Использование инфографики на уроках русского языка как иностранного | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №4 (138) январь 2017 г.

Дата публикации: 28.01.2017

Статья просмотрена: 2514 раз

Библиографическое описание:

Толстова, Н. Н. Использование инфографики на уроках русского языка как иностранного / Н. Н. Толстова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 4 (138). — С. 391-393. — URL: https://moluch.ru/archive/138/38852/ (дата обращения: 26.04.2024).



В статье представлены разработки заданий на основе инфографики, т. е. визуального отображения данных, содержащего небольшую по объёму, но значимую и правильно оформленную информацию. Материал рассчитан на иностранных учащихся, владеющих русским языком преимущественно в объеме первого сертификационного уровня (В1).

Ключевые слова: русский язык как иностранный; инфографика; варианты заданий

Сегодня трудно представить преподавание и изучение языков без применения новых технологий. В последнее время всё большую популярность стала набирать инфографика, т. е. графический способ подачи данных и знаний, цель которого — быстро и чётко преподнести сложную информацию. К основным функциям инфографики можно отнести, в частности, информативную, аналитическую, конструктивную, адаптивную, экспрессивную, эстетическую [1].

Следует признать, что графическая информация, как правило, воспринимается проще, нежели текстовая. Несколько страниц текста запомнить, несомненно, сложно, но если этот текст визуализировать, представить в виде картинки, то это будет способствовать более быстрому запоминанию и более глубокому пониманию информации.

Интерес к визуализации объясняется и «развитием человеческой деятельности, нарастанием потоков информации, для освоения которой становятся непригодными традиционные методы и средства. Для дальнейшего накопления, освоения, хранения, переработки и передачи информации необходимы новые, компактные, мобильные средства отражения объективного мира в сознании субъекта, и визуализация — одно из этих средств» [2, с. 138].

Использование инфографики в обучении иностранному языку, в частности русскому как иностранному, имеет ряд преимуществ: во-первых, она содержит достаточное количество информации при минимальном количестве лексики; во-вторых, инфографика воспринимается легче, чем текст, поскольку представленная информация уже обработана и систематизирована. Кроме того, она может послужить стимулом к дискуссии (например, насколько представленная в инфографике информация соответствует действительности?) или к написанию резюме/ эссе.

Для занятий можно использовать как готовую инфографику с разных сайтов (в частности, http://infographics.wciom.ru/, http://iamruss.ru/rossiya-v-tsifrah-infografika/) или изданий (например, журнал «Вокруг света», газеты «Метро», «АиФ», визуальный альманах М. Фирсанова и О. Гамбарян «Россия в цифрах: 2012–2013»), так и обратиться к сервисам, на которых можно создавать собственную инфографику (https://piktochart.com/, https://www.easel.ly/, https://infogr.am).

Полагаем, что инфографику можно применять на разных языковых уровнях. Нельзя не согласиться с тем, что она предоставляет возможности как преподавателям с точки зрения подготовки заданий к занятиям, так и студентам для реализации их творческих способностей, развития критического и аналитического мышления.

Ниже мы предлагаем варианты заданий по теме «Жизнь в городе», адресованных иностранным учащимся, владеющим русским языком в объёме первого сертификационного уровня.

Методическая разработка «Лучшие города России»

На первом этапе работы учащимся можно предложить обсудить, в каких российских городах они побывали, их впечатления. Далее, перейти к обсуждению критериев, по которым город можно назвать «лучшим».

Следующий этап направлен на актуализацию и закрепление лексико-грамматических навыков:

1. А) Составьте словосочетания, соединив левую иправую колонки.

проводить/ провести

заниматься

занимать/занять

столица

уровень

инвестировать

верхний ≠ нижний

условия (мн.ч.) (для)

строчка

бизнес

(какое?) место

Российская Федерация

строчка

исследование

счастье

экология

рейтинг

стартап

жизнь

Ключ: проводить/ провести исследование; заниматься бизнесом; занимать/ занять (какое?) место; столица Российской Федерации; уровень жизни/ счастья/ экологии; инвестировать в стартап; верхняя (нижняя) строчка; условия для жизни/ бизнеса; строчка рейтинга.

Б) Составьте предложения сданными словосочетаниями.

Далее, учащимся предлагается ознакомиться с инфографикой «Лучшие города России» (http://iamruss.ru/rossiya-v-tsifrah-infografika/) и поработать с текстом:

2. А) Ознакомьтесь синфографикой.

Картинки по запросу лучшие города россии

Рис. 1

Б) Используя информацию из инфографики, восстановите пропуски втексте.

Согласно исследованиям, которые проводили разные известные и влиятельные агентства, по условиям 1___________ первое место занимает Тюмень, второе место — 2___________, третье место — 3___________. Замыкает рейтинг 4___________.

Лучше всего заниматься 5___________ в Калининграде, Уфе и Краснодаре.

По 6___________ верхние строчки рейтинга занимают Курск, 7___________ и 8___________, а на 9___________ находится Тамбов.

Исследования показали, что самые счастливые люди живут 10___________и 11___________.

Что касается столицы Российской Федерации, то она занимает первое место по количеству 12___________, второе место — по количеству 13___________ (есть, кому инвестировать в стартапы) и по стоимости 14___________. Среди 15___________Москва занимает 13-ое место 16___________ и 17___________ место по дороговизне 18___________.

Ключ: 1 — для жизни; 2 — Краснодар; 3 — Новосибирск; 4 — Уфа; 5 — бизнесом; 6 — уровню экологии; 7 — Москва; 8 — Калуга; 9 — десятом месте; 10 — в Новом Уренгое; 11 — (в) Елабуге; 12 — пробок (на дорогах); 13 — миллиардеров; 14 — жизни для экспатов; 15 — городов мира; 16 — по уровню информатизации города; 17 — четырнадцатое; 18 — для путешественников.

После чтения и проверки текста его можно обсудить, например:

‒ Какая информация для вас была неожиданной/ интересной?

‒ Знаете ли вы, где находится Новый Уренгой?

‒ Как вы думаете, по каким критериям определяют уровень счастья?

‒ Согласны ли вы, что Москва — дорогой город для жизни экспатов?

Кроме того, учащимся можно предложить дополнительные задания:

3. А) Найдите названные винфографике города на карте России (http://tudasudaobratno.ru/wp-content/uploads/2012/12/tzone_2.png).

Б) Выберите один из городов, указанных винфографике, иподготовьте сообщение онём, используя информацию из инфографики иИнтернет-ресурсы.

Полагаем, что данное задание может подойти для проектного метода работы.

4. Напишите эссе «Лучший город моей страны».

Проиллюстрируем варианты заданий на примере темы «Город мечты».

Методическая разработка «Город мечты»

Перед тем как приступить к работе с инфографикой, можно предложить учащимся закончить фразу: «Город мечты — это…».

Далее учащиеся знакомятся с инфографикой «Москва — город мечты?» (http://infographics.wciom.ru/theme-archive/society/religion-lifestyle/leisure/article/moskva-gorod-mechty.html). На этом этапе работы следует уделить внимание лексике и словообразованию.

Следующие задания предполагают работу с текстом на основе инфографики:

1. Прочитайте слова из текста иих значения. Вслучае затруднений обратитесь ксловарю.

обращаться/ обратиться (к кому?) с вопросом — задать вопрос, спросить

респондент — человек, который отвечает на вопрос

появиться — стать видимым, начаться

учреждение — организация

возможность — шанс, альтернатива

доступный — такой, который легко получить.

Или:

Соедините близкие по значению слова.

обращаться/ обратиться с вопросом

появиться

учреждение

возможность

доступный

респондент

участник опроса

шанс, альтернатива

приемлемый

задать вопрос

стать возможным, видимым

организация

2. Используя информацию из инфографики, восстановите пропуске втексте.

Москва — 1___________?

«Изменилась ли Москва за последние 2___________?» — с таким вопросом ВЦИОМ (Всероссийский центр изучения общественного мнения) обратился к 3___________и гостям столицы.

Какие положительные изменения отметили респонденты? Во-первых, по мнению многих участников опроса, появилось больше культурных 4___________, а также мест 5___________. Во-вторых, у жителей и гостей столицы появилось больше возможностей для 6___________. В-третьих, начали строить больше 7___________. Респонденты также отметили, что 8___________ стал удобнее и доступнее.

За последние 5 лет у москвичей появилось больше возможностей получить 9___________ через 10___________.

Респонденты отметили улучшения в сферах науки и 11___________, а также 12___________ и экономики.

В целом, по мнению москвичей и гостей города, в столичном мегаполисе для комфортной жизни есть практически всё. Необходимо улучшить только 13___________.

Ключ: 1 — город мечты; 2 — пять лет; 3 — москвичам/ жителям; 4 — учреждений; 5 — для отдыха; 6 — занятий спортом; 7 — новых дорог; 8 — общественный транспорт; 9 — государственные услуги; 10 — интернет; 11 — инноваций; 12 — бизнеса; 13 — экологию.

После работы с текстом можно обсудить следующие вопросы:

‒ Согласны ли вы, что в Москве «для комфортной жизни есть практически всё»?

‒ Что вас удивило (что вам бросилось в глаза), когда вы приехали первый раз в Москву?

‒ На ваш взгляд, как изменилась ситуация в вашем родном городе за последние пять лет?

По окончании обсуждения предлагается написать эссе «Город моей мечты».

Как мы видим, представленные выше задания направлены как на актуализацию и закрепление лексико-грамматических навыков, так и на развитие навыков чтения, говорения, письма и понимания текста.

Подведём итоги. В данной статье мы стремились показать, что сочетание вербальной и графической составляющих инфографики позволяет использовать её на уроках РКИ многопланово. Инфографика способствует не только получению уже готовой информации, но и даёт возможность учащимся самостоятельно её добывать, интерпретировать с опорой на упомянутые компоненты.

Литература:

  1. Басырова А. Е. Инфографический текст как новое средство наглядности на уроках РКИ // Проблемы преподавания филологических дисциплин иностранным учащимся. — Воронеж, 2016. — Т. 4. — С. 22–26.
  2. Рапуто А. Г. Визуализация как неотъемлемая составляющая процесса обучения преподавателей // Международный журнал экспериментального образования. — 2010. — №.5. — С. 138–141.
Основные термины (генерируются автоматически): Москва, вариант заданий, город мечты, место, Российская Федерация, комфортная жизнь, Краснодар, методическая разработка, русский язык, сертификационный уровень.


Ключевые слова

русский язык как иностранный, инфографика, , варианты заданий

Похожие статьи

Публикация научных статей — Молодой ученый

Конференции проходят в дистанционном режиме в различных городах России: Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Краснодаре, Самаре, Чите и Челябинске. Сборники конференций размещаются на eLIBRARY.RU, но не индексируются в РИНЦ.

Архив номеров журнала — Молодой ученый

Баранников Антон Александрович, студент (г. Краснодар), 12 сентября 2012 года.

учитель русского языка и литературы (г.Санкт-Петербург), 7 апреля 2012 года.

Гончар Надежда Николаевна, логопед (г. Москва), 19 января 2017 года.

Обучение письменной речи | Статья в журнале «Молодой ученый»

Ведущими умениями в обучении любому иностранному языку в средней школе является устная речь и чтение, письмо же занимает более скромное место.

2) относительно свободно оперировать этим мастерством в письменной форме, что предусматривает некоторый уровень...

Текст как объект изучения (в аспекте русского языка как...)

В статье представлены особенности работы с профессиональным текстом на продвинутом этапе обучения иностранных студентов. Рассматривается система заданий, направленных на развитие коммуникативных компетенций учащихся в учебном процессе.

Анализ и перспективы развития инвестиционной... | Молодой ученый

Представлен SWOT-анализ инвестиционной привлекательности муниципального образования город Краснодар.

Заслуживают внимания подходы к анализу инвестиционной привлекательности, предложенные в работах российских экономистов В. Ф. Максимова, М. В...

Игровые интерактивные технологии обучения на уроке русского...

Авторы статьи предлагают методическое описание конкретных игр, которые могут быть с высокой степенью эффективности использованы на уроке РКИ на различных уровнях. Ключевые слова: игровые интерактивные технологии, русский язык как иностранный, методика...

Деловой климат Краснодарского края: современное состояние...

Для комфортного вхождения на территорию Кубани потенциальных инвесторов создана

Место Краснодарского края в десятке лидеров в Национальном рейтинге во многом

Краснодарский край по праву считается одним из лидеров России по уровню жизни и...

Разработка мобильного приложения для связи администрации...

Хочу предложить еще один вариант канала связи. Это разработка, а в дальнейшем

При выборе «Предложение» предлагается подать заявку на улучшение атмосферы жизни в городе.

Также он может прикрепить фотографию или видео с «места происшествия», это...

Формирование у учащегося навыка самостоятельного...

Она находится на 148 уровне небоскреба, на высоте 555 метров. (Туристический портал travel 365.ru, от 3.12.14.) Задания

Моделирование в высших образовательных учреждениях как средство приобретения студентами прочных знаний на занятия по русскому языку.

Публикация научных статей — Молодой ученый

Конференции проходят в дистанционном режиме в различных городах России: Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Краснодаре, Самаре, Чите и Челябинске. Сборники конференций размещаются на eLIBRARY.RU, но не индексируются в РИНЦ.

Архив номеров журнала — Молодой ученый

Баранников Антон Александрович, студент (г. Краснодар), 12 сентября 2012 года.

учитель русского языка и литературы (г.Санкт-Петербург), 7 апреля 2012 года.

Гончар Надежда Николаевна, логопед (г. Москва), 19 января 2017 года.

Обучение письменной речи | Статья в журнале «Молодой ученый»

Ведущими умениями в обучении любому иностранному языку в средней школе является устная речь и чтение, письмо же занимает более скромное место.

2) относительно свободно оперировать этим мастерством в письменной форме, что предусматривает некоторый уровень...

Текст как объект изучения (в аспекте русского языка как...)

В статье представлены особенности работы с профессиональным текстом на продвинутом этапе обучения иностранных студентов. Рассматривается система заданий, направленных на развитие коммуникативных компетенций учащихся в учебном процессе.

Анализ и перспективы развития инвестиционной... | Молодой ученый

Представлен SWOT-анализ инвестиционной привлекательности муниципального образования город Краснодар.

Заслуживают внимания подходы к анализу инвестиционной привлекательности, предложенные в работах российских экономистов В. Ф. Максимова, М. В...

Игровые интерактивные технологии обучения на уроке русского...

Авторы статьи предлагают методическое описание конкретных игр, которые могут быть с высокой степенью эффективности использованы на уроке РКИ на различных уровнях. Ключевые слова: игровые интерактивные технологии, русский язык как иностранный, методика...

Деловой климат Краснодарского края: современное состояние...

Для комфортного вхождения на территорию Кубани потенциальных инвесторов создана

Место Краснодарского края в десятке лидеров в Национальном рейтинге во многом

Краснодарский край по праву считается одним из лидеров России по уровню жизни и...

Разработка мобильного приложения для связи администрации...

Хочу предложить еще один вариант канала связи. Это разработка, а в дальнейшем

При выборе «Предложение» предлагается подать заявку на улучшение атмосферы жизни в городе.

Также он может прикрепить фотографию или видео с «места происшествия», это...

Формирование у учащегося навыка самостоятельного...

Она находится на 148 уровне небоскреба, на высоте 555 метров. (Туристический портал travel 365.ru, от 3.12.14.) Задания

Моделирование в высших образовательных учреждениях как средство приобретения студентами прочных знаний на занятия по русскому языку.

Похожие статьи

Публикация научных статей — Молодой ученый

Конференции проходят в дистанционном режиме в различных городах России: Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Краснодаре, Самаре, Чите и Челябинске. Сборники конференций размещаются на eLIBRARY.RU, но не индексируются в РИНЦ.

Архив номеров журнала — Молодой ученый

Баранников Антон Александрович, студент (г. Краснодар), 12 сентября 2012 года.

учитель русского языка и литературы (г.Санкт-Петербург), 7 апреля 2012 года.

Гончар Надежда Николаевна, логопед (г. Москва), 19 января 2017 года.

Обучение письменной речи | Статья в журнале «Молодой ученый»

Ведущими умениями в обучении любому иностранному языку в средней школе является устная речь и чтение, письмо же занимает более скромное место.

2) относительно свободно оперировать этим мастерством в письменной форме, что предусматривает некоторый уровень...

Текст как объект изучения (в аспекте русского языка как...)

В статье представлены особенности работы с профессиональным текстом на продвинутом этапе обучения иностранных студентов. Рассматривается система заданий, направленных на развитие коммуникативных компетенций учащихся в учебном процессе.

Анализ и перспективы развития инвестиционной... | Молодой ученый

Представлен SWOT-анализ инвестиционной привлекательности муниципального образования город Краснодар.

Заслуживают внимания подходы к анализу инвестиционной привлекательности, предложенные в работах российских экономистов В. Ф. Максимова, М. В...

Игровые интерактивные технологии обучения на уроке русского...

Авторы статьи предлагают методическое описание конкретных игр, которые могут быть с высокой степенью эффективности использованы на уроке РКИ на различных уровнях. Ключевые слова: игровые интерактивные технологии, русский язык как иностранный, методика...

Деловой климат Краснодарского края: современное состояние...

Для комфортного вхождения на территорию Кубани потенциальных инвесторов создана

Место Краснодарского края в десятке лидеров в Национальном рейтинге во многом

Краснодарский край по праву считается одним из лидеров России по уровню жизни и...

Разработка мобильного приложения для связи администрации...

Хочу предложить еще один вариант канала связи. Это разработка, а в дальнейшем

При выборе «Предложение» предлагается подать заявку на улучшение атмосферы жизни в городе.

Также он может прикрепить фотографию или видео с «места происшествия», это...

Формирование у учащегося навыка самостоятельного...

Она находится на 148 уровне небоскреба, на высоте 555 метров. (Туристический портал travel 365.ru, от 3.12.14.) Задания

Моделирование в высших образовательных учреждениях как средство приобретения студентами прочных знаний на занятия по русскому языку.

Публикация научных статей — Молодой ученый

Конференции проходят в дистанционном режиме в различных городах России: Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Краснодаре, Самаре, Чите и Челябинске. Сборники конференций размещаются на eLIBRARY.RU, но не индексируются в РИНЦ.

Архив номеров журнала — Молодой ученый

Баранников Антон Александрович, студент (г. Краснодар), 12 сентября 2012 года.

учитель русского языка и литературы (г.Санкт-Петербург), 7 апреля 2012 года.

Гончар Надежда Николаевна, логопед (г. Москва), 19 января 2017 года.

Обучение письменной речи | Статья в журнале «Молодой ученый»

Ведущими умениями в обучении любому иностранному языку в средней школе является устная речь и чтение, письмо же занимает более скромное место.

2) относительно свободно оперировать этим мастерством в письменной форме, что предусматривает некоторый уровень...

Текст как объект изучения (в аспекте русского языка как...)

В статье представлены особенности работы с профессиональным текстом на продвинутом этапе обучения иностранных студентов. Рассматривается система заданий, направленных на развитие коммуникативных компетенций учащихся в учебном процессе.

Анализ и перспективы развития инвестиционной... | Молодой ученый

Представлен SWOT-анализ инвестиционной привлекательности муниципального образования город Краснодар.

Заслуживают внимания подходы к анализу инвестиционной привлекательности, предложенные в работах российских экономистов В. Ф. Максимова, М. В...

Игровые интерактивные технологии обучения на уроке русского...

Авторы статьи предлагают методическое описание конкретных игр, которые могут быть с высокой степенью эффективности использованы на уроке РКИ на различных уровнях. Ключевые слова: игровые интерактивные технологии, русский язык как иностранный, методика...

Деловой климат Краснодарского края: современное состояние...

Для комфортного вхождения на территорию Кубани потенциальных инвесторов создана

Место Краснодарского края в десятке лидеров в Национальном рейтинге во многом

Краснодарский край по праву считается одним из лидеров России по уровню жизни и...

Разработка мобильного приложения для связи администрации...

Хочу предложить еще один вариант канала связи. Это разработка, а в дальнейшем

При выборе «Предложение» предлагается подать заявку на улучшение атмосферы жизни в городе.

Также он может прикрепить фотографию или видео с «места происшествия», это...

Формирование у учащегося навыка самостоятельного...

Она находится на 148 уровне небоскреба, на высоте 555 метров. (Туристический портал travel 365.ru, от 3.12.14.) Задания

Моделирование в высших образовательных учреждениях как средство приобретения студентами прочных знаний на занятия по русскому языку.

Задать вопрос