Автор: Шагидаева Аза Батрудиновна

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №26 (130) декабрь 2016 г.

Библиографическое описание:

Шагидаева А. Б. Возрастные аспекты психологического отношения граждан к налоговым обязанностям // Молодой ученый. — 2016. — №26.

Препринт статьи



The article deals with the age aspects of tax culture and personal tax self-recognition. The author identifies five age groups of taxpayers in connection with the psychological perception of tax obligations, noting that the peculiarities of perception in these groups are affected by both age features, and the relevant experience of reflection of tax relations transformation and its public perception. The conclusion is that taking account of the age aspects of citizens of the psychological attitude towards tax obligations will optimize the work to improve tax awareness and tax culture of Russian citizens.

Важнейшим аспектом повышения собираемости налогов и сборов, обеспечения высокого уровня законности в налоговой сфере, выступает оказание воздействия на сферу налоговой культуры граждан, формирование которой, как показывают многочисленные исследования, в немалой степени зависит от психологических особенностей налогоплательщиков [1; 2; 6].

Проведенные нами исследования, в том числе, углубленные интервью с представителями разного возраста, позволяют уточнить некоторые аспекты психологического отношения граждан к налоговым обязанностям, связанные с возрастом налогоплательщиков.

Так, можно выделить пять крупных возрастных групп налогоплательщиков в связи с психологическим восприятием налоговых обязанностей. Это — молодежь (лица от 18 до 23 лет), «поколение 1990-х» (налогоплательщики, родившиеся после 1990-го года), «поколение 1980-х» (налогоплательщики, родившиеся в 1980-е годы), налогоплательщики среднего (40–60 лет) и старшего возраста (старше 60 лет). Обратим внимание, что в аспекте психологического отношения граждан к налоговым обязанностям выделяется своеобразная «гибридная» типология: если первая, четвертая и пятая группа строго идентифицируются по возрасту, соответствующему определенному этапу психического развития (юность, зрелость и старость), то вторая и третья группа идентифицируются, прежде всего, по периоду личностного становления, — пришелся ли он на ранний постсоветский период (у лиц, рожденных в 80-е годы прошлого века), или же на этап устойчивого развития рыночных отношений (у лиц 1990-х годов рождения).

Наши исследования показывают, что на особенности психологического отношения граждан к налоговым обязанностям, безусловно, влияет уровень сформированности психики, устойчивости мировоззрения по отношению к ключевым экзистенциальным вопросам и проблемам. Так, всем известны ключевые особенности психики молодых людей (в возрасте от 18 до 23 лет) — центральным психологическим процессом выступает развитие сознания и самосознания. В этом возрасте происходит формирование отношения к окружающей среде и к своей деятельности, а к новообразованиям данного возраста относят «развитие самостоятельного логического мышления, образной памяти, индивидуального стиля умственной деятельности, интерес к научному поиску» [3].

Сказанное детерминирует как отношение данной группы налогоплательщиков к своим налоговым обязанностям, так и возможность его трансформации. В частности, для типичного представителя данной группы характерно неустойчивое психологическое отношение к любому виду обязанностей, некоторый правовой нигилизм, в том числе и в налоговой сфере, которые, впрочем, достаточно легко подвергаются коррекции, в том числе путем сочетания активной разъяснительной и образовательной работы и стимулирования позитивного отношения к налоговым обязанностям. Последнее может, в частности, быть реализовано путем размещения прогрессивной социальной рекламы, подчеркивающей важность своевременного и добросовестного выполнения налоговых обязанностей, выполненной на понятном для молодежной группы языке, в том числе, с использованием близких данной аудитории визуальных образов и смыслов. Аналогичную работу целесообразно проводить и с подростками, и со школьниками, основываясь на том, что в детский и подростковый возраст является важнейшим периодом формирования морально-нравственных и нормативно-ценностных установок индивида.

Формирование морально-ценностных установок второй группы налогоплательщиков («поколение 1990-х») пришлось на период 2000-х годов, когда в государстве и обществе сформировались рыночные отношения, пришла к упорядоченности налоговая система, оптимизировался уровень налоговой нагрузки, и, в целом, отношение общества к налоговым обязанностям сменилось на позитивное [4]. Представители данной группы лиц, прежде всего, четко понимают содержание и сущность налоговой обязанности, осознают позитивный аспект ее надлежащего исполнения (в частности, что администрируемые налоги направляются на реализацию общественно-значимых функций государства). Перспективная работа с данной категорией налогоплательщиков, ориентированная на добросовестное исполнение ими своих обязанностей по исчислению и уплате налогов и сборов, тем самым, должна иметь стимулирующий характер, активизировать побудительные установки исполнять свой долг. Это — своевременное информирование об изменениях налогового законодательства, и упрощение порядка заполнения и предоставления отчетности, а также процедуры уплаты налогов.

