Библиографическое описание:

Зайцева И. С. Адаптация системы бухгалтерского учета и её соответствие международным стандартам // Молодой ученый. — 2010. — №1-2. Т. 1. — С. 188-191.

Выбор и реализация рациональной, экономически обоснованной учетной политики позволяет оказывать влияние на эффективность использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, ускорить оборачиваемость элементов капитала, получить дополнительные внутренние источники финансирования капитальных вложений и оборотных активов, улучшить дивидендную политику, привлечь внешние ресурсы для расширения деятельности.

В настоящее время ценность учетной политики признали даже и судебные органы. Так, Высший Арбитражный Суд РФ подтвердил, что если какой-либо способ расчета налога не утвержден в налоговом законодательстве, то может быть применена методика, разработанная самим налогоплательщиком и прописанная в его учетной политике (Постановление Президиума ВАС РФ от 12 февраля 2008 г. N 6845/07). Конечно, при условии, что эта методика не противоречит нормам законодательства Российской Федерации. Поэтому все применяемые организацией методы определения доходов и расходов, их оценки, распределения и учета, неясно или неоднозначно прописанные в Налоговом кодексе либо не прописанные вообще, должны быть отражены как элементы учетной политики. И если они будут согласованы с другими нормами действующего законодательства, то учетная политика поможет выиграть спор с налоговым органом. Жестко установленного количества пунктов в учетной политики нет. Для каждой организации оно будет свое. Главное - утвердить конкретный вариант учета из возможных и методы (способы) учета, вообще не определенные законодательно.

Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/2008 пришло на смену ПБУ 1/98 и действует с 1 января 2009 г., при этом ПБУ 1/2008, с одной стороны, сохраняет преемственность с ПБУ 1/98 и не предполагает каких-либо кардинальных изменений в части формирования и раскрытия учетной политики. С другой стороны, оно содержит ряд новых положений, которых не было раньше.

При формировании учетной политики теперь можно учитывать правила МСФО. В частности, организация может исходить из Международных стандартов финансовой отчетности, если по конкретному вопросу в нормативных правовых актах не установлены способы ведения бухгалтерского учета (п. 7 ПБУ 1/2008).

Однако не секрет, что работникам учета приходится все чаще сталкиваться с МСФО, требования которых им зачастую незнакомы. Основным «внешним» аргументом в пользу перехода к составлению отчетности на основании МСФО для российских компаний является тот факт, что такой переход должен стать важным шагом на пути обеспечения открытости и прозрачности российских компаний, повышении их конкурентоспособности (в том числе в борьбе за источники финансирования на отечественном и международном рынках капитала), снижения стоимости привлекаемых ими заемных средств, а также общего улучшения состояния финансового рынка России.

Практика применения МСФО доказала, что они позволяют обеспечить максимальную полезность финансовой отчетности для широкого круга пользователей, поскольку изначально разрабатываются как стандарты, позволяющие раскрывать достаточный для всех участников рынка объем информации о компании, ее финансовом положении и финансовых результатах, вследствие чего МСФО-отчетность в большей степени, чем отчетность, составленная по национальным стандартам, может использоваться для оценки и прогнозирования развития компаний, для принятия инвестиционных решений, для оценки деятельности менеджмента, т.е. всех тех факторов, в информации о которых заинтересованы инвесторы.

Очевидно, что наиболее актуален данный аргумент для крупных компаний, которые уже составляют отчетность, основанную на международных стандартах, а также для предприятий среднего бизнеса, имеющих планы развития с привлечением дополнительных источников финансирования.

Что касается «внутренних стимулов» для перехода конкретного хозяйствующего субъекта к составлению отчетности по МСФО, то обычно называют два основных. Первый состоит в том, что отчетность, отвечающая международным стандартам, позволяет дать более объективную оценку не только финансовому состоянию компании, но и эффективности системы управления компанией в целом и отдельными сегментами бизнеса ее в частности, что необходимо не только внешним пользователям, но и менеджменту компании. Второй «положительный» момент, ожидаемый от российских компаний (точнее, от финансово-бухгалтерских служб российских компаний) при переходе на МСФО состоит в том, что применение международно признанных принципов составления отчетности «дисциплинирует» компанию, составляющую и представляющую отчетность, поскольку переход на МСФО предполагает при формировании отчетных форм применение всех стандартов по совокупности (из тех, которые могут быть применены к деятельности конкретной компании), в то время как отчетность, составленная по российским стандартам, зачастую содержит только перечень сведений, содержащихся в рекомендованных формах отчетности, не раскрывая ряд «бесполезных», на первый взгляд, показателей.

Кроме того, переход на составление финансовой отчетности российских компаний на основе стандартов, признанных в большинстве стран мира, способен оказать положительное влияние и на экономику России в целом - приток иностранных инвестиций в российскую экономику; улучшение имиджа российского бизнеса; интеграция экономики России в систему мирохозяйственных связей.

Таким образом, экономические субъекты Российской Федерации, а, соответственно, и их отчетность можно условно разделить на три группы:

·                     Работающие с зарубежными партнерами. Если компания активно сотрудничает с зарубежными партнерами, то отчетность, составленная на понятном им языке, была бы большим плюсом.

·                     Нуждающиеся в кредитных ресурсах. Одним из основных препятствий для роста российских компаний сегодня является нехватка капитала. Поэтому сейчас особенно привлекательны западные рынки капитала с относительно более низкими процентными ставками и наличием долгосрочных кредитов. К данной категории относятся, прежде всего, капиталоемкие предприятия, принадлежащие к наиболее динамично развивающимся отраслям (лизинговые, торговые, промышленные компании).

·                     Имеющие развитую систему корпоративной культуры.

Применение МСФО может быть полезным и для тех российских организаций, которые не собираются пока выходить на западные финансовые рынки. Эффект заключается в обеспечении менеджеров информацией, которая повышает эффективность управления, дает возможность грамотно общаться с рынком и акционерами, укрепляет систему корпоративного поведения, а следовательно, и доверие к менеджменту. Наиболее благоприятный эффект будет иметь применение МСФО в компаниях, где собственник не имеет представителей в руководстве компании и вынужден довольствоваться информацией, получаемой из финансовой отчетности.

При подготовке финансовой отчетности большое значение имеют выбор и применение учетной политики. Данные вопросы раскрыты в МСФО (IAS) 1 «Представление финансовой отчетности» и МСФО (IAS) 8 «Учетная политика, изменения в учетных оценках и ошибки».

Согласно IAS 8 «Учетная политика - это конкретные принципы, основы, соглашения, правила и практика, применяемые организацией для подготовки и представления финансовой отчетности». Соответственно руководство экономического субъекта должно выбирать и применять политику таким образом, чтобы вся финансовая отчетность соответствовала всем требованиям каждого применимого международного стандарта финансовой отчетности.

МСФО (IAS) 1 подчеркивает значимость для пользователей информации о том, какие принципы оценки применялись при подготовке финансовой отчетности. МСФО (IAS) 1 подразумевает необходимость подробного анализа при определении степени детальности сведений, касающихся основных положений учетной политики. В частности, решение о раскрытии данной информации не должно основываться только на размере рассматриваемых сумм. Стандарт отмечает, что сведения о порядке учета некоторых операций могут оказаться важными в связи с характером деятельности компании, даже если суммы по таким операциям за текущий и предыдущий периоды несущественны.

Стандарт также требует раскрывать положения учетной политики в отношении всех существенных операций, по которым МСФО не содержат специфических требований, и которые самостоятельно разрабатываются компанией в соответствии с МСФО (IAS) 8. В данном случае указанный стандарт финансовой отчетности предусматривает иерархию принципов, которыми следует руководствоваться при выборе учетной политики.

Финансовая отчетность, согласно МСФО, должна соответствовать следующим качественным характеристикам: понятность; уместность; существенность; надежность; преобладание сущности над формой; нейтральность; осмотрительность; полнота; сопоставимость.

В учетной политике должны быть раскрыты все принципы и методы, которые приводят финансовую отчетность в соответствие с данными характеристика. Также руководству компании необходимо рассмотреть следующие источники информации:

·                     требования и руководства стандартов и интерпретаций, рассматривающие аналогичные и сходные вопросы;

·                     соответствующие понятия, критерии признания и принципы оценки активов, обязательств, доходов и расходов.

Нормы МСФО (IAS) 1 предписывают представителям коммерческих организаций учитывать при принятии решения о раскрытии тех или иных положений учетной политики следующее требование: будет ли такая информация содействовать пониманию пользователями того, каким образом факты хозяйственной деятельности отражены в представленных в отчетности результатах о финансово-хозяйственной деятельности и в финансовом положении компании. Раскрытие положений учетной политики особенно полезно в тех ситуациях, когда стандарты и интерпретации предоставляют возможность выбора.

Каждая компания должна рассматривать характер своей деятельности и учетную политику, которая, как ожидают пользователи финансовой отчетности, должна быть раскрыта для подобных фирм. Информация о порядке учета некоторых операций может оказаться важной в связи с характером деятельности компании, даже если суммы по таким операциям несущественны.

Выбрав соответствующую учетную политику, экономический субъект должен применять ее последовательно по схожим операциям и событиям. Для пользователей финансовой отчетности важно иметь возможность сравнить финансовые данные за несколько отчетных периодов, чтобы определить тенденции и финансовое положение компании, а также оценить результаты деятельности компании и способность генерировать денежные потоки.

Международный стандарт также требует раскрытия в финансовой отчетности информации об изменениях в учетной политике. Здесь МСФО (IAS) 8 разграничивает изменения, сделанные в соответствии с первым применением стандарта или интерпретации, и изменения в учетной политике, сделанные по собственной инициативе, а также определяет различные требования к раскрытию информации для каждого случая. Если стандарт или интерпретация выпущены, но еще не вступили в силу и не были применены, то необходимо отметить возможность их вероятного влияния на результат.

Практика применения стандарта IAS 8 в отношении изменений положений учетной политики не дает отрицательных результатов ни в случае наличия данных изменений, ни в случае их отсутствия. С одной стороны организации, составляющие отчетность по МСФО, объясняют, что в силу изменения бизнес-среды экономические субъекты Российской Федерации вынуждены достаточно часто корректировать учетную политику. Но такая ситуация считается абсолютно нормальной, и качество отчетности от этого не страдает. Самое главное - обосновать причины таких изменений и разъяснить их конечным пользователям финансовой отчетности. Опыт других организаций, составляющих отчетность по МСФО, показывает, что особых сложностей применение МСФО 8 в настоящее время не вызывает, так как сам стандарт достаточно конкретен и не противоречив. Кроме того, практика применения МСФО в нашей стране пока ограниченна и большинство предприятий свою отчетность по МСФО составляют один - три года. Условия деятельности таких предприятий не успели еще измениться настолько, чтобы необходимо было менять учетную политику или бухгалтерские оценки.

В заключение отметим следующее: несмотря на то, что основные вопросы учетной политики рассматриваются в двух международных стандартах и одном российском положении по бухгалтерскому учету, при ее составлении и применении компания должна принимать во внимание все международные стандарты финансовой отчетности и российские положения по бухгалтерскому учету. В то же время необходимо помнить, что при применении учетной политики всегда будут присутствовать суждения, которые должны быть соответствующим образом раскрыты в примечаниях к финансовой отчетности по МСФО.

Таким образом, несомненно, цели и средства учетной политики – очень важный и необходимый инструмент в нынешних условиях хозяйствования и взаимодействия с контролирующими и другими органами, а также картина состава и содержания бухгалтерской финансовой отчетности любого экономического субъекта.

 

Литература

 

1.            Налоговый кодекс Российской Федерации. Части 1, 2. Принят Государственной Думой 5 августа 2000г. (с изм. и доп.)

2.            Федеральный закон от 21 ноября 1996. - № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»

3.            Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/08»: утв. приказом Минфина РФ № 106н от 6 октября 2008 г.

4.            Постановление Президиума ВАС РФ от 12.02.2008 N 6845/07

5.            Практика применения и возможности составления определенным кругом хозяйствующих субъектов индивидуальной отчетности по МСФО в России //О. Г. Томаревская, «Международный бухгалтерский учет», № 9, сентябрь 2008 г.

6.            Переход на МСФО: неизбежные хлопоты //Е. Галкина, «Московский бухгалтер», № 4, февраль 2007 г.

7.            Трунов А.В. Учет расходов на составление бухгалтерской отчетности по МСФО и проведение ее аудита // Налоговый вестник.-2007.-№3.

8.            Информационно-правовые системы Российской Федерации: «Гарант», «Консультант Плюс»

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle