Автор: Галиева Айсылу Адибовна

Рубрика: 7. Финансовое право

Опубликовано в

IV международная научная конференция «Право: современные тенденции» (Краснодар, февраль 2017)

Дата публикации: 27.01.2017

Статья просмотрена: 317 раз

Библиографическое описание:

Галиева А. А. Роль профилактики в системе мер по предупреждению налоговых правонарушений [Текст] // Право: современные тенденции: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2017 г.). — Краснодар: Новация, 2017. — С. 73-75. — URL https://moluch.ru/conf/law/archive/225/11773/ (дата обращения: 18.12.2017).



В работе автор выделяет особенности профилактики как меры по предупреждению налоговых правонарушений, определяет цели и методы предупреждения налоговых правонарушений, отмечает направления профилактической деятельности.

Ключевые слова: налоговые правонарушения, профилактика, предупреждение правонарушений, налоговые деликты, налоговые проверки

Предупреждение правонарушений в области налогов и сборов представляет собой сложный, постоянно совершенствующийся и обновляющийся комплекс разнообразных мер предупреждающего характера, оказывающих правовое воздействие на волю, сознание и поведение налогоплательщика (плательщика сборов). Наиболее важным в правовом регулировании предупредительной деятельности в сфере налогов и сборов является внутренняя координация этой деятельности в сочетании с методами убеждения, пропагандой создания оптимальных условий для профилактической деятельности со стороны общественности и иными мерами, осуществляемыми специализированными государственными органами.

В настоящее время в качестве методов предупреждения налоговых правонарушений налоговыми органами преимущественно используются меры, направленные на пресечение налоговых правонарушений. Однако, система предупреждения нарушений законодательства в области налогов и сборов невозможна и без эффективного применения мер культурно-воспитательного характера, активного воздействия на нравственно-психологическое состояние налогоплательщиков, изменение негативного отношения налогоплательщиков к налоговой системе и налоговым органам.

Установлено, что даже значительное увеличение количества проводимых налоговых проверок и доначислений по ним не способствует сокращению задолженности и увеличению объема поступлений налогов и сборов в бюджетную систему Российской Федерации. К основным недостаткам мер пресечения можно отнести непосредственную направленность санкций на последствия уже совершенного налогового правонарушения, не затрагивая при этом причин совершения данных деяний. Тем самым предоставляя налогоплательщику возможность повторного совершения налогового правонарушения, отделавшись лишь уплатой недоимок, пеней и штрафов.

Предусматривается необходимость создания комплекса мер предупреждения, включающего в себя профилактику, пресечение и предотвращение налоговых деликтов. При этом следует основываться на всестороннем анализе причин совершения налоговых правонарушений и оценке деятельности налоговых органов [1, с. 65].

Важнейшим направлением профилактики налоговых правонарушений можно считать устранение пробелов налогового законодательства. Главным правовым источником предотвращения налоговых правонарушений является Налоговый Кодекс Российской Федерации, так как он содержит описание основных моментов, на основе которых налогоплательщик исчисляет и уплачивает налоги и сборы. Следовательно, чем точнее законодательство, тем меньше налоговых правонарушений будет совершено. Для этого создаются Федеральные Законы, Положения, Инструкции, которые уточняют спорные или неясные моменты из Налогового Кодекса Российской Федерации. Совершенствование законодательства о налогах и сборах, должно осуществляться в сторону его максимально возможного упрощения, доступности содержания и легкости усвоения. Противоречия и пробелы налогового законодательства способствуют порождению правового нигилизма среди налогоплательщиков, повышают вероятность совершения ими налоговых правонарушений и преступлений [2, с. 47].

В целях профилактики налоговых правонарушений недостаточно довести до сведения налогоплательщиков усовершенствованный нормативно-правовой акт, важно обеспечить его единообразное понимание и применение всеми субъектами права. Это можно обеспечить информационной деятельностью государства, а именно консультационной работой со стороны государственных структур и пропагандистской роли СМИ, формируя правильное отношение к налоговым обязанностям. Эффективным способом может стать метод поощрения добросовестных налогоплательщиков, стимулирующим налогоплательщиков к более добросовестному исполнению своей обязанности по уплате налогов и сборов. Это может прослеживаться в предоставлении льгот определенным категориям налогоплательщиков, в форме снижения административной и налоговой нагрузки. Важнейшей составляющей деятельности по предупреждению налоговой преступности является индивидуальная профилактика, предполагающую совместную деятельность правоохранительных и налоговых органов в рамках проводимой государством налоговой политики по оказанию корректирующего, воспитательного и профилактического воздействия на лиц, совершивших налоговое правонарушение, и лиц, неоднократно и систематически нарушающих налоговое законодательство с использованием специальных методов профилактического воздействия (метода убеждения, оказания помощи и принуждения т. п.).

Целями предупредительной деятельности в налоговой сфере является укрепление финансовых основ государства, профилактика, стимулирование должного поведения участников налоговых правоотношений, сокращение видов неправомерного поведения и их количества. При этом поддерживается точка зрения тех ученых-исследователей, которые считают, что цель предупредительной деятельности в сфере налогов и сборов может оставаться неизменной, а направления предупредительной деятельности могут изменяться в зависимости от различных условий и обстоятельств [3, с. 149].

Учитывая публичную природу налогов, их роль в формировании доходов бюджетов, все мероприятия должны проводиться преимущественно в общегосударственном масштабе. Деятельность по предупреждению правонарушений в сфере налогов и сборов должна осуществляться как в части преодоления объективно-негативных факторов в развитии экономики, так и субъективного фактора — формирования качеств добросовестного налогоплательщика.

Политика государства в сфере налогового контроля исходит из того, что проверка соблюдения налогоплательщиками налогового законодательства должна служить двум целям: гарантировать должное функционирование системы самостоятельного определения налогоплательщиками своих налоговых обязательств и выявлять и расследовать любые случаи налоговых злоупотреблений. Иначе говоря, налоговые органы при исполнении своих обязанностей в сфере налогового контроля должны помогать и оказывать информационное и иное содействие добросовестным налогоплательщикам, но для тех, кто склонен к налоговым правонарушениям, налоговые проверки должны действовать как инструмент принуждения и наказания.

Главной задачей налоговых проверок является профилактика правонарушений. Помимо профилактической роли налоговые проверки могут играть и репрессивную роль. Тщательные проверки налоговых деклараций могут предотвратить повторение одних и тех же ошибок со стороны налогоплательщика.

В развитых западных странах все большее распространение и все большую поддержку получает точка зрения, что концентрация усилий налоговых органов на непосредственной борьбе против нарушителей налоговых законов малоперспективна и недостаточно эффективна и что необходим перенос внимания на использование мер профилактического характера — реформирование учетной работы, укрепление и совершенствование механизмов превентивного контроля, воспитание налоговой этики и самодисциплины налогоплательщиков. Радикальное улучшение ситуации в этой сфере, как показывает опыт передовых развитых стран, достигается за счет обеспечения большего равенства и справедливости в системе налогообложения, за счет общего упрощения налоговой системы и применяемых методов обложения и отчетности и в результате снижения неоправданно высоких ставок отдельных налогов и сокращения общего налогового бремени населения [4, с. 237].

Таким образом, эффективность предупреждения правонарушений в области налогов и сборов в полной мере зависит от правового регулирования налоговых отношений, соблюдения участниками налоговых отношений предписаний Налогового кодекса РФ и Кодекса об административных правонарушениях, правовых принципов, а также целей и задач предупредительной деятельности. Наиболее важным в правовом регулировании предупредительной деятельности в сфере налогов и сборов является внутренняя координация этой деятельности в сочетании с методами убеждения, пропагандой создания оптимальных условий для профилактической деятельности со стороны общественности и иными мерами, осуществляемыми специализированными государственными органами.

Система предупреждения нарушений законодательства в области налогов и сборов невозможна без эффективного применения мер культурно-воспитательного характера, активного воздействия на нравственно-психологическое состояние налогоплательщиков, изменение негативного отношения налогоплательщиков к налоговой системе и налоговым органам.

Предупредительная деятельность должна быть обеспечена, с одной стороны, мерами государственного принуждения к лицам с девиантным поведением, с другой — ответственностью должностных лиц при исполнении ими своих обязанностей, за строгое соблюдение прав и законных интересов граждан и организаций, подпадающих под сферу предупредительной (профилактической) деятельности [4, с.63].

Правовое воздействие непосредственно на волю, сознание, поведение налогоплательщиков, плательщиков сборов, предотвращение совершения новых правонарушений, сокращение нарушений законодательства о налогах и сборах посредством совершенствования налоговых отношений, правовой регламентации предупредительных мер, использования средств убеждения (профилактика, пропаганда, обучение, критика и др.), изучения международного опыта предупредительной работы и др. является целью предупреждения налоговых правонарушений [4, с. 134].

Дальнейшее развитие налоговой системы и эффективное ее функционирование зависят не только от развития системы налогового администрирования и законодательной базы, но и добросовестного отношения налогоплательщиков к своим обязанностям по уплате налогов. Большая часть налогоплательщиков допускает различные виды налоговых нарушений в силу слабого знания всех законодательных актов и некорректного их толкования, большой трудоемкости в подготовке необходимой налоговой отчетности и других видов взаимодействия с налоговыми органами. Для решения этих проблем предусматривается осуществить целый комплекс мероприятий, в том числе разработку концепции создания комплексной системы налогового образования граждан Российской Федерации и участие в ее реализации, внедрение в практику работы прогрессивных форм и методов информационно-разъяснительной работы с налогоплательщиками с использованием современных технических средств, разработку концепции оказания консультационных услуг налогоплательщикам. Развитие налоговой системы требует совершенствования контроля за уплатой налогов и создания полноценной системы предупреждения налоговых правонарушений путем выявления и устранения причин и условий, способствующих их совершению.

Литература:

  1. Чайковская Н. В. «Деликтологическая модель системы мер предупреждения налоговых правонарушений» // Интеграция учетно- аналитических и налоговых процессов на макро- и микроуровнях; под общ. ред. Л. В. Поповой. — М.: Финпресс, 2010. — 430 с.;
  2. Бугаевская Н. О. «Некоторые проблемы предупреждения налоговых преступлений» // Молодой ученый. — 2011. — № 8. Т.2. — С. 46–49;
  3. Кобзарь-Фролова М. Н. «Теоретические и прикладные основы налоговой деликтологии»: Монография. — М.:ВГНА Минфина России. 2009. — С. 147–155;
  4. Аронов А. В., Кашин В. А. «Налоговая политика и налоговое администрирование»: учеб. пособие. — М.: Магистр, ИНФРА-М, 2013. — 544 с.;
  5. «Административная юрисдикция налоговых органов»: учебник / Е. А. Алехин, Л. М. Ведерников, А. М. Воронов и др.; под ред. М. А. Лапиной. — М.: ВГНА Минфина России, 2012. — 346 с.;
  6. Головин А. Ю. «Налоговый контроль как инструмент предупреждения налоговых правонарушений»: Дис. канд. юрид. наук. — М.: МГЮА; 2005. — С. 134.
Основные термины (генерируются автоматически): налоговых правонарушений, предупреждения налоговых, предупреждения налоговых правонарушений, предупреждению налоговых правонарушений, профилактики налоговых правонарушений, налоговых органов, предупредительной деятельности, налоговых отношений, сфере налогов, предупреждения налоговых правонарушений», налоговых правонарушений налоговыми, совершения налоговых правонарушений, налоговых проверок, пресечение налоговых правонарушений, области налогов, предотвращения налоговых правонарушений, отношения налогоплательщиков, методы предупреждения налоговых, негативного отношения налогоплательщиков, нравственно-психологическое состояние налогоплательщиков.

Ключевые слова

профилактика, налоговые проверки, налоговые правонарушения, предупреждение правонарушений, налоговые деликты

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос