Библиографическое описание:

Стрункина В. А. Образовательное путешествие как интерактивный метод, способствующий формированию метапредметных результатов во внеурочной деятельности // Молодой ученый. — 2016. — №25. — С. 598-601.



В связи с введением ФГОС второго поколения остро встал вопрос о методах, способствующих формированию различных УУД. Большинство работающих учителей утверждают, что на формирование метапредметных умений в урочной деятельности времени нет, так как основной задачей урока все-таки считают достижение учащимися предметных результатов. Особенно это касается познавательных УУД. В этом призвана помочь внеурочная деятельность.

И, если во внеурочной деятельности общеинтеллектуального, художественно-эстетического и спортивно-оздоровительного направлений на это могут работать множество различных методов, то общекультурное направление все еще сводиться к проведению курсов в форме экскурсий, на которых всего лишь осуществляется трансляция информации о культурных объектах.

В этом может помочь образовательное путешествие, которое можно рассматривать и как форму и как метод.

Образовательное путешествие — особая форма, нацеленная на знакомство с некоторым количеством объектов и осознание их значения для культуры и истории государства.

Образовательное путешествие — это педагогический метод, позволяющий преобразовывать окружающую среду в среду развития личности посредством «распредмечивания» объектов окружающего мира — выявления культурных смыслов, значений, образов, которые в них заложены и являются отражением мировидения и мироощущения человека.

Основное отличие образовательного путешествия от экскурсии в том, что учащийся не получает знания в готовом виде от экскурсовода, а находит информацию самостоятельно, рассматривая, анализируя увиденные объекты.

Таким образом, в образовательном путешествии учащийся выступает не как объект обучения, а как его активный субъект. Педагогу же отводится роль наблюдателя, помощника.

Этот метод призван научить ребенка видеть объекты культуры, анализировать их элементы, устанавливать связи между отдельными культурными и природными объектами, делать выводы, то есть ориентироваться в мире искусства и природы.

Анализ сущностных характеристик метода, описанных Е. Н. Коробковой и Л. К. Ермолаевой, позволил сформулировать, что познание мира в образовательном путешествии строится в определенной логике, обеспечивающей формирование основных УУД:

‒ определение совместно с учащимися идеи или проблемы путешествия, осмысление которой актуально для современного школьника, способно «повести» его по пути познания — регулятивные и познавательные УУД;

‒ идет не от изложения готовых истин к их иллюстрации, в качестве которой выступают памятники культурного наследия, а, наоборот, — от личных ощущений и наблюдений к обобщению и формированию новых представлений — личностные УУД, включающие смыслообразование и нравственно-этическое оценивание;

‒ основывается на активной и самостоятельной деятельности участников путешествия, что позволяет превратить исследование объекта в личное переживание, связанное с определенными усилиями, с поиском и открытием — системно-деятельностный подход в обучении;

‒ предполагает соединение разных видов деятельности в процессе исследования — визуальное наблюдение, тактильное и моторное восприятие, поиск и анализ информации, постановка опытов и экспериментов — регулятивные УУД, связанные с прогнозированием, контролем, коррекцией результата освоения и познавательные УУД;

‒ предполагает свободу выбора источников получения информации об объектах окружающего мира — регулятивные и познавательные УУД.

Метод образовательного путешествия схож с методом проектов. Учащиеся самостоятельно осуществляют поиск информации (в данном случае получая ее знакомясь с объектом как текстом культуры), самостоятельно анализируют, делают выводы.

Этапы подготовки к образовательному путешествию:

  1. Постановка цели (проблемы). Идея путешествия должна быть понятна и актуальна для учащихся. Подбор реально существующих объектов, находящихся в зоне доступности. Составление маршрутного листа. В маршрутном листе необходимо указать объекты исследования (при их указывании стоит давать учащимся четкие ориентиры или приложить карту), порядок действий учащихся и поставить вопросы, на которые нужно будет ответить в ходе исследования.
  2. Непосредственно исследовательская работа учащихся. Удобнее проводить ее в группах.
  3. Подведение итогов путешествия. Учащиеся должны будут выяснить общее между исследуемыми объектами и сделать вывод о решении поставленной задачи.

Таким образом образовательное путешествие будет интересно учащимся, так как дает им определенную свободу действий и мысли, в то же время этот метод способствует формированию ключевых метапредметных умений учащихся.

Технологическая карта, которая раздается учащимся, выглядит в виде таблицы, состоящей из двух столбцов. В первом указаны вопросы, на которые должны ответить учащиеся, анализируя указанный объект, а вторая остается пустой для записи ответов детей.

Пример образовательного путешествия для младших школьников.

Образовательный маршрут врамках курса внеурочной деятельности «Отечество нам Царское Село» для учащихся 3 класса

«Ворота Царского Села».

Учащимся предстоит образовательное путешествие по Царскому селу.

Детям выдана карта с указанием улиц и пометками остановок и объектов. Кроме того, у учащихся есть возможность получать дополнительную информацию из сети Интернет через планшетные компьютеры.

  1. Вы находитесь на пересечении Софийского бульвара и улицы Глинки. Пройдя прямо по Софийскому бульвару, вы увидите два одинаковых здания желтого цвета, расположенных по обеим сторонам улицы. Осмотрите их.

Как называется улица, на которой они поставлены?

Определите, элементами чего эти здания являются?

Кто является архитектором этих зданий и решетки между ними?

Жилые ли это здания в настоящий момент? Какими атрибутами они украшены?

Как вы считаете, почему они поставлены именно здесь?

Чем раньше они могли являться? Чем являются сейчас?

Дети должны узнать Московские ворота, расположенные на Московском шоссе.

Из надписи на доске узнают, что одним из создателей ворот был архитектор В. А. Глинка.

Определяют, что в настоящий момент они не жилые, но изначально в них предусматривалось нахождение людей.

По военной атрибутике делают вывод, что строительство ворот связано с армией.

Из справочной литературы узнают, что Московские ворота раньше являлись сторожевыми форпостами.

Делают вывод о том, что ворота поставлены при въезде в Царское Село на дороге, связывающей Москву и Санкт-Петербург.

  1. Пройдя дальше, по Софийскому бульвару до Садовой улицы вы увидите решетку Екатерининского парка.

Что представляет собой решетка парка в этом месте?

Подойдите к воротам, осмотрите их.

Что собой они представляют?

Выясните, что написано на воротах.

Есть ли через ворота вход в парк?

Попробуйте определить, из какого материала выполнены эти ворота.

Какими атрибутами украшена решетка Екатерининского парка в этом месте? К какой эпохе нас отсылают эти атрибуты?

Как вы думаете, кого или что могут прославлять эти ворота?

Дети подходят к воротам «Любезным моим сослуживцам».

Выясняют, что через них в парк входа нет. Рассмотрев украшение решетки парка по обе стороны от ворот, делают вывод о том, что они являются частью решетки парка.

Ворота представляют собой чугунные колонны.

Осмотрев украшения решетки и прочитав надпись на воротах, делают вывод о том, что строительство ворот было связано с прославлением русских войск (наподобие триумфальных арок в Древнем Риме).

  1. Пройдите по Садовой улице и сверните на улицу Парковую направо. Пройдя до пересечения с Красносельским шоссе, по правой стороне вы увидите вход в Екатерининский парк. Чем он обозначен?

Осмотрите ворота. Из какого материала они выполнены?

Что написано на воротах: прочитайте надписи с обеих сторон. Кому они посвящены? В связи с какими событиями?

Выясните, кто архитектор.

Как вы думаете, почему настолько дорогостоящее строение посвящено одному человеку?

Дети доходят до Орловских ворот. Выясняют, что выполнены они из дорогостоящего материала — мрамора.

Прочитав надпись на воротах, выясняют, что посвящены они графу Орлову, который помогал людям справляться с эпидемией чумы.

  1. Зайдите в парк. Пройдя через парк, вы выйдите к Екатерининскому дворцу. Обойдите его. Вы увидите, как оформлен парадный вход во двор Екатерининского дворца.

Осмотрите ворота.

Что вы видите за воротами?

С помощью каких элементов они связаны со зданием Екатерининского дворца?

Чем украшены эти ворота? Какие материалы использовались?

Какие элементы ковки вы увидели? Символами чего они являются? О чем это свидетельствует?

Для всех ли предусмотрен был вход через эти ворота?

Дети подходят к воротам парадного двора Екатерининского дворца. Выясняют, что они являются элементом ансамбля Екатерининского дворца при помощи каменных колонн, выполненных в том же стиле, что и дворец.

Делают вывод о том, что эти ворота предваряли вход в императорский дворец, т. к. в их декоре использовалось золото и украшены они государственными символами (короной и гербом).

Предназначались въезда во двор самой Екатерины IIи важных посетителей дворца.

  1. Как связаны между собой все увиденные вами сооружения? Одно ли у них предназначение?

Дети анализируют информацию обо всех увиденных объектах.

Делаю вывод о том, что ворота могут являться и въездом в город, и элементом решетки, посвященным героизму, и входом в парк, отражающим благосклонность власти к одному человеку, и парадным входом во двор дворца, предназначенным не для всякого человека.

Дополнительные источники информации для учащихся:

  1. http://gorod-pushkin.info/sights
  2. Гурьева Н. А. Детям о Царском Селе и Павловске. — СПб.: Паритет, 2011.
  3. Первушина Е. В. Царское Село. — СПб.: Паритет, 2009.

Литература:

  1. Ермолаева Л. К. Система краеведческого образования в школах Санкт-Петербурга. Концепция. Программы учебных курсов. Образцы итоговых заданий. — СПб, СМИО Прес, 2009.
  2. Коробкова Е. Н. Образовательное путешествие как педагогический метод: историко-педагогический аспект проблемы // Содержание образования: исторический и современный опыт. Материалы V научно-практической конференции 23 апреля 2002 г. — СПб.: СПбАППО, 2003.
  3. Нуриджанова Е. Л. Образовательное путешествие как один из методов формирования общекультурных и профессиональных компетенций в практике обучения будущего педагога. http://www.vspc34.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=1388
  4. Образовательное путешествие как проект. http://grantproject.ru/publ/konferencija_po_proektnoj_dejatelnosti/obshhie_voprosy_proektnoj_dejatelnosti_v_obrazovanii/obrazovatelnoe_puteshestvie_kak_proekt_iz_opyta_raboty/17–1-0–268

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle