процессы интеграции и инновации в обучении и включение их в активну...

Мотивы профессиональной карьеры в студенческом возрасте

Диагностика профессиональных мотивов позволяет сделать карьеру молодого специалиста наиболее успешной. Мотивы карьеры будущего специалиста формируются в зависимости от индивидуальных потребностей и личностных свойств ученика и студента. В работе «Пси...

Внеурочная деятельность и развитие метапредметных достижений учащихся как один из факторов реализации потребностей личности в профессиональном самоопределении

Статья посвящена анализу опыта участия школьного коллектива в качестве стажерской площадки в проекте «Системная (инновационная) модель профориентационной работы с обучающимися в рамках кластерной среды в целях обеспечения экономической стабильности р...

Формирование нравственных начал у детей дошкольного возраста

Современный идеал личности — высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа. Национальный воспитательный ...

Роль волевых процессов в формировании личности

Воля является одним из важнейших качеств личности человека. C самого детства родители, а потом учителя, стремятся воспитать это качество у ребенка. Наличие у человека воли делает его свободным и сознательным субъектом собственной жизнедеятельности. В...

Ознакомление детей 6 лет с родным городом. Сюжетно-ролевые игры как средство формирования коммуникативных навыков у детей

В этой статье написано о знакомстве с родным городом. Ознакомление с историей родного города, традициями, культурой, природными ценностями, известными людьми, живущими в Набережных Челнах, способствует обогащению познавательной сферы дошкольников, ра...

Похожие статьи

Развитие творческих навыков воспитанников Нахимовского военно-морского ордена Почета училища через создание фотопроектов в обучении

В статье рассматривается методика внедрения фотопроектов в обучение как средство развития творческих навыков обучающихся. Фотография, как искусство самовыражения предоставляет нахимовцам возможность выразить свои идеи и чувства, стимулируя тем самым ...

Адаптивный фитнес в высших учебных заведениях

Физическая культура и спорт — средства созидания гармонично развитой личности. Они помогают сосредоточить все внутренние ресурсы организма на достижении поставленной цели, повышают работоспособность, позволяют втиснуть в рамки короткого рабочего дня ...

Экологическое образование молодежи как процесс обучения, воспитания и развития личности

В статье авторы проводят всестороннее исследование феномена экологического образования молодежи, рассматриваемого как многоаспектный процесс, охватывающий обучение, воспитание и всестороннее развитие личности. Основной целью этого процесса является ф...

Игровые технологии в ДОУ в условиях реализации ФГОС

В статье описываются применяющиеся в работе ДОУ игровые педагогические технологии, повышающие результативность воспитательно-образовательного процесса, формирующие у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на раскрытие творческих сп...

Развивающий потенциал творческих мастерских в современном психолого-педагогическом образовании

Рассматривается роль творческих мастерских в подготовке специалистов психолого-педагогического образования. Цель творческих мастерских — повышение качества подготовки студентов через процессы интеграции и инновации в обучении и включение их в активну...

Мотивы профессиональной карьеры в студенческом возрасте

Диагностика профессиональных мотивов позволяет сделать карьеру молодого специалиста наиболее успешной. Мотивы карьеры будущего специалиста формируются в зависимости от индивидуальных потребностей и личностных свойств ученика и студента. В работе «Пси...

Внеурочная деятельность и развитие метапредметных достижений учащихся как один из факторов реализации потребностей личности в профессиональном самоопределении

Статья посвящена анализу опыта участия школьного коллектива в качестве стажерской площадки в проекте «Системная (инновационная) модель профориентационной работы с обучающимися в рамках кластерной среды в целях обеспечения экономической стабильности р...

Формирование нравственных начал у детей дошкольного возраста

Современный идеал личности — высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа. Национальный воспитательный ...

Роль волевых процессов в формировании личности

Воля является одним из важнейших качеств личности человека. C самого детства родители, а потом учителя, стремятся воспитать это качество у ребенка. Наличие у человека воли делает его свободным и сознательным субъектом собственной жизнедеятельности. В...

Ознакомление детей 6 лет с родным городом. Сюжетно-ролевые игры как средство формирования коммуникативных навыков у детей

В этой статье написано о знакомстве с родным городом. Ознакомление с историей родного города, традициями, культурой, природными ценностями, известными людьми, живущими в Набережных Челнах, способствует обогащению познавательной сферы дошкольников, ра...

Задать вопрос