Библиографическое описание:

Фокина Н. А. Особенности интерпретации проективного теста «Рисунок семьи» у младших школьников с нарушением слуха // Молодой ученый. — 2016. — №26. — С. 612-614.



В статье рассматривается актуальная для современной психологии проблема, специфика интерпретации рисуночных тестов у младших школьников с нарушением слуха. Кратко описываются особенности высших психических функций у глухих и слабослышащих детей, рассматриваются вторичные нарушения, влияющие на развитие ребенка в целом. Приводятся результаты диагностики по проективной методике «Рисунок семьи» и их интерпретация.

Ключевые слова: рисуночные тесты, рисунок семьи, дети с ОВЗ, дети с нарушением слуха, развитие глухих и слабослышащих детей, особенности рисунков глухих

Семья выступает ключевым и необходимым условием успешного развития ребенка. Появление ребенка с особенностями в развитии требует от семьи повышенной ответственности и увеличенной нагрузки, связанной с уходом и воспитанием. Для понимания специфики взаимоотношений в семьях, воспитывающих детей с нарушением слуха, необходимо составить портрет младшего школьника с ограниченными возможностями здоровья.

Развитие ребенка с нарушением слуха существенно отличается от развития детей в норме развития (Т. Г. Богданова, Р. М. Боскис, Л. С. Выготский, Г. Л. Выготская, М. А. Томилина, О. А. Красильникова и др.). Согласно теории Л. С. Выготского о первичном и вторичных дефектах, нарушение слухового анализатора является первичным дефектом, который ведет за собой ряд вторичных нарушений. Вторичные дефекты ведут к изменению и своеобразию психического развития ребенка в целом [3]. Кратко рассмотрим особенности высших психических функций у детей с нарушением слуха.

Среди всех познавательных процессов именно в развитии мышления у глухих школьников обнаруживаются больше всего специфичных особенностей [1]. Жестовая речь выступает носителем мышления. Существенное преобладание наглядных форм мышления над понятийными является одной из характерных особенностей развития мышления у детей с нарушением слуха. У слышащего человека есть внутренняя речь — показатель и регулятор ВПФ. У детей с нарушенным слухом внутренние монологи строятся с помощью жестов, конкретными образами, что позволяет говорить о качественно отличающемся от слышащих типе мышления.

Особенности развитого наглядно-образного мышления глухих детей детерминируют своеобразие образной памяти [4]. Дети с нарушенным слухом чаще слышащих сверстников путают образы сходных фигур, используют моторные схемы запоминания (например, обведение фигуры рукой в воздухе), запоминают больше деталей. Физиологические основы процесса запоминания у детей сохранны, но вторичные дефекты речевого развития, малый словарный запас, сниженный уровень абстрактно-логического мышления ведет к затруднениям в запоминании отдельных слов и тем более связной речи.Воображение школьников с нарушением слуха вялое, неглубокое, только по основным понятиям без «прорисовки» деталей, шаблонное. В наибольшей степени страдает от первичного дефекта процесс речевого развития. Выявлены нарушения во всех трех компонентах языка — лексическом, грамматическом, синтаксическом [2, 5].

Наше исследование было посвящено изучению особенностей детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих младших школьников с нарушением слуха. Констатирующий эксперимент проводился на базе КГБОУ «Красноярская общеобразовательная школа-интернат № 9» (отдельное образовательное учреждение для детей с поражением слуха). В исследовании приняли участие 16 детей с нарушением слуха, из которых 6 слабослышащих и 10 тотально глухих младших школьников. В выбранный пакет диагностик вошла проективная методика «Рисунок семьи», адаптированная Л.Корман [6].

Используемый рисуночный тест ориентирован на выявление особенностей внутрисемейных отношений глазами ребенка. Методика служит инструментом для прояснения отношения испытуемого к каждому члену семьи, позволяет оценить роль каждого человека в семье с точки зрения ребенка, увидеть, что вызывает тревожные чувства и волнует малыша.

Ребенку предлагается простым карандашом на стандартном листе нарисовать свою семью. Мы выбрали проективный тест в модификации Л.Корман, где автор подразумевает беседу после рисования. Исходя из психофизиологических особенностей детей с нарушением слуха были выбраны соответствующие вопросы, доступные для понимания глухого второклассника, но при этом информативные для нашего исследования. Что делает семья на рисунке? Кто главный в семье? Кто самый хороший и почему? Кто самый грустный и почему? Кто тебе нравится? Кто наказывает в семье? Если все пойдут гулять, кто останется дома?

При интерпретации рисунков мы акцентировали внимание на следующих моментах:

‒ Оценка общей структуры. Положение в пространстве каждого члена семьи, занятость общим делом, наличие изолированных фигур, изображение контакта между персонажами, порядок расположения членов семьи.

‒ Акцент на персонажах. Самый привлекательный персонаж. Член семьи, вызывающий тревогу. Размеры персонажей относительно друг друга. Дистанция между героями рисунка. Тщательность прорисовки.

‒ Отношение к себе. Выделение на рисунке собственной фигуры, ее размеры и местоположение.

‒ Родительская пара. Изображение обоих родителей. Наличие контакта между ними на рисунки.

‒ Отсутствие на рисунке кого-либо из членов семьи (ребенка, сиблинга, кого-то из родителей).

Во время анализа детских рисунков нами были выявлены специфические особенности деталей рисования, присущие именно детям с нарушением слуха.

  1. Отсутствие ушей. При интерпретации работ у 62,5 % испытуемых отсутствовали на рисунках уши, еще 25 % испытуемых нарисовали ушные раковины только у некоторых членов семьи, лишь 12,5 % изобразили всех персонажей рисунка с ушами. Отметим, что последние 12,5 % испытуемых относятся к категории слабослышащих детей и в аппаратах слышат от 2 до 4 метров. Можно сделать вывод о том, что тотально глухие дети не придают значимость данному органу чувств, так как сами его не используют.
  2. Изображение дома. 12,5 % испытуемых сначала нарисовали дома, затем стерли. У 37,5 % детей на рисунках существенное место занимает дом, который, по инструкции не нужно было рисовать. Эта особенность указывает на стремление к домашней защите (Рис.1–2). Данная группа детей проживает в интернате, родители забирают их домой раз в месяц или только на каникулы. Ребенок чувствует себя брошенным, одиноким, наблюдается недостаток общения с близкими людьми — отцом и матерью.

Рис. 1

Рис. 2

  1. Отсутствие дополнительных деталей и украшений. У младших школьников с сохранным слухом на работах нарисованы дополнительные детали — узоры на одежде, украшения, орнаменты, аксессуары и т. п. 62,5 % испытуемых не украшали нарисованных персонажей: если девочка, то платье-треугольник, если мальчик — то штаны и кофта. 37,5 % участвовавших в эксперименте младших школьников использовали примитивные узоры: сердца, звезды, полосы. На наш взгляд, это связано с особенностями мышления и воображения младших школьников с нарушением слуха. Оба эти процесса существенно запаздывают по сравнению с нормами возрастного развития. Творческое воображение детей с нарушением слуха шаблонное, нет гибкости и оригинальности.
  2. У 25 % испытуемых оптимальные рисунки — видна структура семьи, нет признаков тревожности и одиночества, на рисунках прослеживаются связи и коммуникации. Данная группа детей — глухие дети, проживающие с глухими родителями. У оставшихся 75 % испытуемых с нарушением слуха из слышащих семей есть те или иные симптомокомплексы, говорящие о искаженных детско-родительских отношениях. Можно сделать вывод о том, что тотально глухие семьи по уровню родительско-детских отношений больше соответствуют типичным семьям со здоровыми детьми, чем слышащие семьи, воспитывающие детей с поражением слуха.

На наш взгляд, это связано с тем, что слышащим родителям эмоционально сложнее пережить и принять факт патологии ребенка. Неготовность воспитывать особого ребенка проявляется на трех уровнях: социальном (ограничение контактов, материальные затраты), соматическом (депрессии, головные боли), психологическом (стрессы, разрушение стереотипов, защитные реакции), что ведет к формированию неадекватного родительского отношения, это в свою очередь, влияет на детско-родительское отношение и развитие ребенка в целом.

Выявленные нами особенности интерпретации проективного теста «Рисунок семьи» младших школьников с нарушением слуха подтверждают тезис о своеобразии развития особых детей. Специалистам, использующим в своей работе проективные методики, следует учитывать специфику диагностики младших школьников с нарушением слуха.

Литература:

  1. Богданова Т. Г. Сурдопсихология. — М.: Академия, 2002.
  2. Боскис Р. М. Глухие и слабослышащие дети. — М.: Изд-ва АПН РСФСР, 1963, 245 с.
  3. Выготский Л. С. Основы дефектологии. — СПб.: Лань, 2003. — 654 с.
  4. Исенина Е. И. Родителям о психическом развитии и поведении глухих детей первых лет жизни. — М.: Прогресс, 1999. — 80 с.
  5. Красильникова О. А., Киреева Г. А. Формирование грамматического строя речи слабослышащих школьников. — СПб: КАРО, 2005, 315 с.
  6. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. Ред. и сост. Райгородский Д. Я. — Самара, 2001. — С. 486–490.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle