Анализ стратегии развития электронного университета в Республике Узбекистан | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №25 (129) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 22.11.2016

Статья просмотрена: 55 раз

Библиографическое описание:

Шаисламова, М. Р. Анализ стратегии развития электронного университета в Республике Узбекистан / М. Р. Шаисламова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 25 (129). — С. 432-435. — URL: https://moluch.ru/archive/129/35613/ (дата обращения: 27.04.2024).



Быстрое развитие и распространение новейших информационных и телекоммуникационных технологий приобретает сегодня характер глобальной информационной революции, которая оказывает растущее влияние на политику и экономику, управление и финансы, науку и культуру, и другие сферы жизнедеятельности общества в рамках государственных границ и в мире в целом. Стремительное внедрение современных компьютерных технологий и коммуникационных служб, быстрое распространение локальных и глобальных коммуникационных сетей создают принципиально новое качество мирового информационного обмена и инструментов воздействия на массовое сознание, усиливая значение социально-психологических и культурно-информационных аспектов глобализации.

Современный Узбекистан является частью мирового экономического сообщества, поэтому происходящие интеграционные процессы на международном рынке требуют от хозяйствующих субъектов не только вхождения в информационное общество на национальном, но и на мировом уровне.

Первый президент Республики Узбекистан И. А. Каримов отметил «Опыт самых развитых государств постоянно напоминает нам известную истину — мир не стоит на месте, реформирование и демократизация общества, модернизация и обновление страны — это не разовый, одномоментный, а непрерывно продолжающийся процесс. Тем более если учесть, что мы живем в XXI веке — веке глобализации и Интернета, когда первостепенное значение приобретает уровень интеллектуального труда, растут масштабы и острота конкурентной борьбы на мировом рынке».

В современных условиях стремительного развития технологий и постоянного увеличения объема информации возрастают требования к образовательному и профессиональному уровню специалистов. Если раньше образование получали на всю жизнь, то сегодня необходимо учиться в течение всей жизни. Способность к беспрерывному обучению становится основным качеством, определяющим конкурентоспособность человека на рынке труда. Деятельность современного высшего учебного заведения имеет многопрофильный характер, и создание системы обучения на основе информационных технологий является сложной комплексной задачей, требующей решения многих организационных и технологических задач.

Электронное образование сегодня занимает прочную позицию, наряду с традиционными способами и формами, дополняя классические способы обучения. На мировом рынке образовательных услуг, доля электронных форм обучения ежегодно только растет. Тенденция к развитию дистанционных систем обучения во всем мире не является временным явлением, связанным с популярностью компьютерных и Интернет — технологий. Реалии современного мира диктуют необходимость непрерывного профессионального совершенствования, дополнительного образования и освоения быстро обновляющихся специальных знаний. Столь интенсивное систематическое обучение современному человеку трудно совместить с полной занятостью в своей профессиональной деятельности. Единственным решением в такой ситуации становится электронная форма обучения или повышение квалификации. В этом причина столь быстрой интеграции дистанционного образования в традиционные образовательные системы во всех странах. По расчетам аналитиков, объем рынка электронного обучения к концу 2015 года составит 107 миллиардов долларов. Высокие темпы внедрения систем электронного образования в мире объективно обусловлены развитием современных информационно-коммуникационных технологий.

Сегодня Узбекистан стоит на пороге создания конкурентоспособной, динамически развивающейся экономики, основанной на знаниях, ключевую роль в подготовке рабочей силы республики для деятельности в условиях информационной экономики будут играть инвестиции в образование и, особенно, в информационно-компьютерные технологии.

Первый президент Республике Узбекистан И. А. Каримов одним из первых среди лидеров стран СНГ определил необходимость коренного, по этапного реформирования системы образования. Реформирование системы образования подразумевает поиск новых, наиболее эффективных образовательных технологий, способствующих повышению качества и эффективности образования. Среди них необходимо выделить использование информационных технологий и электронное обучение. Информационные технологии внедряются во все области образования учебного процесса, административного управления, научную сферу.

Система образования Республики Узбекистан призвана обеспечить каждому гражданину свободный и открытый доступ к образованию на протяжении всей его жизни, с учетом его интересов, способностей и потребностей. Задачу равного права и непрерывности образования государство решает через многоступенчатую систему образования и определяет как отдельный важный этап систему повышения квалификации и переподготовки кадров.

Конституция Республики Узбекистан гарантирует гражданам право на образование. Это право реализуется в соответствии с Законом Республики Узбекистан «Об образовании». А в скором будущем с учетом потребностей и возможностей личности оно может быть реализовано и в Электронной форме. Но для этого необходимы разработки высококачественных электронных учебных материалов, соответствующих отечественным программам и стандартам.

«Закон об Образовании» Республики Узбекистан закрепляет правовые основы обучения и профессиональной подготовки граждан и определяет обязательность внедрения «в учебный процесс прогрессивных форм обучения и новых педагогических технологий, технических и информационных средств обучения» (Статья 26 Закона.).

В Положении о высшем образовании отмечается, что одной из основных задач высшего образования является, задача по введению в практику интерактивных методов обучения, новых педагогических и информационных технологий, методик и средств самообразования и индивидуализации обучения, системы дистанционного образования.

При фонде «Истеъдод» первого президента Республики Узбекистан 26 августа 2003 года был организован центр дистанционного обучения.

Деятельность центра дистанционного обучения направлена на развитие и модернизацию систем науки и образования Республики Узбекистан, удовлетворения потребностей общества, создания условий для внедрения и развития информационных технологий, подготовку квалифицированных, морально и культурно совершенных кадров.

Государственная политика в области информатизации направлена на создание национальной информационной системы с учетом современных мировых тенденций развития и совершенствования информационных ресурсов, информационных технологий и информационных систем.

Одним из направлений реализации Концепции развития информатизации в Республике Узбекистан от 12 мая 2005 г. № 11 является Электронное образование.

Основные задачи данного направления:

‒ внедрение и использование компьютерной техники и информационных технологий в учебных процессах;

‒ обеспечение доступа учебных учреждений к сети Интернет;

‒ формирование образовательных информационных ресурсов, в том числе электронных библиотек, электронных методических пособий и учебников;

‒ внедрение системы дистанционного обучения.

Реализация этих задач будет способствовать повышению качества процесса образования в общеобразовательных, средних профессиональных и высших учебных заведениях.

Эффективное применение новых технологий в образовательном процессе способствует не только значительной экономии финансовых, в том числе валютных ресурсов, но и отличается значительной экономической эффективностью по сравнению с традиционным обучением, снижая стоимость обучения и повышая его результативность, что исключительно важно и соответствует политике ресурсосбережения нашего государства. Электронное образование способствует повышению эффективности процесса обучения за счет применения разнообразных наглядных (визуальных), текстовых и звуковых средств материалов.

Новые интерактивные методы обучения позволяют выработать индивидуальный подход к студенту с учетом его способностей. Более того, диалоговый режим «студент-преподаватель», «студент-студент» являясь компонентом электронного обучения, способствует активизации процесса обучения и повышает его интенсивность. Все это приводит к быстрому усвоению и запоминанию материала. При этом студенты получают возможность работать с текстами лекции, конкретных ситуаций, другими материалами электронного учебника, используя средства анимации, голосового сопровождения, гиперссылок, просматривая их, по необходимости, вновь и вновь.

При использовании информационных технологии, возможностей администрирования дистанционных методов обучения повышается эффективность управления процессом обучения, так как совершенствуется возможность контроля в процессе всего обучения. С внедрением информационных технологий в процессе управления обучением создаются все новые информационные банки данных, в том числе по содержанию образования, педагогическим технологиям, аналитическим материалам.

Во исполнение закона Республики Узбекистан «Об информатизации», министерствами народного образования и высшего и среднего специального образования был разработан и принят целый ряд нормативных документов и программ, осуществлены мероприятия по формированию информационной сети, созданию информационных ресурсов и применению ИКТ в образовательном процессе.

Министерствами и ведомствами, общественными объединениями Узбекистана проводится целенаправленная работа по развитию информационно-коммуникационных технологий и услуг в сфере образования, духовно-нравственного воспитания молодежи. В данном направлении приняты меры по объединению и систематизации создаваемых в Интернете информационных ресурсов образовательной и молодежной направленности в единую информационную сеть «ZiyoNET», к которой подключены все образовательные учреждения страны.

К Национальной сети «Электронное образование» подключено более 160 объектов учреждений высшего образования, что позволило создать необходимые условия для внедрения в систему образования методов дистанционного обучения, широкого комплекса иных информационно-коммуникационных услуг для учащихся и молодежи республики.

В целях дальнейшего развития и широкого внедрения во всех отраслях экономики и сферах жизни страны современных информационно-коммуникационных технологий, обеспечения ускоренного развития информационных ресурсов, систем и сетей, а также стимулирования расширения спектра оказываемых интерактивных государственных услуг субъектам предпринимательства и населению принято Постановление Президента Республики Узбекистан от 27 июня 2013 г. № ПП-1989 «О мерах по дальнейшему развитию Национальной информационно-коммуникационной системы Республики Узбекистан».

В соответствии с вышеуказанным постановлением утверждена Комплексная программа развития Национальной информационно-коммуникационной системы Республики Узбекистан, включающая реализацию в течение 2013–2020 годах 17 проектов по развитию телекоммуникационных технологий, сетей и инфраструктуры связи республики на общую сумму 2,1 трлн. сум; и 28 мероприятий и проектов по созданию комплексов информационных систем и баз данных, системы «Электронное правительство».

Министерство высшего и среднего специального образования в Узбекистане работает над внедрением информационно-коммуникационной технологии в работу вузов. Началась реализация проекта, которым предусмотрен создание так называемого «электронного университета», который поможет в дальнейшем провести сокращение бумажного оборота документами и расширить возможности информационно-коммуникационных систем в функционировании учебных заведений. При этом система будет устроена таким образом, что специалисты министерства смогут в любое время запрашивать и оперативно получать из вуза статистическую информацию, необходимую для принятия административных решений. Кроме того, внедрение «электронного университета» предполагает расширение интерактивных услуг, представляемых в системе высшего образования. В 2014 году уже внедрена первая — не поступившие абитуриенты могут получить документы по почте, запросив их через Единый портал интерактивных услуг.

Создание единой образовательной информационной среды в Республики Узбекистан позволит повысить качество образования, обеспечить равные возможности на получение образования всех уровней и ступеней, интегрировать информационное пространство Республики Узбекистан в мировое образовательное пространство. Использование средств новых информационных технологий кардинально преобразует систему образования, позволит подготовить подрастающее поколение к жизни и профессиональной деятельности в новых условиях формирующегося глобального информационного общества.

Основные термины (генерируются автоматически): Узбекистан, высшее образование, дистанционное обучение, система, электронное образование, электронное обучение, дальнейшее развитие, дистанционное образование, мировой рынок, Национальная информационно-коммуникационная система.


Похожие статьи

Актуальность и развитие дистанционного обучения...

Мы расскажем о некоторых проектах по дистанционному образованию. Проект «Tempus-TACIS» — «Дистанционное обучение в Узбекистане» («Ўзбекистонда масофада ўєитиш тизими», «Long Distance Teaching System in Uzbekistan»...

Перспективы развития дистанционного образования...

Перспективы развития дистанционного образования в Узбекистане. Автор: Низомхонов Санжархон Эркинхон угли.

Указ Президента Республики Узбекистан УП-3080 «О дальнейшем развитии компьютеризации и информационно-коммуникационных технологий» от 30 июня...

Образование в Республике Узбекистан: модернизация...

Это позволяет активно внедрить в систему образования методы дистанционного обучения, широкий комплекс информационно-коммуникационных услуг для учащейся молодежи страны.

Анализ мирового рынка дистанционного образования

Бурное развитие рынка дистанционного образования и его доступность обеспечило быстрый рост слушателей, получающих образование с помощью электронного обучения уже в 2005 году число слушателей, обучающихся по программам e-learning...

История развития дистанционного обучения в России

Развитие дистанционного образования в России. В нашей стране дистанционное обучение стало развиваться в 1917 году, после революции. В Советском Союзе появилась система образования, которая основывалась на консультациях.

Обзор рынка систем дистанционного обучения в России и мире

В конце двадцатого века появилось достаточно эффективное и перспективное направление в инженерно-экономическом образовании дистанционное обучение. В последние годы в Европе, а затем и в России распространился термин e-learning...

Анализ российского рынка дистанционного образования

Огромный толчок в развитии дистанционных технологий оказало развитие персональных компьютеров и создание сети Интернет. В последние годы появился термин «e-learning», обозначающий электронное обучение с использованием технологий Интернета.

Стратегия формирования электронного университета...

Одной из таких услуг является электронное дистанционное онлайн обучение.

Развитие системы будет способствовать продвижению новых образовательных, информационных и коммуникационных технологий на мировой рынок, что даст экономический эффект и...

Интеграция системы электронного обучения в образовательной...

E-learningсистема электронного обучения при помощи информационных, электронных технологий. Развитие электронного обучения должно стать элементом политики государства.

Похожие статьи

Актуальность и развитие дистанционного обучения...

Мы расскажем о некоторых проектах по дистанционному образованию. Проект «Tempus-TACIS» — «Дистанционное обучение в Узбекистане» («Ўзбекистонда масофада ўєитиш тизими», «Long Distance Teaching System in Uzbekistan»...

Перспективы развития дистанционного образования...

Перспективы развития дистанционного образования в Узбекистане. Автор: Низомхонов Санжархон Эркинхон угли.

Указ Президента Республики Узбекистан УП-3080 «О дальнейшем развитии компьютеризации и информационно-коммуникационных технологий» от 30 июня...

Образование в Республике Узбекистан: модернизация...

Это позволяет активно внедрить в систему образования методы дистанционного обучения, широкий комплекс информационно-коммуникационных услуг для учащейся молодежи страны.

Анализ мирового рынка дистанционного образования

Бурное развитие рынка дистанционного образования и его доступность обеспечило быстрый рост слушателей, получающих образование с помощью электронного обучения уже в 2005 году число слушателей, обучающихся по программам e-learning...

История развития дистанционного обучения в России

Развитие дистанционного образования в России. В нашей стране дистанционное обучение стало развиваться в 1917 году, после революции. В Советском Союзе появилась система образования, которая основывалась на консультациях.

Обзор рынка систем дистанционного обучения в России и мире

В конце двадцатого века появилось достаточно эффективное и перспективное направление в инженерно-экономическом образовании дистанционное обучение. В последние годы в Европе, а затем и в России распространился термин e-learning...

Анализ российского рынка дистанционного образования

Огромный толчок в развитии дистанционных технологий оказало развитие персональных компьютеров и создание сети Интернет. В последние годы появился термин «e-learning», обозначающий электронное обучение с использованием технологий Интернета.

Стратегия формирования электронного университета...

Одной из таких услуг является электронное дистанционное онлайн обучение.

Развитие системы будет способствовать продвижению новых образовательных, информационных и коммуникационных технологий на мировой рынок, что даст экономический эффект и...

Интеграция системы электронного обучения в образовательной...

E-learningсистема электронного обучения при помощи информационных, электронных технологий. Развитие электронного обучения должно стать элементом политики государства.

Задать вопрос