Для третьей группы налогоплательщиков («поколение 1980-х») характерен игровой паттерн в отношении к налоговым обязанностям. Первый жизненный опыт такие лица получили в эпоху перестройки и распада СССР, с характерным повсеместным игнорированием законности и правопорядка. На глазах у этого поколения также произошли глубинные нравственные трансформации общества в 1990-е годы, с засильем «права сильного» и правовым нигилизмом во всех сферах. Наряду с такими общими характеристиками лиц в возрасте 31–40 лет, как сочетание умеренного риска, экспериментаторства и, с другой стороны, стремления к стабильности, первичный социальный опыт детерминируют попытку ряда представителей «поколения 1980-х» вступать в «игру» с государством, применяя «пограничные» и нелегальные инструменты уклонения от исполнения налоговых обязанностей. Основу работы с такими налогоплательщиками должно составить как позитивное, так и негативное побуждение к исполнению законности, — в том числе, через пропаганду общественной значимости уплаты налога (до налогоплательщика важно донести, что именно его налог позволит, например, спасти жизнь ребенку), так и масштабное информирование о санкциях и ответственности в связи с неуплатой налогов. С учетом возраста аудитории, такая пропаганда должна вестись путем размещения социальной рекламы в специализированных изданиях, на профессиональных форумах и в рамках специальных образовательных мероприятий.

Для лиц среднего и старшего возраста достаточно характерен «советский тип» правосознания, который, в целом, определяет ответственное отношение к своим налоговым обязанностям. Экономически активные лица среднего возраста, по нашим наблюдениям, наиболее ответственно относятся к своим налоговым обязанностям, стараются не допускать даже формальных нарушений налогового законодательства. Для сохранения положительного отношения к исполнению своих обязанностей и в целях оказания психологической поддержки данной группы налогоплательщиков, в целом, наиболее важным представляется обеспечение устойчивой обратной связи от представителей налоговых органов, личное информирование в случае возникновения проблем и затруднений и иные подобные меры.

Особую группу представляют лица старшего возраста. Как отмечалось нами в предыдущих публикациях, «для пожилого возраста характерны процессы биологического старения, негативные тенденции в развитии психических функций, хотя отношение к своему состоянию у разных пожилых людей варьирует от депрессивного до полного принятия возрастных реалий. Пожилой человек должен освоить новые социальные роли, преодолеть экзистенциальную фрустрацию и найти новый смысл жизни» [5, с. 65]. В целом, несмотря на высокий уровень законопослушности среди данной возрастной группы, наблюдаются проблемы в понимании сущности налоговых обязанностей, затруднения в понимании процедур уплаты налогов и их исчисления, неготовность осваивать современные технологии уплаты налогов. Пожилым налогоплательщикам крайне важно оказывать не только информационную, но и практическую помощь в уплате налогов и сборов. Так, автору статьи известен положительный опыт работников комплексного центра социального обслуживания (КЦСО) района города Москвы, которые установили на компьютерах в Центре ссылку на прямой доступ к личному кабинету налогоплательщика на сайте fns.ru, проводили уроки с лицами пожилого возраста, в ходе которых по шагам объясняли принцип работы с электронным кабинетом, помогли получить и активировать учетную запись на Портале государственных услуг и оказывали содействие в оплате налогов через Личный кабинет. Всего к электронному взаимодействию с ФНС РФ силами одного упомянутого КЦСО было подключено свыше 200 пенсионеров района, 98 % которых, согласно опросу, «полностью удовлетворено проведенной работой и в будущем планирует оплачивать налоги через Личный кабинет налогоплательщика». Представляется, что данный опыт должен активно перениматься в других территориальных образованиях.

Таким образом, мы убеждены, что учет возрастных аспектов психологического отношения граждан к налоговым обязанностям позволит оптимизировать работу по повышению налогового правосознания и налоговой культуры россиян.

Литература:

  1. Абакарова Р. Ш. Налоговая культура России//Теория и практика общественного развития. — 2014. — № 6. — С. 148–150.
  2. Кадиалиев М. К. Проблемы правовой культуры и психологии личности в сфере налоговых правоотношений//Вестник Российской правовой академии. — 2010. — № 1. — С. 67–70.
  3. Кон И. С. Психология юношеского возраста. Проблемы формирования личности. — М: Просвещение, 1979. — 90с.
  4. Мосин Е. Ф. Налоговый нигилизм — характерная особенность современного правосознания//Финансы и бизнес. — 2008.- № 4. — С. 121–128.
  5. Сенкевич Л. В., Шагидаева А. Б. Особенности переживания своего возраста пожилыми людьми, проживающими в разных регионах//Системная психология и социология. — 2015. — № 1 (13). — С. 64–72.
  6. Тебуев, А. А. Психолого-акмеологические условия и факторы развития доверия к системе налоговой службы: автореферат дис.... кандидата психологических наук: 19.00.13]. — М., 2013. — 18с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle